Напоминание

"Блокфлейта. От простого к сложному"


Автор: Бойкова Ольга Фёдоровна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "Школа искусств Центрального района"
Населённый пункт: г.о. Тольятти
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: "Блокфлейта. От простого к сложному"
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Школа искусств Центрального района»

городского округа Тольятти

Методические рекомендации

для преподавателей музыкальных школ и школ искусств

«БЛОКФЛЕЙТА.

ОТ ПРОСТОГО К СЛОЖНОМУ»

АВТОР:

Преподаватель МБУ ДО

«Школа искусств Центрального района»

г. о. Тольятти

БОЙКОВА ОЛЬГА ФЁДОРОВНА

Тольятти 2020

ОТ СОСТАВИТЕЛЯ

В

связи

с

возрождением

в

20

веке

блокфлейты

в

Европе

Германии,

Англии, позднее и в России для домашнего и школьного музицирования, также в

церковной

музыке)

возникла

настоятельная

необходимость

в

методической

литературе

по

этому

инструменту.

Многочисленные

опубликованные

работы

ученых, специалистов России по музыкальным инструментам не рассказывают о

блокфлейте или ограничиваются упоминанием о существовании инструмента до

середины 18 века. Информация, изложенная в специализированной справочной

литературе,

отличается

крайней

лаконичностью.

Изданная

литература

по

блокфлейте за рубежом (в частности, в Германии) в России не опубликована. В

сборниках пьес для детей авторы в предисловии, редко и лаконично рассказывая

об

инструменте,

в

текстах

пояснений

ограничиваются

целями

начального

обучения игре на блокфлейте. Таким образом, отсутствуют ответы на многие

вопросы.

В настоящее время роль этого инструмента возросла. Он используется как

вспомогательный в детских учебных заведениях дополнительного образования.

Поэтому

возникла

настоятельная

необходимость

рассказать

о

блокфлейте

подробнее.

Предлагаемое

методическая

работа

обосновывает

актуальность

темы,

рассказывает историю, дает описание конструкции, раскрывает аппликатурную

систему,

содержит

информацию

о

процессе

звукообразования,

технических

возможностях.

В связи со спецификой начального обучения на профессиональных духовых

инструментах,

даются

некоторые

методические

указания.

Анализируется

опубликованная

в

России

литература

по

данному

инструменту,

а

также

рассказывается

о

проблеме

начального

обучения

на

духовых

в

музыкальной

школе.

ВВЕДЕНИЕ

«Жизнь человека не вечна и она жестко диктует условия профессионального

созревания еще в молодые годы» - пишет народный артист РСФСР, профессор

Т.

А.

Докшицер

(3,38).

Специфика

музыкально-исполнительского

искусства

требует

начинать

обучение

музыке

с

самого

раннего

детства.

В

тоже

время

профессиональные

духовые

инструменты

в

силу

разных

обстоятельств

не

доступны к обучению детей в 6-7 лет.

В

методических

трудах

специалистов

по

духовым

инструментам

указан

возраст,

с

которого

рекомендуется

начинать

обучение.

Так

профессор

С.В.

Розанов писал: «Возраст для начала обучения, в зависимости от физического

развития, рекомендуется с 12 до 18 лет (смотря по выбору инструмента), на

флейте, трубе, валторне возможно начало обучения с 12 лет; на гобое, кларнете -

от 14 лет; на тромбоне не ранее 18 лет» (цитата по книге Б. Дикова «Методика

обучения игре на духовых инструментах», Москва - 1962, с.62). В то же время (как

исключение) некоторые выдающиеся исполнители на духовых начинали обучение

на инструментах с 10-летнего возраста (М. Табаков, М. Иванов, В. Солодуев).

Профессор

Б.

Диков

пишет:

«...

наиболее

подходящий

возраст

для

начала

обучения игре на духовых инструментах - 11-12 лет» (2, 65). Однако же и этот

возраст для обучения музыке является запоздалым. Поэтому неудивительно то,

что

созревание

музыканта-исполнителя

на

духовом

инструменте

в

процессе

профессионального обучения отставало, скажем, от пианистов или скрипачей.

Педагоги-методисты предлагали различные пути решения проблем. Одни

предлагали

подготовку

духовиков

начинать

с

обучения

игре

на

фортепиано,

другие на скрипке, третьи пению в детском хоре. Использовались разновидности

инструментов. Так флейтисты обучали детей на флейте-пикколо, кларнетисты на

инструментах строев Es, С, B. Этот способ не является лучшим, главным образом,

потому, что малые размеры (разновидности инструментов) не синоним легкости

обучения и игры.

