Автор: Оплачко Любовь Александровна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: КОУ ВО "Новоосиновская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья."
Населённый пункт: с.Новая Осиновка Острогожского района Воронежской области
Наименование материала: Адаптированная рабочая программа по математике для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 6 класс
Тема: Адаптированная рабочая программа
Раздел: среднее образование
Адаптированная рабочая программа
по математике
для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья
6 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа курса математики в 6 классе составлена в соответствии с программой, выпущенной под
редакцией В.В. Воронковой (Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сб.1. –
М.: Владос, 2000), базисным учебным планом (I вариант) и учебником математики для 6 класса специальных
(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (М., Просвещение, 2012)Г.М. Капустиной, М.Н. Перовой. Для
работы можно использовать пособие для учащихся (М.Н. Перова И.М. Яковлева «Рабочая тетрадь по математике 6
класса» для учащихся 6класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М., Просвещение,
2005).
Рабочая программа рассчитана на 136 часов в год, 4часа в неделю, из них 1 час отводится на изучение
геометрического материала, что в год составляет 34 часа.
Математика в школе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными
нарушениями) является одним из основных предметов. Программа определяет оптимальный объем знаний и умений по
математике, который, как показывает опыт, доступен большинству школьников.
Цель: Подготовить учащихся с ограниченными возможностями здоровья к жизни и овладению доступными
профессионально-трудовыми навыками.
Задачи преподавания математики по вспомогательной школе состоят в том, чтобы:
- дать учащимся такие доступные количественные, пространственные и временные геометрические представления,
которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность;
- использовать процесс обучения математике для повышения уровня общего развития учащихся вспомогательной
школы и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств;
- воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие,
самостоятельность, навыки самоконтроля, развивать точность и глазомер, умение планировать работу и доводить
начатое дело до завершения.
Из числа уроков математики выделяется один урок в неделю на изучение геометрического материала. Большое
внимание при этом уделяется практическим упражнениям в измерении, черчении, моделировании.
Знание основ десятичной системы счисления должно помочь учащимся овладеть счетом, различными разрядными
единицами
При обучении письменным вычислениям необходимо добиваться, прежде всего, четкости и точности в записях
арифметических действий, правильности вычислений и умений проверять решения. Воспитанию прочных
вычислительных умений способствуют самостоятельные письменные работы учащихся.
Умение считать устно вырабатывается постепенно в результате систематических упражнений. Упражнения по
устному счету должны быть разнообразными по содержанию. Устное решение примеров и простых задач с целыми
числами дополняется введение примеров и задач с обыкновенными и десятичными дробями.
Выполнение арифметических действий с числами, полученными при измерении величин, должны способствовать
более глубокому знанию единиц измерения, их соотношение, с тем, чтобы учащиеся могли выражать данные числа
десятичными дробями и производить вычисления в десятичных дробях.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Нумерация чисел в пределах 1 000 000.
Получение единиц, круглых десятков, сотен тысяч в пределах 1 000 000, сложение и вычитание круглых чисел в
пределах 1 000 000.
Получение четырех-, пяти-, шестизначных чисел из разрядных слагаемых, разложение на разрядные слагаемые, чтение,
запись под диктовку, изображение на счетах, калькуляторе.
Разряды: единицы, десятки, сотни тысяч, класс тысяч, нумерационная таблица, сравнение
соседних разрядов, сравнение классов тысяч и единиц.
Округление чисел до единиц, десятков, сотен, тысяч.
Определение количества разрядных единиц и общего количества единиц, десятков, сотен, тысяч в числе.
Числа простые и составные.
Обозначение римскими цифрами чисел ХIII - ХХ.
Устное (легкие случаи) и письменное сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное число и круглые
десятки чисел в пределах 10 000.
Деление с остатком.
Проверка арифметических действий.
Устное и письменное сложение и вычитание чисел, полученных при измерении двумя мерами стоимости, длины, массы,
времени.
Обыкновенные дроби.
Смешанные числа, их сравнение.
Основное свойство обыкновенных дробей.
Преобразования: замена мелких долей более крупными (сокращение), неправильных дробей целыми или смешанными
числами.
Сложение и вычитание дробей (и смешанных чисел) с одинаковыми знаменателями.
