Автор: Аксенова Антонина Васильевна
Должность: преподаватель химии
Учебное заведение: ГАПОУ МЦК - ЧЭМК Минобразования Чувашии
Населённый пункт: г. Чебоксары, Чувашская Республика
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Развитие ключевых образовательных компетенций через деятельность кабинета химии
Раздел: среднее профессиональное
Министерство образования и науки Российской Федерации
Чувашский республиканский институт образования
Кафедра естественнонаучных дисциплин
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
НА ТЕМУ:
РАЗВИТИЕ КЛЮЧЕВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
через деятельность кабинета химии
Разработала: Аксенова Антонина Васильевна
преподаватель химии ФГОУ
СПО ЧЭМК
Чебоксары 2012
Содержание
Введение
1.Общекультурная компетенция.
2.Учебно - познавательная компетенция.
3.Информационная компетенция.
4.Коммуникативная компетенция.
5.Социально-трудовая компетенция.
6.Компетенция личностного развития.
7. Ценностно-смысловая компетенция.
Заключение
Литература
Приложения
Введение.
Кардинальные изменения в обществе привели к изменениям в характере образования
- в направленности, целях, содержании - всё более ориентируют его на творческую
инициативу,
самостоятельность
обучаемых,
мобильность
будущих
специалистов.
Воспитанию такой всесторонне развитой личности
способствует компетентностный
подход, который означает постепенный переход с трансляции знаний и формирования
навыков на создание условий для овладения комплексом компетенций, включающих
2
потенциал и способности выпускника к выживанию и устойчивой жизнедеятельности в
условиях современного мира.
Понятие «компетентность» в образовательном контексте ещё нельзя считать
окончательно устоявшимся. В современной педагогической литературе английское слово
competence
переводят как «компетенция » и «компетентность», причём смысл этих
терминов различается.
Под компетенцией понимают круг вопросов, по которым личность обладает
необходимым запасом знаний и умений, определяющих возможность выполнения ею
соответствующей деятельности. В этом случае компетентность представляет собою
выраженность у конкретного человека той или иной компетенции, степень овладения
ею. Разные авторы выделяют различные ключевые компетенции.
В данной работе отражено развитие компетенций, охватывающих наиболее важные
сферы жизнедеятельности:
общекультурная,
учебно - познавательная,
информационная,
коммуникативная,
социально-трудовая,
компетенция личностного развития,
ценностно-смысловая.
Химия как часть мировой культуры и одна из фундаментальных наук содержит в себе
огромный
потенциал,
умелое
раскрытие
которого
способствует
всестороннему
гармоническому развитию личности молодого человека.
1.Общекультурная компетенция. Химия-это социальная наука. Её высшая цель
состоит в том, чтобы удовлетворять нужды каждого человека и общество в целом. Многие
надежды человечества обращены именно к химии.
Развитие общекультурной компетенции через деятельность
кабинета ведётся по таким направлениям как:
- развитие познавательного интереса учащихся к роли химии в жизни современного человека;
- развитие у учащихся
волевых качеств личности
на примерах жизни
и научной
деятельности выдающихся учёных.
На основе сведений о значении и применении химии организовывается поисковая
работа по сбору дополнительной информации,
касающейся различных областей
жизнедеятельности человека (бытовая химия, сельское хозяйство, медицина и т.д.)
Результатом работы является выпуск газет, написание рефератов, материал которых
используется как на уроках, так и внеклассных мероприятиях типа «устного журнала»:
«Химия в быту», «Химия и медицина», «Химия и сельское хозяйство». Эта информация
так же
используется и при проведении
интегрированных уроков и внеклассных
мероприятий (химия – биология, химия - география).
На примерах жизни и научной деятельности выдающихся учёных – химиков ребята
учатся ответственно относится к работе, преодолевать трудности, быть упорными в
достижении поставленной цели, скромными, воспитанными.
3
С большим интересом учащиеся собирали материал
из литературных
источников и периодической печати о великом русском учёном М.В. Ломоносове и
шведе Альфреде Нобеле- авторе 356 изобретений, одно из которых – идея учреждения
премий за выдающиеся вклады в науку и деятельность на благо мира.
Чувство гордости у ребят вызывает тот факт, что среди лауреатов Нобелевской
премии есть и наш соотечественник Жорес Алфёров.
