Автор: Алехина Марина Николаевна
Должность: преподаватель общепрофессиональных дисциплин
Учебное заведение: Бузулукский колледж промышленности и транспорта ОГУ
Населённый пункт: г. Бузулук Оренбургской области
Наименование материала: статья
Тема: Формирование качеств активной творческой личности
Раздел: среднее профессиональное
Формирование качеств активной творческой личности
Алехина Марина Николаевна
Бузулукский колледж промышленности и транспорта ОГУ
В нашей стране происходят изменения всех сторон жизни, как
политических, так и социально экономических. Все эти изменения коснулись
процесса образования, который должен быть приведен в соответствие с
потребностями общества в высококвалифицированных кадрах, с прочными и
глубокими знаниями, способных к саморазвитию и самореализации.
Цель образования по новым стандартам (ФГОС) это подготовка
всесторонне развитых личностей, способных к активной социальной адаптации
в
обществе,
началу
трудовой
деятельности,
самообразованию
и
самосовершенствованию. Поэтому и возникает необходимость изменений в
процессе образования и обучения подрастающего поколения.
Известно, что ни окружающая среда общения, ни даже семейное
воспитание не помогут в полной мере адекватно активизировать процесс
социализации подростков.
Колледж же, благодаря своему воспитательному потенциалу, способен
помочь
в
определении
ориентации
личности
каждого
обучающегося.
Жизненная активность человека воспринимается как ведущая составляющая
его личности. В процессе формирования активности задействованы не только
природные и социальные факторы, но и личные желания и устремления
человека. Только таким образом складывается личностный и социальный облик
человека.
Изменение в обществе происходят бесконечно, так как в них проявляется
активность человеческой личности, то есть осуществляются новые открытия и
процесс развития. Изменяя мир, активная личность совершенствует свои
способности, мастерство знания и умения, а значит, изменяет и «создает себя».
В процессе активной жизни и работы человек постоянно расширяет свои связи
с обществом.
Почему то часто обучение учащихся избранной профессии расценивают
как подготовку их к будущей самостоятельной трудовой жизни, как будто
период учебы еще не является самостоятельной жизнью каждого. И еще бытует
мнение, что существуют какие-то чудодейственные средства, благодаря
которым молодой человек, попавший на производство, чудесным образом
становится новатором. Такое возможно только в фантастических рассказах.
В реальности воспитание у будущего специалиста чувства подлинного
хозяина жизни – непростая и далеко не самая легкая задача. Неравнодушный,
заинтересованный во всех сторонах жизни, связанной и с производством и с
общественными
отношениями,
и
с
экономическими,
экологическими,
социальными аспектами – таким должен стать работник новой формации. И
решение
этой
задачи
в
процессе
обучения
не
менее
значимо,
чем
высококачественная подготовка по специальности.
1
Возможно, вам захочет возразить, полагая, что решение указанных выше
целей лежит скорее в плоскости воспитательной, нежели учебно-методической
деятельности.
Но
после
проведения
анкетирование
среди
мастеров
производственного обучения, обучающихся и преподавателей колледжа и
анализа анкет нам же представляется, что когда молодой человек ощущает себя
подлинным специалистом в своем деле, то ему далеко не все равно, как работа
его предприятия отражается на окружающей среде, здоровье его близких и
других людей.
Мы считаем, что формирование творческой активности у учащегося – это
воспитываемое качество, которое становится чертой характера и проявляется в
поведении. Это подтверждается сотнями и тысячами примеров того, что не
скованный инерцией мышления молодой ум способен на оригинальные
самобытные решения самых разных проблем.
С чего здесь можно начинать? С самых простых вещей, с которыми
сталкивается каждый работник. Где токарю лучше закреплять чертеж так,
чтобы он был перед глазами? Каким образом оператору ЭВМ удобнее
расположить инструкцию или задание для работы? Где швее лучше хранить все
необходимое для работы? Пусть учащиеся лично предлагают любые, самые
неожиданные варианты решений.
Ведь именно молодой рабочий предложил на одном предприятии
необычное
размещение
гардероба:
люди
раздевались,
затем
вешалки
поднимались под потолок, а по освободившемуся пространству свободно
проезжали
электрокары.
Чудно?
Может
быть.
Только
потом
идея
трансформации стала повсеместной и сейчас применяется очень широко.
Если преподаватель, мастер производственного обучения постоянно
обращается к творческому мышлению обучающихся, если в группе становится
привычным коллективное обсуждение и поиск оптимального решения, рано
или поздно такая черта, как пытливость ума, станет характерной для человека.
Конечно, иногда, особенно на первых парах подобной работы, методически
оправданно «наталкивать» студентов на выход из тупиковой ситуации. Это
естественно: ведь у преподавателя, мастера больше опыта и знаний. Но
постепенное ознакомление с методами решения технических творческих задач,
с приемами теории решения изобретательных задач (ТРИЗ) неизбежно
приучает учащихся смотреть на любую производственную или учебную задачу
с точки зрения поиска оптимального варианта.
И вот уже чертеж закрепляется на металлическом планшете магнитом, а
наушники для работы по теме мультимедиа на ЭВМ вынимаются из незаметной
ниши, устанавливаемой сзади монитора.