Начальный

период

обучения

на

духовых

были

темами

научных

исследований, докладов специалистов на форумах духовиков, специальных работ.

Многие пришли к мысли о том, что обучение целесообразно начинать с наиболее

доступного для детей, начиная с 6-7-летнего возраста, музыкального инструмента,

в

котором

принципы

игры

были

бы

максимально

приближены

к

игре

на

профессиональном

инструменте.

Именно

таким

инструментом

оказалась

блокфлейта.

В России обучение на этом инструменте в музыкальной школе началось 35

лет назад в Москве. Приоритет принадлежит И.Ф. Пушечникову - профессору

класса

гобоя

ГМПИ

им.

Гнесиных.

Впервые

обучающиеся

на

блокфлейте

учащиеся продемонстрировали свое мастерство в качестве иллюстрации к докладу

профессора

на

Всесоюзной

научно-практической

конференции

музыкантов-

исполнителей на деревянных духовых инструментах, которая проходила с 1-6

ноября

1982

года

в

Московской

Государственной

консерватории

им.

П.И.

Чайковского(5). К настоящему времени этот инструмент получил распространение

в России и используется в музыкальных школах в качестве вспомогательного для

подготовки к обучению на профессиональных духовых.

В период перестройки в бывшем СССР были изданы ряд сборников пьес для

блокфлейты, адресованных для начинающих обучение. В 1987 году издательством

«Музыка»

(Москва)

была

выпущена

первая

и

единственная

«Школа

игры

на

блокфлейте»

автора

И.Ф.

Пушечникова.

В

1991

году

И.

Оленчик

издал

«Хрестоматию для блокфлейты» (изд-во «Современная музыка», Москва) - пьесы,

этюды и ансамбли.

Однако

многие

сборники

пьес

были

изданы

небольшим

тиражом

и

в

настоящее

время

стали

библиографической

редкостью.

Преподаватели,

обучающие детей на этом инструменте, вынуждены сами выполнять работу по

сочинению

инструктивного

материала

и

переложению

художественных

произведений для своих учеников. Для этого нужны знания — что можно и что

нельзя

требовать

от

инструмента

и

от

обучающихся

на

блокфлейте.

В

музыкальных

учебных

заведениях

программы

курсов

не

предусматривают

изучение

этого

инструмента.

Обучают

игре

на

блокфлейте,

как

правило,

специалисты

по

другим

духовым

инструментам,

что

требует

приобретения

дополнительной специализации. Для этого требуются знания по всему кругу тем.

Таким образом, актуальность темы не вызывает сомнение.

ИНСТРУМЕНТ

Блокфлейта — один из самых древних духовых инструментов, знакомых

человечеству. В Европе она известна с 11-го века. Существовали блокфлейты

различных размеров (до 250 см) и строев. В европейских странах единый тип

инструмента сложился в эпоху Ренессанса, тогда же он нашел применение в

профессиональной музыке. В качестве солирующего и оркестрового инструмента

блокфлейта использовалась вплоть до 2-й половины 18 века. Для нее писали

музыку выдающиеся композиторы. Достаточно вспомнить концерты Вивальди,

сонаты

Генделя,

камерные

ансамбли

Телемана,

кантаты

Баха.

Его

же

Бранденбургские концерты №2 и №4 написаны именно для этого музыкального

инструмента или с участием блокфлейты.

Доктор искусствоведения С.Я. Левин писал: «Несмотря на несомненные

симптомы начинающегося упадка продольной флейты, у Вивальди, Генделя, Баха

мы находим высочайшие образцы интерпретации этого инструмента и вершину

развития его выразительных возможностей. До 1750 года под названием «Флейта»

в партитурах сольных и ансамблевых партий имеется в виду именно флейта

продольная, применение же поперечной флейты требовало пометки «traverse» или

«allemange» (7). В дальнейшем она была вытеснена поперечной флейтой, которая

обладает более широкими исполнительскими возможностями. Продольная флейта

была забыта вплоть до 20 века.

Из

семейства

блокфлейт

наибольшее

распространение

получила

сегодня

блокфлейта

сопрано.

Благодаря

небольшому

размеру,

относительной

простоте

игры она оказалась самой доступной для детей. Сегодня этот инструмент широко

используется

также

в

общеобразовательных

целях,

как

средство

массового

приобщения к музыке.

На

протяжении

веков

конструкция

этого

инструмента

существенно

не

изменилась.

Современная

блокфлейта

не

отличается

от

инструмента

эпохи

барокко.

УХОД ЗА ИНСТРУМЕНТОМ

Учащийся

обязан

знать

правила

по

уходу

за

блокфлейтой.

Инструмент

следует после каждого занятия тщательно протирать специальными протирками.