Собранный материал используется на уроках химии, а также при
проведении конференций «М.В. Ломоносов- великий русский химик », «Альфред Нобель
и премия его имени». Ребятами также выпущены газеты посвящённые этим учёным.
В кабинете собран материал на тему «Вклад учёных- химиков в победу в Великой
Отечественной Войне ».
При изучении химии приводятся также примеры, когда открытия учёных спасают
жизни тысячам людей: изобретение противогаза русским химиком Н.Д. Зелинским,
получение человеческого инсулина и т.д.
Что касается религии, на сегодняшний день, в период поворота общества к духовным
началам христианства, введение атеистического компонента в гуманитарный потенциал
химической науки не оправданно.
Многие выдающиеся учёные - химики были глубоко религиозными людьми.
Задача химии формировать у учащихся главным образом гуманистические, нравственные
качества личности, а вопрос веры каждый должен решать для себя сам.
2.Учебно - познавательная компетенция. Сложный процесс формирования
личности учащихся, подготовка их к самостоятельной жизни определяет необходимость
поиска новых
инновационных подходов к организации и управлению учебной
деятельностью.
Одним из таких подходов является проблемное обучение, в основе которого лежит
проблемная ситуация. Проблемная ситуация и активная самостоятельная деятельность
учащихся по её разрешению создают на уроке атмосферу творчества, развивают интерес
к химической науке, учат аргументированно отстаивать свою точку зрения.
На уроках химии создаются проблемные ситуации разных типов:
- ситуация несоответствия (или конфликтов),
- ситуация неожиданности,
- ситуация опровержения,
- ситуация предположения,
- ситуация неопределённости.
Приведу лишь один пример. При изучении темы «Оксиды углерода» учащиеся
узнают, что углекислый газ, в отличие от угарного, не является ядовитым. Однако, в
близи Неаполя есть так называемая Собачья пещера. Животные, попадая в неё погибают.
Причиной их гибели является углекислый газ, который выделяется из трещин земной
коры и накапливается в пещере. Учащимся предлагается объяснить, почему неядовитый
углекислый газ является причиной гибели животных в Собачьей пещере и абсолютно
безопасен для человека (ситуация неожиданности).
Раскрытию
творческих
и
интеллектуальных
возможностей
учащихся,
их
познавательного потенциала способствует внеклассная работа по предмету, вовлечение
ребят в исследовательскую деятельность.
С большим интересом ребята участвуют в проведении интеллектуальной игры
«Счастливый случай» (тема «Металлы»), викторин «Химия в технике», «Химия и в шутку
и всерьёз». Учащиеся заранее предупреждаются о том, по какой теме составлены вопросы
с тем, чтобы они могли повторить материал не только по учебнику, но и творчески
поработать с дополнительной литературой.
Ежегодно среди учащихся 1-2 курсов проводится предметная олимпиада.
4
Эффективной формой самостоятельной работы любознательных учащихся
является домашний эксперимент. По совету преподавателя ребята приобретают реактивы
в аптеках, магазинах и проводят опыты в домашних условиях.
Например:
- опыт 1. «Приготовление раствора Кнопа для полива комнатных растений»;
- опыт 2. «Почернение и очистка серебра»;
- опыт3. «Удаление различных пятен в быту и т.д.».
В 2010 году
учащимися
Андреевой А. и Михайловой Н. была выполнена
исследовательская работа по исследованию содержания свинца в предметах обихода (в
фарфоровой кружке(производство Китай), в хрустале, в белой, желтой и синей красках, в
надписях с пластиковых бутылок).
Такая форма работы позволяет развивать у учащихся умения выделять проблему,
самостоятельно находить и осуществлять её
решение, анализировать и обобщать
полученные результаты, а также формировать уверенность в личностной значимости
изучения предмета, что стимулирует осознанности внутренних мотивов учения.
3.Информационная
компетенция.
Информационная
образовательная
компетенция в рамках личностно-ориентированных технологий предполагает в своей
основе обучение учащихся умению самостоятельно искать, анализировать и отбирать
необходимую информацию.
Овладение знаниями и умениями по предмету невозможно без самостоятельной
работы с книгой (учебником, задачником, справочниками, научно-популярной
литературой, газетами, журналами и т.д.).
