Напоминание

Оптимизация развития основных физических качеств на уроках физической культуре в школе


Автор: Титова Елена Митрофановна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: ГБОУ лицей №389
Населённый пункт: город Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Оптимизация развития основных физических качеств на уроках физической культуре в школе
Раздел: полное образование





Назад




ПОЛОЖЕНИЕ

о проведении уроков физической культуры

в ГБОУ лицей № 389»ЦЭО»

Общие положения

Настоящее Положение разработано в соответствии со следующими нормативными и правовыми

актами:

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

- Федеральным Законом Российской Федерации от 04.12.2007 г. №329-ФЗ «О физической культуре

и спорте в Российской Федерации».

- Методическим письмом Министерства Просвещения РСФСР от 15.06.1987 г. №105/33-24 «О

направлении методических рекомендаций «Организация занятий по физическому воспитанию

школьников, отнесенных к специальной медицинской группе».

- Письмом Министерства образования Российской Федерации от 31.10. 2003 г. №13-51-263/123

«Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной

медицинской группе для занятий физической культурой».

- Приказом Министерства образования Российской Федерации, Министерства Здравоохранения

Российской Федерации, Госкомспорта Российской Федерации и Российской Академии образования от

16 июля 2002 г. №2715/227/166/19 «О совершенствовании процесса физического воспитания в

образовательных учреждениях Российской Федерации».

- Приказом Министерства образования и Науки от 28.12.2010 г. №2106 «Об утверждении

федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся,

воспитанников.

- Письмом Министерства образования Российской Федерации от 31.10. 2003 г. No13-51 263/123 «Об

оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской

группе для занятий физической культурой».

- Комплексной программой физического воспитания учащихся 1-11 классов; авторы: …………

Настоящее положение определяет обязанности обучающихся лицея при посещении уроков физической

культуры.

Основной формой физического воспитания школьников являются уроки физкультуры, которые

проводят не реже 2 раз в неделю. Сдвоенные уроки допускаются только по лыжной подготовке.

Структура уроков физкультуры включает вводную часть продолжительностью 5 - 10 мин., основную -

25 - 30 мин., заключительную - 3 - 5 мин.

Группы здоровья

1.В целях дифференцированного подхода к организации уроков физической культуры все

обучающиеся ГБОУ лицей № 389 в зависимости от состояния здоровья делятся на три группы:

- Основную

- Подготовительную

- Специальную медицинскую группу.

Отнесение ребенка к соответствующей группе здоровья происходит на основании списка для каждого

класса, заполненного медицинским персоналом лицея, на основе результатов диспансеризации и

личных медицинских карт учащихся.

Занятия в этих группах отличаются учебными программами, объемом и структурой физической

нагрузки, а также требованиями к уровню освоения учебного материала.

- К основной медицинской группе – относятся обучающиеся, имеющие удовлетворительное состояние

здоровья.

- К подготовительной медицинской группе - относятся обучающиеся с недостаточным физическим

развитием и низкой физической подготовленностью или имеющие незначительные отклонения в

состоянии здоровья. Этой категории обучающихся разрешается заниматься физической культурой по

программе дня основной группы с учетом некоторых ограничений в объеме и интенсивности

физических нагрузок (в том числе временных).

- К специальной медицинской группе (СМГ) – относятся обучающиеся, которые на основании

медицинского заключения о состоянии их здоровья не могут заниматься физической культурой по

программе для основной группы.

Классный руководитель в начале учебного года выявляет (на основании предоставленной родителями

справки медицинской комиссии ВКК) учащихся, освобожденных от занятий физкультурой на учебный

год, и предоставляет список администрации образовательного учреждения вместе со справками,

а также

рекомендации врачей (ЛФК, спецгруппа)

до 15 сентября.

На основании предоставленного документа

администратор учебного учреждения делает приказ об освобождении учащегося.

Учитель физической культуры совместно с родителями и классным руководителем определяет порядок

посещения уроков физкультуры освобожденными учащимися и форму опроса в рамках данного

Положения.

Заявление от родителей о порядке посещения и форме опроса предоставляется администрации лицея

Ребенок со специальной медицинской группой может посещать уроки физической культуры, но

выполнять ограниченную нагрузку в меру своих возможностей, если законные представители не

против.

Записка от родителей не заменяет медицинскую справку и не является официальным документом.

Организация и проведение уроков физкультуры

Уроки физической культуры посещают все обучающиеся, имея с собой спортивную форму в

соответствии с погодными условиями, видом спортивного занятия, согласно требованиям техники

безопасности и охраны труда.

