Напоминание

"Интеграция предметов гуманитарного и профессионального циклов как средство повышения качества подготовки и формирования компетенций будущих медицинских специалистов"


Автор: Симоненко Альбина Мухаметсафаевна
Должность: Преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: КГБПОУ "Норильский медицинский техникум"
Населённый пункт: Красноярский край, г. Норильск
Наименование материала: Статья
Тема: "Интеграция предметов гуманитарного и профессионального циклов как средство повышения качества подготовки и формирования компетенций будущих медицинских специалистов"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Симоненко Альбина Сафиевна, преподаватель

КГБПОУ «Норильский медицинский техникум»

ИНТЕГРАЦИЯ ПРЕДМЕТОВ ГУМАНИТАРНОГО И

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛОВ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ

КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ И ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ

БУДУЩИХ МЕДИЦИНСКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

В основе учебно-воспитательной работы в Норильском медицинском техникуме

лежит компетентностный подход, согласно которому приоритетной целью образования

является формирование профессиональных и общекультурных компетенций будущего

специалиста в условиях реформирования образования и практического здравоохранения.

Приоритетными направлениями в образовании являются: личностно-ориентированный

подход к обучению, проблемное и развивающее обучение в условиях создания

здоровьесберегающего

пространства

при

изучении

гуманитарных

дисциплин.

Гуманитарные дисциплины представляют собой целую систему наук, посвящённых

человеку и его окружающей среде, а также внутренней природе. Ещё со школы важно

дать ученику знание о том, как важно быть частью этого мира, этого общества, в котором

он живёт. Ведь молодёжь должна осознать своё предназначение в этом мире, и чем

раньше это произойдёт,

тем лучше.

Особенно важным считается преподавание

гуманитарных дисциплин - людям, переходящим во взрослую жизнь и стоящим на

распутье перед большим выбором дела всей жизни. Психология, философия, социология,

история, культура речи, а также литература, которую я преподаю – лучшие и важные

друзья студенту в его решениях.

Литература, казалось бы, предмет простой, понятный, однозначный о человеке и о

его роли в жизни. Предмет считается важным, но лёгким и доступным. Однако всё

зависит от качества методики преподавания данного предмета. Моя задача, как педагога, в

данном случае – раскрыть человека во всей своей красе перед студентами, показать, каким

он должен быть (совершать добро, работать в коллективе, быть честным, милосердным и

толерантным, уважать старших и т.д.). Также, необходимо показать, какое оно –

современное общество, как ему можно противостоять, как можно в нём уживаться не во

вред

другим

людям.

Современный

урок

литературы

это,

безусловно,

урок

человекоформирующий. Быть медицинским работником — значит быть в высшей степени

нравственным человеком. Доброе отношение к людям, терпение, сочувствие, сострадание

-

какая

еще

профессия

требует

таких

душевных

затрат!

Читая

и

анализируя

художественные

произведения,

мы

расставляем

главные

акценты

на

вопросах

нравственных. «Хочу, чтоб каждый из людей был Человеком!». Эти слова М. Горького,

пожалуй, могли бы стать своеобразным руководством к действию для преподавателя

литературы. Трудно быть честным, искренним, открытым. Разве не об этом писал А. Н.

Островский? А «ненасытимое сострадание» героев Ф М. Достоевского, умение забыть

себя, любить ближнего, делать настоящее бескорыстное добро, «существующее вне цепи

причин и следствий». Не менее значительны и уроки Л. Н. Толстого. Честь, достоинство,

верность, порядочность-все это свойственно лучшим героям писателя.

Итак, изучение художественных произведений должно стать своеобразным

ориентиром для учащихся. Каким быть? Как жить? К чему стремиться? Чем дорожить?

Эти и многие другие вопросы постоянно возникают на учебном занятии. Особое внимание

уделяется произведениям, в которых встречается образ врача, человека, посвятившего

себя медицине. Конечно, это рассказы А.П. Чехова, его Дымов, Старцев, Рагин [4, 78] Как

важно быть верным делу, «которому ты служишь, не изменять, не пасовать перед

трудностями, не перестать любить людей, не щадить себя, не допускать ошибок, не быть

равнодушным к пациентам. Об этом же «Записки врача» В. В. Вересаева, «Записки юного

врача» М. А. Булгакова. А как не вспомнить замечательное произведение В. Аксенова

«Коллеги», герои которого от жизненных испытаний становятся только сильнее. Три

друга, три студента-медика вот-вот начнут серьезные операции: им придется отказаться от

своих иллюзий и узнать жестокую правду жизни. Нас интересуют не только образы

литературных героев, но и судьбы авторов этих книг. Ведь они были хорошими,

настоящими врачами. Так уже на первом курсе мы готовим наших учащихся к будущей

практической деятельности, ведь очень скоро проблемы этики и деонтологии в медицине

будут изучаться на занятиях по -литература и медицина взаимопроникают друг в друга.

