Напоминание

Урок обобщения знаний по теме "Опорно-двигательный аппарат"


Автор: Исмагилова Галия Абдулахатовна
Должность: преподаватель общеобразовательных дисциплин
Учебное заведение: ОГБПОУ "Ульяновский колледж культуры и искусства"
Населённый пункт: город Ульяновск Ульяновская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок обобщения знаний по теме "Опорно-двигательный аппарат"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Областное государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение «Ульяновский колледж культуры

искусства

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

для преподавателей и студентов

УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ФИЗИОЛОГИЯ, АНАТОМИЯ и ГИГИЕНА

ЧЕЛОВЕКА»

Обобщение и систематизация знаний по теме:

«Опорно-двигательный аппарат»

Для специальности

53.02.01 «Музыкальное образование»

44.02.03 «Педагогика дополнительного образования»

Автор:

преподаватель

общеобразовательных

дисциплин

Исмагилова Г.А.

г.Ульяновск, 2020

Рассмотрено

на заседание ПЦК

Протокол №___

от ____________

__________Исмагилова Г.А.

Утверждаю

на заседании

методического совета

Протокол _____

от ____________

_________ Кущ О.А.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к методической разработке дисциплины «Анатомия, физиология и гигиена

человека»

Обобщение и систематизация знаний по теме: «Опорно-

двигательный аппарат».

Методическая разработка предназначена для

проведения учебного занятия по дисциплине «Анатомия, физиология и

гигиена человека». Методическое пособие разработано для преподавателя

и студентов с целью формирования знаний и умений по теме: «Опорно-

двигательный аппарат»

в Раздел 2 «Закономерности развития опорно-

двигательного

аппарата».

В

ходе

обобщающего

занятия

студенты

закрепляют полученные знания и формируют умения использовать знания о

строении

всех

видов

костей

для

характеристики

их

строения,

местоположения и выполняемой ими функции.

В ходе занятия используются элементы групповой работы, конкурсы

знатоков, работа с рисунками, личностно-ориентированной технологии,

здоровья сберегающей технологии.

Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями к

знаниям ФГОС СПО, для использования на практическом занятии в рамках

специальности

53.02.01

«Музыкальное

образование»

и

44.02.03 «Педагогика дополнительного образования» углубленный уровень

среднего профессионального образования.

В соответствии с ФГОС, после изучения данной темы студент

должен знать: - анатомию и физиологию человека;

уметь: -

использовать

знания о

строении

всех

видов

костей

для

характеристики их происхождения, строения, местоположения в организме

человека и выполняемой ими функции.

Формируемые компетенции:

ОК 1. Понимать

сущность

и

социальную

значимость

своей

будущей

профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 5. Использовать

информационно-коммуникационные

технологии

в

профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать

в

коллективе

и

команде,

эффективно

общаться

с коллегами, руководством, потребителями.

Обобщение и систематизация знаний по теме:

«Опорно-двигательный аппарат».

«Кто чувствует в себе силу сделать лучше,

тот не испытывает страха

перед признанием своей ошибки».

Тип урока - обобщение и систематизация знаний.

Цели урока: обобщить и проверить

знания пройденного материала и

научиться применять их при рассмотрении типовых и нестандартных

вопросов темы.

Задачи урока:

1. Обобщить и систематизировать знания, распределение физических

нагрузок в течение дня;

2. Формирование умения применять теоретические знания на практике;

развивающая: выявить взаимосвязь костной и мышечной систем органов;

3. Воспитывать бережное отношение к своему организму, к своему здоровью,

к здоровью окружающих; профилактика остеохондроза, сколиоза и других

искривлений позвоночника.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

-закрепить

знания

студентов

в

терминологии

по

теме;

-

закрепить знания

о

строениях

и

функциях

скелета,

как

основной

составляющей

опорно-

двигательной

системы;

-

продолжить

формирование

понятия

о

взаимосвязи

строения

и

функций,

на

Познавательные

обучающие

действия:

-

формирование

умений

выявлять

межпредметные взаимосвязи

костной

и

мышечной

систем

органов и анатомии с другими

предметами школьного цикла;

-

формирование

умения

проводить логические действия

(синтез,

анализ);

-

формирование

умения

творчески

мыслить:

•Регулятивные

учебные

действия:

-

формирование

умения

осуществлять

личностную

рефлексию

-

повторение

материала и оценка

знаний

по

теме;

-

формирование

мотивации

к

обучению

и

целенаправленной

познавательной

деятельности;

-

развитие

познавательного

интереса.