В целях организованного начала и окончания урока,

организации учащихся в раздевалках, с целью

недопущения случаев травматизма и правонарушений, соблюдения санитарно – гигиенических, норм

установлен следующий порядок:

Учащиеся допускаются в раздевалку за 5 минут до звонка на урок.

Во время урока раздевалки закрываются на ключ.

Освобожденным учащимся нельзя пользоваться телефонами, планшетами, фотоаппаратами и другой

техникой.

Учащимся запрещается входить в спортивный зал и находиться во время урока с жевательной резинкой

во рту.

Не занимающиеся учащиеся сидят в отведенном месте с дневником в руках.

Ученик не может выходить из зала без разрешения учителя.

На переодевание учащихся после урока физической культуры отводится 5-7 минут.

Уроки физической культуры проводятся согласно методическим рекомендациям:

1. Орг. момент. Построение.

2. Разминка

3. Работа по теме урока

4. Заминка

5. Подведение итогов. Выставление отметок.

Требования к

внешнему виду и посещению уроков

Спортивная форма для уроков физической культуры:

- для зала:

спортивный костюм, футболку, носки, спортивную обувь (кеды или кроссовки).

- для улицы (осенний и весенний период):

-спортивный костюм, майка, кеды (кроссовки), в соответствии с погодой шапки, перчатки;

Если учащийся не имеет спортивной формы:

- он не выполняет физические нагрузки,

- он должен находиться на уроке физической культуры, теоретически изучать учебный материал,

преподаваемый во время урока, и выполнять все указания учителя физкультуры,

- неудовлетворительная оценка за отсутствие спортивной формы на уроке ученику не выставляется,

- при отсутствии у обучающегося спортивной формы учитель обязан сделать соответствующую запись

в дневнике или через классного руководителя донести эту информацию до родителей (законных

представителей) обучающегося.

При пропуске уроков физической культуры учащийся обязан подтвердить причину отсутствия

заверенной медицинской справкой или иным официальным документом, который передаётся классному

руководителю или учителю физкультуры.

Все обучающиеся освобождённые от физических нагрузок находятся в помещении спортивного зала

или на стадионе под присмотром учителя физической культуры.

Обучающиеся, временно освобождённые от физической нагрузки, от предмета «физическая культура»

не освобождаются. На уроке они изучают теоретические вопросы, проявляют себя в судействе,

оценивают технику движения занимающихся и т.п., получают соответствующие оценки и домашнее

задание.

Учитель физической культуры определяет вид, степень и уровень физических или иных занятий с

данными обучающимися на предстоящий урок:

- теоретическое изучение материала;

- интеллектуальные игры (шашки, шахматы);

- бадминтон;

- посильная помощь в судействе или организации урока.

Если учащийся не подтверждает причину отсутствия медицинской справкой или иным официальным

документом, который передаётся классному руководителю или учителю физкультуры, то есть

пропустил урок без уважительной причины, отсутствие считается прогулом, учитель физической

культуры доводит до сведения классного руководителя факт прогула, классный руководитель ставит в

известность родителей (законных представителей) обучающегося о прогуле. Обучающийся получает от

учителя физической культуры письменное задание по теме урока для выполнения и отработки прогула

в течение недели.

Учитель начинает урок физической культуры с инструктажа по технике безопасности, отмечая в

классном журнале отсутствующих, указывая номер инструкции по технике безопасности в зависимости

от программы и комплекса упражнений.

Организация и проведение уроков физкультуры с обучающимися, отнесенными по состоянию здоровья

к подготовительной и специальной медицинской группе, и их аттестация по физкультуре

Для обучающихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе (СМГ),

уроки физкультуры по заявлению родителей проводятся совместно с классом согласно основному

расписанию, но по индивидуальным программам, которые отличаются объёмом и структурой

физической нагрузки, а также требованиями к уровню освоения учебного материала.

Важнейшее требование к уроку - обеспечение дифференцированного подхода к обучающимся с учётом

их состояния здоровья, физического развития и двигательной подготовленности.

Учитель разрабатывает интегрированную программу с учетом заболеваний обучающегося, которая

рассматриваются на методическом объединении учителей -предметников и утверждаются директором.

При подборе средств и методов необходимо неукоснительно соблюдать основные принципы

физического воспитания: постепенность, систематичность, доступность, разносторонность.

