Автор: Халилуллина Наталья Анатольевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: г.Гремячинск Пермский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: мастер-класс "Летите стаей белых журавлей..." (использование технологии критического мышления в проектной и исследовательской деятельности обучающихся)
Раздел: среднее образование
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Мастер-класс
«Летите стаей белых журавлей…»
( использование технологии развития критического мышления в проектной и
исследовательской деятельности обучающихся)
Халилуллина Наталья Анатольевна,
Преподаватель русского языка и литературы
2016 год
Учение без мысли - напрасный труд.
Конфуций
Не мыслям надобно учить, а мыслить.
Иммануил Кант
Мышление - это новое сотворение мира.
Альбер Камю
Если вы мыслите ясно, вы и писать будете ясно,
если ваша мысль ценна, будет ценным и ваше сочинение.
Джек Лондон
1.
Подготовительно-организационный
Здравствуйте, я говорю Вам, здравствуйте!
Доброго здоровья, люди, Вам
Каждый день и час желаю - здравствуйте!
Я для Вас тепло души отдам.
Солнца луч пусть дарит Вам здоровье,
Майский дождик силой напоит.
Матушка – земля пусть хлебом - солью
За труды вас щедро наградит.
Здравствуйте, я говорю Вам: здравствуйте!
Всем: жюри, гостям, знакомым и друзьям.
Будьте счастливы, и просто здравствуйте,
Мира, радости и процветанья Вам!
Добрый день, уважаемые коллеги и члены жюри! Я искренне рада Вас видеть. Я
знаю, что сегодня здесь собрались неравнодушные, очень интересные люди.
Посмотрите, что у меня в левой руке. Ничего. В правой? Тоже ничего. Но это не
означает, что я пришла к Вам с пустыми руками. Я приготовила для вас
небольшой мастер- класс.
Конкурс - это всегда большое и волнительное событие, и я тоже очень
волнуюсь, потому что люблю свою профессию, люблю своё дело, и очень хочу,
чтобы оно радовало и других, поэтому я делюсь сегодня с вами своими
наработками.
11. Представление опыта
Я поняла, что сейчас в современном обществе, важно и нужно не присваивать
обучающемуся готовое знание, а научить конструировать собственное, которое
рождается в процессе обучения. Поэтому любые поиски новых форм уроков
стали актуальными для меня. Особый интерес вызвала технология развития
критического мышления (ТРКМ).
Цель данной технологии- развитие мыслительных навыков обучающихся,
необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни. (умение принимать
взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные
стороны явлений и т.д.)
Я уже выступала с мастер- классом на вашей родной земле , где показала, как
работает один из приёмов данной технологии, приём синквейна, на разных
этапах урока с использованием ТРКМ, теперь хочу показать, как можно
включать другие приёмы технологии развития критического мышления, но уже
в проектную и исследовательскую деятельность обучающихся, потому что, я
уверена, что между этими технологиями очень много схожего.
Педагог на таких уроках становится не источником информации, а
координатором, человеком, который только указывает направление в поиске
новых способов получения знаний, не предоставляет их в готовом виде. И это,
на мой взгляд, очень ценно.
Объектом моего исследования является учебно- воспитательный процесс
преподавания литературы.
Предметом исследования стало использование приемов ТРКМ в проектной и
исследовательской деятельности.
Цель работы: Исследование эффективности применения приёмов ТРКМ как
средства мыслительной деятельности
Гипотеза:
Если использовать приёмы технологии развития критического мышления, то
можно активизировать мыслительную деятельность обучающихся,
необходимую при проектной и исследовательской работе.
А именно:
Умение выделять главное;
Умение делать сравнение
Умение устанавливать причинно- следственные связи и делать умозаключения;
Умение видеть смысл в информации, понимать проблему в целом
Способность к поиску, анализу, к творческой переработке информации
Я приготовила для Вас небольшие рабочие тетради- подсказки, которые
помогут вам в вашей дальнейшей работе, если вас заинтересуют эти приёмы
Итак, начинаем.
Всё в этом мире неслучайно, и встреча наша с вами тоже не случайна, и время
встречи тоже - май месяц
- Какие ассоциации возникают у вас со словом МАЙ?
(весна, хорошая погода, любовь, тепло, солнце, демонстрация, день победы)
- Действительно, май- великий месяц. В нашей стране нет более трогательного и
в то же время трагичного славного праздника, чем День Победы. Время
относится безжалостно ко всем, даже к доблестным героям суровой войны.
Миллионы погибших и ушедших со временем ветеранов…
- Что можем мы сделать с Вами, чтобы этот великий месяц остался великим
навсегда?
(Помнить)
- Вы правы, главное богатство человеческой души- это память о наших предках.
Память - это памятник всем павшим и ушедшим от нас.
С чего начинается память – с берез?
С речного песочка? С дождя на дороге?
А если с убийства!
А если со слез!
А если с воздушной тревоги!
А если с визжащей пилы в облаках,
Со взрослых, в пыли распростертых!
А если с недетского знания – как
Живое становится мертвым
- Образов памяти о войне много. Я предлагаю Вам поработать с одним из них.
Посмотрите на экран, какой образ объединяет все картины и почему?
(Образ журавлей)
фильм «Летят журавли» В счастливую минуту Борис и Вероника наблюдают за
журавлиным клином, в котором, по словам сценариста фильма Виктора Розова,
есть что-то от вечности.
Расул Гамзатов- автор стихотворения, к которому позже Ян Френкель напишет
музыку, а величайший Марк Бернес исполнит эту великолепную песню-
реквием по всем ушедшим от нас воинов.
История японской девочки, Садако Сасаки, жившая в Хиросиме, складывавшая
журавликов из разной бумаги в надежде, что тысячный журавлик спасёт ее от
смерти…
И память о всех невинных жертвах…
Свой мастер- класс я назвала «Летите стаей белых журавлей…». Именно так
назвали мы с ребятами долгосрочный проект, над которым работаем сейчас.
Мы начали работу с обратной стороны. В центре- слово «журавли» Смотрите,
какое обширное поле для проектной деятельности. Этот прием мы можем
использовать на этапе замысла проекта.
