Напоминание

"Использование кейс-технологий на уроках истории"


Автор: Дементиевская Владислава Андреевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: г. Балашиха
Наименование материала: статья
Тема: "Использование кейс-технологий на уроках истории"
Раздел: среднее образование





Назад




Дементиевская В.А.

Учитель истории и обществознания, МБОУ «Школа №2» г. Балашиха

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ

Аннотация: В данной статье рассматривается сочетание кейс-технологий

и проблемного обучения на уроках истории на примере изучения темы

«Возникновение и распад империи Карла Великого».

Annotation: In the article case technologies and teaching problem are considered

on the example of Carl the Great's empire at history classes

Ключевые слова: проблемное обучение, кейс-метод, история, средние века

Keywords: problem learning, case-study, history, medieval

В октябре 2020 года мне удалось дать свой первый открытый урок для

конкурса «Педагогический дебют». Этот опыт был не только удачным и

полезным, но он еще и является своего рода «визитной карточкой» моей

педагогической деятельности, потому на что на открытом уроке были

использованы те методы и формы, которые я применяю на своих уроках

постоянно. Актуальным в современном образовании является формирование

таких знаний и умений у обучающихся, которые помогли бы им решать

жизненно важные задачи. Именно поэтому на своих уроках я включаю

методы и приемы по формированию функциональной грамотности.

Для

формирования

функциональной

грамотности

подходит

проблемное обучение, а также использование кейс-метода. Кейс -метод – это

технология обучения, когда обучающимися анализируется предложенная

проблемная ситуация, происходит организация поиска и нахождение

решения

проблемы.

Простыми

словами,

перед

учениками

ставится

конкретная цель – найти выход из проблемной ситуации. На мой взгляд, у

метода много достоинств. Обучающийся сам моделирует и изменяет

ситуацию, являясь соавтором учителя, сотрудничая с ним. Кейс-метод – это

не репродуктивное воспроизведение, дети «пропускают» материал через

себя, что предполагает глубокое осмысление и понимание материала. Кейс-

метод отлично работает в группах, поэтому на моих уроках часто

присутствует групповая работа. Учитель на таком уроке тьютор, он не

является

сторонним

наблюдателем,

помогает

наводящими

вопросами

выходить из затруднительной ситуации и корректирует деятельность детей.

Тема моего первого открытого урока – «Возникновение и распад

империи Карла Великого», в курсе истории Средних веков это только 4 урок,

поэтому

немаловажным

является

формирование

представлений

о

Средневековье в целом. Тема выбрана не случайно: на мой взгляд, она очень

интересная, при правильном построении урока мотивирует на изучение

предмета.

Образовательная цель урока – сформировать представление о Карле

Великом, о том, как была устроена и как распалась его империя,

развивающая – развить умения работы с текстом и историческими

документами, иллюстративным материалом, работать с картой, работать в

группе; развить умение давать оценку событиям в истории, высказывать

собственное

мнение

и

аргументировать

его.

Воспитательная

цель

формирование

интереса

к

учению,

навыка

взаимопомощи,

создание

дружественной обстановки в коллективе. Ожидаемые результаты урока: у

детей

не

только

сформированы

теоретические

знания

по

теме

«Возникновение и распад империи Карла Великого», но и умеют работать в

группе, демонстрируют навык работы со смешанными текстами.

На уроке ребята проходят путь от знакомства с личностью до причин

распада империи, тем самым создается устойчивое представление о Карле

Великом и его государстве. В конце делают ученики вывод, отвечают на

проблемный вопрос и приводят аргументы.

Структура урока соответствует ФГОС. Организационный этап урока

включает детей в работу. Учитель приветствует учащихся и говорит: «Мы

продолжаем наше с вами путешествие во времени, и сегодня мы снова

перенесемся

в

средние

века…»,

тем

самым

создает

благоприятный

психологический настрой на работу.