Наиболее

распространенные

пластмассовая

палочка

с

продолговатым

отверстием, в которое вставляется тряпочка, обмотанная вокруг палочки. Палочка

вставляется в воздухопроводящий канал и с помощью вращательных и иных

движений

удаляется

влага

со

стенок

канала.

Это

соответствует

требованиям

гигиены. В инструментах изготовленных из дерева удаление влаги предохраняет

от возможных трещин, которые могут образовываться вдоль ствола инструмента.

Крайне

нежелательно

на

одном

инструменте

играть

двум

или

нескольким

учащимся.

Деревянная блокфлейта требует особого ухода. Эксплуатация блокфлейты -

нагрузка на инструмент. Она должна возрастать постепенно, начиная от 20-30

минут в день, увеличивая ее не более чем на 10 минут в неделю. Перед занятиями

необходимо погреть блокфлейту дыханием или руками. В жаркое время года, а

также

новые

инструменты,

рекомендуется

смазывать

внутренние

стенки

воздухопроводящего канала специальным маслом.

АППЛИКАТУРНАЯ СИСТЕМА

Аппликатурная

система

базируется

на

До-мажорном

диатоническом

звукоряде,

который

обеспечивается

восемью

звуковыми

отверстиями.

Для

извлечения

альтерированных

звуков

и

высокого

регистра

используется

«вилочная» аппликатура и сложные аппликатурные комбинации, состоящие из

системы закрытых и открытых звуковых отверстий.

Во время игры используются восемь пальцев — по четыре в каждой руке.

Большой палец правой руки служит для поддержания инструмента во время игры

и является одной из точек опоры инструмента и в игровом процессе не участвует.

Мизинец левой руки, который не используется в игре, может применяться в

определенных случаях в качестве точки опоры. Отверстие на тыльной стороне,

обслуживаемое

большим

пальцем

левой

руки,

одновременно

служит

для

облегчения процесса передувания.

Блокфлейта (также как флейта, гобой, фагот) принадлежит к инструментам

так

называемым

«октавирующим».

Аппликатура

звуков

частичных

тонов

(обертонов), получаемых врезультате первого передувания та же, что и основного

тона.

Для

достижения

чистоты

того

или

иного

тона,

аппликатура

звуков,

получаемых в результате второго или третьего передувания, является предметом

экспериментирования в поисках наиболее приемлемых комбинаций. Поэтому в

методических пособиях даны различные варианты аппликатуры того или иного

звука.

Многообразие

аппликатуры

расширяет

творческие

возможности

для

исполнителя. Выбор тональности, виртуозные пассажи должны быть увязаны с

удобством

аппликатурных

переходов.

К

своему

инструменту

ученик

должен

привыкнуть.

Поэтому

недопустимо

обучающемуся

использовать

различные

инструменты.

Диапазон блокфлейты сопрано немного более двух октав до первой октавы

— ми-фа третьей октавы.

ТЕХНИКА ИГРЫ

Виртуозная игра на блокфлейте связана с применением, главным образом,

диатонического звукоряда и удобством аппликатуры. Она имеет ограниченный

отрезок звукоряда диапазона инструмента от до первой октавы до соль-ля второй

октавы.

На

блокфлейте

легко

доступны

гаммообразные

и

арпеджиообразные

виртуозные пассажи в тональностях до мажор, ля минор. Каждый инструмент

индивидуален и подбор аппликатуры альтерированных и крайне верхних звуков

является предметом экспериментирования.

С целью выработки необходимого автоматизма неудобные аппликатурные

переходы

требуют

работы

над

собой.

Достижение

конечного

результата

есть

исполнительское

мастерство.

Необходимо

помнить,

что

удобная

аппликатура

помогает

быстрее

овладеть

необходимыми

приемами

игры,

преодолевать

технические трудности, развивать пальцевую беглость, виртуозность. Кроме того,

звуки диатонического звукоряда интонационно наиболее точны, качественны, в

сравнении с альтерированными звуками, извлекаемыми с помощью «вилочной»

аппликатуры

и

сложных

комбинаций.

Наиболее

легко

выполнимы

те

трели,

которые связаны с поднятием (опусканием) одного пальца. Чем больше занято

пальцев, тем труднее трель. Трель не выполнима, если в ее извлечении участвуют

несколько пальцев обеих рук, особенно в движениях «вразнобой».

На блокфлейте легко удаются быстрые стаккатные пассажи на различных

звуках. В частности, легко удается двойное и тройное стаккато. На инструменте

возможен

прием

фруллато.

Легко

выполнимы

те

тремоло,

где

в аппликатуре

используются

пальцы

одной

руки

параллельно

поднимаемые

(опускаемые).

