Напоминание

"Путешествие в прошлое"


Автор: Левченко Ирина Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №9
Населённый пункт: город Наро-Фоминск, Московская область
Наименование материала: конспект открытого занятия по развитию речи
Тема: "Путешествие в прошлое"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №9

Конспект открытого занятия по развитию речи

в подготовительной к школе группе

«Путешествие в прошлое»

Подготовила: воспитатель Левченко И.Л.

г. Наро-Фоминск 2019г.

Программное содержание:

Цель: Дать представление о первобытном человеке. О быте и занятиях древних людей.

Задачи:

Обучающие:

- познакомить детей с внешним обликом и бытом первобытного человека;

- расширить словарный запас, введение новых слов;

- совершенствовать умение отвечать на вопросы полным ответом

Развивающие;

- развитие связной речи;

- развитие воображения, фантазии, творческого мышления;

Воспитывающие;

- воспитание уважения к предкам;

- воспитание интереса к истории.

Продолжительность: 30 минут.

Участники: Воспитатель и дети.

Возраст обучающихся: 6-7 лет.

Оборудование и материалы: презентация, буквы, мяч, иллюстрации жизни и быта

древних людей, макет пещеры:

Предварительная работа.

1. Рассматривание иллюстраций, чтение энциклопедий о жизни первобытного

человека.

2. Знакомство с животными (мамонт, саблезубый тигр, пещерный медведь),

обитавшими в древние времена.

3. Просмотр мультфильмов:

- "Всемирная история. Древний человек"

- "Кот, который гулял сам по себе"

Ход занятия

1. Организационная часть.

Дело было на рассвете...

В группе нашей были дети.

Кто на стульчике сидел,

Кто на улицу глядел…

Ваня пел,

Кирилл молчал,

Ярослав ногой качал.

И тут сказал ребятам Женя

- Скучно, скучно так сидеть

И на улицу глядеть.

Ведь гораздо интересней побывать в другом нам месте.

- Ребята, где бы вы хотели сейчас оказаться в прошлом или будущем?

(Ответы детей.)

- Ребята, как можно назвать время, в котором мы с вами живем? (Настоящее)

- А как будет называться время, которое будет? (будущее)

- А как будет называться время о прошедших событиях? (Прошлое)

- Ребята, а возможно человеку оказаться в прошлом? (нет)

-Почему вы так думаете? (Время движется в одну сторону, назад его повернуть

нельзя).

- Давайте пофантазируем, что нам может помочь вернуться в прошлое? (машина

времени) слайд

- А отправимся мы с вами в далекое-далекое прошлое на несколько веков назад. Нас с

вами ждут удивительные приключения.

- Чтобы включить нашу машину времени, нам нужно знать код. Кодом будет слово,

разгадав которое мы узнаем, кто нас встретит в прошлом.

1 буква в этом слове будет та, какой звук слышится на первом месте в слове ЧАСЫ

2 буква будет та, какой звук слышится после звука Р в слове ВРЕМЯ.

3 буква та, которая слышится после звука М в слове ЗЕМЛЯ.

4 буква- это тот звук, который стоит на последнем месте в слове ЛИЦО.

5 буква та, какой звук стоит на первом месте в слове ВОЗРАСТ.

6 буква та, какой звук слышится после звука В в слове ВЕК.

7 буква в этом слове та, какой звук стоит вторым в слове СКЕЛЕТ.

- Какое слово у нас получилось? ЧЕЛОВЕК.

- Значит, нас встретит в прошлом – ЧЕЛОВЕК, но это будут наши предки, первые

люди.

- Пора запускать Машину в ход. Занимайте места, закрывайте глаза и представьте, что

наша машина отправляется в путь. (ЗВУЧИТ МУЗЫКА)

На машине мы летим, Обо всем узнать хотим.

2. Основная часть

Рассказ воспитателя.

- Давным-давно это было. На нашей зеленой и цветущей планете, где уже жили разные

животные и птицы, появился человек. Откуда он появился? Произошел ли от обезьян,

прилетел ли из космоса – мы не знаем. Но он все-таки появился.

- Мы с вами оказались на опушке густого, непроходимого леса. Рядом с нами заросли

сладкого тростника. Вдруг из леса выходит странное существо. Посмотрите на него.