Простые арифметические задачи на нахождение дроби от числа, на прямую пропорциональную зависимость, на
соотношение: расстояние, скорость, время.
Составные задачи на встречное движение (равномерное, прямолинейное) двух тел.
Взаимное положение прямых на плоскости (пересекаются, в том числе перпендикулярные, не пересекаются, т. е.
параллельные), в пространстве: наклонные, горизонтальные, вертикальные.
Высота треугольника, прямоугольника, квадрата.
Геометрические тела – куб, брус.
Элементы куба, бруса: грани, ребра, вершины, их количество, свойства.
Масштаб: 1:1 000; 1:10 000; 2: 1; 10 : 1; 100 : 1.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ
Учащиеся должны знать:
десятичный состав чисел в пределах 1 000 000;
разряды и классы;
основное свойство обыкновенных дробей;
зависимость между расстоянием, скоростью и временем;
различные случаи взаимного положения прямых на плоскости и в пространстве;
свойства граней и ребер куба и бруса.
Учащиеся должны уметь:
устно складывать и вычитать круглые числа;
читать, записывать под диктовку, откладывать на счетах, калькуляторе, сравнивать (больше, меньше) числа в
пределах 1 000 000;
чертить нумерационную таблицу; обозначать разряды и классы; вписывать в нее числа;
округлять числа до любого заданного разряда в пределах 1 000 000;
складывать, вычитать, умножать и делить на однозначное число и круглые десятки числа в пределах 10 000,
выполнять деление с остатком;
выполнять проверку арифметических действий;
выполнять письменное сложение и вычитание чисел, полученных при измерении двумя мерами стоимости, длины
и массы;
сравнивать смешанные числа;
заменять мелкие доли крупными, неправильные дроби целыми или смешанными числами;
складывать, вычитать обыкновенные дроби с одинаковыми знаменателями;
решать простые задачи на нахождение дроби от числа, разностное и кратное сравнение чисел;
решать и составлять составные задачи на встречное движение двух тел;
чертить перпендикулярные прямые, параллельные прямые, на заданном расстоянии;
чертить высоту в треугольнике;
выделять, называть, пересчитывать элементы куба, бруса.
Наименование
раздела
программы и
количество
часов
№
урока
Тема урока
I четверть
Тип
урока
Словарь понятий,
терминов
Дата проведения
по плану
фактически
Нумерация.
1
Образование, запись, название чисел в
пределах 1000. Счёт равными числами:
5, 50, 500, 2, 20, 200, 25, 250, 500.
УИНМ
Натуральные числа,
целые, дробные
Таблица разрядов
Простые и
составные
числа.
2
Простые и составные числа.
УИНМ
Арифметически
е действия с
целыми
числами в
пределах 1000.
3
Сложение и вычитание чисел с
переходом через разряд в пределах
1000.
УИНМ
Сумма, разность.
Разряды числа.
4
Нахождение неизвестных компонентов
сложения и вычитания.
УИНМ
Слагаемое,
уменьшаемое,
вычитаемое,.
5
Умножение и деление на однозначное
число в пределах 1000.
УИНМ
Множимое,
множитель,
произведение
6
Решение задач на увеличение и
уменьшение в несколько раз.
УЗСЗ
7
Решение сложных примеров на
порядок действия со скобками и без
УЗСЗ
скобок.
8
Контрольная работа
по теме:
«Сложение и вычитание чисел с
переходом через разряд в пределах
1000».
УПОЗ
слагаемое, сумма,
вычитаемое,
уменьшаемое,
разность.
9
Работа над ошибками
КУ
Преобразование
чисел
полученных при
измерении
10
Преобразование чисел полученных при
измерении мерами массы, времени.
УИНМ
Масса, длина.
Таблица мер.
11
Письменное сложение и вычитание
чисел, полученных при измерении мер
стоимости, длины.
УИНМ
Ру мм; см; дм;
м;км.бли, копейки.
12
Письменное сложение и вычитание
чисел, полученных при измерении мер
массы.
УЗСЗ
.г; кг; ц; т.
13
Письменное сложение и вычитание
чисел, полученных при измерении мер
времени.
УИНМ
Секунда,
минута,час,сутки.
