Автор: Паначевная Елена Николаевна
Должность: учитель русского языка
Учебное заведение: МОУ лицей №3
Населённый пункт: город Волгоград
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Женские портреты в изобразительном искусстве конца 18 - начала 19 века и в повести "Наталья, боярская дочь" Н.М. Карамзина
Раздел: полное образование
Женские портреты в изобразительном искусстве конца 18 — начала 19 века и в повести
«Наталья, боярская дочь» Н.М. Карамзина.
Тип урока: итегрированный (литература и изо)
Цели урока:
1. Познакомить учащихся с особенностями женских портретов в литературе и живописи
конца 18 – начала 19 века .
2. Выявить средства, используемые художниками и писателем – сентименталистом Н.М.
Карамзиным при создании этих образов.
Оборудование:
репродукции картин:
Ф.С. Рокотова «Портрет А.П. Струйской»,
В.Л. Боровиковского «Портрет М.И. Лопухиной»,
повесть Н.М. Карамзина «Наталья, боярская дочь».
Эпиграф к уроку:
строки из стихотворения Н.Заболоцкого «Портрет»:
Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.
Учитель. 18 век вошел в историю русского искусства как век портрета. Познакомьтесь с
дамами этого века. Для нас их образы сохранили лучшие живописцы той эпохи. Это
портреты Александры Петровны Струйской кисти Ф.С. Рокотова и Марии Ивановны
Лопухиной, работы В.Л. Боровиковского.
Рассмотрите их внимательно, а я зачитаю вам отрывок из повести Карамзина «Наталья,
боярская дочь» «Наталья была всех прелестней... белизна итальянского мрамора и
кавказского снега...», «черные глаза, темно-русые волосы...», «имела прелестную душу, была
нежна, как горлица, невинна как агнец, мила как май месяц; одним словом имела все
свойства благовоспитанной девушки...».
Вопросы: Какое у вас сложилось впечатление от просмотренных картин и прослушанного
отрывка? Что общего между живописными и литературным портретами?
Предполагаемые ответы:
Учащиеся дают определение портрета в литературе.
(Портрет – описание внешности персонажа, играющее большую роль в его характеристике,
одно из средств создания образа).
С помощью учителя вспоминают определение живописного портрета (повторение в
пластических формах, линиях, красках живого лица).
И отрывок, и картины очень похожи по содержанию, так как были созданы в одно и тоже
время. Портрет – это повторение в пластических формах, линиях, красках живого лица и
одновременно при этом его идейно-художественная интерпритация. Совпадают идеалы
женской красоты, девушки изяшны, нежны, воздушны. Мастерство авторов позволило
достичь необычной гармониии внешнего облика и внутреннего содержания.
Класс начинает заполнять кластер “Портрет сентиментальной барышни”.
Приложение 1.
Учитель.
Особое
умонастроение,
меланхолическая
мечтательность,
склонность
к
уединенным
размышлениям,
повышенная
чувствительность
характерны
для
художественного течения второй половины 18 века, названного сентиментализмом (от фр.
sentiment – чувство). Главным для автора в этом стиле было показать внутренний мир героя,
его личные переживания. Представители сентиментализма: в Англии – Лоренс Стерн и
Ричардсон; во Франции – Ж.Ж. Руссо. Карамзин был ярким представителем этого
направления в России.
Вопрос:
Давайте попробуем найти особенности сентиментализма в представленных
произведениях.
Знакомясь с текстом , вы заметили, что автор раскрывает образ главной героини посредством
эпитетов “любезная Наталья”, “нежный взор”, “стыдливая девушка”. Описывая её внешность,
автор обращает внимание читателей на необыкновенную, сказочную красоту героини,
используя сравнения “нежна как горлица”, “ангел божий”. С национальной, древнерусской
стилизацией в портрете Натальи сочетаются черты внешнего облика сентиментальной
героини: “распущенные темно-русые волосы”, “утренний наряд”, “белая полуоткрытая
грудь”, “до нежного локтя обнаженная рука”. Подобные детали, связанные с домашним,
интимным характером изображения можно увидеть и на картинах.
Но Наталья красива не только внешне. Карамзин подчеркивает, что “красота телесная бывает
всегда изображением душевной”, “имела прелестную душу”.
Автор рисует богатый внутренний мир героини, полный разнообразных душевных
переживаний. Наталья всем сердцем любит отца, няню, заменившую ей умершую мать. Она
любуется природой и красотой Москвы, играет с подружками. До семнадцати лет жизнь ее
радостна и безмятежна. Первая любовь встревожила ее душу, принесла ей много страданий.
