Автор: Иванова Елена Сергеевна
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 483 Выборгского района Санкт Петербурга
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Презентация
Тема: Образ-архетип Матери в УНТ
Раздел: среднее образование
ОБРАЗ-АРХЕТИП МАТЕРИ
В УНТ
Учитель русского языка и
литературы, педагог-психолог
ГБОУ СОШ № 483
Выборгского района
Санкт-Петербурга
ИВАНОВА
Елена Сергеевна
Словарь темы
Архети
́
п (от др.-греч. ἀρχέτυπον — «первообраз»):
Архетип (искусство) — первичный образ, оригинал;
общечеловеческие символы, положенные в основу мифов,
фольклора и самой культуры в целом и переходящие из
поколения в поколение.
Архетип (литература) — часто повторяющиеся образы, сюжеты,
мотивы в фольклорных и литературных произведениях.
Архетип (психология) — универсальные изначальные
врожденные психические структуры, составляющие
содержание коллективного бессознательного, распознаваемые
в нашем опыте и обнаруживаемые, как правило, в образах и
мотивах сновидений.
Архетип (философия) — прообраз, идея в позднеантичной
философии
(Филон Александрийский и др.)
Инициация
– это (от лат. initiare - вводить,
посвящать) -
обряд перехода, относящийся к рождению,
достижению зрелости, браку и смерти человека и
приобщающий эти события к сверхчеловеческим
реальностям.
"Посвящение равноценно духовному возмужанию;
оглядываясь на всю религиозную историю
человечества, мы постоянно встречаем эту идею:
посвященный - тот, кто узнал тайны, т.е. тот, кто знает"
(М.Элиаде).
СЮЖЕТНО –
КОМПОЗИЦИОННАЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ СКАЗКИ
СМЕРТЬ МАТЕРИ
Слишком хорошая, бдительная мать-
наседка не может быть проводником в
будущую жизнь.
Задачи:
Ответственность за самостоятельную
жизнь ребенка (осознанность по
отношению к опасности, интриге и т.д.)
переходит к ребенку
Необходимость становиться бдительным
к себе
Позволить умереть тому, что должно
умереть (детство)
Добрая мать перед смертью передаёт куколку (-?) дочке.
И умирает.
«Хорошая» мать умирает – рождается…, наделённая….
(интуиция – более проницательная «внутренняя» мать).
Теперь девочку ждёт дикая мать.
(Жизнь становится матерью, тоже любящей, но свирепой и
требовательной.)
Инициации Василисы начинается со смерти матери.
Наступает время активного обучения.
Василиса становится служанкой у мачехи и у
её дочек
-Это ей помогает?
Чужая для других
(неуважение, роль чужака,
отверженность…-
«ты глупа», «пуста»,
«посредственность»,
«тебе это не по плечу»)
-Я-
Отчуждённая от себя!!!
От происков «мачехи»
гаснет огонь души!
… но погашенный огонь (если душа
живая) выбивает Василису из
ситуации покорности (она умирает
для старого образа жизни и вступает
в новую жизнь, основанную на
внутреннем взрослом знании)…
КУКОЛКА ВЕДЁТ ВАСИЛИСУ В
ТЁМНЫЙ ЛЕС К БАБЕ-ЯГЕ
Задачи:
-Отважиться войти в лес.
-Испытать встречу с новым.
-Научиться развивать чутьё.
-Научиться находить путь домой (к себе).
-Позволить «слабости» умереть.
-Передать власть интуиции (куколке – маленькой
инстинктивной силе жизни, частице души).
Нет большего благословения, которого может дать
мать ребёнку!
ИНТУИЦИЯ позволит уверенно двигаться по жизни
(«кормить куколку»- кормить интуицию, кормить -
жизнью)
Встреча с Бабой-Ягой
ЗАДАЧИ:
-стойко вынести вид
Бабы-Яги
-освоиться с тайным и
странным в жизни
Бабы-Яги
-научиться переносить
великую силу
Жизнь с Бабой-Ягой
Стирка одежды Бабы Яги,
уборка и приготовление
еды.
Василиса учиться
отделять одно от другого,
делать тонкие различия в
суждениях (перебрать
зерно, отделив хорошее от
испорченного, выбрать
маковые семена из кучи
грязи; больше узнать о
жизни (зерно) и смерти
(мак).
Возвращение домой. Жуткий
пылающий череп.
Василиса обрела
способность видеть и
воздействовать на других
(некоторые религиозные
практики верят, что
неподвластное времени
знание предков живет в
черепе), а также
воспринимать свои
жизненные обстоятельства
в новом свете.
-Лёгок ли путь домой?
Череп следит за мачехой и дочерьми
Можно ли
испепелить какой-то
вредный аспект, если
неотступно следить за
ним?
Вывод
Выполнив все задания,
юная женщина прошла
посвящение.
Чтобы сохранить
осознанность, интуицию,
сохранить тот пылающий
свет, который позволяет
всё видеть и знать, нужно
осмотрительно выбирать
себе друзей,
возлюбленных, учителей.
В ЖИЗНИ…
У многих людей процесс инициации завершается
только наполовину, и люди блуждают по жизни
(причины – в детстве).
Иногда чрезмерная опека рождает робость,
«девочка» (ребёнок-подросток) не способна уйти
«в лес», т.е. сепарироваться от родителей, и
продолжает жить в психологическом теле матери.
Роль «проводника» должна выполнить мать: она же
Мать Любящая, Мать-Мачеха, Мать-Древняя
Женщина.