Напоминание

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Задание 21


Автор: Морозова Светлана Викторовна
Должность: учитель литературы
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: город Остшков Тверская область
Наименование материала: презентация
Тема: Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Задание 21
Раздел: полное образование





Назад




Готовимся к

ЕГЭ

Задание 21.

Пунктуационный анализ простых и

сложных предложений.

Постановка тире и двоеточия

Тире ставится

1.Между подлежащим и сказуемым

Селигер - одно из красивейших мест России

2. В неполном предложении

В углу комнаты - телевизор

3. При приложении

Мы прочитали «Войну и мир» – лучший роман Л.Н.Толстого

4. В бессоюзном предложении

В доме горел свет – нас ждали.

5.

В предложениях с прямой речью

«Пойдемте», - сказал он.

6. В предложениях с обобщающим словом при однородных

членах

И деревья, и кусты, и здания – все было засыпано снегом

Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1) Чегемское ущелье – одна из настоящих жемчужин Кабардино-Балкарии.

(2) В месте, где ущелье проходит сквозь Скалистый хребет, находится теснина – наиболее узкая его часть длиной 5 км.

(3) Дно ущелья местами сужается до 15–20 м, зажатое по бокам отвесными стенами, которые возвышаются на 100–200 м и нависают над тропой и

несущимся рядом Чегемом.

5) За Скалистым хребтом сохранились древние башни, а в самом конце ущелья возвышается, пожалуй, самая живописная гора Главного Кавказского хребта –

Тихтенген (4611 м), западнее которой находится перевал Твибер (3780 м).

(6)Здесь путешествие обычных туристов заканчивается: дорогу перегораживает мощный ледник – передвижение по нему очень опасно.

Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1) Чегемское ущелье – одна из настоящих жемчужин Кабардино-Балкарии. (между подлежащим и сказуемым)

(2) В месте, где ущелье проходит сквозь Скалистый хребет, находится теснина – наиболее узкая его часть длиной 5 км. (приложение)

(3) Дно ущелья местами сужается до 15–20 м, зажатое по бокам отвесными стенами, которые возвышаются на 100–200 м и нависают над тропой и несущимся рядом Чегемом.

4) За Скалистым хребтом сохранились древние башни, а в самом конце ущелья возвышается, пожалуй, самая живописная гора Главного Кавказского хребта – Тихтенген (4611 м),

западнее которой находится перевал Твибер (3780 м). (приложение)

(5)Здесь путешествие обычных туристов заканчивается: дорогу перегораживает мощный ледник – передвижение по нему очень опасно.(БСП)

Найдите предложения, в которых тире ставится в

соответствии с одним и тем же правилом

пунктуации.

(1) До тринадцати лет Лермонтов воспитывался в Тарханах –

пензенском имении бабушки.

(2) «Я в мире боец», – говорил о себе В.Г. Белинский.

(3) Из камня деспот выстроит тюрьму – поэт из камня вырубит

Венеру.

(4) Думать обо всём, что происходит, – это роскошь, доступная

только тем, у кого много свободного времени.

(5) Слой облаков был очень тонок – сквозь него просвечивало солнце.

(6) Один атом натрия замещает один атом водорода, один атом

цинка – два атома водорода, а один атом алюминия – три атома

водорода.

(7) Конечно, ждать – это большое искусство.

(8) Составлен план мероприятий на сентябрь – декабрь.

Найдите предложения, в которых тире ставится в

соответствии с одним и тем же правилом

пунктуации.

(1) До тринадцати лет Лермонтов воспитывался в Тарханах –

пензенском имении бабушки.

(2) «Я в мире боец», – говорил о себе В.Г. Белинский.

(3) Из камня деспот выстроит тюрьму – поэт из камня вырубит

Венеру.

(4) Думать обо всём, что происходит, – это роскошь, доступная

только тем, у кого много свободного времени.

(5) Слой облаков был очень тонок – сквозь него просвечивало солнце.

(6) Один атом натрия замещает один атом водорода, один атом

цинка – два атома водорода, а один атом алюминия – три атома

водорода.

(7) Конечно, ждать – это большое искусство

(8) Составлен план мероприятий на сентябрь – декабрь.

