Напоминание

«Самостоятельная деятельность как мотивация к познанию нового».


Автор: Малеева Галина Ивановна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: Тольяттинский политехнический колледж Самарской области
Населённый пункт: г Тольятти Самарской области
Наименование материала: статья
Тема: «Самостоятельная деятельность как мотивация к познанию нового».
Раздел: среднее профессиональное





Назад




«Самостоятельная деятельность как мотивация к познанию нового».

Современное общество ставит перед школой задачу подготовки выпускника знающего,

мыслящего, умеющего самостоятельно добывать и применять знания на практике, что

нашло отражение в таких нормативных документах, как «Государственная концепция

модернизации российского образования на период до 2010 года», «Федеральный компонент

государственного стандарта общего образования». На смену главной образовательной

задаче – сформировать прочную систему знаний – пришла задача научить учащихся

самостоятельно получать знания, делать самостоятельные выводы на основе этих знаний,

ориентироваться в быстро растущем потоке всевозможной информации, прививать

подрастающему поколению стремление к познавательной самостоятельности, развивать

творческое

мышление.

В

связи

с

решением

проблем

современного

образования

осуществляется поиск содержания, форм, методов, средств обучения, обеспечивающих на

практике более широкие возможности саморазвития, самореализации личности. Одним из

таких средств обучения и является самостоятельная работа учащихся. Этой проблеме и

посвящается моя работа «Самостоятельная деятельность как мотивация к познанию

нового».

В психолого – педагогической литературе достаточно многосторонне освещены

аспекты проблемы формирования умений самостоятельной учебной работы. Некоторые

ученые (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А. Маслоу, Н.Ф. Талызина, К.Г. Юнг)

рассматривают вопрос о месте и роли самостоятельности в формировании человеческой

личности. В.В. Давыдов, В.С. Мерлин, Д.Б. Эльконин говорят о необходимости и важности

формирования самостоятельности. Б.П. Есипов, П.И. Пидкасистый, Н.Э. Унт посвящают

свои работы определению сущности понятия «самостоятельная работа». Но во всех

исследованиях

подчеркивается

принципиальная

возможность

повышения

качества

обучения

за

счет

применения

самостоятельной

работы

в

учебном

процессе.

Актуальность этой проблемы бесспорна, т. к. знания, умения, убеждения нельзя передать

от учителя к учащемуся только через слово учителя. Процесс передачи должен включать в

себя знакомство с информацией, восприятие, самостоятельную переработку, осознание,

принятие этих знаний, готовность и способность применить их и обогатить в случае

необходимости. Данная работа посвящена проблеме организации самостоятельной работы

учащихся с использованием новых приемов, методик в условиях современного личностно -

ориентированного урока русского язык.

Цель моей работы - формирование навыков самостоятельной

деятельности учащихся с использованием новых приемов, методик в

условиях современного личностно - ориентированного урока русского

языка.

Исходя из этого, я ставлю перед собой следующие задачи:

мотивировать учащихся на самостоятельную работы;

создать условия для самостоятельной работы;

вооружить учащихся методами и приёмами самостоятельной работы;

показать, что самостоятельная работа- шаг к знаниям.

Учитывая, что объектом изучения - является самостоятельная работа на

разных этапах урока русского языка; предметом изучения – являются

методы и приемы, используемые при организации самостоятельной

деятельности школьников.

Предполагаемый результат

Повышение степени обученности учащихся и уровня их познавательной

самостоятельности.

«Если ученик в школе не научится сам ничего творить, то и в жизни он

всегда будет только подражать, копировать» [4]. Эти слова Л.Н.Толстого

говорят о важности самостоятельной работы в школе, о ее

воспитательной силе. Надо, чтобы учащиеся не только усвоили

программу, но и приобрели умение сознательно работать с книгой,

правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, выделять

существенные признаки того или иного явления, сопоставлять и

группировать факты, делать выводы и обобщения, применять их на

практике. «Вот почему инициатива и мыслительная активность учащихся

становятся неотъемлемой частью современного урока, а проблема

выработки форм и методов и приемов обучения, обеспечивающих не

только прочные знания основ наук, но и формирование

самообразовательных навыков, является одной из актуальных проблем

педагогики»[6]. В новом мире с каждой долей секунды появляются новые

идеи, новые технологии. Инновационные технологии коснулись и

образования. Для духовно-нравственного воспитания молодого

поколения используются и с успехом применяются различные методы и

приемы. Это и критическое мышление, и модульная технология, и

проектное обучение. В последние годы стала популярной методика

критического мышления, элементы которого я активно применяю на

уроках русского языка. Главная цель моей работы – обучение ребят

добывать знания самостоятельно. А для этого необходимо

систематически воспитывать у учащихся привычку к самостоятельной

работе. На своих уроках я создаю условия для формирования умений и

навыков самостоятельно и творчески работать. Эффективность

самостоятельной работы достигается, если она является одним их

составных, органических элементов учебного процесса, и для нее я

предусматриваю специальное время на каждом этапе урока.

.



В раздел образования