Движение детей по группам здоровья в течение учебного года (из СМГ в подготовительную, далее в

основную и наоборот) проводится на основании справки врача-педиатра детской поликлиники. На

основании этого документа директор школы издаёт приказ о переводе школьника в другую группу

здоровья. Классный руководитель совместно с учителем физической культуры в классном журнале на

странице «Листок здоровья» напротив фамилии учащегося делают отметку: «на основании приказа от ...

переведен в ..... группу».

Посещения занятий обучающимися спецмедгруппы являются обязательными. Ответственность за их

посещение возлагается на родителей, учителя, ведущего эти занятия, и классного руководителя,

контролируется заместителем директора по учебно-воспитательной работе и медработником.

Требования к учителям, работающим с детьми, отнесенными к СМГ.

Учитель должен:

- знать анатомические и физиологические особенности детей разных возрастных групп;

- знать санитарно-гигиенические нормы при проведении занятий и правила техники безопасности и

охраны труда;

- проводить систематическую работу с обучающимися, с целью выявления их индивидуальных

возможностей и определения направлений развивающей работы, фиксировать динамику развития

обучающихся;

- вести учет освоения обучающимися общеобразовательных программ;

- вести систематическое наблюдение за реакцией учащихся на предлагаемые нагрузки по внешним

признакам утомления;

- определять физиологическую кривую урока с учетом самочувствия учащихся в процессе занятий.

Посещение уроков физической культуры обучающимися, временно освобождёнными от занятий

физкультуры

Учащиеся, временно освобождённые от уроков физкультуры (до 2-х недель), должны находиться на

уроке физической культуры, теоретически изучать учебный материал, преподаваемый во время урока, и

выполнять все указания учителя физической культуры.

В классном журнале учителем не проставляется отметка об отсутствии или освобождении от уроков

физической культуры данного учащегося.

При проведении занятий физической культуры на открытом воздухе в зимний период обучающиеся,

освобожденные от уроков физической культуры на 10 дней, на 2 недели должны находиться в

рекреации 1 этажа или библиотеке, теоретически изучать учебный материал, преподаваемый во время

урока.

Если урок физкультуры первый или последний, то по заявлению родителей, обучающийся может

находиться дома.

Посещение уроков физической культуры обучающимися, освобождёнными от уроков физкультуры на

длительный период (на месяц, четверть, год и т.д.)

Учащиеся, освобождённые от уроков физкультуры на длительный период, могут не посещать уроки

физической культуры при наличии заявления от их родителей (законных представителей), с просьбой

разрешить не посещать уроки физической культуры и об ответственности родителей за жизнь и

здоровье ребёнка во время уроков физкультуры.

На основании заявления от родителей (законных представителей) обучающегося директор школы

издаёт приказ об освобождении обучающегося от уроков физической культуры.

Обучающиеся, освобождённые от уроков физкультуры на длительный период, под руководством

учителя готовят теоретический материал и отчитываются 1 раз в четверть.

Текущая, промежуточная и итоговая аттестация обучающихся по физической культуре

Оценивание учащихся 2-11 классов происходит по 5-балльной системе. Оценивание учащихся 1 класса

– словесное. При выставлении оценки учитывается старание учащегося, его физическая подготовка,

способности.

Критерии оценивания учебных достижений учащихся по физической культуре.

Учащиеся оцениваются на уроках физической культуры на оценку – 5 (отлично), в зависимости от

следующих конкретных условий:

- имеет с собой спортивную форму в полном соответствии с погодными условиями, видом спортивного

занятия или урока;

- выполняет все требования техники безопасности и правила поведения в спортивных залах и на

спортивных площадках;

- соблюдает гигиенические правила и охрану труда при выполнении спортивных упражнений занятий;

- обучающийся, имеющий выраженные отклонения в состоянии здоровья, при этом стойко мотивирован

к занятиям физическими упражнениями; есть существенные положительные изменения в физических

возможностях обучающихся, которые замечены учителем; занимается самостоятельно в спортивной

секции школы или города, имеет спортивные разряды или спортивные успехи на соревнованиях любого

ранга;

- постоянно на уроках демонстрирует существенные сдвиги в формировании навыков, умений и в

развитии физических или морально-волевых качеств в течение четверти или полугодия; успешно сдаёт

или подтверждает все требуемые на уроках нормативы по физической культуре для своего возраста;

- выполняет все теоретические или иные задания учителя, овладел доступными ему навыками

самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей гимнастики, оказывает посильную

помощь в судействе школьных соревнований между классами или организации классных спортивных

мероприятий, владеет необходимыми навыками, теоретическими и практическими знаниями в области

физической культуры.

