Напоминание

Пробуждение творческих способностей у детей на уроках хореографии.


Автор: Воронцова Лариса Анатольевна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: МБОУ ДО "Детская школа искусств"
Населённый пункт: город Пыть-Ях, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра
Наименование материала: доклад
Тема: Пробуждение творческих способностей у детей на уроках хореографии.
Раздел: дополнительное образование





Назад




Доклад преподавателя Воронцовой Ларисы Анатольевны на тему:

Пробуждение творческих способностей у детей на уроках хореографии.

Что и говорить, танцевать любят все - взрослые и дети. Неважно, по

правилам человек танцует или двигается, как умеет. В любом случае танец -

это удовольствие. Причем ощущение радости приобретает новые нюансы в

зависимости от того, какой танец человек исполняет ‒ веселый или

романтичный, нежный или страстный.

Танец нельзя свести просто к движениям под музыку или без нее, это и

проявление

нашей

индивидуальности

и

неповторимости,

история,

рассказанная с помощью чувств через движения.

Настоящий танец - это больше чем танец, это целое мировоззрение.

Оттачивая свое танцевальное искусство, мы находим свой стиль не только в

танце, но и вообще в жизни. Само собой совершается маленькое чудо, -

ребенок через танец начинает смотреть на мир другими глазами. Его

проблемы не исчезают, но воспринимать их он начинает по-другому, гораздо

более позитивно.

Танец пробуждает творческие способности и дает возможность через

гармонию движений эти способности реализовать. В процессе изучения

танцевальных упражнений у ребенка повышается самооценка. Он начинает

верить в то, что способен чего-то добиться, что-то сделать красиво. Видя

довольное лицо преподавателя, когда его ученик преодолевает очередную

трудность в освоении танца, обучающийся понимает, - он нравится! Значит,

он нужен, его ценят!

Одним из условий на моих уроках является внимательное, доброжелательное

отношение к начинающему танцору, умение внушить ему веру в его

возможности, создание ситуации успеха. Пусть ребенок никогда не станет

артистом и хореографом, но он на протяжении всей своей жизни будет

вспоминать эти уроки, его первое восприятие музыки и грациозных

движений под руководством любящих педагогов. Артистизм присущ

человеческой природе, особенно детской. Многие из нас с годами теряют это

качество. Многие взрослые даже в компании близких друзей стесняются что-

то спеть, а уж тем более станцевать. Наши дети не должны расти

закомплексованными, такого ни в коем случае нельзя допустить! Лучше

присоединяйтесь к выступлениям своего ребенка хотя бы в качестве зрителя,

когда он дома устраивает свой «сольный концерт». От этого выиграют все.

Ведь поощряя в ребенке артистизм, мы меняемся сами. Но самое главное у

маленьких артистов возрастает уверенность в себе, повышается самооценка,

на полную мощность начинает работать абстрактное мышление и образное

восприятие мира. А мама и папа смогут гордиться творчески развитым

ребенком.

Танец - это жизнь! Главное отличие детского танца от взрослого – в сюжетно

игровом решении. Игра присутствует в жизни детей и всегда им сопутствует.

В игровых и сюжетных танцах есть возможность развивать фантазию.

Особенности

сюжетного

танца

создают

благоприятные

условия

для

возникновения и развития танцевального творчества у детей начальных

классах.

Сюжетные танцы – это танцы, которые всегда хорошо воспринимаются

обучающимися, но с точки зрения постановки – наиболее сложные. Все части

драматургии

четко

просматриваются:

экспозиция,

завязка,

развитие

действия, кульминация, развязка. Костюм четко соответствует персонажу.

Сюжетные танцы предполагают и атрибутику в детском танце – это валенки,

ведра, цветы и т.д. Привлекательность сюжетного танца обусловлена его

особенностями:

образным

перевоплощением

исполнителей,

разнохарактерностью

персонажей

и

их

общением

между

собой

в

соответствии с сюжетным развитием. Благодаря этим особенностям я создаю

своеобразные игровые ситуации, побуждающие детей к творчеству и,

следовательно, способствующие его развитию. Сюжетное развитие помогает

ребенку видеть в танце особую форму «рассказа» и воспринимать

выразительные движения как специфические средства, передающие его

содержание, т.е. выступающие в качестве своеобразного языка.

