Напоминание

Современные подходы в обучении плаванию детей 6-7 лет


Автор: Домнина Елена Викторовна
Должность: инструктор-методист
Учебное заведение: МБУ ДО ДЮСШ Багаевского района Ростовской области
Населённый пункт: ст. Багаевская
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: Современные подходы в обучении плаванию детей 6-7 лет
Раздел: дополнительное образование





Назад




Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования

Тема:

«Современные подходы в обучении плаванию детей 6-7 лет».

Подготовил:

инструктор-методист МБУ ДО ДЮСШ Багаевского района

Ростовской обл.

Домнина Елена Викторовна

Актуальность. В современных условиях природных и экономических катаклизмов

наряду с жизненно необходимыми двигательными навыками ходьбы, бега,

прыжков необходимость обучения плаванию является актуальной. Однако в

настоящее время плавательная подготовленность населения остается еще очень

низкой. В условиях дефицита бассейнов, большого числа детей, подростков,

молодежи, не умеющего плавать, и несчастных случаев на воде стоит социальная

проблема по поиску, разработке и внедрению современных, эффективных

технологий, позволяющих улучшить процесс обучения плаванию.

Проблема оптимизации программно-методического обеспечения обучения

младших школьников плаванию рассматривалась. Но прикладной аспект

плавательной подготовки школьников изучен недостаточно, что свидетельствует

об актуальности нашего исследования.

Традиционная школьная программа по плаванию, рассчитанная на 24-26 часов

подготовки, не ориентирована на решение данной задачи. Поэтому создание

наиболее эффективной технологии обучения плаванию в системе третьего урока

физической культуры или дополнительного образования позволит успешно

решить одну из социально значимых задач нашего времени.

Основой для создания экспериментальной технологии обучению плаванию в

системе третьего урока послужили анализ психолого-педагогической и

методической литературы, программы по обучению плаванию в системе

физического воспитания школьников, рекомендации учителей физической

культуры, инструкторов по плаванию, методистов.

В основе конструирования экспериментальной педагогической технологии,

представленной на рисунке, лежали классические концепции построения

технологических систем в педагогике, а также научные исследования в области

методики плавания.

Целевой компонент экспериментальной технологии направлен на формирование

навыков прикладного плавания и укрепление здоровья младших школьников.

Диагностический этап выявляет состояние здоровья, уровень физической и

технической подготовленности детей, характер психологических барьеров,

связанных с водной средой. На основе полученных данных разрабатывались

частные задачи обучения, проводился отбор содержания, методов, форм и средств

учебного занятия, подготавливалась материально-техническая база.

Технологическая цепочка корректировалась в зависимости от индивидуального

уровня передвижения детей данной группы.

Экспериментальная часть. Организация процесса обучения плаванию по

экспериментальной технологии в системе физического воспитания

осуществляется по вариативной методике. Традиционный подход обучения

плаванию в системе физического воспитания школьников предусматривает

следующую последовательность изучения: кроль на груди - кроль на спине -

дельфин - брасс. В школьных программах, как правило, обучение плаванию

начинают с 3-го класса и разучивают кроль на груди и кроль на спине. В связи с

одноразовыми занятиями в неделю и большими перерывами между циклами

обучения снижается прочность приобретенного двигательного навыка. По

вариативной программе можно начинать обучение с брасса. Потребность в

обучении брассу связана с большим прикладным значением данного способа

плавания, более экономичным передвижением, способностью проплывать

большую по метражу дистанцию, возможностью транспортировки в сложных

ситуациях.

Инновационный подход предусматривает обучение плаванию в следующей

последовательности: брасс-кроль на груди - кроль на спине - дельфин.

Процесс обучения плавания брассом по нашей технологии может начинаться с

первого класса, так как большинство несчастных случаев на воде по результатам

статистики происходит именно с детьми данного возраста в связи с отсутствием

навыков плавания и чувства опасности. Кроме того, в этом возрасте детей легче

обучать плаванию из-за пониженного уровня тревожности, большего доверия к

учителю, благоприятного сенситивного периода формирования координационных

способностей.

В настоящее время школьные учебные программы по общеобразовательным

предметам перегружены. Физическая активность младших школьников

ограничена в результате возрастающей умственной и эмоциональной нагрузки,

которая может послужить основой возникновения психосоматических

заболеваний. Урок плавания, включенный в систему физического воспитания,

может способствовать оптимизации восстановительных процессов в организме

ребенка. Его рекомендуется проводить после всех общеобразовательных

предметов в расписании учебного дня. Такое предположение подкрепляется

требованием к соблюдению санитарно-гигиенических правил и норм проведения

занятий в бассейне.