2

Предметы «Русский язык и культура речи» и «Сестринское дело» также близки и

взаимосвязаны. Поэтому, наверное, и возникла идея проведения интегрированного урока

«Стили речи в сестринском деле». Это итоговый урок, где учащиеся демонстрируют

знания навыки по обоим предметам.

Разговорный стиль связан, прежде всего, с соблюдением речевого этикета, который

определяет

степень

профессиональной

пригодности

человека.

Готовясь

к

этому

открытому практическому занятию, учащиеся должны были написать диалог «медсестра-

пациент» и разыграть эту встречу, одновременно осуществляя одну из медицинских

манипуляций

(введение

лекарственных

препаратов

в/в

капельно,

в/в

струйно,

измерение/д.). В итоге - преподаватель русского языка оценивает соблюдение норм

речевого

этикета,

а

преподаватель

сестринского

дела

правильность

проведения

манипуляций.

Научный стиль также находит свое применение в медицине (учебники, научные

статьи, аннотации к лекарственным препаратам). На занятии прочитываются несколько

аннотаций и доказывается, что данный стиль научный. Аннотация помогает медсестре

объяснить пациенту, как надо применять данное лекарственное вещество, но есть и другие

правила

закапывание

глазных

капель,

техника

накладывания

мазевой

повязки,

применение

спиртовых настоек. Все это демонстрируют студенты.

Основная цель публицистического стиля-воздействие на слушателя. Медсестра

должна уметь убедить пациента отказаться от вредных привычек, помочь понять тяжелые

последствия неправильного поведения, легкомысленного отношения к своему здоровью.

К открытому уроку студенты выпускают санитарные бюллетени о профилактике

туберкулеза, СПИДа, вреде курения, о недопустимости абортов. Учащиеся показывают

санитарные бюллетени и коротко излагают их содержание.

Официально-деловой стиль речи связан с правильным оформлением документов.

Студенты называют функции документа и отличительные признаки стиля: лаконизм,

достаточность информации, ясность, недвусмысленность языка, широкое употребление

языковых формул, а также определенность структуры документа. Все это имеет

непосредственное отношение к медицинской документации. Учащиеся демонстрируют

правильность заполнения направлений: кровь на ВИЧ, кровь на группу и резус-

принадлежность, в баклабораторию и т. д. Называя особенности художественного стиля,

мы вспоминаем уже известные нам книги А. П. Чехова, В. В. Вересаева, М. А. Булгакова,

В. Аксенова.

Сейчас, обучаясь на втором курсе, учащиеся со знанием дела говорят о задачах

медицины. Вновь прочитываются любимые страницы. Воспринимаются они по-новому,

серьезнее, осмысленнее. Звучат и шуточные стихи А. Розенбаума о проблемах в

современной медицине. Подобные интегрированные уроки помогают научить обобщать

полученные знания, позволяют применять личностно-ориентированные с технологии,

развивающие творческие способности учащихся, убеждают студентов в необходимости

овладения всем объемом предлагаемой учебной программой информацией[3,12]

3

Список использованной литературы

1. Вересаев В.В. Записки врача//Вересаев В.В. Собр. соч. в 5т, т.1,М:Правда,1961, с.253-

256.

2. Момот Т. Г. Основы общей педагогики: метод. рекомендации / Т. Г. Момот, Е. Ю.

Шарайкина, С. И. Степанова. Красноярск: Красноярский медицинский техникум, 2010. С.

10–19

3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред.

Е. С. Полат. – М., 2006.

4. Образ врача в художественной литературе: рекомендуемый библиографический

указатель. Сост. О. А. Авраменко. Ставрополь, 2012.

5. Формирование профессиональной компетентности студентов в образовательной среде

колледжа: монография / под ред. Г.Н. Левашовой. – Орск: Издательство ОГТИ, 2007.

4



В раздел образования