Автор: Левченко Ирина Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №9
Населённый пункт: город Наро-Фоминск, Московская область
Наименование материала: конспект открытого занятия по развитию речи
Тема: "Путешествие в прошлое"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №9
Конспект открытого занятия по развитию речи
в подготовительной к школе группе
«Путешествие в прошлое»
Подготовила: воспитатель Левченко И.Л.
г. Наро-Фоминск 2019г.
Программное содержание:
Цель: Дать представление о первобытном человеке. О быте и занятиях древних людей.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить детей с внешним обликом и бытом первобытного человека;
- расширить словарный запас, введение новых слов;
- совершенствовать умение отвечать на вопросы полным ответом
Развивающие;
- развитие связной речи;
- развитие воображения, фантазии, творческого мышления;
Воспитывающие;
- воспитание уважения к предкам;
- воспитание интереса к истории.
Продолжительность: 30 минут.
Участники: Воспитатель и дети.
Возраст обучающихся: 6-7 лет.
Оборудование и материалы: презентация, буквы, мяч, иллюстрации жизни и быта
древних людей, макет пещеры:
Предварительная работа.
1. Рассматривание иллюстраций, чтение энциклопедий о жизни первобытного
человека.
2. Знакомство с животными (мамонт, саблезубый тигр, пещерный медведь),
обитавшими в древние времена.
3. Просмотр мультфильмов:
- "Всемирная история. Древний человек"
- "Кот, который гулял сам по себе"
Ход занятия
1. Организационная часть.
Дело было на рассвете...
В группе нашей были дети.
Кто на стульчике сидел,
Кто на улицу глядел…
Ваня пел,
Кирилл молчал,
Ярослав ногой качал.
И тут сказал ребятам Женя
- Скучно, скучно так сидеть
И на улицу глядеть.
Ведь гораздо интересней побывать в другом нам месте.
- Ребята, где бы вы хотели сейчас оказаться в прошлом или будущем?
(Ответы детей.)
- Ребята, как можно назвать время, в котором мы с вами живем? (Настоящее)
- А как будет называться время, которое будет? (будущее)
- А как будет называться время о прошедших событиях? (Прошлое)
- Ребята, а возможно человеку оказаться в прошлом? (нет)
-Почему вы так думаете? (Время движется в одну сторону, назад его повернуть
нельзя).
- Давайте пофантазируем, что нам может помочь вернуться в прошлое? (машина
времени) слайд
- А отправимся мы с вами в далекое-далекое прошлое на несколько веков назад. Нас с
вами ждут удивительные приключения.
- Чтобы включить нашу машину времени, нам нужно знать код. Кодом будет слово,
разгадав которое мы узнаем, кто нас встретит в прошлом.
1 буква в этом слове будет та, какой звук слышится на первом месте в слове ЧАСЫ
2 буква будет та, какой звук слышится после звука Р в слове ВРЕМЯ.
3 буква та, которая слышится после звука М в слове ЗЕМЛЯ.
4 буква- это тот звук, который стоит на последнем месте в слове ЛИЦО.
5 буква та, какой звук стоит на первом месте в слове ВОЗРАСТ.
6 буква та, какой звук слышится после звука В в слове ВЕК.
7 буква в этом слове та, какой звук стоит вторым в слове СКЕЛЕТ.
- Какое слово у нас получилось? ЧЕЛОВЕК.
- Значит, нас встретит в прошлом – ЧЕЛОВЕК, но это будут наши предки, первые
люди.
- Пора запускать Машину в ход. Занимайте места, закрывайте глаза и представьте, что
наша машина отправляется в путь. (ЗВУЧИТ МУЗЫКА)
На машине мы летим, Обо всем узнать хотим.
2. Основная часть
Рассказ воспитателя.
- Давным-давно это было. На нашей зеленой и цветущей планете, где уже жили разные
животные и птицы, появился человек. Откуда он появился? Произошел ли от обезьян,
прилетел ли из космоса – мы не знаем. Но он все-таки появился.
- Мы с вами оказались на опушке густого, непроходимого леса. Рядом с нами заросли
сладкого тростника. Вдруг из леса выходит странное существо. Посмотрите на него.
