Напоминание

Художественное своеобразие рассказа Л.Н. Толстого "После бала"


Автор: Деревнина Надежда Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 6 имени Героя Советского Союза Н.З. Ульяненко"
Населённый пункт: город Воткинск Удмуртская Республика
Наименование материала: Презентация к уроку
Тема: Художественное своеобразие рассказа Л.Н. Толстого "После бала"
Раздел: среднее образование





Назад




Рассказ Л.Н. Толстого

«После бала»

Художественное

своеобразие рассказа

Литературные термины

История создания рассказа

Сцена бала

СОДЕРЖАНИЕ:

Утро после бала

Поведение Ивана Васильевича

Антитеза – основной прием

Словарь литературных терминов

Обрамление – рассказ

в рассказе

Антитеза – контраст,

противопоставление

Рассказчик –

повествователь

Рассказ – малое

прозаическое

произведение с одной

сюжетной линией,

одним главным героем

История создания рассказа

В основу рассказа легла история, которая

произошла со старшим братом писателя -

Сергеем Николаевичем, который был

влюблен в дочь военного начальника Л.П.

Корейша. После увиденного им избиения

беглого солдата под руководством отца

девушки чувства охладели и он отказался

от женитьбы.

Варианты названий рассказа

«Дочь и отец»

«Рассказ о бале и

сквозь строй»

«А вы говорите…»

«После бала»

Память

писателя

сохранила

многое

и

запечатлела

в

этом

рассказе.

Вместе

с

писателем мы переносимся в 40-е годы 19

века , время царствования Николая I. Ещё

прочным

было

тогда

дворянско-

крепостническое

государство.

В

войсках

свирепствовала

палочная

дисциплина,

и

солдат

за

любую

провинность

секли

плетьми

или

прогоняли

"сквозь

строй",

когда под барабанную дробь наказуемого

тащили между рядов солдат и каждый

обязан

был

ударить

шпицрутинами

по

голому

телу.

Человека

нередко

забивали

насмерть.

Николай 1,

прозванный в народе

«палкиным»

Перекличка эпох в рассказе

«После бала»

40-е годы 19 в. – время

Николая 1

(события, изображенные

в рассказе)

40-е годы 19 в. – время

Николая 1

(события, изображенные

в рассказе)

1900-е годы, время Николая 2

(современная автору эпоха)

1900-е годы, время Николая 2

(современная автору эпоха)

Сцена блистательного бала

бал

бал чудесный, зала прекрасная, буфет

великолепный

хозяева

бала

добродушный старичок, богач-хлебосол, жена

его добродушная

Варенька

в белом платье, в белых перчатках, в белых

башмачках, у неё сияющее разрумянившееся

лицо и ласковые милые глаза

полковник

Красивый, статный, высокий, свежий, с

белыми усами, белыми бакенбардами, с

блестящими глазами

Иван

Васильевич

Доволен, счастлив, блажен, добр,

Экзекуция после бала

улица

Что-то большое, чёрное, жёсткое,

нехорошая музыка

солдаты

Много чёрных людей, в чёрных мундирах,

наказываемый

Оголённый по пояс, спина его- что-то

пёстрое, мокрое, красное,

неестественное

полковник

Высокий военный, шёл твёрдой

подрагивающей походкой

Иван

Васильевич

Было стыдно, опустил глаза, на сердце

была почти физическая, доходившая до

тошноты, тоска

Поведение Ивана Васильевича во

время бала

5. От счастья не мог

заснуть

4. Обнимал весь мир

своей любовью

3. Я был не я, а какое-

то неземное существо

2. Варенька затмила

всех, герой любуется

ей

1. Бал: музыка, танцы.

Пьян любовью

Поведение Ивана Васильевича

после бала

1.

Звуки флейты и

барабана.

Нехорошая музыка.

2. Экзекуция. Рядом

полковник.

3. Полковник бьет по лицу

солдата. Герою стыдно.

4. Не мог заснуть от

увиденного.

Контраст – основной художественный приём

В композиции

рассказа

В композиции

рассказа

В системе

образов

В системе

образов

В языковых

средствах

В языковых

средствах

В описаниях

В описаниях

В рассказе выделяются

следующие основные части:

В рассказе выделяются

следующие основные части:

Рассказ, таким образом, заключён в "раму". Этот

композиционный приём называется "рассказ в

рассказе", потому что произведение написано

писателем так, что о всех событиях мы узнаём от

рассказчика

Рассказ, таким образом, заключён в "раму". Этот

композиционный приём называется "рассказ в

рассказе", потому что произведение написано

писателем так, что о всех событиях мы узнаём от

рассказчика

вступление

на балу

после бала

заключение

Значение рассказа

Если мы прямо поглядим на прошедшее, нам

откроется

и

наше

настоящее.

Если

мы

только

перестанем

слепить

себе

глаза

выдуманными

государственными

пользами

и

благами и посмотрим на то, что одно важно:

добро

и

зло

жизни

людей,

нам

все

станет

ясно. Если мы назовем настоящими именами

костры,

пытки,

плахи,

клейма,

рекрутские

наборы, то мы найдем и настоящее имя для

тюрем,

острогов,

войск

с

общею

воинскою

повинностью, прокуроров, жандармов.

Если мы не будем говорить: зачем поминать?

и не будем заслонять дел людских прошедшего

воображаемыми

пользами

для

различных

фикций, мы поймем то, что делалось прежде,

поймем и то, что делается теперь.

(Л.Н.Толстой)

Автор

Деревнина Н.В.

МБОУ СОШ № 6

г. Воткинск



В раздел образования