14
Решение задач на пропорциональную
зависимость
УИНМ
15
Решение задач на приведение к
единице
УИНМ
16
Решение задач на обратное приведение
к единице.
КУ
17
Нахождение части от числа
КУ
18
Решение задач на нахождение части от
числа
УИНМ
19
Решение уравнений на нахождение
неизвестного слагаемого
УИНМ
Слагаемое, сумма
20
Решение уравнений на нахождение
неизвестного уменьшаемого и
вычитаемого
Уменьшаемое,
вычитаемое,
разность.
Нумерация
многозначных
чисел.
21
Контрольная работа за I четверть
УПОЗ
.
22
Работа над ошибками
УЗСЗ
23
Нумерация многозначных чисел в
пределах 1000000. Разложение
многозначных чисел на разрядные
слагаемые. Округление чисел
УЗСЗ
Классы, разряды,
разрядные единицы,
разрядные
слагаемые. Таблица
классов и разрядов
24
Римская нумерация. Обозначение
чисел XIII-XX.
КУ
Римская нумерация.
Римские цифры.
Обозначение чисел I
—ХII, XIII -XX
Геометрический
материал
25
Геометрические фигуры
УИНМ
треугольник,
прямоугольник,
квадрат.
26
Геометрические тела
УИНМ
Куб, брус.
27
Ломаная линия. Построение ломаных
линий.
УИНМ
отрезок
28
Многоугольники
УИНМ
29
Прямоугольник
УИНМ
диагональ
30
Квадрат
КУ
диагональ
31
Окружность
УИНМ
Радиус, диаметр.
32
Контрольная работа
УПОЗ
II четверть
Письменное
сложение и
вычитание в
пределах 10000.
33
Письменное сложение и вычитание в
пр. 10000 с переходом через разряд в
разряде единиц и десятков.
УИНМ
слагаемое, сумма,
34
Сложение и вычитание с переходом
через разряд в разряде сотен.
Нахождение суммы трех слагаемых.
УЗСЗ
слагаемое, сумма,
вычитаемое,
уменьшаемое,
разность.
35
Вычитание в пределах 10000.
УЗСЗ
36
Вычитание из круглых тысяч с
проверкой.
УЗСЗ
37
Все случаи сложения и вычитания
УЗСЗ
38
Решение сложных примеров на
порядок действия со скобками и
без скобок.
КУ
слагаемое, сумма,
вычитаемое,
уменьшаемое,
разность.
39
Нахождение неизвестных компонентов
сложения и вычитания
УИНМ
слагаемое, сумма,
вычитаемое,
уменьшаемое,
разность.
40
Проверка сложения двумя способами
УИНМ
слагаемое, сумма,
вычитаемое,
уменьшаемое,
разность.
41
Проверка вычитания
УИНМ
42
Контрольная работа «Сложение и
вычитание в пр.10000».
УПОЗ
слагаемое, сумма,
вычитаемое,
уменьшаемое,
разность.
Сложение и
вычитание
чисел
полученных при
измерении.
43
Сложение и вычитание чисел,
полученных при измерении.
Преобразование чисел, полученных
при измерении 1: 10.
УИНМ
Таблицы величин.
Преобразование
чисел
44
Сложение и вычитание чисел,
полученных при измерении 1: 100
УИНМ
Метр, сантиметр,
центнер, рубль.
45
Сложение и вычитание чисел,
полученных при измерении 1:1000
УИНМ
Километр, тонна.
46
Сложение и вычитание чисел,
полученных при измерении времени.
УИНМ
Секунда, минута,
час, сутки.
Обыкновенные
дроби
47
Обыкновенные дроби, основное
свойство дроби,
УИНМ
Дроби,
обыкновенные
дроби.
48
Преобразование дробей.
УИНМ
49
Образование смешанного числа,
сравнение смешанных чисел.
УИНМ
Обыкновенные
дроби.
50
Нахождение одной доли от числа
УЗСЗ
51
Нахождение нескольких долей числа.
УЗСЗ
Числитель,
знаменатель
52
Решение задач на нахождение доли от
числа.