1) Если Вы посмотрите в свою рабочую тетрадь, то сможете назвать первый
приём ТРКМ- КЛАСТЕР - выделение смысловых единиц, мы приводим наши
мысли в порядок. Цель приёма: подготовить учащихся к восприятию новой
информации. Развить вариантность мышления, способность устанавливать
всесторонние связи и отношения изучаемой темы (понятие, явление, событие).
Одно из главных направлений технологии РКМ, проектной исследовательской
деятельности на уроках литературы- исследование текста.
2) Для полного погружения в текст помогает ещё один приём ТРКМ, приём
Инсерта- чтение с отметиной .
Давайте поработаем с текстом. Прочитайте внимательно текст и сделайте
отметки на полях. (Работают под музыку).
«... Эта песня родилась у меня в 1965 году в городе Хиросиме. О трагедии этого
города написано много, и я возложил венок своих горестных стихов у памятника
жертвам большой беды века - написал поэму «Колокол Хиросимы», который
ежедневно звонит о погибших, написал о рояле Хиросимы, чьи сгоревшие клавиши
играли во мне музыку страшной трагедии, написал о хиросимских часах, которые
навечно остановились утром 6 августа 1945 года, в 8 часов 15 минут.
Песня «Журавли» стоит особняком. Неожиданно для меня она стала больше, чем
стихи...
Увидев в Хиросиме проект памятника простой японской девочке с журавлем в
руках, узнав ее историю, я испытал глубокое волнение, которое вылилось потом в
стихи. Девочка лежала в госпитале и должна была вырезать из бумаги тысячу
журавлей в надежде на выздоровление, но не успела-скончалась.
Потом, уже у памятника японской девочке с белым журавлем, я видел
впечатляющее зрелище - тысячи и тысячи женщин в белой одежде. Дело в том, что
в трауре японские женщины носят белое одеяние, а не черное, как у нас. Случилось
так, что когда я стоял в толпе в центре человеческого горя, в небе появились вдруг
настоящие журавли. Говорили, что они прилетели из Сибири. Их стая была
небольшая, и в этой стае я заметил маленький промежуток.
Потом была телеграмма о кончине матери. По дороге домой, на всей воздушной
трассе, я думал о ней , о погибших двух братьях, о миллионах, не вернувшихся с
войны, о в белом одеянии, и о многом другом, и мысли все время возвращались к
белым журавлям.
Мне кажется порою, что джигиты,
С кровавых не пришедшие полей,
В могилах братских не были зарыты,
А превратились в белых журавлей...
Из воспоминаний Расула Гамзатова
- что-то новое Вы узнали? Хотелось бы с чем- то поработать?
Данный прием требует от обучающегося не привычного пассивного чтения
текста, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а
вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе
чтения. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую
информацию с имеющимися представлениями.
3) Логично выглядит в дальнейшем использование приёма «Толстые и тонкие
вопросы», который можно использовать на этапе выдвижения гипотез , а в
дальнейшем при создании «информативного багажа» при проектной и
исследовательской деятельности
Для более успешной адаптации во взрослой жизни детей необходимо учить
различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие
вопросы), и те, на которые ответить столь определенно не
возможно (Толстые вопросы). Толстые вопросы – это проблемные вопросы,
предполагающие неоднозначные ответы.
Попробуйте задать тонкий и толстый вопрос к тексту
Данная работа способствует развитию мышления и вниманию обучащихся.
4.
На этапе «Пошаговый анализ» я применяю прием «Круги на воде»
Как от брошенного в воду камня, начинают расходится круги, затягивающие в себя
все предметы вокруг: листочек, веточку, паутинку, так и от «брошенного» слова
может начаться движение, которое даёт толчок для новых ассоциаций и приводит к
созданию целой истории.
Слово записывается в столбик
Напишите после нашей работы рядом с каждой буквой ассоциацию: слово или
предложение
Работают под песню «Журавли»
Читаем
А вот что получилось у моих ребят. Поверьте, после такой работы у них возникло
огромное желание участвовать в проекте «Летите стаей белых журавлей…» И
работа эта продолжается. Подведены промежуточные итоги.
Это «Письмо деду..», сочинения «Сердцем прикоснись к подвигу», это презентации
к Дню победы, это исследовательская работа о памятниках- журавлях, о жизни
японской девочки, это конкурс стихов, это исследовательская работа по
кинофильму «Летят журавли». А главный итог будет подведён 22 октября
В этот день в России отмечают литературный праздник «День Белых журавлей»,
учрежденный народным поэтом Дагестана Расулом Гамзатовым как праздник
духовности, поэзии и как светлая память о павших на полях сражений во всех
войнах.
И я думаю, мои дети с гордостью и трепетом на этом празднике духовности
расскажут стихотворение
Сегодня праздник белых журавлей,
Заплачет тихо старая осина,
восстанут духи с окровавленных полей
И, наконец-то, мама встретит сына.
И те, кто и не виделись с отцом,
Сегодня встретятся с ним, даже не заметив.
Он их обнимет ангельским крылом,
Прошепчет,-«Как же выросли, вы, дети!»
Придёт солдат к жене, сестре, невесте
Огнём свечи возле святого хлеба,
И в этот день они побудут вместе,
Их на сегодня отпустили с неба.
Наверное, нет ни одной семьи, которой бы не коснулось дыхание этой трагедии.
Многих участников уже нет в живых, но в каждой семье, я уверена, есть
реликвии той войны: военные награды, треугольники писем, похоронки,
фронтовые фотографии и другие вещи, которые помогают нам не забывать
наших родных, нашу историю, нашу Родину.
Давайте их вспомним… (называют своих родных и близких)
Это и мой дед, Голопузов Иван Степанович, которому я посвятила этот проект и
это выступление. Человек, который прошёл все ужасы концлагерей, оставшись при
этом настоящим человеком, не предавшим ни семью, ни друзей, ни Родину.
Я
запомнила его волевым человекам, который никогда не ходил ни к кому с
поклонами, никогда не требовал ничего от государства.
А 9 Мая он становился совсем другим: садился за стол, наливал «фронтовые»,
смотрел фильмы о войне и … плакал.