Возможен прием «динамического» вибрато.

Пишущий музыку для этого инструмента должен учитывать следующее.

Применение

динамических

нюансов

номинально.

Реальное

же

применение

динамических оттенков крайне ограничено. При активизации дыхания интонация

искажается в сторону повышения. При ослаблении дыхания, наоборот, интонация

понижается. Поэтому в художественных произведениях необходимо использовать

такие

динамические

оттенки,

которые

связаны

с

природой

блокфлейты.

В

частности, звуки первой октавы целесообразны в тихих нюансах, второй — в

средних

и

третьей

в

громких.

При

поступенном

восходящем

движении

естественно

будет

получаться

крешендо

и,

наоборот,

при

нисходящем

диминуэндо. Применение крайних верхних звуков ненадежно и не желательно, по

причине

их

образования

от

третьего

или

четвертого

обертона.

Их

звучание

отличается резкостью и пронзительностью.

НЕКОТОРЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Главный принцип обучения - «от простого к сложному». Роль блокфлейты,

как

инструмента

вспомогательного

для

подготовки

к

обучению

на

профессиональном

духовом

инструменте

в

музыкальной

школе,

по

нашему

мнению,

должна

ограничиваться

определенными

рамками

применения

исполнительских

и

выразительных

средств,

которые

используются

на

профессиональных духовых. К ним относятся средства, связанные с качеством

звука (интонация, тембр), средства технического порядка (пальцевая беглость,

техника дыхания, техника языка) и общемузыкальными средствами выражения

(музыкальная фразировка, динамика, штрихи, аппликатура).

Учеба на блокфлейте в музыкальной школе может служить началом общего

процесса профессионального обучения. Основной задачей здесь является закладка

«музыкального

фундамента»,

на

котором

должно

базироваться

дальнейшее

развитие

учащегося.

На

этом

этапе

он

должен

приобщиться

к

музыкальной

культуре, ознакомиться с лучшими ее образцами, получить основы правильного

восприятия музыки. Для этих целей учащимся, в частности, необходимо посещать

концерты

симфонического

оркестра,

специально

организованные

для

детей.

Начальный

период

обучения

важен

и

в

воспитательном

отношении

формировании

взглядов

на

жизнь,

выявлении

определенных

черт

характера,

определении морально-этических норм поведения и т. д.

На первых уроках педагог должен рассказать, показать, также закреплять

навыки, связанные с общей постановкой (правильным положением инструмента,

головы, рук, пальцев и др.), изучать нотное письмо, практиковать читку нот с

листа с использованием простейших метроритмических структур. Общее развитие

музыкальных

способностей

связано

с

сольфеджио,

роль

которого

трудно

переоценить.

Для

развития

выразительности

звука,

техники

дыхания

полезно

играть т.н. выдержанные (педальные) звуки.

Важнейшим

условием

успешной

работы

педагога

с

начинающими

музыкантами

является

правильные

взаимоотношения

между

педагогом

и

учеником.

Структура

урока

должна

складываться

из

проверки

и

повторения

пройденного материала, сообщения новых знаний и их закрепления, определения

учебных заданий.

Переход на профессиональный духовой инструмент должен осуществляться

при

условии

достаточной

физической

готовности,

освоения

основных

исполнительских и выразительных средств во время обучения на блокфлейте. При

выборе

инструмента

принимается

во

внимание

желание

ученика,

степень

приспособленности исполнительского аппарата к тому или иному инструменту и

физические данные.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.

Березин В. «Начальный период обучения игре на духовых инструментах в

связи

с

возрастными

особенностями

учащихся»

кн.

«Музыкальное

исполнительство и педагогика», изд-во «Музыка». М.. 1991, с.143-154)

2.

Диков Б. «Методика обучения игре на духовых инструментах» (Гос. муз.

изд-во, М, 1962)

3.

Докшицер Т. «Из записной книжки трубача» ( М.1995)

4.

Левин С. «Духовые инструменты в истории музыкальной культуры» (Л.,

1973)

5.

Материалы научно-практической конференции музыкантов-исполнителей на

деревянных

духовых

инструментах,

прошедшей

1-6

ноября

1982

года

в

Московской Государственной консерватории им. П.И. Чайковского

6.

«Музыкальный

энциклопедический

словарь»

(изд-во

«Советская

энциклопедия», М., 1991)

7.

Пистон У. «Оркестровка» (изд-во «Советский композитор», М., 1990)

8.

Пушечников И. «Школа игры на блокфлейте» (изд-во «Музыка», М., 1987)

9.

Федотов А. «Методика обучения игре на духовых инструментах», (изд-во

«Музыка», М., 1975)



В раздел образования