- Кто это? Слайд 1
- Вот такой, наш далекий предок, первобытный человек. Какими физическими
качествами, по-вашему, обладал он человек? Рассмотрите, какое тело у него.
Дети: Сильный, смелый, ловкий и т.д.
Воспитатель: Верно, он был быстр, ловок и сообразителен. А для чего древнему
человеку надо было быть таким сильным, смелым, ловким?
Дети: Охотиться, убегать от хищников и т.п.
Воспитатель: Посмотрите, во что был одет древний человек? Слайд 2
- А почему у него такая необычная одежда?
Тогда не было современной одежды, потому что не было ни фабрик, ни заводов и
человеку приходилось всё делать своими руками.
- А кто догадался, зачем ему шкура?
Как спасался первобытный человек от холода, мы догадались.
- Может быть, вы сможете догадаться, что ещё нужно было человеку, чтобы выжить?
Конечно, ему нужна была вода, еда и жилище. Попить он мог из речки или ручейка.
- Что же он ел?
Первобытные люди собирали в лесу корешки растений, семена, разные грибы и ягоды,
охотился на диких животных.
- А теперь предлагаю вам побывать в роли охотников.
Физминутка
(Дети выполняют движения в соответствии со словами текста.)
Мы шагаем по тропе
И несем копьё в руке.
Остановка. А теперь
Поглядим, где же зверь?
Может он вверху над нами?
Может где-то за кустами?
Притаимся, отдохнем,
Вновь охотиться пойдем
Воспитатель. - В те далёкие времена на земле водились мамонты (слайд 3)
На какого зверя похож мамонт?
- А чем мамонт отличается от слона?
- А ещё водились тогда саблезубые тигры с огромными и острыми, как сабли клыками
(слайд 4) и огромные пещерные медведи (слайд 5). Охотились на них мужчины
большими группами. Как вы думаете, почему охотились сообща? Добыть столь
крупное животное в одиночку невозможно. Мужчины ходили на охоту, а древние
женщины готовили еду на огне.
- Итак, Человек жил не один, а среди других людей. Что нужно людям, чтобы
понимать друг - друга? Как они общались? Собрался один на охоту, как позвать
других?
(Рассуждение детей.)
- Можно позвать жестами. Как? (дети изображают) А можно голосом. (Дети
показывают.)
Ребята, мне кажется, кто-то нас услышал и идет к нам. Музыка. Появляется древний
человек (женщина)
Ребята, кто это?
Как тебя зовут?
А давайте придумаем ей имя
Предложения детей
Тебя будут звать Ная, согласна?
- Сначала они общались с помощью звуков, но это было очень неудобно и тогда они
придумали свой язык, то есть разные слова. Так возник язык, возникла речь. Дети, на
каком языке мы с вами говорим? Как и всякая другая, наша речь состоит из … чего?
Из предложений. А из чего состоят предложения? Из слов. А слова состоят? Из
слогов. А из чего же состоят слоги? Из звуков.
– Современные люди умеют говорить. Значит ли это, что язык жестов им уже не
нужен? Нет, язык жестов сохранился и в наше время. Иногда он нам помогает, делает
наше общение более выразительным.
- Давайте выясним, как мы с вами владеем языком жестов.
Как принято приветствовать друг друга? (Протягивать руку. Махать рукой.)
Предупреждать, что чего-то делать нельзя? (Грозить пальцем.)
Как одним знаком установить тишину? (Приложить палец к губам и сомкнуть их.)
Показать, что правильно понимаем друг друга? (Кивнуть головой.)
Однако нужно помнить: привычка размахивать руками, наскакивать на собеседника,
толкать его, хватать за одежду во время разговора – это признак невоспитанности,
неумения вести себя в обществе.
Воспитатель: Давайте покажем, как мы владеем речью. И возможно научим Наю
разговаривать.
Проводится игра: «Полслова за вами».
- Встаньте в круг. Я буду стоять в центре с мячом. Внимательно слушайте меня. Я
произношу начало слова, бросая мяч кому-нибудь из вас. Тот, кто ловит мяч, должен
это слово закончить. (Например: ло-шадь, ло-пата, иг-ра, по-ле, зи-ма, вес-на, ко-мар,
ко-за, тет-радь и т. д.)