Если будете там, поклонитесь пониже, пониже, пониже …
Прикоснитесь к песку, поздоровайтесь с чахлой травой …
Я видал только раз – и уж больше его не увижу,
Этот маленький ад, обнесённый колючей стеной.
Его нет. Он тоже уже занял место в том промежутке в журавлиной стае, как и сам
Расул Гамзатов, Ян Френкель, Марк Бернес…. Светлая им память!
По славянским поверьям, журавли тоже являлись посланниками божьими.
Верили, что по осени журавли уносят в нездешний мир души усопших. А
весной сопровождают души младенцев, которым вскоре суждено родиться.
Поэтому крик журавлиный продолжает звать всех нас, живущих на Земле к миру,
братству и к единению.
Прислушайтесь, пожалуйста, к журавлиному крику!
В самом начале выступления я выдвинула гипотезу:
Если использовать приёмы
технологии развития критического мышления, то можно активизировать
мыслительную деятельность обучающихся, необходимую при проектной и
исследовательской работе.
Как Вы думаете, мы ее подтвердили? (Да)
111. Рефлексия
Приём «
Пишем письмо»
Продолжите предложение. Сегодня замечательный фестиваль педагогических
идей…
Спасибо Вам большое, дорогие коллеги. Я думаю, что мой мастер- класс состоялся
только благодаря вашему доброму сердцу, пытливому уму и прекрасной душе.
Ваша душа, как это солнце,
Иначе разве может быть?
Ведь педагогу, знаю точно,
Без солнца в сердце не прожить!
Спасибо за внимание!!!
Список использованной литературы
Викентьева И. Ода синквейну// Перемена. – 2002.- №3
Громова О. Критическое мышление – как это по-русски? // Библиотека в школе.-
2008.- №12
Загашев И.О. Учебные стратегии развития письменной речи. // Библиотека в
школе.- 2014.- №24
Заир-Бек С.И. Технология развития критического мышления посредством чтения и
письма. // Библиотека в школе.- 2001.- №12
Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке.-
М.: Просвещение, 2004.
Клустер Д. Что такое критическое мышление? // Библиотека в школе.- 2001.- №12
Столбунова С.В. Технология развития критического мышления через чтение и
письмо.// Русский язык в школе «Первое сентября». – 2012. -№18,19
Халперн Д. Психология критического мышления, - СПбб.: Изд-во «Питер».2012.
Хаузенблас О. Чтение, письмо, критическое мышление и слоны. // Библиотека в
школе.- 2001.- №22
Часть 1
↑ Задание 1. Чтение текста. (о Никулине)
Выразительно прочитайте вслух текст об известном актере, артисте цирка Ю́
рии
Влади́
мировиче Нику́
лине (1921-1997)
У Вас есть 2 минуты на подготовку.
Ю́
рий Нику́
лин родился 18 декабря 1921 года в Деми́
дове, бывшем Поре́
чье,
Смоленской губернии, куда его родителей занесла Гражданская война. Ещё в
детстве первый поход в цирк оставил в душе Никулина неизгладимые
впечатления: он даже попросил как-то нарядить его в клоуна, когда его
пригласили на день рождения.
18 ноября 1939 года Юрия Никулина призвали в Красную Армию и определили в
зенитный дивизион. Когда началась жестокая блокада, Юрию Никулину в
полной мере пришлось хлебнуть лиха, выпавшего на долю солдат, защищавших
северную столицу.
После войны по совету отца, считавшего, что цирковой артист имеет больше
возможностей для самостоятельного творчества, Юрий Никулин решил стать
клоуном. Вскоре Никулин попал в поле зрения Карандаша, самого популярного в
1940 - 1950-е годы клоуна в стране. Так началась цирковая карьера Никулина.
На 1960-е годы приходится пора творческого расцвета Юрия Никулина. В 1966 и
1968 годах Леони́
д Гайда́
й снял две свои знаменитые комедии — «Кавказскую
пленницу» и «Бриллиантовую руку» с участием Никулина. Именно в это время
его популярность как комедийного актера и — увы, лишь во вторую очередь —
как клоуна приобрела в СССР поистине космический размах.
Юрий Никулин выступал на манеже до 60 лет. С годами выполнять трюки и
репризы становилось все труднее: врачи нашли у него целый букет
разнообразных болезней, но лечиться артист не любил и обращался к докторам
лишь в самых крайний случаях.
↑ Задание 2. Пересказ текста с привлечением цитаты (о Никулине)
Перескажите прочитанный Вами текст о Юрии Владимировиче Никулине,
включив в пересказ слова артиста цирка И́
́
горя Эми́
льевича Ки́
о:
«Никулин привык достигать со всеми наиболее лёгкого взаимопонимания через
шутку, анекдот, хохму»
Подумайте, где лучше использовать слова Игоря Эмильевича в пересказе. Вы
можете использовать любые способы цитирования.
У Вас есть 2 минуты на подготовку.
При необходимости Вы можете использовать черновик.
Часть 2
Внимание! Задания 3 и 4 не связаны с заданиями 1 и 2. Для
выполнения заданий 3 и 4 Вам необходимо выбрать одну из предложенных
тем беседы.
Выберите одну из предложенных тем беседы:
ТЕМА 1. Прогулка. (на основе описания фотографии)
ТЕМА 2. Посещение музея (повествование на основе жизненного опыта)
ТЕМА 3. Почему важно правильно питаться? (рассуждение по поставленному
вопросу)
У Вас есть 1 минута на подготовку.
Ваше Высказывание должно занимать не более 3 минут.
↑ Задание 3. Монологическое высказывание.
Используя карточку участника собеседования, выполните задание.
У Вас есть 1 минута на подготовку.
Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.
↑ Задание 4. Диалог.
Во время беседы Вам будут заданы вопросы по Выбранной Вами теме.
Пожалуйста, дайте полные ответы на вопросы, заданные собеседником.
↑ Карточка участника собеседования
↑ Задание 3. Тема 1. Прогулка
Опишите фотографию.
Не забудьте описать:
Кто изображен на фотографии;
Место действия, внешний вид людей;
Чем они заняты;
Какое настроение у детей на фотографии.
У Вас есть 1 минута на подготовку.
