Автор: Николай Николаевич Шихов
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ «Краевой политехнический колледж»
Населённый пункт: п. Октябрьский
Наименование материала: Педагогический проект
Тема: Использование методики демонстрационного экзамена для повышения уровня и качества обучения на практических занятиях
Раздел: среднее профессиональное
Октябрьский филиал государственного бюджетного профессионального образовательного
учреждение «Краевой политехнический колледж»
Использование методики демонстрационного экзамена для повышения
уровня и качества обучения на практических занятиях
Выполнил: Шихов Н.Н.
преподаватель Октябрьского филиала
2019-2020
Актуальность и проблема
Главная претензия работодателей к системе среднего профессионального образования
России – оторванность знаний, получаемых выпускниками, от практики.
Сегодня во всех регионах России и на всех уровнях — от органов управления
образованием до педагогических работников СПО — педагогическая общественность широко
обсуждает проблемы и вопросы, встающие перед профессиональными образовательными
организациями, связанные с особенностями внедрения новых образовательных стандартов.
Среди них наиболее острой является проблема проведения Государственной итоговой аттестации
в новой форме — форме демонстрационного экзамена.
С появлением в Российской Федерации профессиональных стандартов появился и новый
вид аттестации «Независимая оценка квалификаций». Демонстрационный экзамен (ДЭ) — это
форма выпускной практической квалификационной работы по профессии/специальности, в ходе
которой выпускник выполняет определенные трудовые действия, демонстрируя владение
компетенциями в рамках одного или нескольких видов профессиональной деятельности.
Особенностью ДЭ является выполнение трудовых действий по принципу «здесь и сейчас» в
присутствии квалифицированных специалистов — носителей профессии/специальности.
Использование модели WorldSkills предполагает применение практико-ориентированных
заданий существенно более высокого уровня, чем задания традиционной Государственной
итоговой
аттестации,
ориентированные
на
требования
ФГОС
СПО
и
требования
профессиональных стандартов. Плюсом методики проведения демоэкзамена в формате
WorldSkills является то, что оценивается не только результат, но и процесс выполнения задания.
Еще одним существенным плюсом данной методики является возможность получения
сертификата WorldSkills при условии набора необходимого количества баллов обучающимся.
Таким образом, выпускник по результатам Государственной итоговой аттестации может
получить сразу два документа: диплом о получении среднего профессионального образования и
сертификат WorldSkills с занесением в международный реестр. К сожалению, главной ее
особенностью является конкурсный характер, что позволяет выявить лучших, тогда как
традиционная итоговая аттестация направлена на оценку всех выпускников в соответствии с
требованиями ФГОС СПО.
Для оценки соответствия уровня знаний, умений, навыков студентов и выпускников,
осваивающих программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, специалистов
среднего звена, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и
(или) выполнять работу по конкретной профессии или специальности в соответствии со
стандартами Ворлдскиллс вводится демонстрационный экзамен.
ДЭ проводится с целью определения у студентов и выпускников уровня знаний, умений,
навыков, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или)
выполнять работу по конкретным профессиям или специальностям в соответствии со
стандартами Ворлдскиллс Россия.
Низкий уровень знаний по профессиональным модулям, показанный выпускниками в
практической
и теоретической части ГИА, отсутствие профессиональных навыков при
выполнение заданий на открытых уроках, и профессиональных конкурсах наших студентов не
отвечают требованиям, предъявляемыми к работникам организаций .
Цель: Разработать практические задания с элементами ДЭ по профессии 35.01.14 «Мастер по
техническому обслуживанию и ремонту машинно- тракторного парка» для практических занятий
Задачи: 1.Проанализировать факторы, влияющих на качество теоретической и практической
подготовки
2. Подобрать задания для отработки практических навыков по темам из возможных элементов
материальной базы нашего учреждения .
3. Организовать проведение учебных практических занятий в группах технического профиля.
4. Анализ и корректировка ошибок.
Стратегия и механизмы достижения поставленных целей
В системе подготовки студентов технического профиля, особенно важны практические
занятия при изучении специальных дисциплин и модулей, содержание которых направлено на
формирование профессиональных умений.
Практическое занятие - это форма организации учебного процесса, предполагающая
выполнение обучающимися по заданию и под руководством преподавателя одной или
нескольких практических работ.