Учащиеся оцениваются на уроках физической культуры на оценку – 4 (хорошо), в зависимости от

следующих конкретных условий:

- имеет с собой спортивную форму в полном соответствии с погодными условиями, видом спортивного

занятия или урока;

- выполняет все требованиям техники безопасности и правила поведения в спортивных залах и на

стадионе; соблюдает гигиенические требования и охрану труда при выполнении спортивных

упражнений занятий;

- обучающийся, имеющий выраженные отклонения в состоянии здоровья, при этом мотивирован к

занятиям физическими упражнениями; есть положительные изменения в физических возможностях

обучающихся, которые замечены учителем;

- постоянно на уроках демонстрирует существенные сдвиги в формировании навыков, умений и в

развитии физических или морально-волевых качеств в течение четверти или полугодия; успешно сдаёт

или подтверждает 80% всех требуемых на уроках нормативов по физической культуре, для своего

возраста;

- выполняет все теоретические или иные задания учителя, овладел доступными ему навыками

- самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей гимнастики, оказывает посильную

помощь в судействе или организации урока, владеет также необходимыми теоретическими и

практическими знаниями в области физической культуры.

Учащиеся оцениваются на уроках физической культуры на оценку – 3 (удовлетворительно), в

зависимости от следующих конкретных условий:

- имеет с собой спортивную форму не в полном соответствии с погодными условиями, видом

спортивного занятия или урока;

- выполняет все требованиям техники безопасности и правила поведения в спортивных залах и на

спортивных площадках; соблюдает гигиенические требования и охрану труда при выполнении

спортивных упражнений занятий;

- обучающийся, имеющий выраженные отклонения в состоянии здоровья, при этом старателен,

мотивирован к занятиям физическими упражнениями, есть незначительные, но положительные

изменения в физических возможностях обучающегося, которые могут быть замечены учителем

физической культуры;

- продемонстрировал несущественные сдвиги в формировании навыков, умений и в развитии

физических или морально-волевых качеств в течение четверти и/или полугодия;

- частично выполняет все теоретические или иные задания учителя, овладел доступными ему навыками

самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей гимнастики, необходимыми

теоретическими и практическими знаниями в области физической культуры.

Учащиеся оцениваются на уроках физической культуры на оценку-2 (неудовлетворительно), в

зависимости от следующих конкретных условий:

- не имеет с собой спортивной формы в соответствии с погодными условиями, видом спортивного

занятия или урока;

- не выполняет требования техники безопасности и охраны труда на уроках физической культуры;

- обучающийся, не имеющий выраженных отклонения в состоянии здоровья, при этом не имеет стойкой

мотивации к занятиям физическими упражнениями и динамике их физических возможностей, нет

положительных изменений в физических возможностях обучающегося, которые должны быть замечены

учителем;

- не продемонстрировал существенных сдвигов в формировании навыков, умений и в развитии

физических или морально-волевых качеств;

- не выполнял теоретические или иные задания учителя, не овладел доступными ему навыками

самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей гимнастики, необходимыми

теоретическими и практическими знаниями в области физической культуры.

Порядок оценивания результатов физического воспитания

В аттестаты об основном общем образовании и среднем общем образовании обязательно выставляется

отметка по физической культуре.

Оценивание учащихся, посещающих уроки физической культуры

Текущее оценивание:

Оценивание учащихся 2-11 классов происходит по 5-балльной системе, учащихся 1 класса –

безоценочное.

При выставлении оценки учитывается старание учащегося, его физическая подготовка, способности.

Итоговое оценивание

Итоговое оценивание происходит на основе текущих отметок, полученных учеником в течение

триместра (четверти), полугодия.

Количество текущих отметок для выставления итоговой отметки – не менее 5 .

Оценивание учащихся 2-11 классов, освобожденных от занятий физкультурой на длительный срок (на

учебный период) или освобожденных после болезни и не имеющих количество текущих отметок,

достаточное для выставления итоговой отметки.

Во время урока физкультуры освобожденный учащийся находится на уроке (в спортивном зале, на

стадионе).

Если урок последний, то по заявлению родителей (законных представителей), учащийся может

находиться дома.

Если учащийся имеет освобождение, но присутствует на уроке физкультуры и выполняет посильные

задания учителя, то оценивание происходит на уроке.

