Автор: Азнабаева Гульназ Габдельмажитовна
Должность: учитель башкирского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ Гимназия № 16
Населённый пункт: г. Уфа, Республика Башкортостан
Наименование материала: учебная программа
Тема: Использование ИКТ в соответствии с ФГОС
Раздел: среднее образование
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №16» городского округа город Уфа Республики Башкортостан
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
на заседании методического заместителем директора директор МАОУ Гимназия №16
объединения учителей по УВР
___________________
Руководитель ШМО
_____________ ___________ ____________ _____________
Камалова М.Н.
от «__»_________2020г.
«___»_____________20__г. «___» ______________20__г.
Рабочая программа
по башкирскому языку как государственному
языку Республики Башкортостан
для обучающихся 2-4 классов
(2020-2025 учебные годы)
Разработана
Азнабаевой Г.Г., учителем
башкирского языка и
литературы высшей
квалификационной категории
Уфа – 2020
Пояснительная записка
Нормативные документы:
Федеральный Закон от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (ст.2.п.п.9.10).
Закон Республики Башкортостан от 1 июля 2013 года №696-з «Об образовании в
Республике Башкортостан».
Закон «О языках народов Республики Башкортостан» (с изменениями на 28 марта
2014 г.).
Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 года №373 «Об
утверждении
федерального
государственного
образовательного
стандарта
начального общего образования».
Приказ Минобрнауки России от 22.09.2011 года №2357 «О внесении изменений в
федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования,
утвержденный
приказом
Министерства
образования
и
науки
Российской Федерации от 6 октября 2009 года №373».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года
№ 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным
программам
начального
общего,
основного
общего
и
среднего
общего
образования».
Приказ Минобрнауки РФ от 04.10.2010 г. №986 «Об утверждении федеральных
требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности
учебного процесса и оборудования учебных помещений».
Постановления
об
утверждении
СанПин
2.4.2.2821-10
«Санитарно-
эпидемиологические
требования
к
условиям
и
организации
обучения
в
общеобразовательных учреждениях» №189 от 29.12.2010г. (Зарегистрировано в
Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993).
Рекомендуемый базисный учебный план и примерные учебные планы для
общеобразовательных
организаций
Республики
Башкортостан
№905
от
29.04.2015.
Устав школы.
Основная образовательная программа начального общего образования (1-4 классы)
МАОУ Гимназия №16 городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Учебный план МАОУ Гимназия №16 городского округа город Уфа Республики
Башкортостан.
Положение о структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ,
учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МБОУ Школа №9 городского
округа город Уфа Республики Башкортостан.
Авторская программа по башкирскому языку для I – XI классов русскоязычных
школ под редакцией М.Г.Усмановой, З.М.Габитовой – Ижевск: «КнигоГрад».
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного
предмета, курса
Личностными
результатами изучения
предмета
«Башкирский
язык
как
государственный язык Республики Башкортостан» являются следующие умения:
- осознавать роль языка в жизни и речи людей;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других
людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или
многоточие, точка или восклицательный знак).
Средством достижения этих результатов служат тексты учебника.
Метапредметными
результатами
изучения
курса
является
формирование
регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- способность понимать, принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую
этапу обучения, ориентироваться в учебном материале, представляющем средства для
решения;
- сформированность на начальном этапе умений планировать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей;
- начальный уровень сформированности умений проводить самоконтроль и
самооценку результатов своей учебной деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия:
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в
соответствии с целями и задачами;
-
осознанно
строить
речевое
высказывание
в
соответствии
с
задачами
коммуникации и составлять тексты в устной форме;
- начальное освоение способов решения задач творческого и поискового характера;
- начальные умения излагать своё мнение и аргументировать;
- начальный уровень овладения логическими действиями сравнения, анализа,
синтеза, обобщения, классификации по разным признакам на доступном материале;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и
процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «Башкирский язык»;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами;
- умение работать в материальной и информационной среде начального общего
образования в соответствии с содержанием учебного предмета «Башкирский язык».
Коммуникативные универсальные учебные действия:
-
активное
использование
речевых
средств
и
средств
для
решения
коммуникативных познавательных задач;
-
готовность
слушать
собеседника
и
вести
диалог;
готовность
признать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
- умение определять общую цель и пути её достижения;
- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными результатами изучения курса является формирование следующих
умений:
- представления о единстве и многообразии языкового и культурного пространства
Башкортостана, о языке как основе национального самосознания;
- понимание учащимися того, что язык представляет собой явление национальной
культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения башкирского
языка как государственного языка Республики Башкортостан;
- позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям
общей культуры и гражданской позиции человека;
- первоначальные представления о нормах башкирского языка и правилах речевого
этикета;
- умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения,
выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач
при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов;
- владение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения
использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных
задач;
-
первоначальные научные представления о системе и структуре башкирского языка:
фонетике и графике, лексике, словообразовании, морфологии и синтаксисе; об основных
единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи, обращения к
собеседнику.
Содержание учебного предмета, курса
2 класс
День знаний: беседа на темы «День знаний», «Родной Башкортостан». Алфавит
башкирского языка, особенности звуков ә,ө,ү,ҡ,ғ,ҫ,ҙ,һ,ң.
Знакомство. Мы ученики: (с одноклассниками, учителем, персонажами детских
произведений: имя, возраст. Приветствие, прощание (использование типичных фраз
башкирского речевого этикета).
Наша
семья: члены семьи, их имена, возраст, внешность, черты характера,
увлечения/хобби. Мой день (распорядок дня, домашние обязанности). Покупки в
магазине: одежда, обувь, основные продукты питания. Любимая еда. Семейные
праздники: день рождения, Новый год. Подарки. Приём и угощение гостей.