С целью повышения уровня подготовки выпускников система образования внедряет
реформы: вносит изменения в Федеральный закон об образовании, обновляет образовательные
стандарты,
внедряет
в
учебный
процесс,
инновационные
образовательные
технологии,
совершенствует материально-техническую базу.
Ориентация на новые цели образования - требует не только изменения содержания
изучаемых предметов, но и методов организации образовательного процесса, активизации
деятельности обучающихся в ходе занятия, приближения изучаемых тем к реальной жизни и
поиска путей возникающих проблем.
При таком обучении формируются и развиваются такие качества, как самостоятельность,
ответственность
за
принятие
решений,
познавательная,
творческая,
коммуникативная,
личностная активность обучающихся.
Система
формирования
и
развития
конкурсов
профессионального
мастерства
в
соответствии
со
стандартами
WorldSkills
призвана
организовать
разработку
новых
образовательных программ, использовать эффективные методики и технологии не столько для
подготовки
обучающихся
к
участию
в
национальных
и
международных
конкурсах
профессионального
мастерства
WorldSkills,
сколько
для
развития
системы
среднего
профессионального
образования,
коррелирующей
с
существующими
требованиями,
предъявленными современным обществом к уровню профессиональной подготовки кадров.
В связи с этим необходимо внести изменения в содержание образовательных программ,
реализовать комплекс мер, позволяющих изменить образовательный процесс в соответствии с
требованиями рынка труда.
Реалии современного рынка труда диктуют системе среднего профессионального
образования
требования
к
уровню
подготовки
выпускников
-
сформированности
профессиональных компетенций, освоению вида профессиональной деятельности в соответствии
с требованиями WorldSkills, особенно выделяя готовность к самостоятельной профессиональной
деятельности. Привлечение независимых экспертов и выполнение практических заданий в
условиях, приближенных к производственным в режиме реального времени, позволяют сделать
систему оценки сформированности компетенций более объективной.
Модель независимой оценки квалификации направлена на определение соответствия
уровня
квалификации
требованиям
профессиональных
стандартов.
Профессиональные
стандарты
по
своему
содержанию
существенно
шире
Федеральных
государственных
образовательных стандартов и предъявляют требования к работнику, имеющему определенный
опыт. Использование данной методики также позволяет одновременно с проведением итоговой
аттестации выдать документ о прохождении независимой оценки квалификации. Таким образом,
выпускник и в этом случае может получить сразу два документа — о профессиональном
образовании и уровне профессиональной квалификации в соответствии с национальной рамкой
квалификаций. Такой вид аттестации проводится по методике центров независимой оценки
квалификации. В этом случае, так же как в традиционной итоговой аттестации, оценивается
результат выполнения задания.
Планируя дальнейшее использование демонстрационного экзамена в качестве одной из
форм государственной итоговой аттестации (ТОП-50), можно выявить некоторые проблемы
внедрения:
− не все студенты смогли справиться со стрессом, что в некоторой мере повлияло на их
работу;
- не соответствие материального оснащения современным оборудованием мастерских и
лабораторий для проведения учебных занятий;
− нехватка квалифицированных экспертов для оценивания работ студентов.
Для устранения этих проблем нужно реализовать задачи проекта :
− некоторое упрощение заданий для демонстрационного экзамена;
−
изменение
заданий
контрольно-оценочных
средств
для
проведения
экзаменов
квалификационных по профессиональным модулям с элементами демонстрационного экзамена
по стандартам WS;
− подготовка студентов не только на практических занятиях, но и в рамках учебной
практики;
− командная работа преподавательского состава;
− использование практико-ориентированного подхода на занятиях (студенты должны
учиться «добывать» знания, как во взаимодействии с преподавателем, так и самостоятельно);
− ознакомление работодателей с процедурой проведения демонстрационного экзамена и
уровнем сложности его заданий;
− заинтересованность работодателей в инвестировании образовательных организаций.
Реализация большей части вышеперечисленных предложений будет способствовать
успешной сдачи демонстрационного экзамена, когда он станет обязательной составляющей
выпускной квалификационной работы.
Включение элементов демонстрационного экзамена в проведении практических занятий в
рамках уроков МДК для обучающихся профессиональных образовательных организаций
поможет развить в них:
1. Понимание сущности и социальной значимости будущей профессии, и проявление к
ней устойчивого интереса
2. Умение организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее
достижения
3. Умение анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль,
оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей
работы
4. Умение работать в команде, эффективно общаться с коллективом, руководством,
клиентами.