Двоеточие ставится

1.В бессоюзном предложении

Я чувствую: что-то произойдет

2. В предложениях с обобщающим словом и

однородными членами

Все: и травы, и цветы, и лес - благоухало.

3. В предложениях с прямой речью

Он сказал: «Поздно».

Внимание! Двоеточие в бессоюзном сложном предложении

?

Считаем за единое правило или учитываем

разные условия? (раскрытие смысла,

причина, пояснение)

Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом

пунктуации. Запишите номера этих предложений

.

(1) Профессор закрыл окно: уличный шум мешал работать.

(2) Всё это: звуки и запахи, тучи и люди – было красиво и грустно.

(3) Жизнь обладает одним чудесным свойством: она, как хлеб, не

приедается.

(4) Вдруг я чувствую: кто-то берёт меня за плечо и толкает.

(5) Микеланджело писал о себе: «Не родился еще человек, который,

подобно мне, был бы столь склонен любить людей».

(6) Момент образования айсберга – грандиозное и страшное

зрелище: откол сопровождается грохотом, напоминающим

пушечную канонаду, а гладкая морская поверхность в это время

приходит в сильное волнение.

(7) Мы наткнулись на участок скалы с несомненными следами костра:

кружком лежали камни, а между ними уголь и обгоревшие поленья.

Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации.

Если считаем за одно правило

Тире в БСП

(1) Профессор закрыл окно: уличный шум мешал работать.

(2) Всё это: звуки и запахи, тучи и люди – было красиво и грустно.

(3) Жизнь обладает одним чудесным свойством: она, как хлеб, не

приедается.

(4) Вдруг я чувствую: кто-то берёт меня за плечо и толкает.

(5) Микеланджело писал о себе: «Не родился еще человек, который,

подобно мне, был бы столь склонен любить людей».

(6) Момент образования айсберга – грандиозное и страшное зрелище:

откол сопровождается грохотом, напоминающим пушечную

канонаду, а гладкая морская поверхность в это время приходит в

сильное волнение.

(7) Мы наткнулись на участок скалы с несомненными следами костра:

кружком лежали камни, а между ними уголь и обгоревшие поленья.

Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации.

Если считаем за разные правила

(

1) Профессор закрыл окно: уличный шум мешал работать.

(2) Всё это: звуки и запахи, тучи и люди – было красиво и грустно.

(3) Жизнь обладает одним чудесным свойством: она, как хлеб, не

приедается.

(4) Вдруг я чувствую: кто-то берёт меня за плечо и толкает.

(5) Микеланджело писал о себе: «Не родился еще человек, который, подобно

мне, был бы столь склонен любить людей».

(6) Момент образования айсберга – грандиозное и страшное зрелище:

откол сопровождается грохотом, напоминающим пушечную канонаду, а

гладкая морская поверхность в это время приходит в сильное волнение.

(7) Мы наткнулись на участок скалы с несомненными следами костра:

кружком лежали камни, а между ними уголь и обгоревшие поленья.

Раскрытие смысла (а именно)

(1) Н.В. Гоголь говорил, что смех – великое дело: он не

отнимает ни жизни, ни имения, но перед ним виновный как

связанный заяц.

(2) Весь день моросил дождь – гулять не хотелось. (3)

Мгновение – и публика замерла.

(4) Отправившись в путь – это было морозным зимним

утром, – мы взяли направление на северо-восток.

(5) «Мой дед землю пахал!» – с гордостью отвечал Базаров.

(6) Зной всё увеличивался – становилось тяжело дышать.

(7) Не болезнь мучила его – раздражало

сознание ненужности.

(1) Н.В. Гоголь говорил, что смех – великое дело: он не

отнимает ни жизни, ни имения, но перед ним виновный как

связанный заяц.

(2) Весь день моросил дождь – гулять не хотелось.

(3) Мгновение – и публика замерла.

(4) Отправившись в путь – это было морозным зимним

утром, – мы взяли направление на северо-восток.

(5) «Мой дед землю пахал!» – с гордостью отвечал Базаров.

(6) Зной всё увеличивался – становилось тяжело дышать.

(7) Не болезнь мучила его – раздражало

сознание ненужности.

(1) Наступит весна – расцветёт сирень под моим

окном.

(2) И снова – в который раз! – он перечитывал эти

выученные почти наизусть письма.

(3) Простить – значит забыть.

