Автор: Морозова Светлана Викторовна
Должность: учитель литературы
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: город Остшков Тверская область
Наименование материала: презентация
Тема: Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Задание 21
Раздел: полное образование
Готовимся к
ЕГЭ
Задание 21.
Пунктуационный анализ простых и
сложных предложений.
Постановка тире и двоеточия
Тире ставится
1.Между подлежащим и сказуемым
Селигер - одно из красивейших мест России
2. В неполном предложении
В углу комнаты - телевизор
3. При приложении
Мы прочитали «Войну и мир» – лучший роман Л.Н.Толстого
4. В бессоюзном предложении
В доме горел свет – нас ждали.
5.
В предложениях с прямой речью
«Пойдемте», - сказал он.
6. В предложениях с обобщающим словом при однородных
членах
И деревья, и кусты, и здания – все было засыпано снегом
Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1) Чегемское ущелье – одна из настоящих жемчужин Кабардино-Балкарии.
(2) В месте, где ущелье проходит сквозь Скалистый хребет, находится теснина – наиболее узкая его часть длиной 5 км.
(3) Дно ущелья местами сужается до 15–20 м, зажатое по бокам отвесными стенами, которые возвышаются на 100–200 м и нависают над тропой и
несущимся рядом Чегемом.
5) За Скалистым хребтом сохранились древние башни, а в самом конце ущелья возвышается, пожалуй, самая живописная гора Главного Кавказского хребта –
Тихтенген (4611 м), западнее которой находится перевал Твибер (3780 м).
(6)Здесь путешествие обычных туристов заканчивается: дорогу перегораживает мощный ледник – передвижение по нему очень опасно.
Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1) Чегемское ущелье – одна из настоящих жемчужин Кабардино-Балкарии. (между подлежащим и сказуемым)
(2) В месте, где ущелье проходит сквозь Скалистый хребет, находится теснина – наиболее узкая его часть длиной 5 км. (приложение)
(3) Дно ущелья местами сужается до 15–20 м, зажатое по бокам отвесными стенами, которые возвышаются на 100–200 м и нависают над тропой и несущимся рядом Чегемом.
4) За Скалистым хребтом сохранились древние башни, а в самом конце ущелья возвышается, пожалуй, самая живописная гора Главного Кавказского хребта – Тихтенген (4611 м),
западнее которой находится перевал Твибер (3780 м). (приложение)
(5)Здесь путешествие обычных туристов заканчивается: дорогу перегораживает мощный ледник – передвижение по нему очень опасно.(БСП)
Найдите предложения, в которых тире ставится в
соответствии с одним и тем же правилом
пунктуации.
•
(1) До тринадцати лет Лермонтов воспитывался в Тарханах –
пензенском имении бабушки.
•
(2) «Я в мире боец», – говорил о себе В.Г. Белинский.
•
(3) Из камня деспот выстроит тюрьму – поэт из камня вырубит
Венеру.
•
(4) Думать обо всём, что происходит, – это роскошь, доступная
только тем, у кого много свободного времени.
•
(5) Слой облаков был очень тонок – сквозь него просвечивало солнце.
•
(6) Один атом натрия замещает один атом водорода, один атом
цинка – два атома водорода, а один атом алюминия – три атома
водорода.
•
(7) Конечно, ждать – это большое искусство.
•
(8) Составлен план мероприятий на сентябрь – декабрь.
Найдите предложения, в которых тире ставится в
соответствии с одним и тем же правилом
пунктуации.
•
(1) До тринадцати лет Лермонтов воспитывался в Тарханах –
пензенском имении бабушки.
•
(2) «Я в мире боец», – говорил о себе В.Г. Белинский.
•
(3) Из камня деспот выстроит тюрьму – поэт из камня вырубит
Венеру.
•
(4) Думать обо всём, что происходит, – это роскошь, доступная
только тем, у кого много свободного времени.
•
(5) Слой облаков был очень тонок – сквозь него просвечивало солнце.
•
(6) Один атом натрия замещает один атом водорода, один атом
цинка – два атома водорода, а один атом алюминия – три атома
водорода.
•
(7) Конечно, ждать – это большое искусство
•
(8) Составлен план мероприятий на сентябрь – декабрь.
Двоеточие ставится
1.В бессоюзном предложении
Я чувствую: что-то произойдет
2. В предложениях с обобщающим словом и
однородными членами
Все: и травы, и цветы, и лес - благоухало.