Практический часть проекта
Согласно целям и задачам моего проекта
разработаны и проведены практические
учебные занятия по МДК 02 «Выполнение работ по сборке и ремонту агрегатов и сборочных
единиц
сельскохозяйственных
машин
и
оборудования»,
где
используются
элементы
демонстрационного экзамена.
Задание 1.
Разборка, сборка газораспределительного механизма дизельного двигателя
трактора
Типовое задание:
правильная и рациональная организация рабочего места, технологическая
последовательность выполнения работы, правильная проверка и регулировка тепловых зазоров в
клапанном механизме, проверка правильности регулировки, соблюдение правил экологической
безопасности
Оборудование и расходные материалы по модулю
Необходимое оборудование и расходные материалы
Количество
Трактор, дизельный двигатель А-41
1
Набор отверток
1
Тиски
1
Ключ моментный (комплект)5-25, 19-110. 42-210 Н/м
1
Поддоны для отходов ГСМ
1
Фильтр выхлопных газов(вытяжная вентиляция)
1
Набор с инструментом
1
Набор щупов для регулировки клапанов
1
Критерии оценки
Критерий
баллы
1.
Проверил наличие инструментов и материалов,подготовил
рабочее место получил инструктаж
0.40
2.
Установил противооткаты
0.30
3.
Осмотрел крепление технических узлов
0.30
4.
Осмотрел ходовую часть
0.30
5.
Осмотрел рулевое управление
0.30
6.
Осмотрел тормозную систему
0.30
7.
Проверил уровень масла в поддоне картера
0.30
8.
Проверил уровень охлаждающей жидкости
0.30
9.
Проверил уровень масла в баке гидростемы
0.40
10.
Проверил натяжение ремня вентилятора
0.40
11.
Проверил работу световой сигнализаций
0.30
12.
Проверил работу звуковой сигнализаций
0.30
13.
Включил стоячный тормоз
0.30
14.
Поставил рычаг переключения передачв нейтральное
положение
0.30
15.
Открыл капот
0.30
16.
Снял клапанную крышку
0.60
17.
Отвернул гайки крепления стоек коромысел
0.80
18.
Снял коромысла вместе с валиком и декомпрессионным
механизмом
1.00
19.
Снял штанги
0.80
20.
Отвернул гайки крепления головки блока
0.80
21.
Снял головку блока
1.00
22.
Снял прокладку головки
0.80
23.
Рассухарил два клапана
0.80
24.
Осмотрел клапаны
1.00
25.
Осмотрел детали ГРМ
0.80
26.
Установил клапаны
1.00
27.
Установил прокладку
0.80
28.
Установил головку
1.00
29.
Затянул болты головки
0.80
30.
Соблюдал последовательность затяжки болтов
4.00
31.
Установил штанги
0.80
32.
Установил коромысла с валиком и декомпрессионным
механизмом
1
33.
Затянул гайки крепления коромысла
1
34.
Установил крышку клапанов
0.40
35.
Произвел затяжку от центра к краям
1.00
36.
Убрал ключ
0.30
37.
Закрыл капот
0.30
38.
Убрал противооткаты
0.40
39.
Убрал рабочее место
0.30
40.
Собрал инструмент
0.30
41.
Утилизировал ветош
0.30
42.
Правильная посадка и высадка из трактора
0.80
43.
Работал в спец одежде
0.50
44.
Работал в перчатках
0.40
45.
Подавал звуковой сигнал перед запуском двигателя
0.40
46.
Не допускал падения инструмента
0.40
47.
Соблюдал гигиену
0.70
48.
Максимальный балл
30
Задание 2. Разборка , сборка муфты сцепления трактора ДТ-75
Типовое задание:
правильная и рациональная организация рабочего места, технологическая
последовательность выполнения работы, правильная проверка и регулировка тепловых зазоров в
клапанном механизме, проверка правильности регулировки, соблюдение правил экологической
безопасности
Оборудование и расходные материалы по модулю
Необходимое оборудование и расходные материалы
Количество
Трактор ДТ-75
1
Набор отверток
1
Тиски
1
Ключ моментный (комплект)5-25, 19-110. 42-210 Н/м
1
Поддоны для отходов ГСМ
1
Фильтр выхлопных газов(вытяжная вентиляция)
1
Набор с инструментом
1
Набор щупов для регулировки
1
Критерии оценки
Критерий
баллы
1.