- Кто это? Слайд 1

- Вот такой, наш далекий предок, первобытный человек. Какими физическими

качествами, по-вашему, обладал он человек? Рассмотрите, какое тело у него.

Дети: Сильный, смелый, ловкий и т.д.

Воспитатель: Верно, он был быстр, ловок и сообразителен. А для чего древнему

человеку надо было быть таким сильным, смелым, ловким?

Дети: Охотиться, убегать от хищников и т.п.

Воспитатель: Посмотрите, во что был одет древний человек? Слайд 2

- А почему у него такая необычная одежда?

Тогда не было современной одежды, потому что не было ни фабрик, ни заводов и

человеку приходилось всё делать своими руками.

- А кто догадался, зачем ему шкура?

Как спасался первобытный человек от холода, мы догадались.

- Может быть, вы сможете догадаться, что ещё нужно было человеку, чтобы выжить?

Конечно, ему нужна была вода, еда и жилище. Попить он мог из речки или ручейка.

- Что же он ел?

Первобытные люди собирали в лесу корешки растений, семена, разные грибы и ягоды,

охотился на диких животных.

- А теперь предлагаю вам побывать в роли охотников.

Физминутка

(Дети выполняют движения в соответствии со словами текста.)

Мы шагаем по тропе

И несем копьё в руке.

Остановка. А теперь

Поглядим, где же зверь?

Может он вверху над нами?

Может где-то за кустами?

Притаимся, отдохнем,

Вновь охотиться пойдем

Воспитатель. - В те далёкие времена на земле водились мамонты (слайд 3)

На какого зверя похож мамонт?

- А чем мамонт отличается от слона?

- А ещё водились тогда саблезубые тигры с огромными и острыми, как сабли клыками

(слайд 4) и огромные пещерные медведи (слайд 5). Охотились на них мужчины

большими группами. Как вы думаете, почему охотились сообща? Добыть столь

крупное животное в одиночку невозможно. Мужчины ходили на охоту, а древние

женщины готовили еду на огне.

- Итак, Человек жил не один, а среди других людей. Что нужно людям, чтобы

понимать друг - друга? Как они общались? Собрался один на охоту, как позвать

других?

(Рассуждение детей.)

- Можно позвать жестами. Как? (дети изображают) А можно голосом. (Дети

показывают.)

Ребята, мне кажется, кто-то нас услышал и идет к нам. Музыка. Появляется древний

человек (женщина)

Ребята, кто это?

Как тебя зовут?

А давайте придумаем ей имя

Предложения детей

Тебя будут звать Ная, согласна?

- Сначала они общались с помощью звуков, но это было очень неудобно и тогда они

придумали свой язык, то есть разные слова. Так возник язык, возникла речь. Дети, на

каком языке мы с вами говорим? Как и всякая другая, наша речь состоит из … чего?

Из предложений. А из чего состоят предложения? Из слов. А слова состоят? Из

слогов. А из чего же состоят слоги? Из звуков.

– Современные люди умеют говорить. Значит ли это, что язык жестов им уже не

нужен? Нет, язык жестов сохранился и в наше время. Иногда он нам помогает, делает

наше общение более выразительным.

- Давайте выясним, как мы с вами владеем языком жестов.

Как принято приветствовать друг друга? (Протягивать руку. Махать рукой.)

Предупреждать, что чего-то делать нельзя? (Грозить пальцем.)

Как одним знаком установить тишину? (Приложить палец к губам и сомкнуть их.)

Показать, что правильно понимаем друг друга? (Кивнуть головой.)

Однако нужно помнить: привычка размахивать руками, наскакивать на собеседника,

толкать его, хватать за одежду во время разговора – это признак невоспитанности,

неумения вести себя в обществе.

Воспитатель: Давайте покажем, как мы владеем речью. И возможно научим Наю

разговаривать.

Проводится игра: «Полслова за вами».

- Встаньте в круг. Я буду стоять в центре с мячом. Внимательно слушайте меня. Я

произношу начало слова, бросая мяч кому-нибудь из вас. Тот, кто ловит мяч, должен

это слово закончить. (Например: ло-шадь, ло-пата, иг-ра, по-ле, зи-ма, вес-на, ко-мар,

ко-за, тет-радь и т. д.)

