Автор: Ануфриева Елена Николаевна
Должность: педагог-библиотекарь
Учебное заведение: СОШ №22
Населённый пункт: поселок Беркакит, город Нерюнгри, Республика Саха(Якутия)
Наименование материала: ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ
Тема: «УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ СРЕДСТВАМИ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ»
Раздел: среднее образование
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ «УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
СРЕДСТВАМИ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ»
Школьная
библиотека
рассматривается
в
новом
образовательном
стандарте как важнейший компонент учебного процесса, а также как одно из
условий его реализации. Учебно-методическое и информационное обеспечение
реализации основной образовательной программы должно быть направлено на
обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников
образовательного процесса к любой информации.
Согласно ФГОС, образовательное учреждение должно быть обеспечено
учебниками и (или) учебниками с электронными приложениями, являющимися
их составной частью, учебно-методической литературой и материалами по
всем учебным предметам основной образовательной программы общего
образования. А также образовательное учреждение должно иметь доступ к
печатным
и
электронным
образовательным
ресурсам,
в
том
числе
к
электронным образовательным ресурсам, размещенным в федеральных и
региональных базах данных,
к информационным ресурсам Интернета, к
коллекциям медиа-ресурсов на электронных носителях, к множительной
технике для тиражирования учебных и методических тексто-графических и
аудиовидеоматериалов. Библиотека образовательного учреждения должна быть
укомплектована печатными и электронными образовательными ресурсами по
всем учебным предметам учебного плана, а также иметь фонд дополнительной
литературы, который должен включать детскую художественную и научно-
популярную
литературу,
справочно-библиографические
и
периодические
издания, сопровождающие реализацию основной образовательной программы
общего образования.
Формирование, комплектование библиотечных фондов и обеспечение
учащихся необходимой литературой является одной из главных задач
школьной библиотеки. Фонд библиотеки формируется в соответствии с
образовательными программами и требует постоянного обновления. В начале
учебного года школьным библиотекарем проводится работа по изучению
состава фонда библиотеки. Ведется работа с библиографическими изданиями,
тематическими планами издательств, перечнем учебников, рекомендованных
(допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к
использованию
в
образовательном
процессе.
Совместно
с
учителями-
предметниками составляется заказ на учебники и учебно-методическую
литературу с учетом их требований. Постоянно ведется прием и обработка
поступившей учебной, методической и художественной литературы, списание
устаревшей по содержанию и ветхости литературы.
Наша школа уже третий год ведёт закупки учебной литературы,
соответствующей
Федеральному
государственному
образовательному
стандарту, чем пополняется учебный фонд школьной библиотеки. Так,
учащиеся 1, 2, 3-х и частично 4-х классов обеспечены такими учебниками по
программам «Школа 2100» и «Образовательная система Занкова». В этом
учебном году начата закупка учебников, соответствующих ФГОС, для среднего
звена. Учебный фонд школьной библиотеки для данной категории учащихся
пополнился учебниками по русскому языку – 5, 7 класс, по ОБЖ – 6, 8 класс, по
английскому языку – 5, 6, 7, 8 класс. Также фонд библиотеки пополнился
учебно-методической литературой по новым образовательным стандартам,
которая насчитывает в школьной библиотеке около 40 экземпляров. Это
примерные программы по учебным предметам, программы и методические
конструкторы
по
внеурочной
деятельности,
справочник
классного
руководителя, литература по формированию универсальных учебных действий,
по оценке достижений планируемых результатов, по духовно-нравственному
воспитанию, по развитию исследовательских умений школьников.
Образовательное учреждение, реализующее основную образовательную
программу основного общего образования, должно иметь информационно-
библиотечные центры с рабочими зонами, оборудованными читальными
залами, книгохранилищами, медиатекой. Поэтому перед школой в целом и
перед нашей школьной библиотекой, в частности, возникла задача по
формированию фонда электронными изданиями, который на сегодняшний день
в нашей школьной библиотеке насчитывает около 300 экземпляров. Это
различного вида электронные энциклопедии, тесты и задачники, интерактивные
и методические пособия по учебным предметам, электронные приложения к
некоторым учебникам.
Согласно
стандарту,
фонд
школьной
библиотеки
должен
быть
укомплектован периодическими изданиями, которых в нашей библиотеке
насчитывается 78 экземпляров. Среди них: издания для педагогов по всем
учебным предметам, для администрации школы, а также для учащихся разных
возрастных групп.
В новом стандарте достаточно подробно освещена тема внеурочной
деятельности, что напрямую касается школьных библиотек. К внеурочным
занятиям следует отнести работу школьников в читальном зале библиотеки и
участие в массовых мероприятиях, проводимых школьной библиотекой. Это
обзорные книжные выставки, литературные и тематические викторины,
читательские конференции, устные журналы, работа «Книжкиной больницы»,
работа
школьного
библиотечного
кружка,
игровые
конкурсы
и
др.
мероприятия.
Школьным
библиотекарям
необходимо
активизировать,
согласно
новому стандарту, обучение учащихся использованию различных способов
поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации
информации. Задача библиотекаря – помочь школьникам в самостоятельном
подборе
материала,
научить
ориентироваться
в
различных
источниках
информации, в частности пользоваться энциклопедиями, справочниками, учить
их выбирать из них необходимые знания при подготовке к урокам.
Сегодня, в условиях реализации ФГОС, библиотеки школ становятся
информационно-библиотечными центрами информационной поддержки для
всех
участников
образовательного
процесса.
Социальная
значимость
и
востребованность информационно-библиотечного центра и самой книги сейчас
увеличивается.
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
определяет
цели,
задачи,
планируемые
результаты,
и
направлен
на
формирование
общей
культуры,
духовно-нравственное,
гражданское,
социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, их
саморазвитие
и
самосовершенствование,
обеспечивающие
социальную
успешность, развитие творческих и физических способностей. Реализация
целей и задач Федерального государственного образовательного стандарта
возможна только при поддержке и продвижении книги и чтения, что сегодня
является актуальным, приоритетным, исторически главным направлением
работы школьной библиотеки.
Список используемой литературы
1.
Григорьев. Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический
конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. –
М.: Просвещение, 2011. – 223с. – (Стандарты второго поколения). –
ISBN 978-5-09-025672-8
2.
Основное
общее
образование:
федеральный
государственный
образовательный стандарт: сборник нормативно-правовых материалов.
– М.:Вентана-Граф, 2013. – 160 с. ISBN 978-5-360-04062-0
3.
Учим успешному чтению. Рекомендации учителю: пособие для
учителей общеобразовательных учреждений / (Т.Г. Галактионова, Е.И.
Казакова, М.И. Гринёва и др.) – М.: Просвещение, 2011. – 88с. –
(Работаем по новым стандартам). – ISBN 978-5-09-021300-4