Проверил наличие инструментов и материалов,подготовил
рабочее место получил инструктаж
0.40
2.
Установил противооткаты
0.30
3.
Осмотрел крепление технических узлов
0.30
4.
Осмотрел ходовую часть
0.30
5.
Осмотрел рулевое управление
0.30
6.
Осмотрел тормозную систему
0.30
7.
Проверил уровень масла в поддоне картера
0.30
8.
Проверил уровень охлаждающей жидкости
0.30
9.
Проверил уровень масла в баке гидростемы
0.40
10.
Проверил натяжение ремня вентилятора
0.40
11.
Проверил работу световой сигнализаций
0.30
12.
Проверил работу звуковой сигнализаций
0.30
13.
Включил стоячный тормоз
0.30
14.
Поставил рычаг переключения передач в нейтральное
положение
0.30
15.
Отвернул болты и разъединил промежуточное соединение
0.80
16.
Отвернул гайку крепления вилки и снял ее
0.80
17.
Разобрал механизм тормозка муфты
0.80
18.
Собрал промежуточное соединение и тормозок
1.00
19.
Отвернул болты крепления картера
0.80
20.
Снял картер вместе с валом механизма выключения муфты
0.60
21.
Отвернул болты крепления кожуха муфты к маховику
1.00
22.
Снял кожух вместе с дисками и установил в специальное
приспособление
0.60
23.
Снял шайбы и пружины тяг
0.80
24.
Отвернул контргайки и вывернул три упорных винта из
кожуха
1.00
25.
Отвернул регулировочные гайки трех отжимных рычагов
0.80
26.
Разжал нажимные пружины муфты
1.00
27.
Вынул стаканы пружин, теплоизоляционные шайбы и диски из
кожуха
0.80
28.
Снял отжимные рычаги и пружины
1.00
29.
Осмотрел детали и сборочные единицы на наличие дефектов
0.80
30.
Установил отжимные рычаги и пружины на кожух
1.00
31.
Установил стаканы пружин, теплоизоляционные шайбы и
диски на кожух
0.80
32.
Сжал нажимные пружины
1.00
33.
Закрутил регулировочные гайки трех отжимных рычагов
0.70
34.
Установил три опорных винта в кожух
0.70
35.
Установил контргайки на винты
0.80
36.
Установил шайбы и пружины тяг
0.70
37.
Установил кожух вместе с дисками
0.50
38.
Завернул болты крепления кожуха муфты к маховику
0.70
39.
Установил картер вместе с валом механизма выключения
муфты
0.70
40.
Завернул болты крепления картера
0.70
41.
Установил тормозок и промежуточное соединение
0.40
42.
Убрал противооткаты
0.40
43.
Убрал рабочее место
0.30
44.
Собрал инструмент
0.30
45.
Утилизировал ветошь
0.30
46.
Правильная посадка и высадка из трактора
0.80
47.
Работал в спец одежде
0.50
48.
Работал в перчатках
0.40
49.
Не допускал падения инструмента
0.40
50.
Соблюдал гигиену
0.70
51.
Максимальный балл
30
Задание 3. Разборка , сборка масляного насоса дизельного двигателя Д-240
Типовое задание:
правильная и рациональная организация рабочего места, технологическая
последовательность выполнения работы, правильная проверка и регулировка тепловых зазоров в
клапанном механизме, проверка правильности регулировки, соблюдение правил экологической
безопасности
Оборудование и расходные материалы по модулю
Необходимое оборудование и расходные материалы
Количество
Дизельный двигатель
1
Набор отверток
1
Тиски
1
Ключ моментный (комплект)5-25, 19-110. 42-210 Н/м
1
Поддоны для отходов ГСМ
1
Фильтр выхлопных газов(вытяжная вентиляция)
1
Набор с инструментом
1
Критерии оценки
Критерий
баллы
1.
Проверил наличие инструментов и материалов,подготовил
рабочее место получил инструктаж
0.40
2.
Установил противооткаты
0.30
3.
Осмотрел крепление технических узлов
0.30
4.
Осмотрел ходовую часть
0.30
5.
Осмотрел рулевое управление
0.30
6.