Если учащийся имеет освобождение, присутствует на уроке физкультуры, но не занимается, то

выставление итоговой отметки происходит на основании выполнения устного (письменного)

задания в указанные сроки.

Порядок выполнения и сдачи задания.

После предоставления справки об освобождении от занятий физкультурой, учитель выдает ученику

теоретические вопросы по изучаемой теме (Приложение 1), учебник по физической культуре, а также

назначает дату проведения опроса в день проведения уроков физкультуры.

Вопросы, выдаваемые ученикам, соответствуют программе, результатам обучения и возрасту учащихся.

В последнюю пятницу текущего месяца обучающиеся, освобожденные на текущий учебный год на

основании справки медицинской комиссии, отвечают устно на 3 вопроса из выданных вопросов и

получают 3 отметки за каждый вопрос в кабинете у преподавателя.

Критерии оценивания обучающегося на уроках физической культуры.

Учащиеся оцениваются на уроках физической культуры – 5 (отлично), в зависимости от

следующих конкретных условий.

Имеет с собой спортивную форму в полном соответствии с погодными условиями, видом спортивного

занятия или урока.

Выполняет все требованиям техники безопасности и правила поведения в спортивных залах и на

стадионе. Соблюдает гигиенические правила и охрану труда при выполнении спортивных упражнений

занятий.

Учащийся, имеющий выраженные отклонения в состоянии здоровья, при этом стойко мотивирован к

занятиям физическими упражнениями. Есть существенные положительные изменения в физических

возможностях обучающихся, которые замечены учителем.

Постоянно на уроках демонстрирует существенные сдвиги в формировании навыков, умений и в

развитии физических или морально-волевых качеств в течение триместра (четверти) или полугодия.

Успешно сдаёт или подтверждает все требуемые на уроках нормативы по физической культуре, для

своего возраста.

Выполняет все теоретические или иные задания учителя, овладел доступными ему навыками

самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей гимнастики, оказание посильной

помощи в судействе школьных соревнований между классами или организации классных спортивных

мероприятий, а также необходимыми навыками и знаниями теоретическими и практическими знаниями

в области физической культуры.

Учащиеся оцениваются на уроках физической культуры – 4 (хорошо), в зависимости от

следующих конкретных условий.

Имеет с собой спортивную форму в полном соответствии с погодными условиями, видом спортивного

занятия или урока.

Выполняет все требованиям техники безопасности и правила поведения в спортивных залах и на

стадионе. Соблюдает гигиенические требования и охрану труда при выполнении спортивных

упражнений занятий.

Учащийся, имеющий выраженные отклонения в состоянии здоровья, при этом мотивирован к занятиям

физическими упражнениями. Есть положительные изменения в физических возможностях

обучающихся, которые замечены учителем.

Постоянно на уроках демонстрирует существенные сдвиги в формировании навыков, умений и в

развитии физических или морально-волевых качеств в течение четверти или полугодия. Успешно сдаёт

или подтверждает 80% всех требуемых на уроках нормативов по физической культуре для своего

возраста.

Выполняет все теоретические или иные задания учителя, овладел доступными ему навыками

самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей гимнастики, оказание посильной

помощи в судействе или организации урока, а также необходимыми теоретическими и практическими

знаниями в области физической культуры.

Учащиеся оцениваются на уроках физической культуры - 3 (удовлетворительно), в зависимости

от следующих конкретных условий.

Имеет с собой спортивную форму в не полном соответствии с погодными условиями, видом

спортивного занятия или урока.

Выполняет все требованиям техники безопасности и правила поведения в спортивных залах и на

стадионе. Соблюдает гигиенические требования и охрану труда при выполнении спортивных

упражнений занятий.

Учащийся, имеющий выраженные отклонения в состоянии здоровья, при этом старателен,

мотивирован к занятиям физическими упражнениями, есть незначительные, но положительные

изменения в физических возможностях обучающегося, которые могут быть замечены учителем

физической культуры.

Продемонстрировал несущественные сдвиги в формировании навыков, умений и в развитии

физических или морально-волевых качеств в течение полугодия.

Частично выполняет все теоретические или иные задания учителя, навыками самостоятельных занятий

оздоровительной или корригирующей гимнастики, необходимыми теоретическими и практическими

знаниями в области физической культуры.

Учащиеся оцениваются на уроках физической культуры - 2 (неудовлетворительно), в

зависимости от следующих конкретных условий:

Не имеет с собой спортивной формы в соответствии с погодными условиями, видом спортивного

занятия или урока.