Ваше Высказывание должно занимать не более 3 минут.
↑ Задание 3. Тема 2. Посещение музея
Расскажите о своём посещении музея, которое запомнилось больше всего.
Не забудьте рассказать:
в каком музее Вы были;
когда и с кем;
что Вы увидели;
что понравилось и запомнилось больше
У Вас есть 1 минута на подготовку.
Ваше Высказывание должно занимать не более 3 минут.
↑ Задание 3. Тема 3. Почему важно правильно питаться?
Не забудьте дать ответы на следующие вопросы:
Как правильное питание влияет на здоровье человека?
Какие продукты следует есть чаще?
Какие продукты лучше не употреблять в пищу?
Нужно ли уметь готовить, чтобы правильно питаться?
У Вас есть 1 минута на подготовку.
Ваше Высказывание должно занимать не более 3 минут.
КОГДА Я ЖДУ СВОЕЙ ОЧЕРЕДИ, МОЖНО ЛИ ПОГОВОРИТЬ С
ОДНОКЛАССНИКАМИ, КОТОРЫЕ УЖЕ СДАЛИ?
Нет. По регламенту ученики, ожидающие своей очереди, не должны
пересекаться с теми, кто уже прошёл процедуру Итогового собеседования.
ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ ИТОГОВОЕ СОБЕСЕДОВАНИЕ?
Итоговое собеседование состоит из 4 частей:
1. Чтение (2 балла);
2. Пересказ (4 балла);
3. Монолог (3 балла);
4. Диалог (2 балла).
Также оценивается наличие ошибок в речи: 4 балла за задания №1-2 и 4
балла за задания №3-4.
Всего 19 баллов.
СТАВИТСЯ ЛИ ОЦЕНКА ЗА ИТОГОВОЕ СОБЕСЕДОВАНИЕ?
Оценка за собеседование не ставится. Есть два варианта – либо незачёт
(0-9 баллов из 19), либо зачёт (10-19 баллов из 19). Не стоит из кожи вон
лезть, чтобы набрать максимум. Главное – спокойно перейти порог в 10
баллов. Желательно с запасом в несколько баллов.
СТОИТ ЛИ БОЯТЬСЯ НЕЗАЧЁТА?
Не стоит. Если не получить зачёт с первой попытки, то будет ещё две
попытки. Пересдачи назначены на 11 марта 2020 г. и 18 мая 2020 г.. Ничего
страшного в пересдачах нет. Воспринимайте пересдачи не как пересдачи
экзамена, а как дополнительные попытки сдать экзамен.
МОЖНО ЛИ ПЕРЕСДАТЬ ИТОГОВОЕ СОБЕСЕДОВАНИЕ, ЕСЛИ НЕ
ЯВИТЬСЯ ПО НЕУВАЖИТЕЛЬНОЙ ПРИЧИНЕ?
Нет. Пересдать можно либо в случае получения незачёта, либо в
случае неявки по уважительной причине. Поэтому в любом случае (даже
если на 100% уверены, что не сдадите) нужно попробовать сдать этот
экзамен.
КОГДА БУДУТ РЕЗУЛЬТАТЫ?
В течение 5 календарных дней. Возможно, многие узнают результаты в
день экзамена.
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ У МЕНЯ ДЕФЕКТ РЕЧИ?
Итоговое собеседование создано НЕ для того, чтобы «отсеять» тех, у кого
дефект речи. Оно создано, чтобы развить навыки чтения, пересказа и
спонтанной речи. Наличие дефектов речи не влияет на оценку ответа. К
тому же учителя – понимающие люди, и будут относиться более лояльно к
ученикам с дефектом речи, потому что таким ученикам сложнее выполнять
задания Итогового собеседования.
Если дефекты речи абсолютно не позволяют выполнять задания, то должна
быть рекомендация ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии).
МОЖНО ЛИ ИСПОЛЬЗОВАТЬ НЕФОРМАЛЬНУЮ ЛЕКСИКУ?
Нет, при использовании неформальной лексики («классно», «крутой»,
«фоткать» и т.п.) будут сниматься баллы.
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ПОСЛЕ ПРОИЗНЕСЕНИЯ СЛОВА Я СРАЗУ ЖЕ
ПОНЯЛ(А), ЧТО НУЖНО БЫЛО ПРОИЗНЕСТИ СЛОВО ПО-ДРУГОМУ?
Тут же исправьте ошибку. В этом случае ошибка засчитана не будет
ЗАДАНИЕ 1. ЧТЕНИЕ
Время на подготовку: 2 минуты
Время на выполнение: до 2 минут
Что самое важное: ТЕМП ЧТЕНИЯ и ИНТОНАЦИЯ.
КАКОГО РАЗМЕРА БУДЕТ ТЕКСТ?
В тексте будет 160-200 слов. Для сравнения: в демоварианте размер текста
составляет 177 слов.
ЧТО ДЕЛАТЬ 2 МИНУТЫ ПРИ ПОДГОТОВКЕ?
● Прочитать про себя текст (лучше дважды).
● Продумать, как правильно произнести даты, цифры, названия, фамилии,
имена, отчества.
● Начать готовиться к пересказу, запоминая главные мысли.
МОЖНО ЛИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЧТЕНИЮ ВЫПИСЫВАТЬ СЛОВА В
ПОЛЕ ДЛЯ ЗАМЕТОК?
Нет, поле для заметок выдаётся, когда ученик приступает к заданию №2.
МОЖНО ЛИ ДЕЛАТЬ ПОМЕТКИ В ТЕКСТЕ?
Да, можно.
МОЖНО ЛИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ЧИТАТЬ ТЕКСТ ВСЛУХ?
Да, можно.
НАСКОЛЬКО БЫСТРО ЧИТАТЬ ТЕКСТ?
Если Вы уложитесь в 2 минуты, то получите +1 балл за темп речи, поэтому
не следует читать слова слишком медленно (по слогам). Также
нежелательно читать текст очень быстро (многие ученики слишком
торопятся). Не торопитесь!
КАК ДЕЛАТЬ МЕНЬШЕ ОШИБОК?
Во время чтения ведите пальцем по тексту. Этот приём многим помогает.