Моя школа: классная комната, учебные предметы, школьные принадлежности.
Учебные занятия на уроках. Школьные праздники (школьный спектакль).
Мой класс: мой класс. Какой класс? Словарная работа. Диалог на тему «Класс».
Я собираюсь в школу: Я собираюсь в школу. Чье? Словосочетание.
Я ученик: Я ученик. Как? Новые слова, словосочетание, составление диалогов.
Я на уроке: мои любимые занятия. Виды спорта и спортивные игры.
Я вышел с урока:
имя, возраст, внешность, характер,
увлечения/хобби.
Совместные занятия. Письмо другу.
Мои игрушки. Одежда: Мои игрушки. Что? Что будем делать? Какой?
Профессии. Части тела: Какие есть профессии? Данная тема вкючает в себя части
тела человека, личную гигиену, режим дня, здоровье. Проводить беседы, читать
произведения о том, что нужно делать, чтоб быть здоровым.
Ягоды. Чистота: Ягоды. Проводить беседы, читать произведения о том, что нужно
делать, чтоб быть здоровым.
Птицы. Животные:
Домашние птицы.
Любимое домашнее животное: имя,
возраст, цвет, размер, характер, что умеет делать.
3 класс
Здравствуй школа: беседа на темы «День знаний», «Родной Башкортостан».
Алфавит башкирского языка, особенности звуков ә,ө,ү,ҡ,ғ,ҫ,ҙ,һ,ң.
Я
знакомлюсь:
(с
одноклассниками,
учителем,
персонажами
детских
произведений: имя, возраст. Приветствие, прощание (использование типичных фраз
башкирского речевого этикета).
Я
получаю
знания:
классная
комната,
учебные
предметы,
школьные
принадлежности.
Учебные
занятия
на
уроках.
Школьные
праздники
(школьный
спектакль).
Я и моя семья: члены семьи, их имена, возраст, внешность, черты характера,
увлечения/хобби. Мой день (распорядок дня, домашние обязанности). Покупки в
магазине: одежда, обувь, основные продукты питания. Любимая еда. Семейные
праздники: день рождения, Новый год. Подарки. Приём и угощение гостей.
Я выбираю профессию: Профессии. Профессии родных и знакомых, хорошие
стороны этих профессий, чтение текстов. Словосочетание.
Я люблю природу: Человек и природа. Природа Башкортостана. Животные,
насекомые, которые живут у нас. Отношение к ним человека. Беседа о бережном
отношении к природе. Синонимы. Временные формы глагола.
Мое любимое время года:
времена года в Башкортостане, их признаки.
Особенности природа нашего края. Игры. Развлечения зимой, весной, летом, осенью.
Мой гардероб: Названия одежды. Место для одежды. Личная гигиена. Глогол.
Мой
день
рождения:
День
рождение.
Этапы
подготовки
к
празднику.
Приглашение гостей, правила этикета.
Я путешественник:
Путешествие, его роль в жизни человека. Места для
путешествия. Беседа о спорте. Повторение пройденных тем.
4 класс
Каждый день иду в школу: эта тема изначально связана с темой «Осень»( 1
сентября – День Знаний. Школа, учеба, почать знания, изучать язык). В то же время
проводятся беседы, как учащиеся правили летние каникулы, организовывается обмен
мнениями. По данной теме идет закрепление слов, словосочетаний, предложений, а так же
идет дальнейшее обогащение словарного запаса. Звуки, буквы, мягкие и твердые гласные
башкирского языка.
Я люблю свою семью: члены семьи, их имена, возраст, внешность, черты
характера, увлечения/хобби. Мой день (распорядок дня, домашние обязанности). Покупки
в магазине: одежда, обувь, основные продукты питания. Любимая еда. Семейные
праздники: день рождения, Новый год. Подарки. Приём и угощение гостей.
Рассказываю о земле, где я живу. Живу в городе, в деревне: знакомство с
уникальными местами в Башкортостане, в Уфе. Беседа о городской и деревенской жизни.
Местоимение.
Говорим о временах года и о погоде: времена года в Башкортостане, их признаки.
Особенности природа нашего края. Игры. Развлечения зимой, весной, летом, осенью.
Беседуем о разном. Глагол. Беседы о традициях проведееных на природе и их
обычаи. Значение данных традиций в наше время, нужно ли их проводить.
Учусь покупать.
Глагол.
Временные формы глаголов. Место глаголов в
предложениях. Познакомить продуктами, одеждой, с этикетом при покупки, научить
говорить, общаться по данной теме.
Распределение учебных часов по разделам программы
2 класс
№ п/п
Тема
Класс (кол-во
часов)
2 класс
1
День знаний:
1
2
Знакомство. Мы ученики
2
3
Наша семья
2
4
Моя школа
2
5
Мой класс
2
6
Я собираюсь в школу
2
7
Я ученик
1
8
Я на уроке
2
9
Я вышел с урока
3
10
Мои игрушки. Одежда
3
11
Профессии. Части тела
3
12
Ягоды. Чистота
4
13
Птицы. Животные
8
Всего 35
3 класс
№ п/п
Тема
Класс (кол-во
часов)
3 класс
1
Здравствуй школа
1
2
Я знакомлюсь
4
3
Я получаю знания
3
4
Я и моя семья
5
5
Я выбираю профессию
3
6
Я люблю природу
9
7
Мое любимое время года
2
8
Мой гардероб
2
9
Мой день рождения
1
10
Я путешественник
4
Всего 34
4 класс
№ п/п
Тема
Класс (кол-во
часов)
4 класс
1
Каждый день иду в школу
5
2
Я люблю свою семью
3
3
Рассказываю о земле, где я живу. Живу в
городе, в деревне
7
4
Говорим о временах года и о погоде
6
5
Беседуем о разном
5
6
Учусь покупать
7
Всего 33