УПОЗ
53
Контрольная работа за полугодие
УПОЗ
54
Работа над ошибками
УЗСЗ
55
Решение задач на нахождение
нескольких долей от числа
Числитель,
знаменатель
56
Решение примеров и задач на на
нахождение нескольких долей от числ
Геометрический
материал 7 ч.
57
Взаимное положение прямых на
плоскости.
УЗСЗ
Плоскость, прямая,
положение прямых
на плоскости.
58
Треугольники
УИНМ
Высота, высота
треугольника(┴)
59
Высота треугольника
УИНМ
60
Параллельные прямые
УИНМ
Параллельные(||)
61
Построение параллельных прямых на
определённом расстоянии друг от
друга.
УИНМ
Параллельные(||)
62
Построение параллельных прямых на
нелинованной бумаге.
УЗСЗ
Параллельные(||)
63
Построение параллельных прямых на
нелинованной бумаге
КУ
64
Контрольная работа
УПОЗ
III четверть
Сложение и
вычитание
обыкновенных
дробей с
одинаковыми
знаменателями.
5 ч.
65
Сложение и вычитание обыкновенных
дробей с одинаковыми знаменателями.
УИНМ
Дробь, числитель,
знаменатель.
66
Вычитание обыкновенных дробей из
единицы 1
−
2
9
=¿
УИНМ
Дробь, числитель,
знаменатель,
преобразование.
67
Вычитание обыкновенных дробей из
целого числа
2
−
3
4
=
УИНМ
68
Решение задач на выполнение
действий с дробями.
КУ
69
Контрольная работа по теме
«Сложение обыкновенных дробей с
одинаковыми знаменателями».
УПОЗ
Сложение и
вычитание
70
Сложение смешанных чисел.
УИНМ
Смешанное число,
целая и дробная
смешанных
чисел. 9ч.
часть, числитель,
знаменатель.
71
Вычитание смешанных чисел.
УИНМ
72
. Сложение и вычитание смешанных
чисел с преобразованием.
УЗСЗ
73
Вычитание смешанных чисел из числа
вида
5
−
1
1
2
5
−
1
1
2
УИНМ
74
Вычитание смешанных чисел из
числа вида 2
1
4
−
3
4
=
УИНМ
75
Вычитание смешанных чисел из числа
вида 5
1
4
− 1
3
4
=
УИНМ
76
Нахождение значений выражений в
несколько действий со скобками и без
скобок.
УИНМ
77
Решение составных задач на действия
со смешанными числами.
УЗСЗ
78
Контрольная работа по теме
«Сложение и вычитание смешанных
чисел».
УПОЗ
Решение задач
на движение6ч.
79
Решение задач на движение.
Нахождение расстояния.
УИНМ
Движение,
скорость, время,
расстояние.
80
Решение задач на движение.
Нахождение времени и скорости.
УИНМ
81
Составление и решение задач на
нахождение скорости, времени и
расстояния.
УИНМ
82
Решение задач на встречное движение.
УИНМ
Встречное
движение.
83
Закрепление. Решение задач на
встречное движение.
УЗСЗ
84
Контрольная работа по теме «Задачи
на движение».
УПОЗ
Умножение
многозначных
чисел на
однозначное
число.
85
Умножение многозначных чисел на
однозначное число. Решение
составных задач на увеличение и
величин в несколько раз.
УИНМ
Множимое,
множитель,
произведение.
86
Решение выражений в несколько
УИНМ
действий со скобками и без скобок
87
Умножение многозначного числа на
круглые десятки.
УЗСЗ
88
Контрольная работа по теме
«Умножение многозначных чисел».
УПОЗ
Деление
многозначных
чисел на
однозначное
число.
89
Деление многозначных чисел на
однозначное число вида 4972 : 4 =
9420 : 6 =
УИНМ
90
Деление многозначных чисел на
однозначное число, когда в частном
получается ноль 3249 : 3 = ; 5224 : 4
УИНМ
Делимое, делитель,
частное.
91
Деление многозначных чисел на
однозначное число вида 4600: 8 =
УЗСЗ
92
Деление на круглые десятки.
УЗСЗ
93
Контрольная работа за
III четверть
УПОЗ
94
Работа над ошибками Деление с
КУ
остатком
Геометрический
материал
95
Взаимное положение прямых в
пространстве.
