Автор: Домнина Елена Викторовна
Должность: инструктор-методист
Учебное заведение: МБУ ДО ДЮСШ Багаевского района Ростовской области
Населённый пункт: ст. Багаевская
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: Современные подходы в обучении плаванию детей 6-7 лет
Раздел: дополнительное образование
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования
Тема:
«Современные подходы в обучении плаванию детей 6-7 лет».
Подготовил:
инструктор-методист МБУ ДО ДЮСШ Багаевского района
Ростовской обл.
Домнина Елена Викторовна
Актуальность. В современных условиях природных и экономических катаклизмов
наряду с жизненно необходимыми двигательными навыками ходьбы, бега,
прыжков необходимость обучения плаванию является актуальной. Однако в
настоящее время плавательная подготовленность населения остается еще очень
низкой. В условиях дефицита бассейнов, большого числа детей, подростков,
молодежи, не умеющего плавать, и несчастных случаев на воде стоит социальная
проблема по поиску, разработке и внедрению современных, эффективных
технологий, позволяющих улучшить процесс обучения плаванию.
Проблема оптимизации программно-методического обеспечения обучения
младших школьников плаванию рассматривалась. Но прикладной аспект
плавательной подготовки школьников изучен недостаточно, что свидетельствует
об актуальности нашего исследования.
Традиционная школьная программа по плаванию, рассчитанная на 24-26 часов
подготовки, не ориентирована на решение данной задачи. Поэтому создание
наиболее эффективной технологии обучения плаванию в системе третьего урока
физической культуры или дополнительного образования позволит успешно
решить одну из социально значимых задач нашего времени.
Основой для создания экспериментальной технологии обучению плаванию в
системе третьего урока послужили анализ психолого-педагогической и
методической литературы, программы по обучению плаванию в системе
физического воспитания школьников, рекомендации учителей физической
культуры, инструкторов по плаванию, методистов.
В основе конструирования экспериментальной педагогической технологии,
представленной на рисунке, лежали классические концепции построения
технологических систем в педагогике, а также научные исследования в области
методики плавания.
Целевой компонент экспериментальной технологии направлен на формирование
навыков прикладного плавания и укрепление здоровья младших школьников.
Диагностический этап выявляет состояние здоровья, уровень физической и
технической подготовленности детей, характер психологических барьеров,
связанных с водной средой. На основе полученных данных разрабатывались
частные задачи обучения, проводился отбор содержания, методов, форм и средств
учебного занятия, подготавливалась материально-техническая база.
Технологическая цепочка корректировалась в зависимости от индивидуального
уровня передвижения детей данной группы.
Экспериментальная часть. Организация процесса обучения плаванию по
экспериментальной технологии в системе физического воспитания
осуществляется по вариативной методике. Традиционный подход обучения
плаванию в системе физического воспитания школьников предусматривает
следующую последовательность изучения: кроль на груди - кроль на спине -
дельфин - брасс. В школьных программах, как правило, обучение плаванию
начинают с 3-го класса и разучивают кроль на груди и кроль на спине. В связи с
одноразовыми занятиями в неделю и большими перерывами между циклами
обучения снижается прочность приобретенного двигательного навыка. По
вариативной программе можно начинать обучение с брасса. Потребность в
обучении брассу связана с большим прикладным значением данного способа
плавания, более экономичным передвижением, способностью проплывать
большую по метражу дистанцию, возможностью транспортировки в сложных
ситуациях.
Инновационный подход предусматривает обучение плаванию в следующей
последовательности: брасс-кроль на груди - кроль на спине - дельфин.
Процесс обучения плавания брассом по нашей технологии может начинаться с
первого класса, так как большинство несчастных случаев на воде по результатам
статистики происходит именно с детьми данного возраста в связи с отсутствием
навыков плавания и чувства опасности. Кроме того, в этом возрасте детей легче
обучать плаванию из-за пониженного уровня тревожности, большего доверия к
учителю, благоприятного сенситивного периода формирования координационных
способностей.
В настоящее время школьные учебные программы по общеобразовательным
предметам перегружены. Физическая активность младших школьников
ограничена в результате возрастающей умственной и эмоциональной нагрузки,
которая может послужить основой возникновения психосоматических
заболеваний. Урок плавания, включенный в систему физического воспитания,
может способствовать оптимизации восстановительных процессов в организме
ребенка. Его рекомендуется проводить после всех общеобразовательных
предметов в расписании учебного дня. Такое предположение подкрепляется
требованием к соблюдению санитарно-гигиенических правил и норм проведения
занятий в бассейне.