«Игра с мячом»
- Я бросаю мяч, называю слово, а вы называете слово с противоположным значением.
Умный - … сухой - … печаль - … быстро - …
Сладкий - … плохой - … утро - … большой - …
Светло - … смелый - … ночь - … тихо - …
День - … молодой - … весело - … начало - …
Жадный - … сытый - … больной - … старый - …
Сильный - … жарко - … чёрствый - … и др.
В. - Как согревались древние люди? (добывали огонь) Огонь обогревал, оберегал от
диких зверей, помогал готовить еду.
- Ребята, может кто-нибудь знает, как древним людям удалось добыть огонь?
Прошло много веков, прежде чем человек овладел этим искусством. Обрабатывая
дерево, люди заметили, что если сильно-сильно тереть одну сухую палочку о другую,
палочка нагревается и тлеет. На ней можно раздуть пламя. Вот так человек овладел
огнём и научился его добывать. Попробуем и мы вместе с нашей гостьей.
Физкультминутка
Чтобы нам добыть огонь,
Трём ладонью о ладонь.
Вдруг ладошка заискрится
И бумажка загорится.
Два хлопка над головой.
Два хлопка перед собой.
Две руки за спину спрячем
И на двух ногах поскачем.
Влево, вправо наклонись
И тихонечко садись.
А теперь, давайте попрощаемся с нашей гостьей и отправим ее в свою пещеру
готовить еду на костре. Я думаю, что мужчины из племени Наи уже вернулись с охоты
с добычей. Древний человек уходит.
- Как вы думаете, где, в чем жили первобытные люди? Почему люди искали пещеры, а
не оставались спать на земле? Давайте посмотрим, где же чаще всего селились наши
предки. Там, где были горы, люди, жили в пещерах. Где гор не было, строили себе
хижины из костей и шкур животных. Из каких еще материалов можно строить дома?
(Из кирпича, блоков, камня, стекла и т.д.)
— Как называется дом, построенный из дерева? (Деревянный.)
— Из кирпича?
— Из блоков?
— Из панелей?
— Из камня?
— Из бумаги?
— Из стекла?
— Из песка?
— Из глины?
Воспитатель. - Ребята древние люди общались звуками, жестами и еще с помощью
рисунков.
- На чем же рисовали первобытные люди?
Ответы детей. (на камне, скале, на стенах пещер.)
слайд с наскальными рисунками древних людей.
Воспитатель. – Древние люди, которые когда-то жили в пещерах, были и первыми
художниками. На стенах пещер они рисовали каменным углем разных животных –
лошадей, быков, оленей, птиц, рыб. А еще – человеческие фигурки, сцены охоты, и
другие событие из жизни своего племени.
Воспитатель. Я предлагаю вам превратиться в древних людей и самим создать
«наскальные картины»
Проходите за столы.
Пальчиковая гимнастика.
Замок
На двери висит замок —
Кто его открыть бы смог? (быстрое соединение пальцев в замок)
Потянули… (тянем кисти в стороны)
Покрутили… (волнообразные движения)
Постучали… (пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями)
И открыли! (пальцы расцепились)
Приступайте к работе.
- Давайте узнаем, что изобразили ребята на своих картинах
(заслушиваем рассказ 3-4 детей).
3. Заключительная часть
- Мы с вами познакомились с первыми людьми, живущими на Земле. Поэтому время,
в котором они жили, называют ПЕРВОБЫТНЫМ, а люди первобытными.
- На сегодня наше первобытное приключение заканчивается. Закрывайте глаза, наша
машина времени отправляется назад в наше время. И мы снова окажемся мальчиками
и девочками, живущими в нашем мире.
Итак, как назывались люди, в которых мы с вами превращались (ПЕРВОБЫТНЫЕ)
- Во что они одевались?
- Что ели?
- На кого охотились?
- А где жили?
- Как добывали огонь?
- Хотели бы вы пожить в те времена?
- Понравилось ли вам наше путешествие?
- Что больше всего запомнилось?
В следующий раз мы обязательно посетим людей прошлого и узнаем, чему же они
еще научились.