Напоминание

Проектная деятельность по математике как средство формирования универсальных учебных действий


Авторы: Золотарева Людмила Ивановна, Золотарев Леонид Борисович
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МКОУ
Населённый пункт: с. Новая Усмань Воронежской обл.
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Проектная деятельность по математике как средство формирования универсальных учебных действий
Раздел: полное образование





Назад




Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Новоусманского муниципального района Воронежской области

«Новоусманская СОШ №4»

" Проектная деятельность по математике как

средство формирования универсальных учебных

действий "

Выполнила работу

учитель математики

Золотарева Л.И.

2020 г

.

«

Гении не падают с

неба, они должны иметь

возможность

образовываться и

развиваться

»

Август Бебель

«Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или

сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого

собственной деятельностью, собственными силами, собственным

напряжением»

А. Дистервег

Во все времена школа, помимо обучения детей основам наук, выполняла и

важнейшую задачу подготовки подрастающего поколения к самостоятельной

жизни в обществе.

А для современного общества характерна сложность социальных, культурных,

экономических условий, поэтому оно остро нуждается в людях, которые умеют

самостоятельно думать и решать разнообразные проблемы, обладают

критическим и творческим мышлением, умеют работать в коллективе, обладают

коммуникационными навыками, то есть являются конкурентоспособными.

Одним из решений этой проблемы может быть организация учебного

процесса, направленного на развитие творческих способностей учащихся и

навыков исследовательской, проектной деятельности.

Проект – одна из форм исследовательской работы. Проект для ученика - это

возможность творчески раскрыться, проявить себя индивидуально или в

коллективе. Проект – это деятельность, направленная на решение интересной

проблемы, сформулированной самим учащимся.

Если мы хотим, чтобы наши ученики искали что-то новое в нашем предмете,

стремились его изучать, мы должны показать, что в нем нет предела для

получения новых знаний и творчества!

Каждый ребенок хочет стать ученым, исследователем.

И если учитель предложил ему заниматься научным исследованием, то у него

горят глаза и на вопрос учителей, одноклассников о том, чем он занимается, он с

гордостью отвечает: “Научной работой!”.

При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют и пополняют

навыки работы с информацией, в том числе учатся:

- систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать

информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;

- выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое

свертывание выделенных фактов, мыслей, представлять информацию в сжатой

словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме

(в виде таблиц, графических схем и диаграмм, опорных конспектов).

Они же должны овладеть и универсальными учебными действиями:

- уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные

возможности её решения;

- уметь определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,

классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить

логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;

- уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и

схемы для решения учебных и познавательных задач.

Традиционное содержание обучения математики, не позволяет в полной мере

развить названные универсальные учебные действия. Одним из возможных

подходов к решению этой проблемы состоит в развитии у школьников навыков

самостоятельного составления задач.

Вместе с учениками 6 класса мы обратили внимание на то, что в учебнике

математики нет текстовых задач, содержащих краеведческий материал, который

бы позволял познавать историю своего родного края средствами математики. Так

возникла проблема, решением которой занялись Акулов Олег и Бобров

Владислав.

Была выполнена проектная работа под названием «Родной край в цифрах».

Цель проекта: формирование патриотических чувств на основе ознакомления их

со страницами истории родного края, создание математических задач, содержание

которых отражает историю нашей малой Родины.

Задачи проекта:

1.

вызвать интерес к истории родного края;

2.

расширить знания о событиях истории нашего края;

3.

изучить методы и приемы составления и решения текстовых задач;

4.

составить текстовые задачи, которые содержат исторические факты родного

края;

5.

составить презентацию, содержащую текстовые задачи, опирающиеся на

исторические данные;

6.

создать сборник авторских задач по родному краю для обучающихся 5

класса.

Результаты деятельности: в данной работе через основные этапы построения

математической задачи удалось осуществить межпредметные связи, выделить

основные этапы составления математической задачи:

- создание представлений о процессах окружающей действительности,

соответствующих условию задачи. Привлечение теоретического материала,

необходимого для решения данной задачи;

- выбор типа и структуры задачи. Определение взаимосвязи между компонентами

задачи. Разработка структуры задачи;

- подбор числовых значений исходных величин и установление связей между

ними;

- формулирование условия и вопроса задачи, запись на языке, соответствующем

предметной области задачи;

- решение и оценка составленной задачи (т. е.разрешимость, отсутствие лишних

данных, однозначность ответа).

Благодаря интеграции условия задачи и её решения, математические знания

предстают перед нами как живая, динамичная система, способная составлять и

решать задачи из других наук. По существу двусторонний процесс: обучение

математике и обучение математикой.

Приведу несколько задач из сборника:

№1.

Длина реки Воронеж 342 км, а длина реки Усмань – 151 км. Какая река длиннее

и на сколько километров? Запишите числа в виде суммы разрядных слагаемых.

№2.

Усманский бор имел 60 га древесины. На строительство кораблей первого

русского флота пошло 5/6 этого количества. Сколько гектаров древесины

осталось после создания флота?

№3.

На территории нашего района возводили, разрушали и вновь восстанавливали

храмы.

Найдите значение выражения 81,6 : (1,32 + 3,48) ∙ 100 – 85

и узнаете, в каком году была построена первая церковь на новоусманской земле.

№4.

В 1929 все мелкие хозяйства были объединены в единый колхоз. Решите

уравнения и ответьте на вопрос: как назывался колхоз?

Название зашифровано.

1)

Х:79=6

2)

124567-Y=23453

3)

789340-K-1=59645

4)

22755:Z=41

5)

7777:q=7

6)

T-954=678

7)

С*89=89

8)

S+5666=13455

9)

6867*Х=171675

10)

983-Y=894

11)

1001-С=23

12)

796+q=1153

13)

789+Z=1000

Н – 1111; Е – 101114; И - 7789; Л - 474; И – 555; С – 1632; К – 1; Т –

357; Й – 25; пробел – 89; У – 978; Н – 799694; Ь – 211.

№5.

Новоусманский район расположен в северной части Воронежской области и его

площадь составляет 2,37 % территории области. Найдите площадь района, если

площадь Воронежской области 52615,2 кв. км.

Акулов Олег и Бобров Владислав приняли участие в Конференции НОУ

«Поиск» с проектной работой «Родной край в цифрах», где завоевали 1 место.

В заключение хочу привести слова Герберта Спенсера: «Что значит

преподавать? – Это систематически побуждать учащихся к собственным

открытиям».

Учитель может позаботиться о создании условий, в которых ученик однажды

вдруг ощутит себя творцом.



В раздел образования