Занятия по плаванию по экспериментальной технологии проводились в режиме

третьего урока физической культуры в сетке штатного расписания начальной

школы с 1-го по 4-й класс. С целью формирования прочности навыка плавания

занятия проводились один раз в неделю, в течение учебного года, в количестве 36

уроков. При конструировании уроков в воде мы учитывали, что интенсивная

нагрузка на уроках по плаванию вызывает утомление, а умеренная - способствует

снятию стресса, повышает эмоциональное состояние ребенка. Поэтому нагрузка

на уроке не должна быть запредельной, должна поддерживать и развивать

физические качества учеников, восстанавливать умственную работоспособность

детей младшего школьного возраста и варьироваться от целей и задач урока.

В подготовительной части традиционных уроков физической культуры, которые

проводились в зале два раза в неделю, а также и в подготовительной части урока

плавания использовались 5-10-минутные комплексы упражнений для обучения

плаванию. В них были предусмотрены имитационные упражнения на

разучивание, закрепление и совершенствование гребковых движений рук и ног.

Упражнения для правильного формирования гребковых движений руками

выполнялись в положениях стоя в наклоне, лежа на полу и гимнастической

скамейке. Имитация плавательных движений ног проводилась в положении стоя

на одной ноге у стены, сидя на гимнастической скамейке, лежа на груди. Также

использовались специальные упражнения: приседания с прямыми руками над

головой, сед на пятках с наклоном назад, сед брассиста, в упоре лежа -

максимальное прогибание и выгибание туловища, поочередные махи ногой, стоя

у гимнастической стенки, «стартовый прыжок» вверх. В воде подготовительная

часть урока обязательно включала в себя изучение движений ногами брассом в

следующих положениях: сидя на бортике, упор руками сзади; лежа на спине,

держась руками за сливной бортик; лежа на груди у бортика, держась за него

руками. Обучение гребковым движениям руками брассом проводилось: стоя в

наклоне, не опуская лицо в воду; с опусканием лица в воду на задержке дыхания;

с открытыми глазами в воде, с дыханием, что способствует формированию

правильной техники плавания. Упражнения в зале и в воде подбирались в

зависимости от целей и задач урока плавания.

Основная часть урока плавания на начальном этапе обучения строилась с

активным участием вспомогательных, поддерживающих средств - плавающих

поясов, досок, нарукавников, способствующих «комфортности непотопляемости»

в водной среде. Для создания правильной техники работы ног при обучении

брассу использовались контактные элементы, разработанные на примере (Центра

физического воспитания Департамента образования города Москвы) и

применялись в МБУ ДО ДЮСШ Багаевского района. Комплект таких контактных

элементов представлял собой съемные упругие (полиэтиленовые) шайбы. Шайбы

устанавливались: одна под коленом (между голенью и бедром), другие - на

подъеме стопы между пальцами и голеностопным суставом.

В заключительной части давались упражнения на релаксацию, снятие напряжения

в мышцах.

В экспериментальных классах проводились родительские собрания, на которых

читались лекции о значении плавания на организм, здоровом образе жизни, о

необходимости выполнения вспомогательных упражнений в домашних условиях,

рекомендации. При выполнении домашних заданий, учитывался уровень

индивидуальной подготовленности учащихся. С целью формирования личной

заинтересованности родителей в продвижении своих детей организовывались

открытые уроки, соревнования.

В основе методики обучения плаванию младших школьников в системе

физического воспитания использовались отечественные научные теории. Это

Срочная информация в спорте [10] и Ориентировочные основы формирования

двигательных действий [5].

К приоритетным методам обучения по экспериментальной технологии относятся:

I. Метод опосредованной наглядности (демонстрация схем, графиков,

фотоматериалов, видеозаписей), решающий задачи ознакомления с видами

плавания, формирования представления у детей двигательного образа,

рациональной техникой плавания.

II. Метод непосредственной наглядности (показ упражнений преподавателем

или по его заданию другим занимающимся; совместное выполнение упражнений

преподавателем и обучаемыми по счету, командам преподавателя).

III. Метод направленного прочувствования двигательного действия - основан на

восприятии сигналов от работающих мышц, связок или отдельных частей тела, то

есть на мышечном чувстве, которое необходимо для создания кинестетического

(двигательного) представления и достигается в результате применения

следующих методических приемов:

1.