3. В предложениях с прямой речью
Он сказал: «Поздно».
Внимание! Двоеточие в бессоюзном сложном предложении
?
•
Считаем за единое правило или учитываем
разные условия? (раскрытие смысла,
причина, пояснение)
Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом
пунктуации. Запишите номера этих предложений
.
•
(1) Профессор закрыл окно: уличный шум мешал работать.
•
(2) Всё это: звуки и запахи, тучи и люди – было красиво и грустно.
•
(3) Жизнь обладает одним чудесным свойством: она, как хлеб, не
приедается.
•
(4) Вдруг я чувствую: кто-то берёт меня за плечо и толкает.
•
(5) Микеланджело писал о себе: «Не родился еще человек, который,
подобно мне, был бы столь склонен любить людей».
•
(6) Момент образования айсберга – грандиозное и страшное
зрелище: откол сопровождается грохотом, напоминающим
пушечную канонаду, а гладкая морская поверхность в это время
приходит в сильное волнение.
•
(7) Мы наткнулись на участок скалы с несомненными следами костра:
кружком лежали камни, а между ними уголь и обгоревшие поленья.
Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации.
Если считаем за одно правило
Тире в БСП
•
(1) Профессор закрыл окно: уличный шум мешал работать.
•
(2) Всё это: звуки и запахи, тучи и люди – было красиво и грустно.
•
(3) Жизнь обладает одним чудесным свойством: она, как хлеб, не
приедается.
•
(4) Вдруг я чувствую: кто-то берёт меня за плечо и толкает.
•
(5) Микеланджело писал о себе: «Не родился еще человек, который,
подобно мне, был бы столь склонен любить людей».
•
(6) Момент образования айсберга – грандиозное и страшное зрелище:
откол сопровождается грохотом, напоминающим пушечную
канонаду, а гладкая морская поверхность в это время приходит в
сильное волнение.
•
(7) Мы наткнулись на участок скалы с несомненными следами костра:
кружком лежали камни, а между ними уголь и обгоревшие поленья.
Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации.
Если считаем за разные правила
•
(
1) Профессор закрыл окно: уличный шум мешал работать.
•
(2) Всё это: звуки и запахи, тучи и люди – было красиво и грустно.
•
(3) Жизнь обладает одним чудесным свойством: она, как хлеб, не
приедается.
•
(4) Вдруг я чувствую: кто-то берёт меня за плечо и толкает.
•
(5) Микеланджело писал о себе: «Не родился еще человек, который, подобно
мне, был бы столь склонен любить людей».
•
(6) Момент образования айсберга – грандиозное и страшное зрелище:
откол сопровождается грохотом, напоминающим пушечную канонаду, а
гладкая морская поверхность в это время приходит в сильное волнение.
•
(7) Мы наткнулись на участок скалы с несомненными следами костра:
кружком лежали камни, а между ними уголь и обгоревшие поленья.
Раскрытие смысла (а именно)
•
(1) Н.В. Гоголь говорил, что смех – великое дело: он не
отнимает ни жизни, ни имения, но перед ним виновный как
связанный заяц.
•
(2) Весь день моросил дождь – гулять не хотелось. (3)
Мгновение – и публика замерла.
•
(4) Отправившись в путь – это было морозным зимним
утром, – мы взяли направление на северо-восток.
•
(5) «Мой дед землю пахал!» – с гордостью отвечал Базаров.
•
(6) Зной всё увеличивался – становилось тяжело дышать.
•
(7) Не болезнь мучила его – раздражало
сознание ненужности.
•
(1) Н.В. Гоголь говорил, что смех – великое дело: он не
отнимает ни жизни, ни имения, но перед ним виновный как
связанный заяц.
•
(2) Весь день моросил дождь – гулять не хотелось.
•
(3) Мгновение – и публика замерла.
•
(4) Отправившись в путь – это было морозным зимним
утром, – мы взяли направление на северо-восток.
•
(5) «Мой дед землю пахал!» – с гордостью отвечал Базаров.
•
(6) Зной всё увеличивался – становилось тяжело дышать.
•
(7) Не болезнь мучила его – раздражало
сознание ненужности.
•
(1) Наступит весна – расцветёт сирень под моим
окном.
•
(2) И снова – в который раз! – он перечитывал эти
выученные почти наизусть письма.
•
(3) Простить – значит забыть.