Музыкальные произведения, которые я использую для сюжетных танцев,

содержат яркие и узнаваемые образы, доступные детям по содержанию,

близкие их жизненному опыту и выраженные простыми ясными средствами,

побуждающие к движению, подсказывающие его. Работа над сюжетным

танцем я начинаю с рассказа сюжета будущей постановки учащимся, с

восприятия

музыкального

материала.

Игрушки,

атрибуты,

декорации

побуждают детей к более выразительному исполнению. Это помогает им

представить ситуацию, чтобы воссоздать ее в движениях. Работа над

выразительностью

исполнения

начинается

сразу

же

после

первого

знакомства обучающегося с движением и продолжается на протяжении всех

этапов его освоения.

Обучаю я детей на доступном для них материале и в доступных для них

формах. В частности, учу детей контролировать и оценивать свою

деятельность. Сами же себя они объективно оценивать не умеют. Своих

одноклассников они оценивают куда более взыскательно, чем себя. Для этого

я формирую у детей умения самоконтроля.

Например: «Ты, это движение исполняешь гораздо лучше, чем неделю назад.

Молодец!». Для формирования положительного отношения к предмету

важно закрепить эту радость от успеха. Приучаю воспитанников оценивать

не только результаты своей работы, но и результаты работы своих

одноклассников, для чего практикую взаимоконтроль, взаимопроверки.

Систематическое сочетание самооценки и коллективной оценки (когда весь

коллектив оценивает работу каждого) и оценки преподавателя, способствуют

началу формирования у детей умения объективно оценивать свою работу.

Разумеется, это получает дальнейшее развитие в старшем возрасте.

Танец и музыка, переплетены друг с другом. Основными средствами

музыкально-ритмического воспитания являются специально разработанные

двигательные действия, выполняемые в соответствии с особенностями

музыки. Это упражнения, танцы и игры. Все это невозможно без основных

знаний музыкальной грамоты. Основы музыкальной грамоты и слушание

музыки включают в себя понятия о средствах музыкальной выразительности

(ритме, темпе, динамике). Эти знания необходимы для сознательного

восприятия музыкального произведения. В процессе систематического

слушания и анализа музыкальных произведений, у детей развиваются

музыкальные способности и художественный вкус. Движения, исполняемые

под

музыку,

позволяют

обучающимся

глубже

понять

музыкально-

двигательный образ, развивают способность выполнять упражнения в

определенном ритме и темпе, в соответствии с содержанием и построением

музыкального произведения. При этом развиваются внимание, зрительная и

двигательная память, понимание музыки, музыкальный слух, чувство ритма,

музыкальная

восприимчивость.

Движения

носят

разный

характер

и

выполняют определенную задачу, которая зависит от целей занятия. Они

также учат ориентироваться в пространстве при коллективном исполнении

заданий. Помогают детям научиться владеть своим телом, координации

движения, правильной осанки, учат владеть любым предметом.

Следовательно, движения помогают мне развивать у детей чуткость к

музыкальному сопровождению, что развивает умение слушать музыку и

понимать ее «язык». Систему упражнений строю «от простого к сложному»,

с учетом возрастных особенностей детей и их музыкально-выразительных

навыков.

Детям полезно заниматься хореографией, так как именно она помогает

выработать чувство ритма, обрести растяжку, пластичность, гибкость.

Помогает обрести уверенность в себе, своих силах, своей красоте уже в

раннем возрасте. В танце ребенок постепенно развивается как личность,

энергия которого направлена на саморазвитие в первую очередь.

Формирование у детей творческих способностей является чрезвычайно

важной составляющей развития гармоничной и всесторонне развитой

личности, что является конечной целью процесса обучения.

Таким образом, мы можем утверждать, что занятия хореографией

играет значительную роль в становлении художественно-творческих

способностей обучающихся.



В раздел образования