УЗСЗ
96
Уровень и отвес.
УИНМ
Уровень и отвес.
97
Геометрические тела
УИНМ
Геометрические
тела, ребро, грань,
высота, вершина,
смежная грань,
противоположная
грань.
98
Куб. Свойства куба.
УИНМ
99
Брус. Свойства бруса.
УИНМ
Брус. ребро, грань,
высота, вершина,
смежная грань,
противоположная
грань.
100
Измерение куба и бруса
УЗСЗ
101
Шар.
УИНМ
Окружность, круг,
радиус, диаметр.
102
Масштаб
УИНМ
103
Решение задач по теме масштаб
УИНМ
104
Контрольная работа
УПОЗ
IV четверть
Повторение.
Нумерация в
пределах
1000 000.
105
Нумерация в пределах 1000000.Состав
числа. Таблица разрядов. Сравнение
чисел. Округление чисел.
УЗСЗ
Натуральные числа,
целые, дробные
числа.
Сложение и
вычитание
многозначных
чисел. 3ч
106
Сложение и вычитание многозначных
чисел.
УЗСЗ
слагаемое, сумма,
вычитаемое,
уменьшаемое,
разность.
107
Решение простых и составных задач на
увеличение и уменьшение величин.
УЗСЗ
108
Решение уравнений на нахождение
неизвестных компонентов сложения и
вычитания
УЗСЗ
слагаемое, сумма,
вычитаемое,
уменьшаемое,
разность.
Умножение и
деление
многозначных
109
Умножение многозначных чисел на
однозначное число
УЗСЗ
Множимое,
множитель,
произведение
чисел.10ч.
110
Решение составных задач на
увеличение и величин в несколько раз.
УЗСЗ
Множимое,
множитель,
произведение
111
Деление многозначных чисел на
однозначное число.
УЗСЗ
Делимое ,делитель,
частное.
112
Решение составных задач. на деление
многозначных чисел на однозначное
число
УЗСЗ
Делимое ,делитель,
частное.
113
Решение сложных примеров без
скобок на деление многозначных
чисел на однозначное число
УЗСЗ
Делимое ,делитель,
частное.
114
Решение сложных примеров со
скобками на деление многозначных
чисел на однозначное число.
УЗСЗ
Делимое ,делитель,
частное.
115
Деление на круглые десятки.
УЗСЗ
Делимое ,делитель,
частное.
116
Деление с остатком.
УЗСЗ
Делимое ,делитель,
частное.
117
Составление и решение выражений на
умножение и деление многозначных
чисел.
УЗСЗ
118
Контрольная работа «Умножение и
деление на однозначное число».
УПОЗ
119
Действия с числами, полученными при
измерении.
УЗСЗ
120
Решение задач с числами,
полученными при измерении.
УЗСЗ
121
Действия с обыкновенными дробями.
УЗСЗ
Числитель,
знаменатель
122
Действия со смешанными числами.
УЗСЗ
Смешанное число,
целая и дробная
часть, числитель,
знаменатель.
123
Решение задач на движение.
УЗСЗ
Движение,
встречное
движение, скорость,
время, расстояние.
124
Контрольная работа за год.
Движение,
скорость, время,
расстояние.
125
Работа над ошибками. Нахождение
одной и нескольких долей числа.
УЗСЗ
целая и дробная
часть, числитель,
знаменатель.
126
Решение задач на встречное движение.
УЗСЗ
127
Нахождение одной и нескольких долей
числа. Решение задач на части
УЗСЗ
Геометрический
материал.
128
Геометрические фигуры.
УЗСЗ
129
Углы. Виды углов.
УЗСЗ
Прямоугольный,
тупоугольный,
остроугольный
130
Построение геометрических фигур
УЗСЗ
131
Взаимное положение фигур на
плоскости.
УЗСЗ
132
Решение задач по теме «Масштаб
УЗСЗ
133
Измерения тел (куб, брус).
УЗСЗ
Геометрические
тела, ребро, грань,
высота, вершина,
смежная грань,
противоположная
грань.
134
Треугольники
УЗСЗ
135
Окружность круг
УЗСЗ
Радиус диаметр
136
Контрольная работа
УПОЗ
ИТОГО ЗА ГОД: 136 часов.