(4) Ещё напор – и враг бежит.

(5) «Ты ничего не замечал?!..» – только и воскликнул я.

(6) Сейчас забить один гол – значит выиграть

первенство мира.

(7) Стол, кресло, стулья – всё стояло в беспорядке.

(1) Наступит весна – расцветёт сирень под моим

окном.

(2) И снова – в который раз! – он перечитывал эти

выученные почти наизусть письма.

(3) Простить – значит забыть.

(4) Ещё напор – и враг бежит.

(5) «Ты ничего не замечал?!..» – только и воскликнул я.

(6) Сейчас забить один гол – значит выиграть

первенство мира.

(7) Стол, кресло, стулья – всё стояло в беспорядке.

Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в

соответствии с одним и тем же правилом пунктуации

(1) А.П. Чехов писал: «Для интеллигентного человека дурно

говорить должно бы считаться таким же неприличием, как не

уметь читать и писать».

(2) В теле горы словно вздохнул великан: качнулись стены ущелья и

послышался хриплый стон.

(3) Всё вокруг: густой тихий лес, избушка на поляне – казалось мне

ненастоящим, сказочным.

(4) Но я вижу: вы недовольны.

(5) Всё, что нравилось, ласкало, давало надежду: шум дождя,

раскаты грома, мысли о счастье, разговоры о любви, – всё это

стало воспоминанием.

(6) Испанское влияние сказывалось во всём: в сводчатой форме

дверей, окон, в чёрных металлических решётках.

Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в

соответствии с одним и тем же правилом пунктуации

(1) А.П. Чехов писал: «Для интеллигентного человека дурно

говорить должно бы считаться таким же неприличием, как не

уметь читать и писать».

(2) В теле горы словно вздохнул великан: качнулись стены ущелья и

послышался хриплый стон.

(3) Всё вокруг: густой тихий лес, избушка на поляне – казалось мне

ненастоящим, сказочным.

(4) Но я вижу: вы недовольны.

(5) Всё, что нравилось, ласкало, давало надежду: шум дождя,

раскаты грома, мысли о счастье, разговоры о любви, – всё это

стало воспоминанием.

(6) Испанское влияние сказывалось во всём: в сводчатой форме

дверей, окон, в чёрных металлических решётках.

Найдите предложения, в

которых двоеточие ставится в соответствии с одним

и тем же правилом пунктуации

(1) Каждый человек знает: историческое и культурное наследие своей

страны надо оберегать.

(2) Но жизненный опыт пробуждает в памяти иные картины: грустные, а

порой и горестные.

(3) На Бородинском поле – поле нашей славы – в 1932 году было совершено

преступление: взорван чугунный памятник на могиле Багратиона,

защитника национальной свободы России.

(4) Ещё одна трагедия, о которой рассказал Д.С. Лихачёв: Путевой дворец

архитектора Растрелли в Петербурге, спасённый во время войны, был

снесён в конце шестидесятых годов.

(5) Д.С. Лихачёв писал: «Пусто там, где он стоял, и пусто в душе, когда это

место проезжаешь».

(6) Утрата любого памятника культуры невосполнима: все они

индивидуальны, связаны с той или иной конкретной эпохой, с именами

мастеров культуры.

Найдите предложения, в

которых двоеточие ставится в соответствии с одним

и тем же правилом пунктуации

(1) Каждый человек знает: историческое и культурное наследие своей

страны надо оберегать.

(2) Но жизненный опыт пробуждает в памяти иные картины: грустные, а

порой и горестные.

(3) На Бородинском поле – поле нашей славы – в 1932 году было совершено

преступление: взорван чугунный памятник на могиле Багратиона,

защитника национальной свободы России.

(4) Ещё одна трагедия, о которой рассказал Д.С. Лихачёв: Путевой дворец

архитектора Растрелли в Петербурге, спасённый во время войны, был

снесён в конце шестидесятых годов.

(5) Д.С. Лихачёв писал: «Пусто там, где он стоял, и пусто в душе, когда это

место проезжаешь».

(6) Утрата любого памятника культуры невосполнима: все они

индивидуальны, связаны с той или иной конкретной эпохой, с именами

мастеров.

У

сп

е

х

о

в

н

а

э

к

з

а

ме

н

е

!



В раздел образования