Осмотрел тормозную систему
0.30
7.
Проверил уровень масла в поддоне картера
0.30
8.
Проверил уровень охлаждающей жидкости
0.30
9.
Проверил уровень масла в баке гидростемы
0.40
10.
Проверил натяжение ремня вентилятора
0.40
11.
Проверил работу световой сигнализаций
0.30
12.
Проверил работу звуковой сигнализаций
0.30
13.
Включил стоячный тормоз
0.30
14.
Поставил рычаг переключения передач в нейтральное
положение
0.30
15.
Отвернул болты крепления масляного поддона
0.80
16.
Снял поддон
0.80
17.
Отсоединил нагнетательную трубку от блока -картера
0.80
18.
Отвернул болты крепления масляного насоса и снял насос
1.00
19.
Отсоединил маслоприемник от корпуса насоса
0.80
20.
Снял лоток с крышки масляного насоса
0.60
21.
Выбил шпильку
1.00
22.
Спрессовал шестерню привода с ведущего вала
0.60
23.
Снял крышку насоса
0.80
24.
Вынул ведущую и ведомую шестерни.
1.00
25.
Осмотрел детали и сборочные единицы насоса на дефекты
0.80
26.
Собрал масляный насос
2.00
27.
Присоединил маслоприемник от корпуса насоса
0.80
28.
Установил насос
1.00
29.
Затянул болты крепления
0.80
30.
Присоединил нагнетательную трубку
1.00
31.
Установил поддон
0.80
32.
Затянул болты крепления поддона
1.00
33.
Убрал противооткаты
0.40
34.
Убрал рабочее место
0.30
35.
Собрал инструмент
0.30
36.
Утилизировал ветошь
0.30
37.
Правильная посадка и высадка из трактора
0.80
38.
Работал в спец одежде
0.50
39.
Работал в перчатках
0.40
40.
Не допускал падения инструмента
0.40
41.
Соблюдал гигиену
0.70
Максимальный балл
25
Ресурсное обеспечение проекта
Ресурсы, необходимые для реализации проекта:
1. Обеспечение организационных условий (разработка нового содержания, методов,
подходов и приемов работы с новым содержанием)
2.Обеспечение методических условий. Создание методического обеспечения реализации
проекта:
методических разработок учебных занятий;
дидактических ресурсов;
рекомендаций для преподавателя по работе.
3. Обеспечение рефлексивного пространства для участников проекта.
4. Обеспечение материально-технических условий (наличие кабинетов с современным
рабочем местом преподавателя).
Рабочий план реализации проекта
Предполагаемая
дата проведения
мероприятия
Место
проведения
мероприяти
я
Наименование мероприятия (вид
деятельности)
Ответственный
за выполнение
Сентябрь -
октябрь
Октябрьский
филиал
Анализ причин низкого качества обучения
студентов технического профиля в
практической части
Шихов Н.Н.
ноябрь - март
Октябрьский
филиал
Разработка заданий практической части по
стандартам
WorldSkills
Для группы МТО-179
1. практические задания для учебной
практики МДК 02.01.
2. Задания к квалификационному экзамену
МДК 02.01
Шихов Н.Н.
Январь - апрель
Октябрьский
филиал
Апробация заданий со студентами МТО-
О,ТО в период учебной и производственной
практики
Шихов Н.Н.
май
Октябрьский
филиал
Анализ и корректировка ошибок
Шихов Н.Н.
Июнь
Октябрьский
филиал
ГИА с элементами ДЭ по профессии
35.01.14
Ожидаемые результаты
Обучающиеся продемонстрируют:
сформированность профессиональных компетенций:
умение
понимать
поставленную
задачу,
суть
учебного
задания,
характер
взаимодействия со сверстниками и преподавателем, требования к представлению
выполненной работы;
умение оценивать результаты.
Качество составит 30% по сравнению 2019-20 учебным годом.
Преподаватели:
создадут
условия
для
формирования
общих
и
профессиональных
компетенций обучающихся;
овладеют творческими подходами к преподаванию своего предмета;
усовершенствуют
профессиональное
мастерство
через
подготовку,
организацию и применение активных и интерактивных методов обучения.
Риски
Отсутствие позитивной мотивации преподавателей к участию в проекте
Низкий уровень мотиваций социальных партнеров
Недостаточность знаний обучающихся для реализации проекта