Автор: Галяутдинова Наталья Борисовна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МОУ "СОШ п. имени К. Маркса"
Населённый пункт: Саратовской области, Энгельсского района
Наименование материала: Открытый урок для обучающихся 5 классов
Тема: "Что такое техносфера?"
Раздел: среднее образование
Технологическая карта урока
Дата:_______________________________________________________________________________________________________
Класс:____5 класс______________________________________________________________________________________________
Предмет: _____технология____________________________________________________________________________________
Учитель: ___________________________________________________________________________________________________
Тема: __________Что такое техносфера?_________________________________________________________
Тип урока: Урок «открытия» нового знания
Цель: Формирование представления о техносфере, умения различать объекты природы и техносферы.
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:
Предметные:
Формирование представления о техносфере; формирование умения различать объекты природы и техносферы; формирование
представлений о профессии, связанной с техносферной безопасностью.
Личностные:
Проявление познавательных интересов в области техносферы и сферы природы как среды обитания человека; формирование
ответственного отношения к объектам природы и техносферы.
Метапредметные:
Аргументированно защищать в устной форме результаты своей деятельности; согласовывать и координировать совместную
познавательную деятельность с другими участниками, выявлять допущенные ошибки; формирование умения осуществлять
мыслительную операцию анализа на материале урока.
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, парная.
Необходимое техническое оборудование: учебник, информационный и раздаточный материал, компьютер, мультимедийное
оборудование, листы для самооценки.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Техническое
оборудование,
ЭОР
Универсальные
учебные действия
1.Этап мотивации
(самоопределения)
к учебной
деятельности.
- Я рада встречи с вами. Желаю всем
удачи!
-
Предлагаю
вашему
вниманию
два
ролика
- Что вы увидели в первом ролике?
- Что во втором?
- Какие объекты созданы природой, а
какие человеком?
- Есть ли вас предположение, о чем мы
сегодня на уроке будем говорить?
- Каким понятием можно назвать всё, что
вы увидели в первом ролике?
Приветствуют
учителя
Просматривают
ролики
Отвечают
на
вопросы
Делают
предположения
Слайд 1
Ролик 1
(о техносфере)
Слайд 2
Ролик 2
(природные
объекты)
Слайд3
Личностные:
самоопределение
Регулятивные:
целеполагание
Коммуникативны
е: планирование
учебного
сотрудничества с
учителем и
сверстникам
2.Этап
актуализации
и
пробного учебного
действия.
- Чтобы определить главное понятие
нашего урока, предлагаю отгадать
кроссворд из загадок.
- Мир, в котором есть искусственные
технические объекты, изготавливаемые и
используемые человеком, называют
техносферой.
Отгадывают
загадки. В итоге
получается
ключевое слово
«ТЕХНОСФЕРА»
Слайд 4
(Вопросы и
ответы
появляются
при нажатии
на номер
вопроса)
Слайд5
Коммуникативны
е: планирование
учебного
сотрудничества с
учителем и
сверстниками
Познавательные:
самостоятельное
выделение и
формулирование
познавательной
цели.
3.Этап выявления
места и причины
затруднения.
- Скажите, почему тогда в первом ролике
присутствовали домашние животные,
парки, огороды?
- Да, ребята, частью техносферы являются
также выведенные и выращенные людьми
объекты живой природы: домашние
животные, культурные растения
Делают
предположения
Слайд 6
Регулятивные:
целеполагание,
прогнозирование;
Познавательные:
самостоятельное
выделение и
формулирование
познавательной
цели
Логические –
формулирование
проблемы.
4.Этап построения
проекта выхода из
затруднения.
Дает понятие «ТЕХНОФЕРЫ»
Поэтому,
Техносфера – это часть природной
среды, преобразованная, приспособленная
людьми.
Она возникла в результате их
деятельности для удовлетворения своих
потребностей
- Скажите, бывают ли случаи, что
деятельность человека приносит вред
природным объектам?
Приведите примеры.
