Автор: Косачева Лариса Давидовна
Должность: учитель информатики
Учебное заведение: КОГОАУ
Населённый пункт: город Киров
Наименование материала: О профессиональном выгорании учителей
Тема: Проблема эмоционального выгорания учителей
Раздел: полное образование
Проблема эмоционального выгорания учителей.
Автор: Косачева Лариса Давидовна, учитель информатики КОГОАУ “Кировский
физико-математический лицей”, г.Киров
В наш век безумных скоростей и гигантских объемов информации проблема
эмоционального выгорания учителей как никогда актуальна. Подрастающее поколение уже
нестабильно в эмоциях, с учениками всё тяжелее находить общий язык. Поэтому в школу
молодые педагоги идут неохотно – слишком велика психологическая нагрузка. Остаётся уповать
на умудрённое опытом старшее поколение. Правда, у пожилых учителей уже не тот запал, что в
молодости, однако я убеждена – возраст не помеха для полноценного преподавания!
Человек начинает “расклеиваться” не тогда, когда подходит время старости, а когда
эмоционально ощущает себя старым. Напрашивается вывод: долголетие должно быть активным!
Но! Всегда есть это пресловутое “но”. Актуальность профессионального выгорания висит
“дамокловым мечом” над каждым педагогом, честно отрабатывающим свои часы в школе. Мой
рецепт – искать интересные темы для себя + проявлять творчество не только на уроках +
добавить чуточку юмора!
Если вас захватит какая-то идея так, что вы почувствуете прилив сил, значит, найдутся
такие слова и эмоции, которые позволят детям ощутить вашу неподдельную заинтересованность.
И многие ученики станут работать в этом направлении. Образуется обратная связь, по которой
уже вам будет передаваться энергия интереса детей. Вот вам и активная схема
профессионального долголетия. Вся эта статья является собранием примеров из собственного
опыта, которые, возможно, помогут решить проблему утери интереса к работе учителем, если он
найдёт что-то для себя полезное.
Краткая справка – являюсь учителем информатики. Будучи программистом, я случайно
попала в школу новой формации – физико-математический лицей, где и работаю по сей день,
задержавшись аж на 30 лет. Конечно, сама атмосфера лицея способствует нестандартным
подходам к урокам. В обычной школе тяжелее “сподвигнуть” учеников на нечто, требующее
дополнительных усилий. Но от учителя зависит очень многое.
Для примера: 90-е годы ассоциируются с нашим летним лагерем- школой. Приходилось
разрабатывать темы, которые можно было обсуждать, сидя под соснами. Тогда и родилась идея
изучить биографии учёных, имеющих отношение к информатике и математике. Плюс
философский момент – показать, что истинный учёный велик во всём. Опиралась тогда на книги
замечательного популяризатора математики В. А. Левшина. Сравнивали наши счёты и
средневековый абак, рассуждали о первых ЭВМ. Наряду с изучением первого сумматора
Паскаля, мы разбирали и его знаменитые “Письма провинциала” Людовика де Монтальта”, а
также изучали начала теории вероятности, у истоков которой стоял этот талантливейший
ученый. Когда зашел разговор о составлении точного календаря, вспомнили не только различные
системы древних народов, но и расчёты Омара Хайяма и, конечно же, читали его рубаи о смысле
бытия, верности и дружбе. До сих пор на встречах выпускников мне дарят томики Хайяма как
воспоминание о дебатах в лагере. Это мой первый творческий проект.
Были и другие. Фактически, мы с учениками развивались вместе с развитием
информатики. Заинтересовались обработкой печатных изданий и стали издавать лицейскую
газету “Лица”. Пусть она состояла всего из четырёх страниц, но это было новое и ещё
неизведанное. Материал собирали, писали и верстали вместе с детьми. Большую помощь
оказывала нам учитель литературы Татьяна Юрьевна. Её также переполняли всевозможные
инновационные идеи. Газета просуществовала три года. Позже уже другую, более
профессиональную лицейскую газету стала верстать другая учительница литературы. Но свой
опыт мы получили.
Далее, уже самостоятельно, развивая тему вёрстки, изучила профессиональный редактор
PageMaker и заинтересовалась дизайном печатных изданий. В результате на протяжении 20 лет
оформляла плакаты, буклеты, листовки - раздаточный материал для различных конференций и
даже юбилейные альманахи. Сразу скажу – тема очень трудозатратная, но крайне интересная.