«Игра с мячом»

- Я бросаю мяч, называю слово, а вы называете слово с противоположным значением.

Умный - … сухой - … печаль - … быстро - …

Сладкий - … плохой - … утро - … большой - …

Светло - … смелый - … ночь - … тихо - …

День - … молодой - … весело - … начало - …

Жадный - … сытый - … больной - … старый - …

Сильный - … жарко - … чёрствый - … и др.

В. - Как согревались древние люди? (добывали огонь) Огонь обогревал, оберегал от

диких зверей, помогал готовить еду.

- Ребята, может кто-нибудь знает, как древним людям удалось добыть огонь?

Прошло много веков, прежде чем человек овладел этим искусством. Обрабатывая

дерево, люди заметили, что если сильно-сильно тереть одну сухую палочку о другую,

палочка нагревается и тлеет. На ней можно раздуть пламя. Вот так человек овладел

огнём и научился его добывать. Попробуем и мы вместе с нашей гостьей.

Физкультминутка

Чтобы нам добыть огонь,

Трём ладонью о ладонь.

Вдруг ладошка заискрится

И бумажка загорится.

Два хлопка над головой.

Два хлопка перед собой.

Две руки за спину спрячем

И на двух ногах поскачем.

Влево, вправо наклонись

И тихонечко садись.

А теперь, давайте попрощаемся с нашей гостьей и отправим ее в свою пещеру

готовить еду на костре. Я думаю, что мужчины из племени Наи уже вернулись с охоты

с добычей. Древний человек уходит.

- Как вы думаете, где, в чем жили первобытные люди? Почему люди искали пещеры, а

не оставались спать на земле? Давайте посмотрим, где же чаще всего селились наши

предки. Там, где были горы, люди, жили в пещерах. Где гор не было, строили себе

хижины из костей и шкур животных. Из каких еще материалов можно строить дома?

(Из кирпича, блоков, камня, стекла и т.д.)

— Как называется дом, построенный из дерева? (Деревянный.)

— Из кирпича?

— Из блоков?

— Из панелей?

— Из камня?

— Из бумаги?

— Из стекла?

— Из песка?

— Из глины?

Воспитатель. - Ребята древние люди общались звуками, жестами и еще с помощью

рисунков.

- На чем же рисовали первобытные люди?

Ответы детей. (на камне, скале, на стенах пещер.)

слайд с наскальными рисунками древних людей.

Воспитатель. – Древние люди, которые когда-то жили в пещерах, были и первыми

художниками. На стенах пещер они рисовали каменным углем разных животных –

лошадей, быков, оленей, птиц, рыб. А еще – человеческие фигурки, сцены охоты, и

другие событие из жизни своего племени.

Воспитатель. Я предлагаю вам превратиться в древних людей и самим создать

«наскальные картины»

Проходите за столы.

Пальчиковая гимнастика.

Замок

На двери висит замок —

Кто его открыть бы смог? (быстрое соединение пальцев в замок)

Потянули… (тянем кисти в стороны)

Покрутили… (волнообразные движения)

Постучали… (пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями)

И открыли! (пальцы расцепились)

Приступайте к работе.

- Давайте узнаем, что изобразили ребята на своих картинах

(заслушиваем рассказ 3-4 детей).

3. Заключительная часть

- Мы с вами познакомились с первыми людьми, живущими на Земле. Поэтому время,

в котором они жили, называют ПЕРВОБЫТНЫМ, а люди первобытными.

- На сегодня наше первобытное приключение заканчивается. Закрывайте глаза, наша

машина времени отправляется назад в наше время. И мы снова окажемся мальчиками

и девочками, живущими в нашем мире.

Итак, как назывались люди, в которых мы с вами превращались (ПЕРВОБЫТНЫЕ)

- Во что они одевались?

- Что ели?

- На кого охотились?

- А где жили?

- Как добывали огонь?

- Хотели бы вы пожить в те времена?

- Понравилось ли вам наше путешествие?

- Что больше всего запомнилось?

В следующий раз мы обязательно посетим людей прошлого и узнаем, чему же они

еще научились.



В раздел образования