примере скелета

человека;

- закрепить знания о

гигиене

опорно-

двигательной

системы;

-

понимания

необходимости

здорового

образа

жизни;

-

формирование

умения

взаимодействовать

с

преподавателем и сверстниками

в

учебной

деятельности:

Коммуникативные

действия:

- формирование умения работать

в

группах;

- формирование умения четко

формулировать

свою

мысль;

-

формирование

умения

планировать

учебное

сотрудничество.

Оборудование: плакаты «Скелет», «Опорно-двигательная система», «Скелет

головы», «Строение костей», муляж черепа, раздаточный материал.

План урока.

I. Организационный этап (1-2 мин.)

Объявление темы и постановка цели занятия.

II. Основной этап (30 мин.)

Выполнение заданий

III. Заключительный этап (5-7 мин.)

Подведение итогов

Рефлексия

Ход урока:

1.Организационный момент, психологический настрой.

Преподаватель: Итак, мы закончили изучение раздела «Закономерности

развития опорно-двигательного аппарата» и

сегодня мы повторим и

обобщим знания, полученные на занятиях. Учебная группа

делится на

команды. Каждая команда выбирает себе капитана, дает своей команде

название. Помните, что при улыбке работают только 13 мышц лица, а при

злости – 30! Нет смысла эксплуатировать такое количество мышц.

1. Разминка

Нужно закончить предложение.

Инструктаж: В быстром темпе команды отвечают по очереди, если ответ

будет не правильным или вы не сможете ответить, значит, право ответа

предоставляется следующей команде. В конкурсе выигрывает та команда,

которая даст больше правильных ответов.

Вы готовы? Значит начинаем…

1.

Функции скелета опорная и …. (двигательная)

2.

Скелет головы – это …. (череп)

3.

Скелет головы состоит из двух отделов: мозгового и …. (лицевого)

4.

Скелет туловища состоит из грудной клетки и …. (позвоночника)

5.

Кости бывают губчатые, …….. (трубчатые, плоские)

6.

Нижняя конечность состоит их бедра ….. (голени, стопы)

7.

Верхняя конечность состоит из плеча предплечья и …. (кисти)

8.

Плечевой пояс образуют лопатка. . . (и ключица)

9.

Виды соединения костей неподвижное. . . (полуподвижное, подвижное)

10.Привычное положение тела при стоянии, ходьбе, сидении – это ….

(осанка)

11.Работа, связанная с перемещением тела или груза называется. . .

(динамической) .

12. Работа, связанная с удержанием определенной позы или груза

называется. . . (статической) .

Задание 1. «Значение скелета». Студентам нужно перечислить как можно

больше функций скелета.

Значение скелета:

а) опора телу; б) движение; в) форма тела; г) защита внутренних органов

д) участие в обмене веществ; е) место для крепления мышц; ж) защита

головного спинного и костного мозга.

Задание № 2 «Немой диктант»

Немой биологический диктант (показываю кости, а студенты отвечают)

1. Ключица 2. Тазовая кость 3. Пяточная кость

4. фаланги пальцев руки 5. Рёбра 6. Скуловая кость

7. нижняя челюсть 8. Плечевая кость 9. Лопатки

Задание № 3«Лови ошибку!»

Из 12 предложений вы должны выписать только те цифры, которые

соответствуют правильным суждениям.

1.У взрослого человека в костях преобладают минеральные соли.+

2. У детей количество костей около 200, а у взрослых чуть более 300.-

3. В позвоночнике соединение костей подвижное – суставы.-

4. Самые крупные кости в скелете человека – берцовые.+

5. Дети более подвержены переломам костей, чем взрослые.+

6. Рост кости в длину происходит за счет надкостницы.+

7. Пояс нижних конечностей образован тазовыми костями.+

8. Изгибы в позвоночнике человека есть с рождения.+

9. Желтый костный мозг – место образования клеток крови.+

10. У человека в черепе преобладает лицевой отдел.-

11. Изгибы позвоночника в сторону называются лордозом.-

12. При открытом переломе в первую очередь надо остановить кровотечение.

+

Задание № 4 «Логические цепочки»

Уберите лишнее слово. Кто быстрее поднимет руку, тому предоставляется

право для ответа.

1.

Грудина

2.

Ребро

3.

Лопатка

1.

Бедро

2.

Голень

3.

Ключица

1.

Плечо

2.

Предплечье

3.

Череп

1.

Крестец

2.