Занятия по плаванию по экспериментальной технологии проводились в режиме
третьего урока физической культуры в сетке штатного расписания начальной
школы с 1-го по 4-й класс. С целью формирования прочности навыка плавания
занятия проводились один раз в неделю, в течение учебного года, в количестве 36
уроков. При конструировании уроков в воде мы учитывали, что интенсивная
нагрузка на уроках по плаванию вызывает утомление, а умеренная - способствует
снятию стресса, повышает эмоциональное состояние ребенка. Поэтому нагрузка
на уроке не должна быть запредельной, должна поддерживать и развивать
физические качества учеников, восстанавливать умственную работоспособность
детей младшего школьного возраста и варьироваться от целей и задач урока.
В подготовительной части традиционных уроков физической культуры, которые
проводились в зале два раза в неделю, а также и в подготовительной части урока
плавания использовались 5-10-минутные комплексы упражнений для обучения
плаванию. В них были предусмотрены имитационные упражнения на
разучивание, закрепление и совершенствование гребковых движений рук и ног.
Упражнения для правильного формирования гребковых движений руками
выполнялись в положениях стоя в наклоне, лежа на полу и гимнастической
скамейке. Имитация плавательных движений ног проводилась в положении стоя
на одной ноге у стены, сидя на гимнастической скамейке, лежа на груди. Также
использовались специальные упражнения: приседания с прямыми руками над
головой, сед на пятках с наклоном назад, сед брассиста, в упоре лежа -
максимальное прогибание и выгибание туловища, поочередные махи ногой, стоя
у гимнастической стенки, «стартовый прыжок» вверх. В воде подготовительная
часть урока обязательно включала в себя изучение движений ногами брассом в
следующих положениях: сидя на бортике, упор руками сзади; лежа на спине,
держась руками за сливной бортик; лежа на груди у бортика, держась за него
руками. Обучение гребковым движениям руками брассом проводилось: стоя в
наклоне, не опуская лицо в воду; с опусканием лица в воду на задержке дыхания;
с открытыми глазами в воде, с дыханием, что способствует формированию
правильной техники плавания. Упражнения в зале и в воде подбирались в
зависимости от целей и задач урока плавания.
Основная часть урока плавания на начальном этапе обучения строилась с
активным участием вспомогательных, поддерживающих средств - плавающих
поясов, досок, нарукавников, способствующих «комфортности непотопляемости»
в водной среде. Для создания правильной техники работы ног при обучении
брассу использовались контактные элементы, разработанные на примере (Центра
физического воспитания Департамента образования города Москвы) и
применялись в МБУ ДО ДЮСШ Багаевского района. Комплект таких контактных
элементов представлял собой съемные упругие (полиэтиленовые) шайбы. Шайбы
устанавливались: одна под коленом (между голенью и бедром), другие - на
подъеме стопы между пальцами и голеностопным суставом.
В заключительной части давались упражнения на релаксацию, снятие напряжения
в мышцах.
В экспериментальных классах проводились родительские собрания, на которых
читались лекции о значении плавания на организм, здоровом образе жизни, о
необходимости выполнения вспомогательных упражнений в домашних условиях,
рекомендации. При выполнении домашних заданий, учитывался уровень
индивидуальной подготовленности учащихся. С целью формирования личной
заинтересованности родителей в продвижении своих детей организовывались
открытые уроки, соревнования.
В основе методики обучения плаванию младших школьников в системе
физического воспитания использовались отечественные научные теории. Это
Срочная информация в спорте [10] и Ориентировочные основы формирования
двигательных действий [5].
К приоритетным методам обучения по экспериментальной технологии относятся:
I. Метод опосредованной наглядности (демонстрация схем, графиков,
фотоматериалов, видеозаписей), решающий задачи ознакомления с видами
плавания, формирования представления у детей двигательного образа,
рациональной техникой плавания.
II. Метод непосредственной наглядности (показ упражнений преподавателем
или по его заданию другим занимающимся; совместное выполнение упражнений
преподавателем и обучаемыми по счету, командам преподавателя).
III. Метод направленного прочувствования двигательного действия - основан на
восприятии сигналов от работающих мышц, связок или отдельных частей тела, то
есть на мышечном чувстве, которое необходимо для создания кинестетического
(двигательного) представления и достигается в результате применения
следующих методических приемов:
1.