Предполагается, что у учащихся НПО уже сформированы некоторые умения работы
с учебником и другой учебной литературой. Поэтому перед ними формулируются
задания, где требуется сравнить изложенное по одному вопросу в разных пособиях
или дополнить изложенное сведениями из справочных таблиц и научно-популярной
литературы.
Так как химия является не только важным компонентом общеобразовательной
подготовки, но и базой для усвоения ряда общетехнических и специальных
предметов,
считаю
очень
важным
в
рамках
данной
общеобразовательной
компетенции научить ребят творчески связывать каждую тему курса химии с
техническими дисциплинами и п.о. С этой целью проводятся занятия кружка «Химия
вокруг нас», на которых ребята дополнительно изучают материал учебников
специальных дисциплин и справочников, решают задачи с производственным
содержанием.
Например решается задача: «Найти массу (объём) воды, необходимую для
разложения карбида кальция массой 1 кг». Ответ 0,562 л воды. Проблемная
ситуация - почему на практике для разложения 1 кг карбида кальция расходуется от
5 до 20 л воды - побуждает ребят искать ответ в учебнике спецдисциплин.
Умение учащихся самостоятельно искать и анализировать проявляется и в
написании рефератов с межпредметным содержанием: «Полимеры (пластмассы) в
электротехнике», «Применение алюминия и его сплавов в технике» и т.д.
При проведении уроков с использованием информационных технологий ребята
привлекаются к созданию презентаций. Так, при проведении урока по теме
«Значение металлов в народном хозяйстве. Роль металлов в живой природе», «Типы
химических реакций», «Этиловый спирт, строение и свойства» учащимися были
выполнены презентации в виде сообщения об изученном материале.
4.Коммуникативная компетенция. Для развития коммуникативной
компетенции учащихся используется такая форма урока, как иммитационная игра.
Понятие «иммитационная игра» включает в себя более узкие понятия: деловая игра,
ролевая игра, метод инсценирования и д.р. В процессе игры учащиеся учатся
самостоятельно применять знания в различных ситуациях и использовать в поисках
5
решений комплекс знаний по химии, физике, биологии, истории и других
предметов. У них формируются важные в воспитательном отношении гражданские
качества: умение участвовать в обсуждении и принятии коллективного решения,
излагать
и
аргументировать
свою
точку
зрения,
внимательно
выслушивать
сторонников и оппонентов. В итоге развиваются и интеллектуальные умения.
С учащимися 1 курса проводится урок – игра (в форме урока – суда) по теме
«Периодический
закон
и
периодическая
система
химических
элементов
Д.И.Менделеева», урок – расследование по теме «Спирты». С учащимися 2 курса
проводится
пресс-конференция
«Алкоголизм
–
проблема
социальная
и
экономическая».
5.Социально-трудовая компетенция.
Среди всех социальных институтов,
участвующих в социализации личности, образование осуществляет данный процесс
наиболее системно, планомерно, последовательно, всесторонне, обеспечивает его
информационно, психологически, нравственно, т.е. педагогически.
Из всех этапов образовательной социализации наших ребят наиболее
значительным можно считать период обучения в НПО. Именно здесь происходит
переход
от
первичной
социализации
к
вторичной.
Освоение
элементарных
социальных ролей: члена семьи, школьного коллектива, группы сверстников,
обладателя минимума знаний о природе и обществе – в НПО дополняется,
углубляется и закрепляется системой сложных социальных ролей: гражданина,
будущего профессионала, который от выбора профессии переходит к её теоретико-
практическому
освоению,
от
общих
знаний – к
основательным
научным
представлениям об окружающем мире, своём месте в нём.
Профессиональное мировоззренческое самоопределение становится стержнем
социального самоопределения личности.
Свой вклад в этот процесс вносит и химия, так как её изучение осуществляется
на основе взаимосвязи науки и техники. Именно химические знания являются базой
для усвоения ряда общетехнических и специальных дисциплин.