На мотивационном этапе ребята отгадывают ребус, в котором

зашифровано слово «король». Учитель спрашивает у детей: знают ли они это

слово? Ведь у многих оно ассоциируется как раз со Средними веками. Далее

следует рассказ учителя: «Правитель франков, Карл, не только отличался

крепким здоровьем и большой силой, но и сумел создать такую огромную

империю, что она даже могла сравниться с Римской. В Рождество 800 года

Папа Римский Лев III возложил на голову Карла корону. Карл остался в

памяти людей как Великий, а повелителей Европы стали называть по его

имени. Как думаете, какая тема нашего урока?». Дети сразу понимают, что

на уроке речь пойдет о Карле Великом, а учитель помогает сформулировать

точное название темы урока.

На

этапе

актуализации

знаний

учитель

вместе

с

учащимися

вспоминает, что такое империя, какие империи они уже изучали. Вопрос не

вызвал затруднений у учащихся, ведь они из курса истории пятого класса

помнят, что империя – большое и сильное государство.

Ключевым моментом в уроке является постановка проблемной

ситуации на основе исходного противоречия. Исходное противоречие звучит

так: «Карл получил прозвище «Великий» потому что смог создать огромную

и сильную империю, но империя Карла оказалась недолговечной. Вскоре

после смерти она распалась». Проанализировав эту информацию, дети

поставили проблемный вопрос урока: «Можно ли назвать Карла Великим?».

На этапе «Открытие учащимися нового знания» ученики выполняют

задания в группах, при этом учитель активно им в этом помогает. Перед тем,

как приступить к выполнению заданий, учитель объясняет, как будет

строиться деятельность на уроке: «Ребята, найти ответ на наш вопрос будет

не просто, но к нам в руки из архива попало дело Карла Великого. Оно лежит

у вас на партах. В этой белой папке собрана вся информация на Карла,

поэтому работать мы будем с ней. Наш учебник будет нам помогать».

.

Задание №1. Личность Карла Великого. Учитель объясняет детям

задание: «Любая известная личность пытается скрыть свое истинное лицо.

Познакомившись с дополнительным материалом и картинками, попытайтесь

описать черты характера и внешности Карла Великого. Даю вам 1 минуту на

подготовку».

После выполнения задания учитель начинает его проверку с того, что

говорит ученикам: «Ребята, вам нужно было найти изображение Карла

Великого. Покажите, какую картинку вы выбрали? Почему именно ее?»

Одновременно картинка выводится на проекторе. Изначально в файле

лежали 4 картинки, и только на одной из них изображен Карл Великий.

Задание – выбрать из четырех картинок именно ту, на которой изображен

Карл.

После

выполнения

задания

ребята

демонстрируют

правильную

картинку, объясняют свой выбор (примерный ответ учащихся звучит так:

Карл

занимался

верховой

ездой,

был

строен

и

т.д.).

Далее

дают

характеристику

чертам

характера

Карла,

основываясь

на

материале

исторического источника. Под руководством учителя делают обобщающий

вывод.

Задание №2. Империя Карла Великого. Учитель делает «подводку» к

новому заданию: «Мы познакомились с личностью Карла, и знаем, что такой

сильный человек управлял большой империей. Как вы думаете, легко ли ей

было

управлять?

Карл

нашел

выход!

С

помощью

дополнительных

материалов из разрозненных карточек составьте схему управления империей

Карла Великого сначала у себя, а потом на доске и объясните ее. Вам

поможет материал учебника на странице 29. После того чего расположить

карточки в виде пирамиды, на вершине которой будет находиться самая

главная должность в империи. Но одно слово лишнее! Уберите его! На

выполнение задания дается 3 минуты».

Во время выполнения задания

учитель ходит по классу и помогает путем наводящих вопросов тем группам,

где возникли затруднения.

Затем проверка – нужно составить схему из

карточек на доске. 1 представитель от группы выходит и делает на доске.

Для более эффективного контроля учитель вызывает к доске тех, у кого

заметил ошибку.

Между вторым и третьим заданием предусмотрена физкультуминутка

«Хлопки»: если учитель делает один хлопок, то дети поднимают руки вверх,

если два, то дети встают. Эта простая-мини игра поможет взбодрить детей и

оживит урок, после нее можно снова возвращаться к работе.