Копчик

3.

Кисть

1.

Шов

2.

Сустав

3.

Скелет

1.

Анатомия

2.

Физиология

3.

Митохондрия

Задание № 5. «Мозговой центр»

На обсуждение вопроса – 1 минута.

Вопрос 1.Человек рано утром имеет один рост, а вечером его рост

уменьшается. Объясните это явление.

Ответ 1. (Уменьшение роста человека на протяжении суток происходит за

счет наличия в позвоночном столбе межпозвоночных хрящей, являющихся

своеобразными амортизаторами, пружинами, смягчающими механические

удары, толчки. Сдавливаясь при движениях и ходьбе, межпозвоночные

пластинки несколько сплющиваются, что приводит к уменьшению тела.)

Вопрос 2. Почему кости пожилых людей более подвержены переломам?

Ответ 2. (Кости пожилых людей более подвержены переломам потому, что с

возрастом перекладины внутри костей делаются тонкими, редкими, а

плотный наружный слой утончается, что приводит к уменьшению их

прочности. У пожилых людей в костях увеличивается доля минеральных

веществ. Поэтому их кости становятся более ломкими).

Вопрос 3. Учащимся школьного возраста рекомендуют носить обувь по ноге

на небольшом каблуке. Однако многие учащиеся носят узкую обувь,

спортивную обувь и обувь на высоком каблуке. Почему такая обувь не

рекомендуется для постоянного ношения?

Ответ 3.

(Узкая обувь сжимает сосуды,

ухудшает кровообращение

конечностей. Обувь на высоком каблуке изменяет осанку, что ведет к

сужению таза. Спортивная обувь при систематическом ношении ведет к

развитию плоскостопия; она предназначена для тренировки, а не для

длительного ношения. )

Вопрос 4.

Почему близорукие люди часто страдают таким нарушением

осанки как - сутулость?

Ответ 4. (Если близорукие люди не носят очки или контактные линзы, то

они вынуждены низко склоняться при чтении и письме, что формирует такое

нарушение

осанки,

как

сутулость.

В

настоящее

время

существуют

эффективные

методы

лечения

близорукости.

Сутулость

излечивается

комплексом физических упражнений.

Задание 6. «Дополни фразу»

1.

Сагиттальная плоскость делит тело человека на: (правую и левую

половины)

2. В костях взрослого человека органические вещества составляют….

(33%)

3.Полное созревание скелета завершается…. (на 21-24 году жизни)

4. Болезненные изменения стопы . . . (плоскостопие).

5. Полное или частичное нарушение целостности кости . . . (перелом).

6. Грудина относится к… (губчатым костям)

9. К костям пояса верхней конечности относится … (Лопатка, плечо,

предплечье и запястье, пясть и фаланга пальцев пальцем)

10. В состав скелета запястья входит..(8 костей)

Задание 7. «Самый умный»

Вопрос 1: А почему так важно придать неподвижность конечности при

переломах?

Ответ: Концы

сломанной

кости

могут

сместиться,

и

произойдёт

неправильное их срастание. Причём при правильном наложении шины

срастание произойдёт в 2 раза быстрее. Также возможно повреждение мягких

тканей обломками и перелом будет открытым.

Вопрос 2: А чем отличается открытый перелом от закрытого?

Вопрос

3: Почему

при

падениях

и

ушибах

кости

пожилых

людей

подвергаются переломам гораздо чаще, чем у детей? С чем это связано?

Ответ: Химический

состав

костей

с

возрастом

меняется:

у

детей

относительно больше содержание органических веществ, а у взрослых и

пожилых

-

неорганических

веществ.

Вопрос 4: Как происходит рост костей в длину и толщину?

Ответ: Рост костей в длину происходит за счёт деления клеток хрящевой

ткани, расположенной на эпифизах костей; Рост в толщину - за счёт деления

клеток надкостницы.

Вопрос 5: До какого возраста происходит рост костей? Растут ли кости

взрослого человека? Как это можно доказать?

Ответ: Рост костей в длину прекращается в 22 года, но деление клеток

костной ткани происходит всю жизнь: старые клетки разрушаются, новые

образуются, происходит замена костного вещества. Срастание костей после

перелома доказывает факт деления клеток и у взрослых и у детей.

Домашнее задание:

1.

Подготовить сообщение по теме: «Значение физических упражнений

для формирования системы опоры и движения»

Преподаватель: Вот и подошел к концу наше занятие. Подведем итоги и

проведем рефлексию.



В раздел образования