Особая роль в развитии социально-трудовой компетенции отводится экскурсиям
на ЧЗПТ, так как наши ребята - это будущие специалисты завода. Экскурсии
проводятся
как
с
целью
реализации
межпредметных
связей
химии
со
спецдисциплинами и техникой, так и с воспитательной целью: познакомиться со
спецификой той или иной профессии, «примерить» себя конкретно к рабочему
месту, провести реальную самооценку, побеседовать с рабочими и т.д. Именно здесь
многие находят ответ на вопрос: «Зачем мне на заводе химия?». По итогам
экскурсий (лаборатория пластмасс, стальцех и д.р.) учащимися изготовлены стенды:
«Пластмассы на ЧЗПТ», «Получение стали в электропечи» и д.р.
Кроме стендов учащиеся изготавливают другие наглядные пособия: прибор для
демонстрации электропроводности растворов, модели образования сигма - и пи -
связей в органических соединениях и д.р.
6. Компетенция личностного развития. Важнейшей предпосылкой здорового
образа жизни является формирование основ валеологических знаний учащихся о
сохранении,
укреплении
и
формировании
здоровья
человека,
а
также
валеологического мышления. Рассмотрим химическую компоненту формирования
валеологической культуры человека.
Так как важнейшим принципом организации учебно-воспитательного процесса
является принцип единства урочной и внеурочной системы, формирование здорового
образа жизни осуществляется как на уроках, так и при проведении внеклассных
мероприятий. Именно на уроках ставятся перед учащимися вопросы, которые
стимулируют их любознательность, вызывают как желание читать дополнительную
литературу, так и стремление своими руками осуществить то, о чем говорится в
учебнике и прочитанных книгах.
6
При изучении тем «Металлы» и «Неметаллы» учащиеся узнают, что металлы
составляют 3 % массы тела человека. На примерах цинка и брома показывается
биологическая роль металлов и неметаллов в организме человека (особенно
мужчины), из чего следует, что металлы и неметаллы могут быть в зависимости от
концентрации как полезны, так и вредны. Данная информация побуждает ребят
самостоятельно выяснять роль других химических элементов, источники их
поступления в организм человека, так как только полноценные продукты питания
гарантируют человеку здоровье.
В рамках компетенции здоровьесбережения учащиеся также получают
необходимые в быту сведения.
Например:
- как обезвредить ядовитую ртуть, если разбился термометр,
- какие правила надо соблюдать при пользовании алюминиевой посудой,
- как правильно использовать хлорированную воду и т.д.
В рамках изучения данных тем проводятся семинары: «Роль химических
элементов в организме человека», «Химические вещества в медицине»; выпускаются
тематические газеты.
Большой интерес у ребят вызывает викторина «Химия и здоровье», так как её
вопросы являются актуальными в повседневной жизни.
Например:
- почему врачи – дерматологи рекомендуют после душа, обязательно применяемого перед
бассейном, ополаскивать ступни ног раствором слабой кислоты?
- известно, что с целью профилактики кариеса, желательно чистить зубы после каждого
приёма пищи. Но есть одно исключение – после употребления кислых ягод или фруктов
в течении часа зубы лучше не чистить особенно жёсткой щёткой. Почему?
Изучение органической химии предполагает дальнейшее углубление медико-
гигиенических знаний учащихся.
Материал темы «Ароматические углеводороды» помогает вести борьбу с
курением на научной основе, показывая, что вещества, образующиеся при курении и
являющиеся одной из составных частей табачного дыма, обладают раздражающим и
выраженным канцерогенным действием, приводящим к развитию рака губы или
лёгких.
Табачный
дёготь,
содержащий
химические
стимуляторы
роста
злокачественных опухолей также вызывает рак губы, языка, гортани, пищевода,
желудка. Курильщики намного чаще страдают стенокардией, инфарктом миокарда,
гипертонией. Отмечается, что около 50% ядовитых веществ курильщик выделяет в
окружающее пространство, создавая вокруг себя кольцо «пассивных курильщиков», у
которых быстро появляется головная боль, тошнота, а затем развиваются и
хронические заболевания.
Среди ребят проводится анкетирование о причинах, побудивших закурить
сигарету, на основе которого в дальнейшем общими усилиями, включая советы
врачей, вырабатываются советы как бросить курить.
Всегда начинаю урок с беседы о вреде курения, если чувствую запах табака в
классе после перерыва. Ребятами ежегодно выпускаются газеты о вреде курения,
пишутся рефераты на данную тематику, но к сожалению, учащиеся НПО лидируют
среди курящей молодёжи.