•
(4) Ещё напор – и враг бежит.
•
(5) «Ты ничего не замечал?!..» – только и воскликнул я.
•
(6) Сейчас забить один гол – значит выиграть
первенство мира.
•
(7) Стол, кресло, стулья – всё стояло в беспорядке.
•
(1) Наступит весна – расцветёт сирень под моим
окном.
•
(2) И снова – в который раз! – он перечитывал эти
выученные почти наизусть письма.
•
(3) Простить – значит забыть.
•
(4) Ещё напор – и враг бежит.
•
(5) «Ты ничего не замечал?!..» – только и воскликнул я.
•
(6) Сейчас забить один гол – значит выиграть
первенство мира.
•
(7) Стол, кресло, стулья – всё стояло в беспорядке.
Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в
соответствии с одним и тем же правилом пунктуации
•
(1) А.П. Чехов писал: «Для интеллигентного человека дурно
говорить должно бы считаться таким же неприличием, как не
уметь читать и писать».
•
(2) В теле горы словно вздохнул великан: качнулись стены ущелья и
послышался хриплый стон.
•
(3) Всё вокруг: густой тихий лес, избушка на поляне – казалось мне
ненастоящим, сказочным.
•
(4) Но я вижу: вы недовольны.
•
(5) Всё, что нравилось, ласкало, давало надежду: шум дождя,
раскаты грома, мысли о счастье, разговоры о любви, – всё это
стало воспоминанием.
•
(6) Испанское влияние сказывалось во всём: в сводчатой форме
дверей, окон, в чёрных металлических решётках.
Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в
соответствии с одним и тем же правилом пунктуации
•
(1) А.П. Чехов писал: «Для интеллигентного человека дурно
говорить должно бы считаться таким же неприличием, как не
уметь читать и писать».
•
(2) В теле горы словно вздохнул великан: качнулись стены ущелья и
послышался хриплый стон.
•
(3) Всё вокруг: густой тихий лес, избушка на поляне – казалось мне
ненастоящим, сказочным.
•
(4) Но я вижу: вы недовольны.
•
(5) Всё, что нравилось, ласкало, давало надежду: шум дождя,
раскаты грома, мысли о счастье, разговоры о любви, – всё это
стало воспоминанием.
•
(6) Испанское влияние сказывалось во всём: в сводчатой форме
дверей, окон, в чёрных металлических решётках.
Найдите предложения, в
которых двоеточие ставится в соответствии с одним
и тем же правилом пунктуации
•
(1) Каждый человек знает: историческое и культурное наследие своей
страны надо оберегать.
•
(2) Но жизненный опыт пробуждает в памяти иные картины: грустные, а
порой и горестные.
•
(3) На Бородинском поле – поле нашей славы – в 1932 году было совершено
преступление: взорван чугунный памятник на могиле Багратиона,
защитника национальной свободы России.
•
(4) Ещё одна трагедия, о которой рассказал Д.С. Лихачёв: Путевой дворец
архитектора Растрелли в Петербурге, спасённый во время войны, был
снесён в конце шестидесятых годов.
•
(5) Д.С. Лихачёв писал: «Пусто там, где он стоял, и пусто в душе, когда это
место проезжаешь».
•
(6) Утрата любого памятника культуры невосполнима: все они
индивидуальны, связаны с той или иной конкретной эпохой, с именами
мастеров культуры.
Найдите предложения, в
которых двоеточие ставится в соответствии с одним
и тем же правилом пунктуации
•
(1) Каждый человек знает: историческое и культурное наследие своей
страны надо оберегать.
•
(2) Но жизненный опыт пробуждает в памяти иные картины: грустные, а
порой и горестные.
•
(3) На Бородинском поле – поле нашей славы – в 1932 году было совершено
преступление: взорван чугунный памятник на могиле Багратиона,
защитника национальной свободы России.
•
(4) Ещё одна трагедия, о которой рассказал Д.С. Лихачёв: Путевой дворец
архитектора Растрелли в Петербурге, спасённый во время войны, был
снесён в конце шестидесятых годов.
•
(5) Д.С. Лихачёв писал: «Пусто там, где он стоял, и пусто в душе, когда это
место проезжаешь».
•
(6) Утрата любого памятника культуры невосполнима: все они
индивидуальны, связаны с той или иной конкретной эпохой, с именами
мастеров.
У
сп
е
х
о
в
н
а
э
к
з
а
ме
н
е
!