Автор: Любимова Лидия Сергеевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБУ КО ПОО "Педагогический колледж"
Населённый пункт: город Черняховск, Калининградская область
Наименование материала: Методическая разработка к уроку по литературе Повесть В.Распутина «Прощание с Матерой»
Тема: Тема «Матера – российская Атлантида?»
Раздел: среднее профессиональное
Урок по литературе
Повесть В.Распутина «Прощание с
Матерой» по теме «Матера –
российская Атлантида?»
Преподаватель Любимова Л.С.
Определить основную идею повести «Прощание с
матерой»;
Связать представление о теме и идее произведения с
общественной потребностью осознания
происходящих в стране и мире перемен,
определяемых научно-техническим прогрессом;
Охарактеризовать отношение к затоплению Матеры
представителями трех поколений семьи Пинигиных
(Дарья, Павел, Андрей);
Выразить свое понимание значения образов-символов
в повести (Листвень, Хозяин, Матера).
Цели урока:
Четыре подпорки есть у человека в жизни:
Дом с семьей, работа, люди, с кем вместе
править праздники и будни, и земля,
на которой стоит твой дом.
(В.Г.Распутин)
Эпиграф
-Газета «Рыбинская правда» за 29 апреля пишет:
«Заполнение Рыбинского моря, начатое 14 апреля,
продолжается. Вчера к 11 часам утра напор воды у
переборской плотины достиг 12 метров. А в это время на
другом конце, на самом краешке его чаши,
четвероклассник Коля Иванов ещё бегал в школу по
щиколотку в воде. Надо бы успеть сдать экзамены, и дед
с бабушкой остались в деревне Марьино, где уже
началось затопление.».
И ещё один документ: «Трудящиеся Ярославской
области под руководством областной партийной
организации проделали большую работу по переносу
строений, переселению из зоны затоплений
17 137 хозяйств и 493 населённых пункта,
по отчистке ложа водохранилища площадью 4 817
км.кв.…».
Человеческая память
прежде всего связана
с местом, где родился,
где вырос, откуда ушёл
в жизнь. И несуразной
кажется мысль о том,
что это всё может
исчезнуть
ВСЁ...
Каждому поколению кажется, что оно делает что-то
невиданное.
Может быть, и правда не о чём жалеть, может
быть, действительно правильное решение было
принято, может, не придётся стыдится за свои
поступки перед будущим? Может, человек больше
обрёл, чем потерял?
1.
Почему, на ваш взгляд, В.Распутин написал повесть «Прощание с
Матерой»? Как связано это произведение с реальной жизнью в Сибири?
2.
Как описываются в повести остров Матера и его жители? Кто более
запомнился и почему? Дайте характеристику членам семьи Пинигиных,
подругам Дарьи, Богодулу, Петрухе и другим жителям Матеры.
3.
Кому противостоят жители Матеры в своем стремлении достойно
проститься с родиной? Охарактеризуйте действия и образ жизни
«пожогщиков» и «обсевков». Каково отношение к ним автора?
4.
Прочитайте фрагменты текста, в которых говориться о подготовке Дарьей
своей избы к уничтожению. Каковы мотивы поведения Дарьи? Чье
поведение по отношению к родному дому противопоставляется поведению
Дарьи? Как оценивает автор разные типы отношения к дому? В чем это
проявляется?
5.
Как вы понимаете финал произведения? Как в финале выявляется
авторская позиция по отношению к изображаемому?
6.
Сформулируйте свое понимание идеи повести.
Вопросы для обсуждения:
Город Молога, затопленный при создании
Рыбинского водохранилища
Колокольня г. Калязина
Да, нужны нововведения, но всё это надо
делать по-хозяйски, чтобы потом не
захотелось «носом тыкать» в содеянное; с
душой, думая о человеке, считаться с ним,
чтобы мужика, с детства приученного к
земле, уважающего крестьянский труд,
переселяя в дома-коробки, не потерять,
чтобы труд для него не перестал быть
радостью, чтоб не жить в тоске по
малиновому звону…
Итоги урока
Заканчиваем урок высказыванием В.
Распутина:
«Я верю, что наступит такое время, и оно
уже не за горами, когда люди вынуждены
будут согласиться, что безоглядный и
безудержный технический прогресс не
служит человеку, и что он не есть
прогресс.»