Напоминание

Развитие навыков познавательной деятельности на уроках иностранного языка через контекстуальное понимание содержания аутентичного материала как способ формирования читательской грамотности.


Автор: Кравченко Любовь Викторовна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ СОШ №79
Населённый пункт: .Екатеринбург
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие навыков познавательной деятельности на уроках иностранного языка через контекстуальное понимание содержания аутентичного материала как способ формирования читательской грамотности.
Раздел: полное образование





Назад




Развитие навыков познавательной деятельности на уроках

иностранного языка через контекстуальное понимание

содержания аутентичного материала как способ формирования

читательской грамотности.

Федеральный государственный образовательный стандарт ориентирован на

становление личностных характеристик ученика. Современный выпускник

школы становится креативной и критически мыслящей личностью,

социально активной, уважающей закон и правопорядок, осознающей свою

ответственность перед обществом и государством, уважающей мнение

других людей, умеющих вести конструктивный диалог.

Основой для методики преподавания иностранного языка является развитие

коммуникативной компетенции, способности осуществлять общение в

различных видах речевой деятельности в соответствии с различными

коммуникативными задачами. Одним из компонентов функциональной

грамотности является читательская грамотность. Современное общество

заинтересовано в активном и понимающем читателе, поэтому извлечение

нужной информации из текста и ее преобразование становятся важнейшими

умениями, без которых невозможно жить в обществе и достичь успехов.

Эффективность овладения языком и формирование коммуникативной

компетенции находится в прямой зависимости от активности учащихся,

вовлечения их во все виды речевой деятельности, поэтому большое значение

в организации учебного процесса играет мотивация учения. Как

заинтересовать учащихся, как повысить мотивацию? Почему бы не сделать

это при помощи того, что понятно и близко каждому школьнику и имеет

достаточно большое значение в их жизни при помощи аутентичной песни.

Использование песен на уроках иностранного языка помогает развивать

личностные качества, а также осуществлять нравственное и эстетическое

воспитание, является ключевым понятием ,ведущим к сплочению коллектива

и более полному раскрытию творческих способностей

каждого .Способствует совершенствованию навыков произношения

учащихся, усвоению активизации грамматических конструкций, достижению

точности в артикуляции, ритмике и интонации речи, углублению знаний по

английскому языку в целом, обогащению словарного запаса ,развитию

навыков и умений чтения и аудирования, стимуляции монологического и

диалогического высказывания, развитию как подготовленной ,так и

спонтанной речи, а также развитие читательской грамотности у

обучающихся.

Благодаря музыке на уроке создается благоприятный психологический

климат, снижается психологическая нагрузка, активизируется языковая

деятельность, повышается эмоциональный тонус, поддерживается интерес

изучению иностранного языка.

В чем преимущество изучения английского языка при помощи песен?

Почему же песни являются столь эффективным инструментом в изучении

иностранного языка?

Давно известно насколько полезна и эффективна музыка при изучении

иностранных языков, а в особенности в освоении грамматики, увеличение

словарного запаса и постановки произношения. Кроме того, существует так

называемый «эффект Моцарта», согласно которому прослушивание

классической музыки стимулирует мозговую активность, улучшает

внимательность, сосредоточенность, память. В большинстве популярных

песен много устойчивых выражений и фраз. Также очень важно, что тексты

песен знакомят нас с правильным произношением английских слов,

характерных для английского языка ритмом, интонацией, паузами.

Нужные слова сами приходят на ум. Многие слова и фразы в песнях часто

повторяются, благодаря чему их очень легко запомнить, они вызывают

эмоции, музыка влияет на наше душевное состояние, она способна поднять

настроение, улучшить физическое самочувствие. А то, что вызывает у нас

эмоции-легко запоминается.

Музыка и песни позволяют лучше почувствовать английский язык,

проследить межкультурные связи, понять особенности построения

английских фраз, знакомит нас с тем, как носители английского языка

выражают свои эмоции, чувства, мысли. Происходит полнейшее погружение

в англоязычную культуру. Песенный жанр, как один из важнейших жанров

музыкального творчества, благодаря наличию невербального текста,

способен наиболее точно и образно отразить различные стороны социальной

жизни народа; воздействовать на интеллект, эмоции обучающегося, его

образно-художественную память; содействовать эстетическому воспитанию

ученика.

