Напоминание

Образ-архетип Матери в УНТ


Автор: Иванова Елена Сергеевна
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 483 Выборгского района Санкт Петербурга
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Презентация
Тема: Образ-архетип Матери в УНТ
Раздел: среднее образование





Назад




ОБРАЗ-АРХЕТИП МАТЕРИ

В УНТ

Учитель русского языка и

литературы, педагог-психолог

ГБОУ СОШ № 483

Выборгского района

Санкт-Петербурга

ИВАНОВА

Елена Сергеевна

Словарь темы

Архети

́

п (от др.-греч. ἀρχέτυπον — «первообраз»):

Архетип (искусство) — первичный образ, оригинал;

общечеловеческие символы, положенные в основу мифов,

фольклора и самой культуры в целом и переходящие из

поколения в поколение.

Архетип (литература) — часто повторяющиеся образы, сюжеты,

мотивы в фольклорных и литературных произведениях.

Архетип (психология) — универсальные изначальные

врожденные психические структуры, составляющие

содержание коллективного бессознательного, распознаваемые

в нашем опыте и обнаруживаемые, как правило, в образах и

мотивах сновидений.

Архетип (философия) — прообраз, идея в позднеантичной

философии

(Филон Александрийский и др.)

Инициация

– это (от лат. initiare - вводить,

посвящать) -

обряд перехода, относящийся к рождению,

достижению зрелости, браку и смерти человека и

приобщающий эти события к сверхчеловеческим

реальностям.

"Посвящение равноценно духовному возмужанию;

оглядываясь на всю религиозную историю

человечества, мы постоянно встречаем эту идею:

посвященный - тот, кто узнал тайны, т.е. тот, кто знает"

(М.Элиаде).

СЮЖЕТНО –

КОМПОЗИЦИОННАЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ СКАЗКИ

СМЕРТЬ МАТЕРИ

Слишком хорошая, бдительная мать-

наседка не может быть проводником в

будущую жизнь.

Задачи:

Ответственность за самостоятельную

жизнь ребенка (осознанность по

отношению к опасности, интриге и т.д.)

переходит к ребенку

Необходимость становиться бдительным

к себе

Позволить умереть тому, что должно

умереть (детство)

Добрая мать перед смертью передаёт куколку (-?) дочке.

И умирает.

«Хорошая» мать умирает – рождается…, наделённая….

(интуиция – более проницательная «внутренняя» мать).

Теперь девочку ждёт дикая мать.

(Жизнь становится матерью, тоже любящей, но свирепой и

требовательной.)

Инициации Василисы начинается со смерти матери.

Наступает время активного обучения.

Василиса становится служанкой у мачехи и у

её дочек

-Это ей помогает?

Чужая для других

(неуважение, роль чужака,

отверженность…-

«ты глупа», «пуста»,

«посредственность»,

«тебе это не по плечу»)

-Я-

Отчуждённая от себя!!!

От происков «мачехи»

гаснет огонь души!

… но погашенный огонь (если душа

живая) выбивает Василису из

ситуации покорности (она умирает

для старого образа жизни и вступает

в новую жизнь, основанную на

внутреннем взрослом знании)…

КУКОЛКА ВЕДЁТ ВАСИЛИСУ В

ТЁМНЫЙ ЛЕС К БАБЕ-ЯГЕ

Задачи:

-Отважиться войти в лес.

-Испытать встречу с новым.

-Научиться развивать чутьё.

-Научиться находить путь домой (к себе).

-Позволить «слабости» умереть.

-Передать власть интуиции (куколке – маленькой

инстинктивной силе жизни, частице души).

Нет большего благословения, которого может дать

мать ребёнку!

ИНТУИЦИЯ позволит уверенно двигаться по жизни

(«кормить куколку»- кормить интуицию, кормить -

жизнью)

Встреча с Бабой-Ягой

ЗАДАЧИ:

-стойко вынести вид

Бабы-Яги

-освоиться с тайным и

странным в жизни

Бабы-Яги

-научиться переносить

великую силу

Жизнь с Бабой-Ягой

Стирка одежды Бабы Яги,

уборка и приготовление

еды.

Василиса учиться

отделять одно от другого,

делать тонкие различия в

суждениях (перебрать

зерно, отделив хорошее от

испорченного, выбрать

маковые семена из кучи

грязи; больше узнать о

жизни (зерно) и смерти

(мак).

Возвращение домой. Жуткий

пылающий череп.

Василиса обрела

способность видеть и

воздействовать на других

(некоторые религиозные

практики верят, что

неподвластное времени

знание предков живет в

черепе), а также

воспринимать свои

жизненные обстоятельства

в новом свете.

-Лёгок ли путь домой?

Череп следит за мачехой и дочерьми

Можно ли

испепелить какой-то

вредный аспект, если

неотступно следить за

ним?

Вывод

Выполнив все задания,

юная женщина прошла

посвящение.

Чтобы сохранить

осознанность, интуицию,

сохранить тот пылающий

свет, который позволяет

всё видеть и знать, нужно

осмотрительно выбирать

себе друзей,

возлюбленных, учителей.

В ЖИЗНИ…

У многих людей процесс инициации завершается

только наполовину, и люди блуждают по жизни

(причины – в детстве).

Иногда чрезмерная опека рождает робость,

«девочка» (ребёнок-подросток) не способна уйти

«в лес», т.е. сепарироваться от родителей, и

продолжает жить в психологическом теле матери.

Роль «проводника» должна выполнить мать: она же

Мать Любящая, Мать-Мачеха, Мать-Древняя

Женщина.



В раздел образования