Авторы: Золотарева Людмила Ивановна, Золотарев Леонид Борисович
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МКОУ
Населённый пункт: с. Новая Усмань Воронежской обл.
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Проектная деятельность по математике как средство формирования универсальных учебных действий
Раздел: полное образование
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Новоусманского муниципального района Воронежской области
«Новоусманская СОШ №4»
" Проектная деятельность по математике как
средство формирования универсальных учебных
действий "
Выполнила работу
учитель математики
Золотарева Л.И.
2020 г
.
«
Гении не падают с
неба, они должны иметь
возможность
образовываться и
развиваться
»
Август Бебель
«Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или
сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого
собственной деятельностью, собственными силами, собственным
напряжением»
А. Дистервег
Во все времена школа, помимо обучения детей основам наук, выполняла и
важнейшую задачу подготовки подрастающего поколения к самостоятельной
жизни в обществе.
А для современного общества характерна сложность социальных, культурных,
экономических условий, поэтому оно остро нуждается в людях, которые умеют
самостоятельно думать и решать разнообразные проблемы, обладают
критическим и творческим мышлением, умеют работать в коллективе, обладают
коммуникационными навыками, то есть являются конкурентоспособными.
Одним из решений этой проблемы может быть организация учебного
процесса, направленного на развитие творческих способностей учащихся и
навыков исследовательской, проектной деятельности.
Проект – одна из форм исследовательской работы. Проект для ученика - это
возможность творчески раскрыться, проявить себя индивидуально или в
коллективе. Проект – это деятельность, направленная на решение интересной
проблемы, сформулированной самим учащимся.
Если мы хотим, чтобы наши ученики искали что-то новое в нашем предмете,
стремились его изучать, мы должны показать, что в нем нет предела для
получения новых знаний и творчества!
Каждый ребенок хочет стать ученым, исследователем.
И если учитель предложил ему заниматься научным исследованием, то у него
горят глаза и на вопрос учителей, одноклассников о том, чем он занимается, он с
гордостью отвечает: “Научной работой!”.
При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют и пополняют
навыки работы с информацией, в том числе учатся:
- систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать
информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
- выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое
свертывание выделенных фактов, мыслей, представлять информацию в сжатой
словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме
(в виде таблиц, графических схем и диаграмм, опорных конспектов).
Они же должны овладеть и универсальными учебными действиями:
- уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности её решения;
- уметь определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
- уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач.
Традиционное содержание обучения математики, не позволяет в полной мере
развить названные универсальные учебные действия. Одним из возможных
подходов к решению этой проблемы состоит в развитии у школьников навыков
самостоятельного составления задач.
Вместе с учениками 6 класса мы обратили внимание на то, что в учебнике
математики нет текстовых задач, содержащих краеведческий материал, который
бы позволял познавать историю своего родного края средствами математики. Так
возникла проблема, решением которой занялись Акулов Олег и Бобров
Владислав.
Была выполнена проектная работа под названием «Родной край в цифрах».
Цель проекта: формирование патриотических чувств на основе ознакомления их
со страницами истории родного края, создание математических задач, содержание
которых отражает историю нашей малой Родины.
Задачи проекта:
1.
вызвать интерес к истории родного края;
2.
расширить знания о событиях истории нашего края;
3.
изучить методы и приемы составления и решения текстовых задач;
4.
составить текстовые задачи, которые содержат исторические факты родного
края;
5.
составить презентацию, содержащую текстовые задачи, опирающиеся на
исторические данные;
6.
создать сборник авторских задач по родному краю для обучающихся 5
класса.
Результаты деятельности: в данной работе через основные этапы построения
математической задачи удалось осуществить межпредметные связи, выделить
основные этапы составления математической задачи:
- создание представлений о процессах окружающей действительности,
соответствующих условию задачи. Привлечение теоретического материала,
необходимого для решения данной задачи;
- выбор типа и структуры задачи. Определение взаимосвязи между компонентами
задачи. Разработка структуры задачи;
- подбор числовых значений исходных величин и установление связей между
ними;
- формулирование условия и вопроса задачи, запись на языке, соответствующем
предметной области задачи;
- решение и оценка составленной задачи (т. е.разрешимость, отсутствие лишних
данных, однозначность ответа).
Благодаря интеграции условия задачи и её решения, математические знания
предстают перед нами как живая, динамичная система, способная составлять и
решать задачи из других наук. По существу двусторонний процесс: обучение
математике и обучение математикой.
Приведу несколько задач из сборника:
№1.
Длина реки Воронеж 342 км, а длина реки Усмань – 151 км. Какая река длиннее
и на сколько километров? Запишите числа в виде суммы разрядных слагаемых.
№2.
Усманский бор имел 60 га древесины. На строительство кораблей первого
русского флота пошло 5/6 этого количества. Сколько гектаров древесины
осталось после создания флота?
№3.
На территории нашего района возводили, разрушали и вновь восстанавливали
храмы.
Найдите значение выражения 81,6 : (1,32 + 3,48) ∙ 100 – 85
и узнаете, в каком году была построена первая церковь на новоусманской земле.
№4.
В 1929 все мелкие хозяйства были объединены в единый колхоз. Решите
уравнения и ответьте на вопрос: как назывался колхоз?
Название зашифровано.
1)
Х:79=6
2)
124567-Y=23453
3)
789340-K-1=59645
4)
22755:Z=41
5)
7777:q=7
6)
T-954=678
7)
С*89=89
8)
S+5666=13455
9)
6867*Х=171675
10)
983-Y=894
11)
1001-С=23
12)
796+q=1153
13)
789+Z=1000
Н – 1111; Е – 101114; И - 7789; Л - 474; И – 555; С – 1632; К – 1; Т –
357; Й – 25; пробел – 89; У – 978; Н – 799694; Ь – 211.
№5.
Новоусманский район расположен в северной части Воронежской области и его
площадь составляет 2,37 % территории области. Найдите площадь района, если
площадь Воронежской области 52615,2 кв. км.
Акулов Олег и Бобров Владислав приняли участие в Конференции НОУ
«Поиск» с проектной работой «Родной край в цифрах», где завоевали 1 место.
В заключение хочу привести слова Герберта Спенсера: «Что значит
преподавать? – Это систематически побуждать учащихся к собственным
открытиям».
Учитель может позаботиться о создании условий, в которых ученик однажды
вдруг ощутит себя творцом.