Автор: Воронцова Лариса Анатольевна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: МБОУ ДО "Детская школа искусств"
Населённый пункт: город Пыть-Ях, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра
Наименование материала: доклад
Тема: Пробуждение творческих способностей у детей на уроках хореографии.
Раздел: дополнительное образование
Доклад преподавателя Воронцовой Ларисы Анатольевны на тему:
Пробуждение творческих способностей у детей на уроках хореографии.
Что и говорить, танцевать любят все - взрослые и дети. Неважно, по
правилам человек танцует или двигается, как умеет. В любом случае танец -
это удовольствие. Причем ощущение радости приобретает новые нюансы в
зависимости от того, какой танец человек исполняет ‒ веселый или
романтичный, нежный или страстный.
Танец нельзя свести просто к движениям под музыку или без нее, это и
проявление
нашей
индивидуальности
и
неповторимости,
история,
рассказанная с помощью чувств через движения.
Настоящий танец - это больше чем танец, это целое мировоззрение.
Оттачивая свое танцевальное искусство, мы находим свой стиль не только в
танце, но и вообще в жизни. Само собой совершается маленькое чудо, -
ребенок через танец начинает смотреть на мир другими глазами. Его
проблемы не исчезают, но воспринимать их он начинает по-другому, гораздо
более позитивно.
Танец пробуждает творческие способности и дает возможность через
гармонию движений эти способности реализовать. В процессе изучения
танцевальных упражнений у ребенка повышается самооценка. Он начинает
верить в то, что способен чего-то добиться, что-то сделать красиво. Видя
довольное лицо преподавателя, когда его ученик преодолевает очередную
трудность в освоении танца, обучающийся понимает, - он нравится! Значит,
он нужен, его ценят!
Одним из условий на моих уроках является внимательное, доброжелательное
отношение к начинающему танцору, умение внушить ему веру в его
возможности, создание ситуации успеха. Пусть ребенок никогда не станет
артистом и хореографом, но он на протяжении всей своей жизни будет
вспоминать эти уроки, его первое восприятие музыки и грациозных
движений под руководством любящих педагогов. Артистизм присущ
человеческой природе, особенно детской. Многие из нас с годами теряют это
качество. Многие взрослые даже в компании близких друзей стесняются что-
то спеть, а уж тем более станцевать. Наши дети не должны расти
закомплексованными, такого ни в коем случае нельзя допустить! Лучше
присоединяйтесь к выступлениям своего ребенка хотя бы в качестве зрителя,
когда он дома устраивает свой «сольный концерт». От этого выиграют все.
Ведь поощряя в ребенке артистизм, мы меняемся сами. Но самое главное у
маленьких артистов возрастает уверенность в себе, повышается самооценка,
на полную мощность начинает работать абстрактное мышление и образное
восприятие мира. А мама и папа смогут гордиться творчески развитым
ребенком.
Танец - это жизнь! Главное отличие детского танца от взрослого – в сюжетно
игровом решении. Игра присутствует в жизни детей и всегда им сопутствует.
В игровых и сюжетных танцах есть возможность развивать фантазию.
Особенности
сюжетного
танца
создают
благоприятные
условия
для
возникновения и развития танцевального творчества у детей начальных
классах.
Сюжетные танцы – это танцы, которые всегда хорошо воспринимаются
обучающимися, но с точки зрения постановки – наиболее сложные. Все части
драматургии
четко
просматриваются:
экспозиция,
завязка,
развитие
действия, кульминация, развязка. Костюм четко соответствует персонажу.
Сюжетные танцы предполагают и атрибутику в детском танце – это валенки,
ведра, цветы и т.д. Привлекательность сюжетного танца обусловлена его
особенностями:
образным
перевоплощением
исполнителей,
разнохарактерностью
персонажей
и
их
общением
между
собой
в
соответствии с сюжетным развитием. Благодаря этим особенностям я создаю
своеобразные игровые ситуации, побуждающие детей к творчеству и,
следовательно, способствующие его развитию. Сюжетное развитие помогает
ребенку видеть в танце особую форму «рассказа» и воспринимать
выразительные движения как специфические средства, передающие его
содержание, т.е. выступающие в качестве своеобразного языка.