Не выполняет требования техники безопасности и охраны труда на уроках физической культуры.

Учащийся, не имеющий выраженных отклонений в состоянии здоровья, при этом не имеет стойкой

мотивации к занятиям физическими упражнениями. Нет положительных изменений в физических

возможностях обучающегося, которые должны быть замечены учителем физической культуры.

Не продемонстрировал существенных сдвигов в формировании навыков, умений и в развитии

физических или морально-волевых качеств.

Не выполнял теоретические или иные задания учителя, не овладел доступными ему навыками

самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей гимнастики, необходимыми

теоретическими и практическими знаниями в области физической культуры.

Критерии оценки при аттестации на уроках физической культуры учащихся СМГ.

Все учащиеся, освобождённые по состоянию здоровья от уроков физкультуры, обязаны иметь

аттестацию по этому предмету в каждом триместре и в году. Оценки можно получить за знание теории

(доклады, презентации, сообщения по теме (в рамках школьной программы), согласованной с учителем,

или посещения занятий ЛФК, откуда должна быть предоставлена справка и дневник с текущими

отметками.

При выставлении четвертной, полугодовой, годовой и итоговой отметки по физической культуре

учитывается прилежание, усердие в работе над собой и выполнение всех рекомендаций учителя

физической культуры.

Обучающихся в СМГ необходимо оценивать их успехи в формировании навыков здорового образа

жизни и рационального двигательного режима.

При выставлении текущей отметки обучающимся необходимо соблюдать особый такт, быть

максимально внимательным, не унижая достоинства ученика, использовать отметку таким образом,

чтобы она способствовала его развитию, стимулировала его дальнейшие занятия физической культурой.

Итоговая отметка выставляется по теоретической и практической части занятий, или только по

теоретической части, а также с учетом динамики физической подготовленности и прилежания.

Положительная отметка должна быть выставлена также обучающемуся, который не продемонстрировал

существенных сдвигов в формировании навыков, умений и развитии физических качеств, но регулярно

посещал занятия, старательно выполнял задания учителя, овладел доступными ему навыками.

В аттестаты об основном общем образовании и среднем общем образовании обязательно выставляется

отметка по физической культуре. Следовательно, итоговая оценка может отличаться от средней

арифметической оценки.

Итоговое оценивание происходит на основе текущих оценок, полученных учеником в течение четверти

(полугодия). Количество текущих оценок для выставления итоговой оценки – не менее 3.???????

Особенности оценивания учебных достижений учащихся специальной медицинской группы.

Обучащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, аттестуются по

результатам выполнения требований учебных программ по СМГ.

В соответствии с письмом Минобразования России органам управления образованием от 31.10.2003 г.

No 13-51-263/13 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к

специальной медицинской группе для занятий физической культурой» рекомендуется:

- итоговую оценку по физической культуре выставлять с учетом теоретических и практических знаний

(двигательных умений и навыков, умений осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивно-

оздоровительную деятельность);

- основной акцент в оценивании должен быть сделан на стойкую мотивацию учащихся к занятиям

физическими упражнениями и динамике их физических возможностей;

- положительная оценка должна быть выставлена также обучающемуся, который не продемонстрировал

существенных сдвигов в формировании навыков, умений и развитии физических качеств, но регулярно

посещал занятия, старательно выполнял задания учителя, овладел доступными ему навыками

самостоятельных занятий оздоровительной и корригирующей гимнастики, необходимыми знаниями в

области физической культуры.

При выставлении текущей отметки обучающимся СМГ необходимо соблюдать особый такт, быть

максимально внимательным, не унижая достоинства ученика, использовать отметку таким образом,

чтобы она способствовала его развитию, стимулировала его дальнейшие занятия физической культурой.

В аттестаты об основном общем образовании и среднем общем образовании обязательно выставляется

отметка по физической культуре.

Особенности оценивания учебных достижений обучающихся, освобожденных от физических нагрузок.

Если обучающийся 2 – 11 имеет освобождение, но присутствует на уроке физкультуры и выполняет

посильные задания учителя, то оценивание происходит на уроке.

Если обучающийся 2 - 9 имеет освобождение и не присутствует на уроках физкультуры согласно

заявлению родителей (законных представителей), то выставление итоговой оценки происходит на

основании выполнения письменного задания.