Принятия необходимых статических положений при выполнении плавательных
движений рук и ног с концентрацией при этом соответствующих ощущений в
разных звеньях двигательного аппарата (плечевых, локтевых, лучезапястных,
коленных, голеностопных).
2.
Выполнения упражнений с помощью преподавателя или товарища. Это дает
возможность сконцентрировать свои ощущения на технике выполнения, не
отвлекаясь на другие моменты, преодолеть чувство тревожности, связанное с
боязнью совершить ошибку в выполнении.
3.
Выполнения
упражнений
в
замедленном
темпе,
с
непредельными
динамическими усилиями и скоростями, как на суше, так и в воде, при
разучивании
новых
элементов
плавания.
Способствует
формированию
правильной траектории движений рук и ног.
Использования специальных тренажерных устройств, которые могут задавать
требуемые параметры движений и тем самым способствовать их лучшему
прочувствованию.
IV. Метод срочной информации предназначался для получения занимающимися
срочной информации по ходу выполнения двигательных действий с целью их
необходимой коррекции либо для сохранения заданных параметров (темпа,
ритма, усилия, амплитуды). Для этого в тренажерных устройствах,
приспособлениях используются световые сигналы, контролирующие амплитуду
движений и усилия.
Эффективность учебно-воспитательного процесса достигалась за счет
рационального сочетания дидактичеких методов обучения с
общепедагогическими:
1.
Эмоционального
стимулирования,
который
способствовал
созданию
благоприятного эмоционального фона занятий, благодаря чему снимаются
барьеры,
снижается
уровень
тревожности,
повышается
эмоциональная
устойчивость.
2.
Создания ситуации успеха в учении, который включает в себя авансированное
доверие, поощрение и порицание в обучении, использование игровых и
соревновательных форм организации учебной деятельности.
3.
Формирования психологической готовности к занятиям - концентрация внимания
на задачах урока, эмоциональный настрой на выполнение заданий, особенно
повышенной сложности.
Результаты исследования
Выявление оптимальных педагогических условий организации и построения
вариативной технологии обучения плаванию детей 7-11 лет в системе школьного
физического воспитания позволило получить следующие практические
результаты.
Школьники первых классов, имеющие исходную плавательную подготовку (0,66
± 0,57) м, способны после 34 уроков проплывать брассом (44±4,5) м, (p<0,01). К
концу второго класса проплываемая дистанция значительно увеличивается
(212±48,10) м, (р<0,01). Учащиеся третьих классов в конце учебного года могут
проплыть брассом (427,38±55,60) (р<0,01), а также кролем на груди
(126,42±24,34) ( р<0,05). Показатели жизненной емкости легких (мл) по
предлагаемой программе, где исходные данные - 1730±67,5, а конечные -
1920±49,1, статистически достоверны (р<0,01).
Разработка и экспериментальное внедрение педагогической технологии обучения
плаванию детей младшего школьного возраста могут быть эффективны при
следующих педагогических условиях:
1.
При
сочетании
традиционных
и
инновационных
методов
обучения,
психологической готовности к занятиям.
2.
Технологические процессы в данной системе должны быть динамичны и
основываться на диагностическом обследовании, на личностно ориентированном
подходе при обучении учеников каждого класса.
Литература
1.
Аллакин Ю.А. Основы обучения и преподавания плавания: Автореф. дис. ... канд.
пед. наук. - Пенза, 1998. - 23 с.
2.
Алабин В.Г., Зверник В.И., Масловский Е.А. Учись бегать, прыгать, плавать. -
Минск: Беларусь, 1974. -200 с.
3.
Билык Д.М., Сергиевич Е.А. Организация и методика проведения занятий в
бассейне. - Омск, 2001. - 24 с.
4.
Булгакова Н.Ж. Плавание. - М.: ФКиС, 2001. -400 с.
5.
Гальперин
П.Я.,
Талызина Н.Ф.
Ориентировочные
основы формирования
двигательных действий. - М.: Высшая школа, 1968. - 145 с.
6.
Кожевникова И.Е. Развитие физических качеств в условиях водной среды у детей
10-11 лет: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Малаховка, 1998. - 23 с.
7.
Семенов
Ю.А.
Предварительные
результаты
использования
контактных
элементов при разучивании движений ногами способом брасс у детей 6-7 лет. -
XII научно-практическая конференция по проблемам