КАКУЮ ОШИБКУ БУДЕТ ОБИДНО ДОПУСТИТЬ?
Апробация показала, около 30% девятиклассников не умеют «считывать»
знак ударения в словах. Постарайтесь не быть среди тех 30%, кто
неправильно ставит ударение в слове, где уже указано, на какую букву
падает ударение
ЧТО САМОЕ СЛОЖНОЕ В ЗАДАНИИ?
В ЛЮБОМ тексте будут встречаться цифры, и иногда их непросто
произнести правильно. Самое сложное – это склонение числительных.
Например, очень часто встречается ошибка, когда говорят «более пятиста
(шестиста и т.д.)» вместо «более пятисот (шестисот и т.д.)».
Поэтому советуем изучить табличку:
Склонение числительных (таблица)
МОГУТ ЛИ ПОПАСТЬСЯ СЛОВА СО СЛОЖНЫМ УДАРЕНИЕМ?
Да, могут попасться, но могут и НЕ попасться. Советуем изучить ударения в
сложных словах, ведь всё равно через 2 года при подготовке к ЕГЭ
придётся учить ударения. Однако не стоит бросать ВСЕ силы на изучение
ударений, тем более что разрешается допустить одну орфоэпическую
ошибку (ошибку, связанную с ударениями).
НУЖНО ЛИ РАСШИФРОВЫВАТЬ АББРЕВИАТУРЫ?
Нет. Если написано «СМИ», «МГУ» и т.п., то так и произносим без
расшифровки. Если даны инициалы человека (А.С. Пушкин), то произносим
фамилию без инициалов (Пушкин).
КАКАЯ ДОЛЖНА БЫТЬ ИНТОНАЦИЯ?
Интонация должна соответствовать пунктуационному оформлению текста
(так звучит критерий). Поэтому следует обращать внимание на знаки
препинания. Подробности мы привели в табличке:
Совет:
не
следует бросать все силы на правильную интонацию. Она оценивается
всего 1 баллом. 1 балл дадут, даже если в единичных случаях интонация
была неверной. 0 поставят лишь при условии, что текст в целом был
прочитан монотонно. Следующие задания куда важнее, они принесут
намного больше баллов.
ЗАДАНИЕ 2. ПЕРЕСКАЗ
Время на подготовку: 2 минуты
Время на выполнение: до 2 минут
Что самое важное: не упустить микротемы; не сделать фактических
ошибок; включить цитату в пересказ
КАКАЯ СТРУКТУРА У ТЕКСТА?
Большинство текстов имеют одну и ту же структуру. Во введении автор
подводит читателя к основной части. В основной части раскрывается тема.
В заключении автор делает вывод.
Именно от этой структуры следует отталкиваться при работе с текстом:
КАК СПРАВИТЬСЯ С ПЕРЕСКАЗОМ ТЕКСТА?
1. Читаем текст про себя, подчёркивая ключевые слова (главные мысли и
идеи).
2. Определяем окончательно, какова главная мысль в каждом из абзацев.
3. Думаем, в какое место поставить цитату.
4. Пытаемся запомнить главные мысли.
5. По истечении времени не торопясь пересказываем, плавно переходя от
одной мысли к другой.
НУЖНО ЛИ ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ ТЕКСТ ПОДРОБНО?
Как думаете, за что дадут больше баллов – за 2 подробно пересказанных
абзаца или за 4 кратко пересказанных абазаца?
Эксперты советуют пересказывать текст подробно, однако критерии не
требуют подробного пересказа. Куда важнее запомнить все микротемы.
Вычлените из каждого абзаца по одной мысли (по 1-2 небольших
предложения) и соедините мысли воедино. Если Вы будете пытаться
запомнить текст подробно, то можете не успеть запомнить все микротемы.
КАК СЖИМАТЬ ТЕКСТ?
Для сжатия текста нужно время, которого у Вас практически не будет.
Поэтому основная задача – это запомнить основные мысли, опорные слова.
При желании можете ознакомиться с приёмами сжатия текста, которые
пригодятся на изложении ОГЭ. Так Вы поймёте, какую информацию можно
сразу отбросить.
ОСНОВНЫЕ ПРИЁМЫ СЖАТИЯ ТЕКСТА
1. ИСКЛЮЧЕНИЕ.
• Исключение повторов.
Чувства – это внутреннее отношение человека к
окружающему. Чувства – это неотъемлемая часть нашей личности.
↓↓↓
Чувства – это внутреннее отношение человека к окружающему,
неотъемлемая часть нашей личности.
• Исключение одного или нескольких из синонимов.
Попечителем одной из школ под Серпуховом был Гиляровский. И
фотография учеников есть: деревенские ребятишки с открытыми,
простодушными, ясными лицами.
↓↓↓
Попечителем одной из школ под Серпуховом был Гиляровский. И
фотография учеников есть: деревенские ребятишки с ясными лицами.
• Исключение уточняющих, поясняющих, вводных конструкций.
Такие «знатоки», разумеется, ничему не удивляются, а
следовательно, и не способны совершить открытие, даже самое
маленькое. По моему мнению, люди, которым всё ясно, – безнадёжные
люди.
↓↓↓
Такие «знатоки» ничему не удивляются и не способны совершить
открытие. Люди, которым всё ясно, – безнадёжные люди.
• Исключение фрагмента предложения, имеющего менее существенное
значение.
Почему Куприн так часто менял свои профессии? Какая сила толкала
его натягивать брезентовую робу, надевать каску и мчаться на
пожарных лошадях? Что заставляло его сутками, до ломоты в
руках, разгружать баржи с арбузами, кирпичом, цементом?
↓↓↓
Почему Куприн так часто менял свои профессии?
Комментарий: наиболее важным из трех предложений является первое.
Второе и третье лишь расширяют, конкретизируют смысл первого.
Поэтому мы можем использовать приём исключения предложений:
оставить только первое из трех.
• Исключение однородных членов при обобщающем слове.
Есть люди, которым всё всегда ясно. Они, по их мнению, лучше всех
разбираются в политике, медицине, образовании – короче говоря, в
любых областях человеческого знания и деятельности.