При встречах “любовники” бледнеют, доходят почти до обморочного состояния. Наталья и
Алексей встречаются тайком, а затем бегут вместе и венчаются тайно. Конечно, Наталья
понимает, как будет страдать ее отец, ей совестно перед ним, и в душе ее борются самые
противоречивые чувства: любовь к Алексею, страх, стыд и чувство вины перед отцом.
Н.М. Карамзин подробно рисует переживания героев, их внутренний мир, но не только это
характерно для сентиментализма. Все его герои не просто чувствительны, их чувства
чрезмерно гиперболизированы. Герои выражают слезами и свою радость, и горе. Алексей
«залился слезами», признаваясь Наталье в своей любви. Герои вместе плачут от радости
после венчания. От горя рыдает боярин Матвей, читая письмо Натальи, которое она оставила
ему. Встретившись после военной победы, герои так счастливы, что проливают «теплые лучи
слез».
Автор использует множество восклицаний, эпитетов в превосходной степени –
«нежнейший», «любезнейший». Все это разнообразие художественно-поэтических средств
необходимо сентименталистам для наиболее яркого раскрытия внутреннего мира своих
героев, богатства их душевных переживаний и описания красоты окружающего мира,
которой восхищается автор.
Вопрос: Как передают чувства своих героинь Рокотов и Боровиковский?
Как и героиню повести, так и Лопухину можно назвать женщиной с нежной и
чувствительной душой. Она стоит в задумчивой, чуть усталой позе, её белое платье падает
плавными складками, скрывая очертания фигуры. У неё мягкие черты лица, грустный,
спокойный взгляд, легкая, чуть равнодушная улыбка.
Портрет Александры Петровны Струйской также поражает своей сдержанностью и
гармонией. Безусловно, что Рокотов находится под обоянием её личности и нежной красоты.
Художественный образ Струйской строится на плавных дугообразных ритмах. Мягкий
мерцающий свет акцентирует её тонкое одухотворенное лицо с чуть прищуренными глазами.
Черты Струйской кажутся словно полустертыми, тающими и расплывчатыми. Настроение
изображенной передается зрителю через тончайшую переливчатую пепельно-палевую
цветовую гамму, оживленную нежно-розовыми и желтыми тонами. Рокотов обозначает
оттенки душевного состояния, намеренно не договаривая и не конкретизирую их, оставляя
возможность каждому, всматривающемуся в лицо Струйской, разгадать глубоко спрятанную
тайну её натуры.
Продолжаем работу с кластером, используя выявленные средства описания.
Приложения 2, 3, 4...
Вопрос: Художники писали современниц, Карамзин создал образ, восхитившей его русской
красавицы. Есть ли что-либо общее между ними, или они абсолютно непохожи?
Предполагаемые ответы:
Общее:
- подчеркнуто личные тона авторского отношения;
- домашние, интимные детали;
- искренность и совершенство воплощения;
- и художникам, и писателю нравится та, которую он пишет кистью или пером. Их
привлекает внутренняя красота, трепетность душевной жизни.
Разное:
-
в
изобразительном
искусстве
портрет
–
внешний
облик
конкретного,
реально
существовавшего человека; в повести автор придумывает образ своей идеальной героини.
Хотя художник тоже может приукрасить реальность.
- на картине настроение передается мимикой, глазами, руками, в литературе автор описывает
ещё и поступки.
- живописный портрет в этом смысли статичен, на картине запечатлен один миг жизни
человека, а литературный персонаж живет, меняется.
- портрету характерен душевный покой, литературная героиня как раз раскрывается в смене
настроения.
Хороший портрет — это не столько суждение о конкретном человеке, сколько представление
об образе жизни людей определённых эпох, их идеалах и представлениях о человеке…
Портрет даёт современному зрителю возможность совершенно уникального общения.
Борис Виппер, отмечая эту особенность портрета, говорит о ней как о «хитром обходе
божественной воли, не давшей человеку бессмертия». «Концепция личности в портрете
находится в сложной зависимости от мировоззрения, эстетических и социальных идеалов, от
стиля своего времени. Взаимоотношения художника и портретируемого не есть постоянная
величина — динамика формирования образа для каждого исторического периода имеет свои
особенности. За портретом и моделью в том или ином виде стоит самосознание их эпохи».
Творческое задание: на основании кластера создать свой “Портрет сентиментальной
барышни”.