Напоминание

"Свойства тканей"


Автор: Шмырова Юлия Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 2 "Песенка"
Населённый пункт: г. Саратов
Наименование материала: Конспект НОД
Тема: "Свойства тканей"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект НОД по ознакомлению со свойствами ткани с

элементами экспериментирования

Цель:

развитие познавательной активности

дошкольников

в

процессе

знакомства

со свойствами ткани.

Задачи:

формирование представлений о свойствах различных тканей;

актуализация знаний об использовании человеком тканей;

формирование

умений

приобретать

знания

посредством

проведения

практических опытов, развивать умение делать выводы, обобщения;

воспитание навыков сотрудничества, взаимопомощи.

Методы и приемы:

Словесный (художественное слово, объяснение, пояснение, беседа, вопрос).

Наглядный (показ презентации)

Практический (опыты с бумагой и тканью)

Игровой (физминутка)

Средства:

Клубок,

набор

лоскутков тканей (10х10

см):

болонья,

хлопок,

лен;

мерная

ложка,

емкость с водой, кусочки ваты, бумажные салфетки.

Предварительная работа:

составление

коллекции тканей,

рассматривание

и

сравнения

различных

образцов,

беседы, опыты (ткань состоит из ниток, ткани можно окрашивать, ткань прочная – ее

нельзя

разорвать,

чтение

рассказа

К.

Ушинского «Как

рубашка

в

поле

выросла»,

загадывание загадок, просмотр мультимедийной презентации «Мир тканей», плетение

образцов т к а н и

н а

д е т с ком

с т а н ке,

изготовление

бумажных

об раз цов

переплетения тканей, д/игры «Одень куклу», «Что сначала, что потом» и др.

Ход занятия

- Ребята, я вам предлагаю отправиться в путешествие в волшебный мир тканей.

- А покажет нам дорогу волшебный клубочек. Этот клубочек знает много интересного о

мире ткани. Как вы думаете, почему?

(ответы детей) (потому что из нитей делают ткань)

Чтобы настроиться нам на наше путешествие, мы будем передавать клубочек из рук в руки, и

дарить друг другу свое тепло и улыбку. (передают клубочек)

Ну вот, вместе с клубочком мы добрались до лаборатории. Здесь мы не только побеседуем

о тканях, но и рассмотрим их и проведем с ними опыты.

- Давайте вспомним, что мы уже знаем о ткани. Какие виды ткани вы знаете? (льняная,

хлопковая, шерстяная)

- Вспомните, из чего делают льняную ткань?

Показ презентации: Когда цветёт лён – всё поле в голубых цветочках. Отцветёт лён – тут же

его и срезают, раскладывают на земле и ждут, пока микробы, которые находятся на земле, съедят

клей, которым волокна льна плотно склеены. Затем лён расчёсывают на отдельные волокна, а из этих

волокон прядут льняные нити, из нитей ткут ткань.

- Вспомните, из чего делают хлопковую ткань?

Показ презентации. Как созреет хлопчатник, лопаются коробочки, а в каждой из них – будто

кусочек ваты. Комбайном собирают хлопок и везут на прядильную фабрику. Там его разрыхляют,

очищают от семян, расчёсывают и прядут в хлопчатобумажные нити.

Послушайте стихотворение и вспомните, из чего делают шерстяные ткани:

Нам мешок кудряшек

Подарил барашек

Вышла брату шубка, вышла маме юбка

А носочки мне.

Тёплые ткани делают из шерсти овец. Овец на пастбище стригут, как и нас в парикмахерской.

Постриглись овечки и опять пасутся на лугу, новую шерсть отращивают, а люди отправляют шерсть

на прядильную фабрику.

- Молодцы! Теперь проходите за столы.

- Ребята, как называется одежда, которую мы носим зимой (весной, летом, осенью)? (зимняя,

весенняя, летняя, осеняя)

- Дети, попробуем ответить на такой вопрос: «Почему одежда, которую люди носят в разное

время года, отличается друг от друга?»

(ответы детей)

Послушайте загадку:

Снег на полях,

Лёд на водах,

Вьюга гуляет.

Когда это бывает?

(ответы детей)

Какая ткань подойдет для зимней одежды и почему?

(ответы детей: теплая толстая ткань лучше сохраняет тепло)

Опыт 1:

Возьмем 2 пластиковые бутылки с теплой водой и завернем в ткань:

1 – в шерстяную, 2- в хлопковую. Как вы думаете, где быстрее остынет вода?