↓↓↓
Есть люди, которым всё всегда ясно. Они, по их мнению, лучше всех
разбираются в любых областях человеческого знания и деятельности.
• Исключение одного или нескольких предложений.
Взаимоотношения подростков и родителей – тема для научно-
популярных психологических и педагогических статей
банальная. Кажется, что всё, что можно сказать, написать по этому
поводу, неоднократно написано и сказано и уже знакомо всем, как
говорится, до зубной боли. Поэтому, вновь приступая к ней, невольно
испытываешь чувство некоторой неловкости.
↓↓↓
Взаимоотношения подростков и родителей тема для научно-популярных
психологических и педагогических статей банальная. Поэтому, вновь
приступая к ней, невольно испытываешь чувство некоторой неловкости.
2. ОБОБЩЕНИЕ.
• Замена однородных членов обобщающим наименованием.
Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в
зале: никто не шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не
кашляет, не скрипит креслами.
↓↓↓
Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в
зале: никто не мешает.
• Замена прямой речи косвенной.
«Сударыня, вы подарили им минуту счастья, дав на миг позабыть
ежедневные заботы», – ответила горничная на вопрос великой
балерины.
↓↓↓
Горничная ответила, что балерина своим искусством подарила
окружающим минуту счастья.
• Замена предложения или его части определительным или отрицательным
местоимением с обобщающим значением.
Поэтов и писателей того времени волнуют эти проблемы. Но ни
Пушкин, ни Языков, ни Жуковский не могут ещё дать ответ на
тревожный вопрос, который связан с будущим страны:
Куда ты скачешь, гордый конь,
И где опустишь ты копыта?
↓↓↓
Поэтов и писателей того времени волнуют эти проблемы. Но никто не
может ещё дать ответ на тревожный вопрос, который связан с
будущим страны:
Куда ты скачешь, гордый конь,
И где опустишь ты копыта?
3. УПРОЩЕНИЕ.
• Слияние нескольких предложений в одно.
Домашнее чтение вслух очень сближает. Когда вся семья вместе
несколько вечеров подряд читает одну книгу, это невольно влечёт
за собой обмен мыслями. Если это книга большая и её читают долго,
она превращается в друга семьи, её герои оживают и входят в наш дом.
↓↓↓
Домашнее чтение вслух очень сближает, поскольку это невольно
влечёт за собой обмен мыслями. Если это книга большая и её читают
долго, она превращается в друга семьи, её герои оживают и входят в
наш дом.
• Замена предложения или его части указательным местоимением.
Уметь дружить и любить – большое искусство. Психологи часто
говорят о том, что любовь и дружба должны пройти определённые
испытания, проверку на прочность.
↓↓↓
Уметь дружить и любить – большое искусство. Об этом часто говорят
психологи.
• Замена сложноподчинённого предложения простым.
Настроение преимущественно зависит не от событий как таковых,
а от того, как мы их воспринимаем.
↓↓↓
Настроение зависит не от самих событий, а от их восприятия нами.
• Замена фрагмента предложения синонимичным выражением.
а) замена придаточного определительного синонимичным определением;
Автомодели, которые снабжены электродвигателями, принимают
участие в настоящих спортивных соревнованиях. Конфигурация трассы,
на которой проходят соревнования, включает в себя скоростные
участки, профилированные повороты, трамплины и горки.
↓↓↓
Автомодели, снабжённые электродвигателями, принимают участие в
настоящих спортивных соревнованиях. Конфигурация трассы
соревнований включает в себя скоростные участки, профилированные
повороты, трамплины и горки.
б) замена придаточного обстоятельственного синонимичным
деепричастным оборотом;
Когда анализируешь события, относящиеся к прошлому, помни о
будущем. Когда говоришь о том, что есть и будет, не забывай о том,
что было.
↓↓↓
Анализируя события, относящиеся к прошлому, помни о
будущем. Говоря о том, что есть и будет, не забывай о том, что было.
в) сокращение количества частей сложного предложения.
Если мы в какой-то ситуации действовали во вред себе, то возникают
неприятные переживания, так что мы начинаем чувствуем себя
несчастными.
↓↓↓
Если мы в какой-то ситуации действовали во вред себе, то возникают
неприятные переживания.
Комментарий: из двух близких по смыслу простых предложений в составе
сложного («то возникают неприятные переживания, мы начинаем
чувствуем себя несчастными») оставлено то, которое обладает большей
смысловой ёмкостью в данном контексте.
КОМПЛЕКСНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ПРИЁМОВ СЖАТИЯ.
Все приёмы сжатия текста могут применяться как по отдельности, так и в
комплексе:
Когда анализируешь события, относящиеся к прошлому, помни о
будущем. Когда говоришь о том, что есть и будет, не забывай о том,
что было.
↓↓↓
Анализируя события прошлого, помни о будущем. Говоря о настоящем и
будущем, помни о прошлом.
СКОЛЬКО МИКРОТЕМ В ТЕКСТЕ?
Как правило, 1 абзац = 1 микротема. Будет полезно подсчитать количество
абзацев и держать это число в уме при пересказе, чтобы не упустить
микротемы. Для облегчения задачи можете загибать пальцы на каждой
микротеме.
СНИЗЯТ ЛИ БАЛЛЫ, ЕСЛИ Я ПЕРЕПУТАЮ ПОРЯДОК МИКРОТЕМ?
Нет, не снизят. Главное – озвучить все микротемы. Поэтому если Вы по
ходу пересказа вспомнили, что пропустили микротему, то добавьте её. За
отсутствие микротемы балл снизят, за изменённый порядок микротем – не
снизят.
МОЖНО ЛИ ЧТО-ТО ПОДЧЁРКИВАТЬ С ТЕКСТЕ?
Да, можно. Для успешного пересказа даже нужно. Обязательно
подчёркивайте в тексте ключевые слова и старайтесь их запомнить.
Ключевые слова облегчат пересказ.
СЛЕДУЕТ ЛИ В ПЕРЕСКАЗЕ ОЗВУЧИВАТЬ ТОЧНЫЕ ЦИФРЫ И
НАЗВАНИЯ?
