Напоминание

"Использование метода проектов в ДОУ"


Автор: Белая Оксана Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР д/сад "Дельфин"
Населённый пункт: город Абакан республика Хакасия
Наименование материала: Статья
Тема: "Использование метода проектов в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Белая Оксана Петровна

МБДОУ "ЦРР - детский сад "Дельфин"

г. Абакан

«Использование метода проектов в ДОУ»

. С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира,

который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем

хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно

ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают

педагоги. Сегодня в науке и практике интенсивно отстаивается взгляд на ребенка, как на

саморазвивающуюся систему, при этом усилия взрослых должны быть направлены на

создание условий для саморазвития детей.

Большинство педагогов осознают необходимость развития каждого ребенка как

самоценной личности, но затрудняются в определении факторов, влияющих на

успешность продвижения ребенка в образовательном процессе.

Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых,

способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является

технология проектирования, как одна из форм планирования и организации работы,

влияющую на формирование компетентности педагогов, выработку у них

исследовательских умений, развитие креативности, прогнозирования, поиска

инновационных средств и, таким образом, повышающую качество образовательного

процесса.

Внедрение в практику технологию - метод проекта, позволяет изменить стиль работы с

детьми: повысить детскую самостоятельность, активность, любознательность, развить у

детей творческое мышление, умение находить выход из трудной ситуации, становиться

увереннее в своих силах, вовлечь родителей и других членов семей в образовательный

процесс дошкольного учреждения.

Поэтому в образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер

сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги, а также привлекаются

родители и другие члены семьи.

Метод проектов может быть адаптирован ко всем возрастным группам, необходимо только

учитывать психолого-физиологические особенности детей, понимать интересы

дошкольников на данном этапе.

Так, в работе с детьми младшего дошкольного возраста педагог может использовать

подсказку, наводящие вопросы? А детям старшего дошкольного возраста необходимо

предоставлять больше самостоятельности.

Проекты классифицируются по разным признакам.

Наиболее существенным является доминирующий вид деятельности. В практике ДОУ

используются следующие типы проектов:

Исследовательские: осуществляется исследовательский поиск, результаты которого

оформляются в виде какого-либо творческого продукта (газеты, драматизации, картотеки

опытов, детского дизайна, кулинарной книги и пр.). Предполагают проверку некого

предположения (гипотезы) с использованием метода познания (наблюдение, эксперимент)

например. «Почему дети болеют?», «Что мы знаем о воде», « Как растет горох?»;

Ролево-игровые: это проект с элементами творческих игр, когда дети входят в образ

персонажей сказки и по своему решают поставленные проблемы. В основе таких проектов

лежит сюжетно- ролевая игра и дети активно включаются в них., охотно выполняют роли.

Например, «Моя любимая игрушка», «В гостях у сказки»;

Информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию о каком-то

объекте, явлении из разных источников, а затем реализуют её, ориентируясь на

социальные интересы: оформление дизайна группы, квартиры, и т.п. Например « Дворец

для Золушки»

Творческие: как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной

деятельности участников. Результаты оформляются в виде детского праздника, выставки.

Например «Путешествие в лето» ,спектакль для малышей ;

Практические: связаны с работой на достижение значимого результата. Например,

благоустройство группы, оформление клумбы и уход за ней;

Другими признаками классификации являются:

Состав участников (групповой, подгрупповой, личный, семейный, парный и пр.)

Продолжительность (краткосрочный – несколько занятий, 1–2 недели, средней

продолжительности – 1–3 месяца, долгосрочный – до 1 года)

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте - это:

- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

- активизация желания искать пути решения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

- формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические

опыты).

В старшем дошкольном возрасте - это:

- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью

взрослого, а затем и самостоятельно.

Этапы работы над проектом:

I этап разработки проекта – целеполагание: воспитатель выносит проблему на обсуждение

детям.

II этап работы над проектом представляет собой разработку совместного плана действий

по достижению цели. Сначала проводится общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что

они уже знают об определённом предмете или явлении. Воспитатель фиксирует ответы на

большом листе ватмана, чтобы группа могла их видеть. Для фиксации ответов лучше

использовать условные схематические символы, знакомые и доступные детям. Затем

воспитатель задает второй вопрос: «Что мы хотим узнать?» Ответы снова фиксируются,

причём независимо от того, что они могут показаться глупыми или нелогичными. Здесь

важно, чтобы педагог проявил терпение, уважение к точке зрения каждого ребенка,

тактичность по отношению к нелепым высказываниям малышей. Когда все дети

выскажутся, воспитатель спрашивает: «Как нам найти ответы на вопросы?» Отвечая на

данный вопрос, дети опираются на свой личный опыт.

Решением поставленного вопроса могут выступать различные мероприятия: чтение книг,

энциклопедий, обращение к родителям, специалистам, проведение экспериментов,

тематических экскурсий.

После составления совместного плана действий начинается III этап работы над проектом –

его практическая часть. Дети исследуют, экспериментируют, ищут, творят. Для

активизации детского мышления воспитатель предлагает решить проблемные ситуации,

головоломки, развивая тем самым пытливость ума. Необходимо, чтобы педагог умел

создавать такую ситуацию, когда ребёнок должен что-то познать самостоятельно,

догадаться, попробовать, придумать. Среда вокруг ребёнка должна быть как бы

незаконченной, незавершённой. Особую роль в данном случае играют уголки по

познавательно-практической деятельности.

Заключительным, IV этапом работы над проектом является презентация проекта.

Презентация может проходить в различных формах в зависимости от возраста детей и

темы проекта: итоговые игры-занятия, игры-викторины, тематические развлечения,

оформление альбомов, фотовыставок, мини-музеев, творческих газет.

Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что

взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже

провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный

проект, при этом не переусердствовать с опекой и помощью родителей. Воспитатель

выступает как организатор детской продуктивной деятельности, он источник информации,

консультант, эксперт. Он – основной руководитель проекта и последующей

исследовательской, игровой, художественной, практико-ориентированной деятельности,

координатор индивидуальных и групповых усилий детей в решении проблемы. При этом

взрослый выступает партнером ребенка и помощником в его саморазвитии.

Направленность проектной деятельности в ДОУ многогранна.

Знания, полученных детьми в ходе проектов, успешно применяются в повседневной

жизни, режимных моментах.

Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению

самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе

сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Метод проекта

способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей.



В раздел образования