(ответы детей)

Пока проходит опыт, послушайте еще 1 загадку:

Вот и стали дни короче,

И длиннее стали ночи,

Птицы тянутся на юг,

Пожелтели лес и луг. (Осень)

- Как вы думаете, из какой ткани лучше шить осеннюю одежду? Почему? (ответы детей)

- Конечно, ребята, вы правы.

- Сейчас мы проведем эксперимент и узнаем, какая же ткань не пропускает воду. Ребята,

сейчас мы попробуем намочить хлопковую ткань. (Дети наливают из ложечки на ткань воду)

Что у нас получилось? (ответы детей)

- Как вы думаете, если мы протрем хлопковую ткань салфеткой, она станет сухим? (ответы

детей: нет, вода сильно впиталась в ткань)

-

А

теперь

намочите

кусок

болонья.

Поднимите ткань,

и

посмотрите,

что

происходит

с

капельками воды. Они скатываются с ткани.

- Протрите салфеткой ткань, какой она стала? (Почти сухой)

- Одежду из какой ткани лучше носить в дождливую погоду и почему?

Вывод: Из болоньевой, она не намокает и быстро высыхает.

Послушайте загадку:

Солнце припекает,

Цветы расцветают,

Бабочки порхают,

Ягоды поспевают,

Когда это бывает? (Летом)

- Ребята, чтобы человеку летом не было жарко в одежде, она должна хорошо пропускать

воздух и впитывать влагу. Как проверить, пропускает ткань воздух или нет?

Опыт 3

- Подуйте через каждый кусочек ткани на вату. Через какие ткани воздух проходит хорошо, а

через какие плохо?

(Через хлопок и лен воздух проходит хорошо, а через болонь плохо).

- А как узнать впитывают ли влагу наши ткани? И здесь вы правы, сразу догадались, что

работать придется опять с водой.

Опыт 4

- На каждый кусочек ткани налейте по одной ложке воды. Что происходит?

(Лен и хлопок впитали в себя воду быстро, а болонь удерживает воду)

Молодцы, ребята, правильно, так что же мы узнали?

Вывод: Летнюю одежду лучше шить из льняной, хлопковой ткани.

«Катюшки»

В деревушке три Катюшки,

Взяли в руки три катушки,

Шуре сшили сарафан,

Сшили дедушке кафтан,

Сшили бабушке жакет,

Сшили дядюшке жилет.

А девчонкам и мальчишкам

Сшили яркие штанишки.

- Пришло время проверить результаты нашего первого опыта. Давайте развернем ткани на

бутылочках и потрогаем их. Какая теплее? Как вы думаете почему?

Вывод. Теплая и плотная ткань лучше сохраняет тепло, защищает от холода.

- Молодцы.

- Мы многое сегодня узнали благодаря опытам, самое главное мы смогли ответить на вопрос:

«Почему одежда, которую люди носят в разное время года, отличается друг от друга?»

-

Теперь давайте сравним бумагу и ткань. Попробуйте порвать бумагу и ткань. Ткань прочная,

а бумага нет. Намочите бумагу и ткань, выжмите и расправьте. Что вы видите? Бумага размокает и

рвётся, а мокрую ткань можно высушить.

- Ребята, из чего сделана книга? (из бумаги)

- Правильно! Значит, она не прочная и ее легко можно порвать, если неаккуратно с ней

обращаться. Порванную книгу уже не хочется смотреть, ее нельзя будет читать.

- А теперь я предлагаю присесть в круг. Наш волшебный клубочек поможет вспомнить все то,

что мы узнали сегодня о тканях (Дети перекатывают друг другу клубочек и говорят о том, что им

запомнилось. Получается из нитей клубка сетка-ткань).

- Наша ткань еще очень редкая, она станет более плотной и прочной, когда мы узнаем о тканях

еще больше.

Представьте, что наша ткань это волшебный ковер-самолет, встаньте на него, закройте глаза, и

мы отправимся на ковре-самолете назад в наш детский сад.

Дети открывают глаза. У воспитателя в руках книги.

- Ребята, вы теперь знаете, что бумага непрочная, легко рвется, и будете с книгами обращаться

бережно. И в нашем книжном уголке книги всегда будут красивые, и их приятно будет читать.

Воспитатель дарит детям книги.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 2 «Песенка»

Фрунзенского района, г. Саратова

Конспект НОД

«Свойства тканей»

Средняя группа (2)

Подготовила: воспитатель Шмырова Ю.А.

2017 г.



В раздел образования