Порядок выполнения и сдачи задания:

- после предоставления справки об освобождении от занятий физкультурой или обоснованного

заявления от родителей (подтвержденного в дальнейшем справкой от врача), учитель выдает

обучающемуся теоретический материал по изучаемой теме ;тексты, выдаваемые обучающимся,

соответствуют программе, результатам обучения и возрасту обучающихся на предпоследней неделе

четверти обучающиеся отвечают письменно на 2 вопроса из выданных в начале четверти и получают 1

оценку как среднее арифметическое отметок за два ответа.

Если обучающийся 10 –11 классов имеет освобождение и не присутствует на уроках физкультуры

согласно заявлению родителей (законных представителей), то выставление итоговой оценки происходит

на основании выполнения письменного задания в форме реферата или проекта. Обучающиеся сдают по

1 реферату за полугодие.

Порядок выполнения и сдачи реферата (проекта):

- в начале курса во время консультаций учитель предлагает учащемуся тему реферата (проекта),

знакомит с правилами оформления рефератов, составляет с обучающимся план реферата;

- реферат (проект) должен быть сдан на ознакомление учителю за месяц до окончания курса;

- защита реферата (проекта) происходит в присутствии комиссии, состоящей из двух преподавателей:

учителя физической культуры и заместителя директора по УР, за две недели до окончания полугодия.

При оценивании реферата (проекта) учитывается:

- правильность оформления,

- соответствие содержания поставленным перед обучающимся в начале курса задачам (соответствие

плану, составленному совместно с учителем),

- устный ответ (краткий обзор написанного реферата, ответы на вопросы по реферату).

Требования к учащимся, занимающимся в спортивных секциях, клубах, не посещающих уроки

физической культуры.

Ребенок, занимающийся в спортивной школе или клубе, может не посещать урок физической культуры,

если он в расписании стоит первым или последним на основании заявления родителей и

предоставленной справки о занятости учащегося. Издается приказ администрацией по школе.

Обучающиеся ежемесячно предоставляют учителю физкультуры отчет о своих результатах (протоколы

соревнований, грамоты или дипломы).

Если урок в расписании стоит в середине, то ребенок его обязан посещать и сдавать нормативы или

зачеты.

Теоретическая часть (знания)

Ответы на теоретические вопросы, соответствующие программе. На предпоследней неделе четверти

ученики отвечают письменно на 3 вопроса из выданных вопросов и получают 3 оценки (оценка за

каждый вопрос).

Реферат в котором обучающийся, основываясь на своем диагнозе, должен описать комплекс

мероприятий: образ жизни, двигательный режим (чередование периодов работы и отдыха), режим

питания, распорядок дня, интенсивность нагрузок, лечебные и поддерживающие мероприятия (влияние

их на организм). В начале курса во время консультаций учитель предлагает учащемуся тему реферата,

знакомит с правилами оформления рефератов, составляет с учеником план реферата.

Реферат должен быть сдан в назначенные сроки, не позднее недели до окончания четверти.

Требования к написанию реферата (Приложение 1)

1.В зависимости от возрастной группы, подготовить, по заданию учителя раздел из программного

теоретического материала (например: техника безопасности, оказание первой помощи, развитие

качеств, самоконтроль, тактические действия и т.д.).

2.Учитель может оценить теоретическую часть и в другой форме (например: работа с теоретическим

материалом в учебнике по физической культуре, ответы на вопросы, сообщения, составление

кроссвордов, викторин и др.).

3.Обучающиеся начальной школы (2-4 классы) представляют теоретические знания в виде рисунков и

рассказов по ним.

4.По результатам выполнения заданий теоретической части выставляется оценка по пятибалльной

шкале, пункт 1 оценивается обязательно, остальные по усмотрению учителя.

Практическая часть.

1.Присутствие на уроках.

2.Сдача зачетов по технике исполнения упражнений (по медицинским показателям).

3.Участие в разминке на каждом уроке (по медицинским показателям).

4.Выполнение индивидуального комплекса упражнений по заданию учителя в соответствии с

рекомендациями врача.

5.Помощь при проведении урока, судейство, выполнение роли направляющего (проверяются знания

терминологии),

6.Помощь в организации соревнований.

По результатам выполнения заданий практической части выставляется оценка по пятибалльной шкале,

пункты 1 и 2 оцениваются обязательно, остальные по усмотрению учителя.

Учитель имеет право выбрать из каждой части те мероприятия, которые наиболее подходят

индивидуальным особенностям конкретного обучающегося,

Итоговый контроль организуется по четвертям (2-9 классы), полугодиям (10 – 11 классы), на его основе

выставляется годовая оценка по физической культуре, выявляются сдвиги в состоянии здоровья,

физической и двигательной подготовленности.