Я вела не только информатику, но, периодически, и технологию. “Подсела” на
экологические проблемы. Как раз стал актуален метод проектов. Какие только проекты мы ни
делали! В разные годы ученики изучали и проектировали системы автономного
энергообеспечения жилого дома, планировку приусадебных участков по теории пермакультуры
Моллисона, разрабатывали свои экодома, состоящие только из натуральных строительных
материалов и т.д Чуть подробнее опишу недавний мини-проект. Есть такая тема “Экология
дома”, и я решила уделить основное внимание тому, какие вредные факторы воздействуют на
нас дома. Оказалось, что их очень много – дополнительное электромагнитное излучение,
вредные испарения от искусственных стройматериалов и мебели, пыль, излишняя сухость или
излишняя влажность, грязная вода и плохая шумоизоляция. Вот все эти проблемы мы и
разобрали. Составляли таблицу, где просчитывали суммарное воздействия электромагнитного
излучения (каждый считал про себя и отдельно, про свою маму). Сразу стал ясен вред от
мобильных телефонов и бытовых приборов. Когда расписывали, какие искусственные материалы
используются в собственном жилище, и какие заболевания вызывают вредные испарения, то
поначалу ужасались, но смогли найти пути решения проблемы уменьшения этого воздействия с
помощью растений. Оказывается, что многие растения поглощают фенолы, формальдегиды и
т.д.! Конечно, желательно поменять, например, виниловые обои на натуральные (можно
бумажные), но и просто расставив дома цветы, можно существенно улучшить вредную
атмосферу. Кроме этого, учились делать простейшие фильтры для воды из марли, ваты и
активированного угля и изучили в каких местах квартиры может быть нарушена шумоизоляция.
В результате, дети чувствуют себя взрослыми (решают серьезные проблемы собственной
квартиры), родители на собрании благодарят за интересный подход к технологии, а учитель
получает мощный заряд позитива и от детей и от взрослых.
Вообще, с привязкой к экологии, можно разнообразить любую дисциплину. По
технологии – вести экоуроки – есть такой замечательный сайт, где уже разработаны сценарии,
только бери и делай! Но и по информатике я также задействовала такой урок, когда говорила о
DATA-центрах. Там мы считали экослед, и какое количество тепла выделяет в среднем такой
центр, который может круглогодично обогревать большое тепличное хозяйство. Всё это
позволяет не просто отвлеченно читать материал по теме, но и побуждать учеников мыслить
нестандартно, проявлять свою гражданскую позицию по отношению к экологии страны и
планеты.
Мне также интересно разнообразить уроки непривычными приемами, например: когда
проходим по информатике тему поиска информации в интернете, то заранее узнаю какое задание
им задано по литературе или другому предмету, который будет вслед за моими уроком. Всегда
найдется ученик, небрежно сделавший домашнее задание. Каково же бывает его удивление,
когда группе предлагается быстро найти наиболее лаконичный, но и достаточно полный ответ
на домашнее задание, чтобы помочь отстающему. Он и сам моментально включается в работу по
поиску информации. А мне, как учителю, греет душу моральный момент – всё-таки лодырь
чувствует себя неловко (да, да, особенно в средних классах) перед одноклассниками, когда они
начинают над ним подшучивать и предлагать свою помощь.
Ещё к теме творчества. При изучении текстового редактора прошу составить буриме на
заданную тему и оформить в рамке или с рисунком. Когда проходим графику, делаем что-нибудь
полезное для лицея, например, разрабатываем логотип на лицейскую футболку. А на уроке по
кодированию и обработке звука успели даже поиграть в “перевёртыши” – когда записывали
начало песни, а потом программа разрезала на части файл и “переворачивала” каждую часть. А
тот, кто не слышал какая это песня, должен был воспроизвести услышанный фрагмент. В идеале
получается похожее на оригинал.
Конечно, далеко не все уроки проходят в таком режиме. Случаются и авралы и болезни.
Но ведь мы говорим о рецепте антивыгорания. Поэтому подведу итог и ещё раз повторюсь –
нужно искать интересные темы для себя + проявлять творчество не только на уроках + добавить
чуточку юмора!