Не советуем. Если Вы ошибётесь в названии, в году, в каких-то цифрах, то
будет засчитана фактическая ошибка. А это минус 1 балл. Поэтому
озвучивайте цифры и названия, только если на 100% уверены, что они
верны.
НУЖНО ЛИ УЧИТЬ ЦИТАТУ?
Нет, цитата будет у Вас перед глазами во время пересказа (как и поле для
заметок).
В КАКОМ МЕСТЕ ПОСТАВИТЬ ЦИТАТУ?
Всё зависит от текста. В каком-то тексте уместно добавить цитату в начале
(сначала вводное предложение, а потом цитата). В каком-то – в середине
текста. Чаще всего (но не всегда) цитату лучше поставить ближе к концу
текста.
КАК ВКЛЮЧИТЬ ЦИТАТУ В ТЕКСТ?
Чтобы цитата была логична, нужно слово-связка
(«недаром» / «неслучайно» / «не зря»). Советуем
использовать прямое цитирование, потому что при косвенном можно
ошибиться.
Пример:
«Кулибин – Архимед наших дней» (Г.Р. Державин)
ПРЯМОЕ ЦИТИРОВАНИЕ:
Недаром Державин утверждал: «Кулибин – Архимед наших дней».
КОСВЕННОЕ ЦИТИРОВАНИЕ:
Недаром Державин утверждал, что Кулибин – Архимед времени, в
котором он жил.
(При косвенном цитировании нельзя сказать «наших дней», потому что
Кулибин жил более 200 лет назад, а мы должны перевести цитату в
косвенную речь. В этом можно запутаться).
ВЫВОД: ИСПОЛЬЗУЙТЕ ПРЯМОЕ ЦИТИРОВАНИЕ, А НЕ КОСВЕННОЕ!
КАК ЗАКОНЧИТЬ ПЕРЕСКАЗ?
Если последний абзац (вывод) начать с вводного словосочетания «таким
образом», то текст с большинстве случаев (но не всегда) будет звучать
цельно и логично.
ЗАДАНИЕ 3. МОНОЛОГ
Время на подготовку: 1 минута
Время на выполнение: до 3 минут
Что самое важное: составить рассказ минимум из 10 фраз в рамках
выбранной темы.
ЧТО ВЫБРАТЬ – ОПИСАНИЕ, ПОВЕСТВОВАНИЕ ИЛИ РАССУЖДЕНИЕ?
НЕ ВЫБИРАЙТЕ РАССУЖДЕНИЕ!!! Это самый сложный тип монолога. Если
в повествовании и описании у Вас есть на что опереться (цепочка событий
в памяти или картинка на столе), то в рассуждении нужно думать на ходу.
Одной минуты для составления полноценного рассуждения недостаточно!
Если в повествовании нужно рассказать о чём-то хорошо знакомом, то
выбирайте повествование. Если чувствуете, что с повествованием
будет сложно, то берите описание.
МОЖНО ЛИ ПОСМОТРЕТЬ НА ФОТО ПРИ ВЫБОРЕ ТЕМЫ МОНОЛОГА?
Да, можно.
МОЖНО ЛИ ПОМЕНЯТЬ ТЕМУ ПОСЛЕ ЕЁ ВЫБОРА?
Нет, выбрать тему можно только один раз.
ОПИСАНИЕ
НА ЧТО ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЗАДАНИЯ?
Монолог должен состоять не просто из отдельных предложений. Нужно,
чтобы эти предложения были связаны друг с другом, чтобы получился
цельный рассказ.
ФОТОГРАФИЯ БУДЕТ ЦВЕТНОЙ ИЛИ ЧЁРНО-БЕЛОЙ?
Чёрно-белой.
ЕСТЬ ЛИ В ЗАДАНИИ ПОДСКАЗКИ?
Да, перед Вами будут лежать «подсказки» – пункты плана из карточки, в
которых написано, о чём следует рассказать. Однако Вы не обязаны
следовать этим пунктам.
ПЛОХО ЛИ, ЕСЛИ В МОЁМ ОТВЕТЕ БУДЕТ СЛИШКОМ МНОГО
ПРЕДЛОЖЕНИЙ?
Лучше ответить много, чем мало. Если будет явный перебор предложений,
то экзаменатор Вас остановит, сказав: «Достаточно». Однако в этом нет
ничего плохого, за это баллы не снизят.
НУЖНО НАБРАТЬ 10 ФРАЗ. ЭТО 10 ПРЕДЛОЖЕНИЙ?
Нет, если предложение сложное, то каждая грамматическая основа – это
отдельная фраза.
Пример: «Я мечтаю успешно сдать экзамены, но моя подготовка
затягивается» – это 2 фразы.
КАК ОПИСЫВАТЬ ФОТОГРАФИЮ?
Обратите внимание на название темы. Именно от темы нужно
отталкиваться и строить монолог.
Помочь в описании фото помогут следующие вопросы:
● Кто изображён на фотографии?
● Как он выглядит?
● Какое у него выражение лица?
● Где он находится?
● Когда было сделано фото?
● Кто, по Вашему мнению, сделал этот снимок?
● Чем он занят?
● О чём он, возможно, думает?
● Какие чувства он, скорее всего, испытывает?
● Что больше всего привлекает в фотографии?
● Какие мысли/чувства/переживания вызывает снимок?
СЛОВА-СИНОНИМЫ:
● Фотография: снимок, кадр, изображение, фото, фотоснимок.
● Фотограф: автор фотографии, автор снимка.
● Внешний вид: облик, очертание, наружность.
● Сфотографировать: сделать снимок, снять, запечатлеть.
● Изобразить: показать, воспроизвести, представить, воссоздать,
отобразить, передать, запечатлеть, зафиксировать, остановить
мгновение.
● Увидеть: заметить, приметить, усмотреть, подметить,
посмотреть, уловить, разглядеть, рассмотреть.
КЛИШЕ:
● Предложенная для описания фотография интересна тем, что...
● При первом взгляде на фотографию…
● На фотографии мы видим…
● Фото несёт в себе определённое настроение:…
● Если внимательно посмотреть на изображение, то…
● Передать атмосферу события помогает…
● Автор снимка запечатлел…
● На фотографии изображён(-ы)…
● Слева (справа/вверху/внизу) виднеется…
● Завершая описание, хочется отметить…
● Своё описание хочется закончить (чем?)…
ПРИМЕРНЫЙ ШАБЛОН ОПИСАНИЯ ФОТОГРАФИИ
1. Передо мной интересная фотография.