Приложение 1

Требования к написанию реферата

Представлять рефераты обучающиеся начинают с 5 класса.

Реферат представляет собой доклад на определенную тему. Это одна из начальных форм представления

результатов научного исследования в письменном виде.

Рекомендации по его оформлению:

1.Объем реферата определяет сам референт. Обычно объем реферата колеблется от 2 до 12 печатных

страниц.

2.Реферат должен иметь титульный лист, оглавление, основную часть и краткий список использованной

литературы. Список использованной литературы размещается на последней странице рукописи

реферата.

3.Реферат должен быть написан простым, ясным языком. Следует избегать сложных грамматических

оборотов, непривычных терминов и символов. Если такие термины и символы приводятся, то

необходимо разъяснять их значение при первом упоминании в тексте.

Оценивание реферата

Максимальная оценка за подготовку и защиту реферата – 5 баллов. Оценивание реферата производится

на основании следующих критериев:

- правильное и полное раскрытие темы реферата, ее актуальности – 1 балл;

- правильное цитирование теоретических источников, уровень обобщения и анализа научных трудов – 1

балл;

- грамотность, логичность и общий стиль письменного изложения – 1 балл;

- умение сформулировать выводы – 1 балл;

- умение устно изложить краткое содержание, выбрав основную суть вопроса; соблюдение логики

изложения (введение, основное содержание, краткие выводы по теме) – 1 балл.

Примерные темы рефератов:

1)Олимпийские игры древней Греции в сравнении с современными олимпийскими играми;

2)Олимпийские игры современности: пути развития.

3)Значение физической культуры в развитии личности.

4)Мой любимый вид спорта и его значение для моего развития.

5)Физическая культура в моей семье.

6)Современные виды спорта и спортивные увлечения учащихся моей школы.

7)Адаптивная физическая культура и ее роль в жизни человека.

8)Допинги в спорте и в жизни, их роль.

9)История развития лыжного спорта (конькобежного спорта) 20 века в России и в мире.

10)Место физической культуры в общей культуре человека.

11)Прогрессивные концепции физической культуры: перестройка физического воспитания.

12) Культура здоровья как одна из составляющих образованности.

13)Пути и условия совершенствования личной физической культуры.

14)Организация проведения физкультурно-оздоровительной работы в режиме учебного дня.

15)Охрана труда и техника безопасности на занятиях и уроках физической культурой, школьным

спортом и туризмом.

16)Влияние на здоровье (на выбор) солнечного света, свежего воздуха, чистой воды, естественного

питания, физических упражнений, отдыха, хорошей осанки, голодания, гигиенических факторов,

закаливания и т. д.

17)Здоровый образ жизни и молодежь.

18)Влияние циклических видов спорта на сердечно-сосудистую системы организма.

19)Зрение школьников: тенденции и реальность

20)Аэробика как одно из направлений здоровьесберегающих технологий.

21)Соблюдение режима как одно из условий сохранения здоровья учащихся.

22)Сотовая связь и ее влияние на организм человека.

23)Ценностные ориентации современной молодежи.

24)Холодовая тренировка организма.

25)Выживание в различных климатических зонах.

26)Адаптация к стрессовым ситуациям и физическим нагрузкам.

27)Физиология и гигиена индивидуальной защиты от холода.

28)Адаптация и конституция человека

29)Как выжить в экстремальных условиях

30)Физическая культура в учебном и свободном времени школьников.

31)Метод круговой тренировки

32)Понятие о здоровом образе жизни и факторах положительного влияния занятий физической

культуры на укрепление физического здоровья, психического и нравственного развития человека;

33)Понятие о правильном режиме питания;

34)Понятие о формах двигательной активности;

35)Методы самоконтроля;

36)Основы организации самостоятельных занятий корригирующей гимнастикой, их направленность,

структура, содержание и режим нагрузки (с учетом индивидуальных показателей здоровья,

физического развития и подготовленности);

37)Понятие о правильной осанке;

38)Понятие о рациональном дыхании;

39)Правила оказания первой доврачебной медицинской помощи при травмах во время занятий

физическими упражнениями;

40)Гигиенические требования и правила техники безопасности на занятиях физическими

упражнениями в условиях спортивного зала, спортивной площадки, тренажерного зала, бассейна;

41)Понятие о физическом развитии и физической подготовленности человека.



В раздел образования