Известно, что песня, особенно аутентичная, является важным элементом

любого языка и поэтому заслуживает самого пристального внимания. Кроме

того, это великолепное средство повышения интереса, как к стране

изучаемого языка, так и к самому языку, а также весьма эффективный способ

повторения языкового материала, особенно на старшем этапе обучения.

Использование песенного материала вносит в процесс изучения языка

элемент праздничности, не традиционности, что оказывает существенное

влияние на эмоциональную сферу обучающихся. Замечено, что иноязычная

деятельность на фоне музыки способствует не только запоминанию

материала, но и снимает усталость, ориентируют учеников на высказывание

собственного мнения, своего отношения к услышанному. Кроме того, они

обогащают лексический запас учащихся оживляют преподавание, развивают

чувство прекрасного, влияет не только на эмоциональную сферу, но и на

предметные умения в языке, служат лучшему усвоению культуры стран

изучаемого языка.

Выделяют три группы читательских умений:

1.Ориентация в содержании текста (умение определять главную тему, общую

цель или назначение текста; выбирать из текста или придумать заголовок;

формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; объяснять порядок

частей, содержащихся в тексте; находить в тексте требуемую информацию).

2.Преобразование и интерпретация текста (умение преобразовывать текст,

используя новые формы представления информации: формулы, графики,

диаграммы, таблицы; сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте

информацию разного характера; обнаруживать в тексте доводы в

подтверждение выдвинутых тезисов).

3.Оценка информации (откликаться на содержание текста; оценивать

утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;

находить доводы в защиту своей точки зрения).

Овладение этими умениями и означает «смысловое чтение», которое

является фундаментом всех обозначенных в новом стандарте результатов

образования.

Любой урок начинается с осознания и правильного, четкого определения его

конечной цели, цель урока должна фиксировать, чему ученики должны

научиться на уроке, быть достижимой и измеряемой. Кроме того, уровень

мотивации учащихся бывает наиболее высоким, когда дети участвуют в

постановке цели.

Что касается этапов урока, на которых песенный материал может быть

применен, то они различны:

-начальный этап;

-для более прочного закрепления лексического и грамматического

материала;

-как стимул для развития речевых навыков и умений. Например, умение

построить рассказ на основе сюжета песни.

-релаксация в середине или конце урока, когда учащиеся устали и им нужна

разрядка.

На различных этапах применимы также разнообразные упражнения: от

диктанта до исполнения песни под фонограмму.

Критериями для подбора песенного материала могут быть следующими:

-критерий актуальности;

-критерий языковой ценности;

-критерий лингвострановедческой ценности;

-критерий учета интереса учащихся соответствующей возрастной группы;

-критерий информативности текста.

Алгоритм работы с песней.

1.Краткое вступительное слово о песне (ее характер, стиль, содержание,

история создания, установка на первое восприятие песни.)

2.Первичное прослушивание (дети знакомятся с мелодией и ритмом).

3.Проверка понимания содержания песни (перевод текста общими усилиями

учащихся под руководством учителя).

4.Фонетическая обработка текста песни.

5.Повторное прослушивание песни, опора на текст.

6.Чтение текста песни с дальнейшей обработкой звуков.

7.Разучивание мелодии в процессе совместного исполнения песни.

Обучение английскому языку с использованием информационно-

коммуникационных технологий(ИКТ) несет в себе большой мотивационный

потенциал, способствует повышению интереса к учебе, возможность

регулировать представление учебных задач по степени трудности,

поощрение правильных решений позитивно сказываются на мотивацию.

Большое значение в применении песен на уроках английского языка как

средства формирование социокультурной компетенции имеет методически

правильный подбор песен и методика их использования. Любая песня-это

слова, положенные на музыку. При этом следует учитывать то, что текст

песни может быть более или менее осмысленным, значимым в смысле

отношении.

Благодаря музыке на уроке создается благоприятный психологический

климат, снижается психологическая нагрузка, активизируется языковая

деятельность, повышается эмоциональный тонус, поддерживается интерес к

изучению иностранного языка.

Песни стимулируют монологическое и диалогическое высказывание, служат

основой развития речемыслительной деятельности учащихся, способствуют

развитию как подготовленной, так и не подготовленной речи.

При работе с песенным лингвострановедческим материалом создается

хорошая предпосылка для всестороннего развития личности учащегося, а

формирование читательской грамотности учащихся в целом, и в рамках

учебного предмета английский язык в частности, является одной из

приоритетных и неотъемлемых составляющих учебного процесса.

-



В раздел образования