Задание №3. Как и почему распалась империя Карла Великого. Слова

учителя: «Посмотрите в наше досье и найдите файл с картой. Вы уже знаете,

что после смерти Карла Великого его империя распалась, но почему это

произошло и на какие части – мы еще не знаем. Работая с учебником

странице 31-32, выполните задание с картой и ответьте на вопрос: почему

распалась империя Карла Великого? При работе используйте цветные

маркеры для выделения территорий владений наследников Карла Великого

на карте. Подпишите названия владений».

На выполнение задания дается 4 минуты.

Во время выполнения

задания учитель ходит по классу и помогает путем наводящих вопросов тем

группам, где возникли затруднения. После этого на проекторе выводится

слайд с изображением, на котором представлены наследники Карла

Великого, заключающие договор в Вердене. Учитель задает вопросы:

«Почему распалась империя Карла? Кто изображен? Что они делают? Как это

связано

с

распадом

империи

Карла?»

Проверка

задания

с

картой

осуществляется с помощью проектора – туда выводится карта, учащийся

должен показать основные территории и назвать их.

На завершающем этапе урока осуществляется первичное закрепление

материала с помощью ответа на вопрос, который был дан в начале урока.

Происходит восприятие, осмысление, запоминание учебного материала.

Учитель говорит: «Давайте вернемся к вопросу, с которого мы начали урок.

Теперь мы можем ответить на него. Мы с вами узнали, каким человеком был

Карл, как он создал свою империю и как она распалась. Можем ли мы

назвать

Карла

Великим?

Почему?».

Дети

отвечают,

свое

мнение

подкрепляют

аргументами.

В

классе,

в

котором

проводился

урок,

большинство учащихся пришли к выводу, что Карл все-таки является

Великим, однако, были и другие мнения. Это говорит о том, что ученики

сформировали собственное мнение и продемонстрировали умение его

высказывать.

На этапе рефлексии я использовала прием «корзинка с котиками». В

последнем файле в папке лежали карточки с изображениями котов, ребенку

необходимо было дорисовать мордочку котику в соответствие с тем, какого у

него настроение, назвать его именем или понятием, которое он узнал на

уроке, а также написать, что на уроке было трудным. Большинство детей

назвали котика Карл, некоторые Лотарь, Лотарингия и т.д. Результаты

рефлексии положительные.

Урок прошел именно так, как было задумано. У детей было

сформировано представление о Карле Великом, на уроке присутствовала

доброжелательная атмосфера, что доказывается результатами рефлексии.

Дети не отметили сложностей в уроке. Цели, которые я выделила, были

достигнуты.

Каждый этап урока подвергался контролю, я старалась использовать

такие приемы, чтобы контроль был быстрым, но эффективным. Дети сами

поправляли друг друга (например, не все выбрали правильную фотографию,

схему

тоже

не

сразу

удалось

составить

правильно).

Высокая

работоспособность на уроке поддерживалась за счет необычного оформления

учебного материала: задания, карточки, раздаточный материал и т.д. были

упакованы в специальную папку типа «дело».

В конце урока, когда мы с учениками приходили к общему выводу, я

сказала детям: «Найдите хоть одно фото Карла без короны». После урока

ученики стали искать в интернете, в итоге нашли только корону без Карла.

Это свидетельствует о том, что данная тема их заинтересовала.

Буду использовать сочетание проблемного обучения вместе с кейс-

технологиями дальше не только потому что это эффективный способ

изучение материала, но также уроки в таком формате очень нравится детям и

стимулирует у них интерес к изучению предмету.

Список литературы и источников:

1.

Агибалова Е.В., Донской Г.М. Всемирная история, 6 класс. М., 2017.

2.

Громов А.В., Чудакова Н.В. Я познаю мир: история. М.: АСТ, 2008 г.

3.

Е.Н. Сорокина. Поурочные разработки по всеобщей истории. История

Средних веков. М.: Вако, 2019.

4.

Кулевич С.В., Лакоценина Т.П. Не совсем обычный урок. Воронеж,

2006.

5.

Радулова Е. Н. Создание проблемной ситуации // Открытая школа.

2009. №6.

6.

ФГОС основного общего образования от 17 декабря 2010 г.



В раздел образования