Принятия необходимых статических положений при выполнении плавательных

движений рук и ног с концентрацией при этом соответствующих ощущений в

разных звеньях двигательного аппарата (плечевых, локтевых, лучезапястных,

коленных, голеностопных).

2.

Выполнения упражнений с помощью преподавателя или товарища. Это дает

возможность сконцентрировать свои ощущения на технике выполнения, не

отвлекаясь на другие моменты, преодолеть чувство тревожности, связанное с

боязнью совершить ошибку в выполнении.

3.

Выполнения

упражнений

в

замедленном

темпе,

с

непредельными

динамическими усилиями и скоростями, как на суше, так и в воде, при

разучивании

новых

элементов

плавания.

Способствует

формированию

правильной траектории движений рук и ног.

Использования специальных тренажерных устройств, которые могут задавать

требуемые параметры движений и тем самым способствовать их лучшему

прочувствованию.

IV. Метод срочной информации предназначался для получения занимающимися

срочной информации по ходу выполнения двигательных действий с целью их

необходимой коррекции либо для сохранения заданных параметров (темпа,

ритма, усилия, амплитуды). Для этого в тренажерных устройствах,

приспособлениях используются световые сигналы, контролирующие амплитуду

движений и усилия.

Эффективность учебно-воспитательного процесса достигалась за счет

рационального сочетания дидактичеких методов обучения с

общепедагогическими:

1.

Эмоционального

стимулирования,

который

способствовал

созданию

благоприятного эмоционального фона занятий, благодаря чему снимаются

барьеры,

снижается

уровень

тревожности,

повышается

эмоциональная

устойчивость.

2.

Создания ситуации успеха в учении, который включает в себя авансированное

доверие, поощрение и порицание в обучении, использование игровых и

соревновательных форм организации учебной деятельности.

3.

Формирования психологической готовности к занятиям - концентрация внимания

на задачах урока, эмоциональный настрой на выполнение заданий, особенно

повышенной сложности.

Результаты исследования

Выявление оптимальных педагогических условий организации и построения

вариативной технологии обучения плаванию детей 7-11 лет в системе школьного

физического воспитания позволило получить следующие практические

результаты.

Школьники первых классов, имеющие исходную плавательную подготовку (0,66

± 0,57) м, способны после 34 уроков проплывать брассом (44±4,5) м, (p<0,01). К

концу второго класса проплываемая дистанция значительно увеличивается

(212±48,10) м, (р<0,01). Учащиеся третьих классов в конце учебного года могут

проплыть брассом (427,38±55,60) (р<0,01), а также кролем на груди

(126,42±24,34) ( р<0,05). Показатели жизненной емкости легких (мл) по

предлагаемой программе, где исходные данные - 1730±67,5, а конечные -

1920±49,1, статистически достоверны (р<0,01).

Разработка и экспериментальное внедрение педагогической технологии обучения

плаванию детей младшего школьного возраста могут быть эффективны при

следующих педагогических условиях:

1.

При

сочетании

традиционных

и

инновационных

методов

обучения,

психологической готовности к занятиям.

2.

Технологические процессы в данной системе должны быть динамичны и

основываться на диагностическом обследовании, на личностно ориентированном

подходе при обучении учеников каждого класса.

Литература

1.

Аллакин Ю.А. Основы обучения и преподавания плавания: Автореф. дис. ... канд.

пед. наук. - Пенза, 1998. - 23 с.

2.

Алабин В.Г., Зверник В.И., Масловский Е.А. Учись бегать, прыгать, плавать. -

Минск: Беларусь, 1974. -200 с.

3.

Билык Д.М., Сергиевич Е.А. Организация и методика проведения занятий в

бассейне. - Омск, 2001. - 24 с.

4.

Булгакова Н.Ж. Плавание. - М.: ФКиС, 2001. -400 с.

5.

Гальперин

П.Я.,

Талызина Н.Ф.

Ориентировочные

основы формирования

двигательных действий. - М.: Высшая школа, 1968. - 145 с.

6.

Кожевникова И.Е. Развитие физических качеств в условиях водной среды у детей

10-11 лет: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Малаховка, 1998. - 23 с.

7.

Семенов

Ю.А.

Предварительные

результаты

использования

контактных

элементов при разучивании движений ногами способом брасс у детей 6-7 лет. -

XII научно-практическая конференция по проблемам



В раздел образования