При изучении темы «Спирты» проводится активное антиалкогольное
воспитание, которое в широком смысле выражается в формировании здорового
образа жизни, а в узком – в формировании убеждения не употреблять алкоголь.
Учащимся разъясняется, что этанол является самым дешёвым наркотиком в мире,
возбуждающе действующим на организм человека; показывается механизм пагубного
воздействия этилового спирта на деятельность различных органов и систем
организма.
7
Теоретический материал сопровождается демонстрацией слайдов поражённых
органов людей больных алкоголизмом. Ребят должен насторожить факт, что чем
моложе организм, тем он чувствительнее к токсическому действию алкоголя. Так,
для детей смертельная доза алкоголя – около 3 г на 1 кг массы тела (для годовалого
ребёнка 100 г водки), для подростков – 4-5 г (0,25-0,5 л водки).
Особенно подчёркивается, что алкоголизм пагубно отражается на всех сферах
жизни,
влечёт
за
собой
производственный
брак,
прогулы,
травматизм,
преждевременную
смертность,
врождённое
уродство,
психическую
деградацию
человека.
Более глубоко эта проблема обсуждается на внеклассном мероприятии – пресс-
конференции «Алкоголизм – проблема социальная и экономическая». При её
проведении реализуются межпредметные связи с литературой, историей и биологией.
При проведении конференции демонстрируется презентация о вреде алкоголя для
организма человека. Формирование здорового образа жизни у учащихся
стимулирует и химический эксперимент. Он является своеобразной матрицей для
построения новых знаний в области ЗОЖ, на которую накладываются знания о
человеке из физики, химии, биологии и медицины, литературы и т.д.
Явления, наблюдаемые при выполнении химических экспериментов, очень
убедительны для учащихся. При этом достигается воздействие не только на
интеллектуальную сферу, но и эмоционально-чувственную. Проведение опытов
включает информацию к действию по оздоровлению. Приведу примеры.
Опыт 1. Влияние алкоголя на всхожесть семян. Использовались семена ржи, овса, фасоли,
тыквы, укропа. Одна половина семян замачивали в простой воде, а вторая половина в
растворе спирта разной концентрации и поливались соответствующими растворам.
(Приложение 1)
Опыт 2. Влияние алкоголя на живой белок куриного яйца. (Приложение 2)
Опыт 3. Сравнительный анализ натуральных напитков (соков) и Кока-колы.
Цель: доказать полезность натуральных соков
по сравнению с Кока-колой.
Информация к действию по оздоровлению. В
составе Кока-колы отсутствуют витамины,
микроэлементы, которыми богаты натуральные
соки. Как показывают проведённые анализы в
этом напитке присутствуют искусственные
красители и ортофосфорная кислота, которая
разрушает эмаль зубов. Кокаина в Кока-коле нет.
Опыт 4. Сравнительный анализ слюны некурящего и курильщика.
Цель: сделать сравнительный анализ слюны некурящего и курильщика.
Информация к действию по оздоровлению. В слюне курильщика мало амилазы –
фермента, который способствует перевариванию пищи и повышено содержание
ядовитых роданидов.
Так что же выбирает молодое поколение?
7.Ценностно-смысловая
компетенция.
Развитие
ценностно-смысловой
компетенции учащихся через деятельность кабинета можно показать на примере
формирования экологически грамотного поведения.
Одной из примет нашего времени становится осознание необходимости перемен
в сложившихся стереотипах отношений человека и природы. Представление о
власти человека над природой оказалось всего лишь очередным мифом, который
уходит в прошлое вместе с периодом расточительства. Устранение устаревшей
идеологии нашего отношения к природе предполагает большую работу по
перестройке сознания людей, по его экологизации. Современный человек привык
докапываться до любой истины через убедительные доказательства, через знания,
8
предлагаемые наукой. А, следовательно, и в формировании экологического сознания
важнейшая роль принадлежит науке и в первую очередь естествознанию. Уроки
химии открывают широкую возможность в этом направлении, так как при их
проведении можно ярко и убедительно продемонстрировать как негативные стороны
вмешательства человека в природную среду, так и возможные пути оптимизации
антропогенных влияний на неё.
