Напоминание

«УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ СРЕДСТВАМИ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ»


Автор: Ануфриева Елена Николаевна
Должность: педагог-библиотекарь
Учебное заведение: СОШ №22
Населённый пункт: поселок Беркакит, город Нерюнгри, Республика Саха(Якутия)
Наименование материала: ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ
Тема: «УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ СРЕДСТВАМИ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ»
Раздел: среднее образование





Назад




ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ «УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

СРЕДСТВАМИ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ»

Школьная

библиотека

рассматривается

в

новом

образовательном

стандарте как важнейший компонент учебного процесса, а также как одно из

условий его реализации. Учебно-методическое и информационное обеспечение

реализации основной образовательной программы должно быть направлено на

обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников

образовательного процесса к любой информации.

Согласно ФГОС, образовательное учреждение должно быть обеспечено

учебниками и (или) учебниками с электронными приложениями, являющимися

их составной частью, учебно-методической литературой и материалами по

всем учебным предметам основной образовательной программы общего

образования. А также образовательное учреждение должно иметь доступ к

печатным

и

электронным

образовательным

ресурсам,

в

том

числе

к

электронным образовательным ресурсам, размещенным в федеральных и

региональных базах данных,

к информационным ресурсам Интернета, к

коллекциям медиа-ресурсов на электронных носителях, к множительной

технике для тиражирования учебных и методических тексто-графических и

аудиовидеоматериалов. Библиотека образовательного учреждения должна быть

укомплектована печатными и электронными образовательными ресурсами по

всем учебным предметам учебного плана, а также иметь фонд дополнительной

литературы, который должен включать детскую художественную и научно-

популярную

литературу,

справочно-библиографические

и

периодические

издания, сопровождающие реализацию основной образовательной программы

общего образования.

Формирование, комплектование библиотечных фондов и обеспечение

учащихся необходимой литературой является одной из главных задач

школьной библиотеки. Фонд библиотеки формируется в соответствии с

образовательными программами и требует постоянного обновления. В начале

учебного года школьным библиотекарем проводится работа по изучению

состава фонда библиотеки. Ведется работа с библиографическими изданиями,

тематическими планами издательств, перечнем учебников, рекомендованных

(допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к

использованию

в

образовательном

процессе.

Совместно

с

учителями-

предметниками составляется заказ на учебники и учебно-методическую

литературу с учетом их требований. Постоянно ведется прием и обработка

поступившей учебной, методической и художественной литературы, списание

устаревшей по содержанию и ветхости литературы.

Наша школа уже третий год ведёт закупки учебной литературы,

соответствующей

Федеральному

государственному

образовательному

стандарту, чем пополняется учебный фонд школьной библиотеки. Так,

учащиеся 1, 2, 3-х и частично 4-х классов обеспечены такими учебниками по

программам «Школа 2100» и «Образовательная система Занкова». В этом

учебном году начата закупка учебников, соответствующих ФГОС, для среднего

звена. Учебный фонд школьной библиотеки для данной категории учащихся

пополнился учебниками по русскому языку – 5, 7 класс, по ОБЖ – 6, 8 класс, по

английскому языку – 5, 6, 7, 8 класс. Также фонд библиотеки пополнился

учебно-методической литературой по новым образовательным стандартам,

которая насчитывает в школьной библиотеке около 40 экземпляров. Это

примерные программы по учебным предметам, программы и методические

конструкторы

по

внеурочной

деятельности,

справочник

классного

руководителя, литература по формированию универсальных учебных действий,

по оценке достижений планируемых результатов, по духовно-нравственному

воспитанию, по развитию исследовательских умений школьников.

Образовательное учреждение, реализующее основную образовательную

программу основного общего образования, должно иметь информационно-

библиотечные центры с рабочими зонами, оборудованными читальными

залами, книгохранилищами, медиатекой. Поэтому перед школой в целом и

перед нашей школьной библиотекой, в частности, возникла задача по

формированию фонда электронными изданиями, который на сегодняшний день

в нашей школьной библиотеке насчитывает около 300 экземпляров. Это

различного вида электронные энциклопедии, тесты и задачники, интерактивные

и методические пособия по учебным предметам, электронные приложения к

некоторым учебникам.

Согласно

стандарту,

фонд

школьной

библиотеки

должен

быть

укомплектован периодическими изданиями, которых в нашей библиотеке

насчитывается 78 экземпляров. Среди них: издания для педагогов по всем

учебным предметам, для администрации школы, а также для учащихся разных

возрастных групп.

В новом стандарте достаточно подробно освещена тема внеурочной

деятельности, что напрямую касается школьных библиотек. К внеурочным

занятиям следует отнести работу школьников в читальном зале библиотеки и

участие в массовых мероприятиях, проводимых школьной библиотекой. Это

обзорные книжные выставки, литературные и тематические викторины,

читательские конференции, устные журналы, работа «Книжкиной больницы»,

работа

школьного

библиотечного

кружка,

игровые

конкурсы

и

др.

мероприятия.

Школьным

библиотекарям

необходимо

активизировать,

согласно

новому стандарту, обучение учащихся использованию различных способов

поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации

информации. Задача библиотекаря – помочь школьникам в самостоятельном

подборе

материала,

научить

ориентироваться

в

различных

источниках

информации, в частности пользоваться энциклопедиями, справочниками, учить

их выбирать из них необходимые знания при подготовке к урокам.

Сегодня, в условиях реализации ФГОС, библиотеки школ становятся

информационно-библиотечными центрами информационной поддержки для

всех

участников

образовательного

процесса.

Социальная

значимость

и

востребованность информационно-библиотечного центра и самой книги сейчас

увеличивается.

Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

определяет

цели,

задачи,

планируемые

результаты,

и

направлен

на

формирование

общей

культуры,

духовно-нравственное,

гражданское,

социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, их

саморазвитие

и

самосовершенствование,

обеспечивающие

социальную

успешность, развитие творческих и физических способностей. Реализация

целей и задач Федерального государственного образовательного стандарта

возможна только при поддержке и продвижении книги и чтения, что сегодня

является актуальным, приоритетным, исторически главным направлением

работы школьной библиотеки.

Список используемой литературы

1.

Григорьев. Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический

конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. –

М.: Просвещение, 2011. – 223с. – (Стандарты второго поколения). –

ISBN 978-5-09-025672-8

2.

Основное

общее

образование:

федеральный

государственный

образовательный стандарт: сборник нормативно-правовых материалов.

– М.:Вентана-Граф, 2013. – 160 с. ISBN 978-5-360-04062-0

3.

Учим успешному чтению. Рекомендации учителю: пособие для

учителей общеобразовательных учреждений / (Т.Г. Галактионова, Е.И.

Казакова, М.И. Гринёва и др.) – М.: Просвещение, 2011. – 88с. –

(Работаем по новым стандартам). – ISBN 978-5-09-021300-4



В раздел образования