Не следует думать, что изобретатель – это обязательно взрослый человек
с фанатичным блеском в глазах, и только он способен на открытие. По данным
статистики, сегодня более половины изобретателей в мире принадлежит
молодым и совсем юным личностям. Самое интересное, что даже в интернете
преобладают сайты, где отражен многократный интерес именно к молодым
изобретателям России.
2
Если оценивать с методической точки зрения возможности формирования
качеств активной творческой личности у будущего специалиста, то следует
признать, что успех во многом определяется одним фактором. И это решающее
обстоятельство – желание самого ученика. Конечно, очень многое зависит от
мастера, вызвавшего интерес к проблеме, заинтриговавшего подростка тем, как
подобные задачи решали другие новаторы, и побудившего его, к поиску и
самостоятельному нахождению других путей решения. Но никогда не будет
найден требуемый вариант, если поиск не станет личной проблемой самого
ученика. Только в том случае, когда не по обязательству, тем более не по
принуждению, а исключительно добровольно, не считаясь со временем,
учащийся будет ломать голову над решением проблемы, копаться в литературе,
искать аналоги в Интернете и тому подобное – можно говорить о возможности
формирования качеств активной творческой личности.
Вместе с тем следует признать, что для достижения подобного положения
вещей
надо
познакомить
учащихся
с
существующими
и
успешно
применяющимися приемами решения технических творческих задач. Самое
интересное, что эти приемы применимы в каждой профессии, при выполнении
любой работы.
Поиск
оптимального
решения
проблемы
позволяет
учащемуся
обращаться к нестандартным вариантам тогда, когда он отказывается от
шаблона в принципе.
Рассмотрим несколько примеров.
1.
Портному принесли модную яркую ткань с цветовыми полосами
для летнего костюма. Пожелание заказчика – швы не должны быть видны. Но
любая по цвету нитка будет выделятся на этом костюме. Спрятать шов
вовнутрь не позволяет фасон. Как быть?
Решение заключалось в том, чтобы сама нить делала шов невидимым,
какого бы цвета ни была ткань, то есть. нить должна сливаться с цветом ткани.
Один из вариантов решения, предложенный будущими дизайнерами одежды –
применение бесцветных прозрачных нитей. Они принимают цвет ткани, по
которой проходит шов.
2.
На
базовом
предприятии,
специализирующемся
на
радио
электронике, - очень чистом производстве, на некоторых операциях которого
подчас даже не желательно присутствие человека – возникла проблема. Ведь
как тщательно не соблюдай чистоту – не избежать падение частиц, в воздухе
оказываются мельчайшие чешуйки кожи, кристаллики соли от пота. Работники
поверх белья надевали комбинезоны, прошедшие обработку в специальных
камерах, но все же пыль, накапливающаяся на поверхности комбинезона,
попадала в воздух, как быть?
Учащиеся, пришедшие на практику, выдали необычное решение. Было
предложено специальное белье, надеваемое под комбинезон. Миниатюрный
насос создает пониженное давление, и уже ни одна пылинка не сорвется с
одежды.
3
3.
Именно
учащиеся
изменили
технологию
обработки
одной
сложнейшей детали на Курском заводе авиационных приборов. Имея форму сот
и толщину стенок, сообразно этой пчелиной конструкции, в детали надо было
фрезеровать паз на всю длину. Закрепить конструкцию для обработки ни
удавалось ни магнитным, ни вакуумным способом. Свободное от стереотипов
мышление будущих станочников позволило взглянуть на проблему иначе. Было
предложено залить в соты воду и заморозить. Мощный ледяной брус зажимали
в обычных машинных тисках, и даже охлаждающей жидкости при обработке не
потребовалось.
Известные английские изобретатели Мередит Тринг и Эрик Лейтуэйт –
авторы книги «Как изобретать?» - писали: «Творческие способности имеются у
поразительного большинства людей… - но лишь немногие из тех, кто наделен
талантом изобретателя, умеют развить этот талант и пользоваться им».
В заключение хотелось обратить внимание что, в подготовке грамотного
специалиста,
владеющего
всеми
необходимыми
профессиональными
технологиями,
ведущее
место
принадлежит
мастеру
производственного
обучения. Именно он передает обучающимся знания и опыт, воспитывает
активную жизненную позицию, формирует личность, прививает моральные и
этические качества. Одной из важнейших задач мастера является создание
дружного, психологически здорового и работоспособного коллектива, где
подростки не только обучаются выбранной профессии, но и развивают
интелектуально - творческие особенности, что в свою очередь обеспечивает
возможность социального, научного и технического прогресса.
Литература:
1. Жуков Г. Н. Основы педагогических знаний мастера производственно
го обучения : учеб. пособие. М.: НОУ ИСОМ, 2008.248 с.
2.
Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования : учеб. посо-
бие. 2-е изд., перераб. М.: Изд-во Моск. психолого-социального института,
2010
3.
Шаронин
Ю.В.
статья
"Психолого-педагогические
основы
формирования
качеств
творческой
личности
в
условиях
непрерывного
образования
4.
Г.
И.
Кругликов
Методика
преподавания
технологии
с
практикумом. Учебное пособие 2014.
4