Приведу пример. Тема урока «Химические свойства алканов». Изучая данную
тему учащиеся узнают, что в результате химических реакций с участием алканов в
атмосферу попадает большое количество углекислого газа и фреонов. Избыточное
количество этих газов в атмосфере приводит к парниковому эффекту. Кроме того,
фреоны являются причиной сокращения озонового слоя, который защищает жизнь
на Земле от гибели солнечной радиации.
Работая с информационными карточками, ребята узнают пути устранения
данных негативных последствий. Ребятам давно известно, что очищают воздух от
углекислого газа и увеличивают содержание кислорода в воздухе зелёные растения
в процессе фотосинтеза.
Но они с удивлением узнают, что болота лучше чем леса справляются с очисткой
атмосферы от углекислого газа. В ходе дискуссии находим объяснение этому
явлению, и говорим о принятой в республике программе по восстановлению
осушенных болот.
Что касается фреонов, используемых в холодильниках, кондиционерах,
аэрозольных баллончиках, то согласно Киотскому протоколу, подписанному в 1997
году, их производство сокращается; вместо фреонов начинают использовать
вещества, не содержащие хлор. В ходе последней реконструкции на Минском заводе
холодильников в качестве хладагента вместо фреона стали использовать изобутан,
что позволило этим холодильникам оставаться конкурентно способными на мировом
рынке.
Экологическое образование учащихся находит своё продолжение и во
внеурочной работе. С первых уроков приучаю ребят собирать материал из
периодической
печати
на
экологическую
тематику,
который
используем
в
дальнейшем в работе.
Так, при изучении темы «Альдегиды» ребятам дается задание, какие пластмассы
используются в производстве предметов обихода.
Ребята
узнали,
что
мебель,
приобретённая на рынке, может быть далеко небезопасна из-за выделяемых паров
формальдегида.
И я думаю, что придя на рынок с целью покупки мебели, стройматериалов
они вспомнят урок химии и поинтересуются не только обивкой, но и заглянут в
сертификат.
Особый интерес у ребят вызывает проблема полезных ископаемых на
территории нашей страны, так как издавна считалось, что наша страна богата
полезными ископаемыми. С целью доказательства учащиеся собирают материал об
обнаружении на территории страны железных руд, бурых углей, янтаря, целебных
минеральных вод.
В каждой группе стараюсь провести диспут на тему «Экологические
проблемы Чувашской Республики и пути их разрешения».
Осуществляя экологическое воспитание надо помнить, что неправильное
объяснение причин загрязнения окружающей среды, непродуманный акцент на
отрицательной роли химии негативно влияют на формирование сознания учащихся.
Химически необразованные люди стараются обвинить «всю химию» во вредном
влиянии на здоровье человека и окружающую среду, забывая о том, что без химии
нельзя получить высокие урожаи, чтобы накормить людей, произвести необходимые
для здоровья витамины, лекарства, одежду и т.д. При этом главное – научить
9
учащихся правильно пользоваться химическими веществами в быту, в будущем – на
производстве.
Учащиеся должны видеть созидательную, защитную роль химии, понять, что
она украшает жизнь и только при неразумном подходе загрязняет окружающую
среду.
В заключении хочу привести высказывание русского химика А.Н.Несмеянова:
«Главное, что должно дать образование и о чём часто забывают, - это не «багаж»
знаний, а умение владеть этим «багажом». Это и есть главная цель любого
образования».
ЛИТЕРАТУРА
1. Л.А. Павлова. Компетентностный подход в системе СПО.
Среднее профессиональное образование. № 8/2006.
2. М.В. Кисельман. Влияние компетентностного подхода на качество образования.
Среднее профессиональное образование. № 9/2006.
3.Е.Я. Аршанский. Культурологическая модель развития личности школьников
при обучении химии. Веснік адукацыі. №1/2008
4.Д.С. Орехова. Химический эксперимент как средство формирования здорового
образа жизни. Хімія: праблемы выкладання №5/2003
5. Т.М. Цыбина. О межпредметных связях и межпредметной изолированности.
Хімія: праблемы выкладання №7/2005
1
Приложение 1
1
Приложение 2
1
Приложение 3
1
Приложение 4
1
Приложение 5
1
1
Приложение 6
1
Приложение 7
1