Музыкальные произведения, которые я использую для сюжетных танцев,
содержат яркие и узнаваемые образы, доступные детям по содержанию,
близкие их жизненному опыту и выраженные простыми ясными средствами,
побуждающие к движению, подсказывающие его. Работа над сюжетным
танцем я начинаю с рассказа сюжета будущей постановки учащимся, с
восприятия
музыкального
материала.
Игрушки,
атрибуты,
декорации
побуждают детей к более выразительному исполнению. Это помогает им
представить ситуацию, чтобы воссоздать ее в движениях. Работа над
выразительностью
исполнения
начинается
сразу
же
после
первого
знакомства обучающегося с движением и продолжается на протяжении всех
этапов его освоения.
Обучаю я детей на доступном для них материале и в доступных для них
формах. В частности, учу детей контролировать и оценивать свою
деятельность. Сами же себя они объективно оценивать не умеют. Своих
одноклассников они оценивают куда более взыскательно, чем себя. Для этого
я формирую у детей умения самоконтроля.
Например: «Ты, это движение исполняешь гораздо лучше, чем неделю назад.
Молодец!». Для формирования положительного отношения к предмету
важно закрепить эту радость от успеха. Приучаю воспитанников оценивать
не только результаты своей работы, но и результаты работы своих
одноклассников, для чего практикую взаимоконтроль, взаимопроверки.
Систематическое сочетание самооценки и коллективной оценки (когда весь
коллектив оценивает работу каждого) и оценки преподавателя, способствуют
началу формирования у детей умения объективно оценивать свою работу.
Разумеется, это получает дальнейшее развитие в старшем возрасте.
Танец и музыка, переплетены друг с другом. Основными средствами
музыкально-ритмического воспитания являются специально разработанные
двигательные действия, выполняемые в соответствии с особенностями
музыки. Это упражнения, танцы и игры. Все это невозможно без основных
знаний музыкальной грамоты. Основы музыкальной грамоты и слушание
музыки включают в себя понятия о средствах музыкальной выразительности
(ритме, темпе, динамике). Эти знания необходимы для сознательного
восприятия музыкального произведения. В процессе систематического
слушания и анализа музыкальных произведений, у детей развиваются
музыкальные способности и художественный вкус. Движения, исполняемые
под
музыку,
позволяют
обучающимся
глубже
понять
музыкально-
двигательный образ, развивают способность выполнять упражнения в
определенном ритме и темпе, в соответствии с содержанием и построением
музыкального произведения. При этом развиваются внимание, зрительная и
двигательная память, понимание музыки, музыкальный слух, чувство ритма,
музыкальная
восприимчивость.
Движения
носят
разный
характер
и
выполняют определенную задачу, которая зависит от целей занятия. Они
также учат ориентироваться в пространстве при коллективном исполнении
заданий. Помогают детям научиться владеть своим телом, координации
движения, правильной осанки, учат владеть любым предметом.
Следовательно, движения помогают мне развивать у детей чуткость к
музыкальному сопровождению, что развивает умение слушать музыку и
понимать ее «язык». Систему упражнений строю «от простого к сложному»,
с учетом возрастных особенностей детей и их музыкально-выразительных
навыков.
Детям полезно заниматься хореографией, так как именно она помогает
выработать чувство ритма, обрести растяжку, пластичность, гибкость.
Помогает обрести уверенность в себе, своих силах, своей красоте уже в
раннем возрасте. В танце ребенок постепенно развивается как личность,
энергия которого направлена на саморазвитие в первую очередь.
Формирование у детей творческих способностей является чрезвычайно
важной составляющей развития гармоничной и всесторонне развитой
личности, что является конечной целью процесса обучения.
Таким образом, мы можем утверждать, что занятия хореографией
играет значительную роль в становлении художественно-творческих
способностей обучающихся.