2. Я думаю, что на ней изображён(а) … (поход / рыбалка / последний
звонок и т.д.)
3. Давайте рассмотрим изображение внимательнее.
4. Перед нами … (школьный двор / зал музея / комната и т.д.) (Если это
улица или природа, то описать погоду и время дня).
5. Мне кажется, фотографию сделал …(учитель / родитель / друг ребят,
которые изображены на фото).
6. На фотографии мы видим … (девочек / двух юношей / много
выпускников)
7. Они … (описать внешний вид, одежду, чем заняты)
8. Их лица (его лицо, её лицо) … (радостны, печальны,
сосредоточенны), потому что …
9. Я считаю, что снимок получился удачным и атмосферным.
10. Мне понравилась эта фотография, потому что она чётко передаёт
чувства и эмоции присутствующих (присутствующего) на ней.
ПОВЕСТВОВАНИЕ
КАК СОСТАВИТЬ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЙ РАССКАЗ?
Помочь в составлении рассказа помогут следующие вопросы:
● Как событие планировалось?
● Как велась подготовка?
● Как событие начиналось?
● Когда произошло событие?
● Где произошло событие?
● Кто были участниками события?
● Чем завершилось событие?
● Каковы были эмоции у участников события (понравилось? хотели бы
его повторить ещё раз?)?
● Почему именно это событие стало для Вас запоминающимся?
СЛОВА-СВЯЗКИ:
● Однажды…
● Сначала…
● Потом…
● Далее…
● Затем…
● После этого…
● В итоге…
ПРИМЕРНЫЙ ШАБЛОН РАССКАЗА
1. Я хочу рассказать об одном интересном событии – …
2. Туда я отправился вместе с (классом/семьёй/друзьями).
3. Наша (поездка/экскурсия) состоялась (указать примерную дату).
4. К этому мероприятию мы готовились заранее: … (читали об этом /
изучали материалы / собирали вещи).
5. И вот наступил долгожданный день.
6. Во время (поездки/экскурсии/путешествия/мероприятия) мы
побывали (в / на)…
7. Кроме того, мы увидели …
8. Самым интересным оказалось …, так как … (получили много
впечатлений / получили полезный опыт)
9. Мне (понравилась эта / понравился этот / понравилось это) …, потому
что … (мы хорошо провели время / мы узнали много нового)
10. Мне бы хотелось снова принять участие в подобном мероприятии.
РАССУЖДЕНИЕ
КАК СОСТАВИТЬ РАССУЖДЕНИЕ?
1. Сформулируйте тезис (мысль, которую вы будете доказывать).
2. Подберите доказательства (примеры, которыми подтверждается тезис).
3. Сделайте вывод.
Помочь в составлении рассказа помогут следующие вопросы:
● В чём причина данного явления?
● Что из этого следует?
● К чему приводит данное явление?
● Что оно значит?
КАКОВА СТРУКТУРА РАССУЖДЕНИЯ?
Структура такая же, как и в сочинении ОГЭ:
тезис → доказательства → вывод
СЛОВА-СВЯЗКИ:
● Я думаю…
● Возможно…
● Вероятно…
● По-видимому…
● Таким образом…
ПРИМЕРНЫЙ ШАБЛОН РАССУЖДЕНИЯ
1. Мне предложили порассуждать на интересную тему.
2. (Произнести заданную для монолога тему).
3. Попробую изложить свою точку зрения.
4. Итак, (прочитать первый предложенный вопрос).
5. Думаю, что ... (ответ на первый предложенный вопрос).
6. (Ответ на второй предложенный вопрос), потому что...
7. Я считаю, что (ответ на третий предложенный вопрос), потому
что...
8. Кроме того, (изложить информацию из последнего вопроса).
9. (Ответ на последний вопрос)
10. Таким образом, (сделать общий вывод). Такова моя позиция.
ЗАДАНИЕ 4. ДИАЛОГ
Время на подготовку: 0 минут
Время на выполнение: до 3 минут
Что самое важное: давать ПОЛНЫЕ ответы (желательно от 2
предложений).
ПРИМЕРЫ ПЛОХИХ ОТВЕТОВ:
– Облегчает или усложняет Интернет Вашу жизнь?
– Облегчает.
– Хотели бы Вы жить постоянно в одном времени года?
– Думаю, нет, не хотел бы.
ПРИМЕРЫ ХОРОШИХ ОТВЕТОВ:
– Облегчает или усложняет Интернет Вашу жизнь?
– Я считаю, что Интернет скорее облегчает мою жизнь, чем усложняет.
К примеру, Интернет очень помогает мне в учёбе. Если меня
интересует какой-то вопрос, то ответ на него довольно легко и быстро
можно найти в Интернете.
– Хотели бы Вы жить постоянно в одном времени года?
– Думаю, нет, постоянно жить в одном времени года я не хотел бы.
Хоть мне и нравится больше всего лето, но если представить, что,
например, 10 лет подряд будет только лето, то я буду очень скучать по
остальным временам года, по снегу, по прохладе. Каждое время года по-
своему интересно.
ИТОГ: Недостаточно ответить одной фразой. Желательно в ответ включить
не менее двух предложений, аргументировав (пояснив) своё мнение.
КЛИШЕ:
● Я думаю, что…
● Я считаю, …
● Как мне кажется, …
● По-моему, …
● По-видимому, …
● Следовательно, …
● Итак, …
● Таким образом, …
Примеры ответов на вопросы в задании №4
ПЛОХО ЛИ, ЕСЛИ В МОЁМ ОТВЕТЕ БУДЕТ СЛИШКОМ МНОГО
ПРЕДЛОЖЕНИЙ?
Лучше ответить много, чем мало. Если будет явный перебор предложений,
то экзаменатор Вас остановит, сказав: «Достаточно». Однако в этом нет
ничего плохого, за это баллы не снизят.
СПОРТИВНЫЙ ЗАЛ