Усваивают новое
понятие
Приводят
примеры
Слайд 7
Слайд 8
Предметные:
Формирование
представления о
техносфере;
Коммуник-е:
планирование
учебного
сотрудничества с
учителем и
сверстниками
5.Этап реализации
построенного
проекта.
- Предлагаю вашему вниманию фильм
«Интересные факты о техносфере»
- Какой можно сделать вывод по
просмотренному фильму? Как можно
избежать пожаров, наводнений?
Просматривают
фильм
Отвечают на
Слайд 9
Фильм
«Интересные
факты о
техносфере»
Предметные:
формирование
представлений о
профессии,
связанной с
- Как вы считаете, необходимо ли
специально готовить таких людей,
которые будут помогать справляться с
тем, что происходит сейчас на нашей
Планете?
- Конечно, есть специальность
«Техносферная безопасность». Это
различные специалисты в области охраны
труда, и готовят таких людей в
технических ВУЗах.
вопросы, делают
предположения
Слайд 10
техносферной
безопасностью.
Познават-е:
решение проблемы,
анализ, умение
структурировать
знания
Личностные
планирование
учебной
деятельности
6.Этап первичного
закрепления
с
проговариванием
во внешней речи
Организует групповую работу
- Предлагаю вам в группах поработать с
карточкой и озвучить, что у вас
получилось
(приложение ЗАДАНИЕ ДЛЯ ГРУПП№1)
Решают в группах
задание и
выступают с
защитой
Слайд 11
Предметные:
формирование
умения различать
объекты природы и
техносферы
Коммуник-е:
планирование
учебного
сотрудничества с
учителем и
сверстниками
Регулятивные
выделение и
осознание того, что
усвоено, что ещё
подлежит усвоению
Познават-е:
решение проблемы,
анализ, умение
структурировать
знания
Личностные
планирование
учебной
деятельности
7.Этап
самостоятельной
работы
с
самопроверкой по
эталону
Организует работу в парах
Организует самопроверку учащимися
своих решений по эталону;
создает (по возможности) ситуацию
успеха для каждого ребенка;
для учащихся, допустивших ошибки,
предоставляет возможность выявления
причин ошибок и их исправления
(приложение ЗАДАНИЕ №2)
Работая
в
парах,
соотносят
объекты
техносферы
и
природные
объекты
Ответы
сверяют
с
эталоном на слайде.
Выполнять
самопроверку по
эталону
Выявить причины
ошибок и их
исправление
Слайд 12
Слайд 13
Предметные:
формирование
умения различать
объекты природы и
техносферы
Регулятивные
контроль, оценка
Познават-е:
решение проблемы,
анализ, умение
структурировать
знания
Личностные
планирование
учебной
деятельности
8.Этап включения
в систему знаний и
повторения;
- Предлагаю вам творческое задание на
тему «Техносфера» в тех же группах, как
вы уже работали
- Составить синквейн к этому слову
(объясняет правила)
- Итак, ребята, предлагаю ответить на
вопросы в учебнике на стр. 7 и сделать
вывод
Составляют
синквейн и
зачитывают
-отвечают на
вопросы и делают
вывод
Слайд 14
Слайд 15
Регулятивные
выделение и
осознание того, что
усвоено, что ещё
подлежит усвоению
Коммуникативны
е: умение с
достаточной
полнотой и
точностью
выражать свои
мысли
9. Рефлексия
учебной
деятельности.
- Предлагаю вам оценить наш урок и
свою деятельность на уроке. Поставьте
«+» в той ячейке, которая соответствует
вашему состоянию.
-Предлагаю желающим озвучить, что у
вас получилось?
(можно спросить, «почему так
ответили?»)
(приложение с карточкой по рефлексии)
Спасибо за урок!
Осуществляет
самооценку
собственной
учебной
деятельности.
Зачитывают
Слайд 16
Регулятивные:
планирование,
контроль, оценка,
коррекция,
выделение и
осознание того, что
усвоено, что ещё
подлежит усвоению
Познавательные:
умение
структурировать
знания
Личностные:
смыслообразование