Напоминание

Использование педагогических технологий в образовательном процессе


Автор: Попова Татьяна Владимировна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МБОУ " СОШ № 26 с углублённым изучением отдельных предметов"
Населённый пункт: город Ижевск, Удмуртская республика
Наименование материала: Педагогическая герменевтика
Тема: Использование педагогических технологий в образовательном процессе
Раздел: полное образование





Назад




Педагогическ

ая

герменевт

ика

Учитель истории МБОУ «СОШ №26 с углублённым изучением отдельных предметов»

Попова Татьяна

Владимировна

Герменевтика -

метод в педагогике, в основе которого идея воздействия

механизмов чтения и интерпретации текстов на сознание человека,

на способы его мышления и миропонимания.

Задача герменевтики – постижение смыслов, интерпретация и

истолкование текстов.

Один из принципов: принцип наложения контекстов науки, культуры и

жизненного опыта, в результате чего возникает личностное понимание

общекультурных смыслов.

Основные положения герменевтики:

- Сочетание познания с самопознанием;

- Сочетание логико-научного и художественно-эстетического подходов;

- Опора в понимании на диалог как необходимое условие познания;

- Центральная проблема герменевтического учения – проблема понимания.

« Понимание никогда не представляет собой завершённого, статичного состояния

ума. Когда мы осознаём себя участвующими в процессе проникновения, мы

достигаем большего понимания, чем тогда, когда ощущаем завершённость

работы нашего разума».

Уайтхед

Первый уровень

понимания

Второй уровень

понимания

Третий уровень

понимания

Выяснение значения

слов, выявление

ключевых слов,

составление

ассоциативных

цепочек.

Восстановление смыслов,

определённых автором,

постановка познавательных

задач.

Переживание смысла

(почему я так понял?),

понимание духовного мира

исторической эпохи,

соотнесение текста с

контекстом культуры.

Фрагмент урока, посвящённого средневековой эпохе.

Тема: католицизм, святые.

Вопрос: почему история основателя монашеского ордена Франциска

Ассизского интересна современным людям? Что значит посмотреть на мир

глазами святого человека?

Первый уровень понимания.

Что такое радость для вас лично? Что такое радость в понимании Франциска

Ассизского? Сравнительный анализ завершился выводом: люди независимо

от исторической эпохи стремятся понять, что такое гармония, радость не

зависит от материальных благ. Но есть и различия: для нас радость

получить то, что нам не хватает, а Франциск умеет радоваться за других, она

всегда с ним.

Второй уровень понимания.

По мнению автора, радость – это любовь к людям, прощение. «Франциск

учит нас быть благодарными миру. Если посмотреть на мир глазами

святого исчезает всё раздражение и злоба, потому что чувствуешь

только сочувствие и любовь к людям. Личность его всё ещё не раскрыта,

каждый хочет разгадать эту загадку».

Третий уровень понимания.

Ученики становятся соавторами, благодаря диалогу с автором появились

собственные тексты и рисунки. «Сегодня я проснулась не от звона будильника, а

от пения птиц. Сегодня я самый счастливый человек, я стала замечать

маленькие радости, оказывается их много в нашей жизни».

Францисканцы действительно жили в

евангельской бедности.

Францисканцы шли в мир -- к людям,

проповедь, обращенная к народу,

значила не меньше молитвы, обращенной

к Богу.

Монашеские ордена накопили

к XIII веку огромные богатства

Монахи удалялись от мира и

предавались размышлениям и

молитвам за стенами монастырей.

Отличия францисканцев от

монашеских орденов

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

.



В раздел образования