Напоминание

Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие формы причастий.


Автор: Григорян Татьяна Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ г. Керчи РК
Населённый пункт: город Керчь
Наименование материала: Разработка модуля по русскому языку для 7 класса
Тема: Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие формы причастий.
Раздел: среднее образование





Назад




Модуль № 7

Дата: 7-Г- 22.09. 7-Д- 24.09

Русский язык

Тема. Действительные и страдательные причастия.

Полные и краткие формы причастий.

Цель: дать учащимся понятие о действительных и страдательных причастиях; формировать умение

различать действительные и страдательные причастия в тексте и в речи; развивать внимание, умение

логически мыслить и последовательно рассуждать.

Планируемые образовательные результаты

Предметные результаты: различать действительные и страдательные причастия, используя алгоритм

рассуждения; правильно находить границы причастного оборота; обнаруживать и исправлять

орфографические и пунктуационные ошибки.

Личностные УУД: формулировать и аргументировать собственное мнение; устанавливать связь

между целью деятельности и ее результатом; понимание причин успеха/неуспеха в учебной

деятельности.

Регулятивные УУД: высказывать свое предположение на основе учебного материала; проговаривать

алгоритм определения вида причастия; осуществлять самоконтроль.

Познавательные УУД: находить нужную информацию; проводить наблюдение, анализ, выдвигать

предположения и осуществлять их экспериментальную проверку;

выстраивать логическую цепь рассуждений – анализ объектов с целью выделения признаков;

контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; формулирование и аргументация своего

мнения и позиции; уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи; учиться критично

относиться к собственному мнению.

Ход модуля

УЭ 0. Организационный момент.

УЭ 1.Мотивация учебной деятельности.

? по теме

УЭ 2.Актуализация опорных знаний.

2.1. Пунктуационная разминка.

Дождь, моросивший весь день, прекратился, облака понемногу рассеялись. Деревья, измученные

дождями и ветрами, нежатся на солнце. Суровое северное поморье, долго спавшее под снегом,

проснулось под теплыми лучами весеннего солнца и зазеленело...Развалины, едва различимые при

свете звезд, встретили нас молчанием. Хорошо работающая память связана с умением наблюдать,

быть внимательным и сосредоточенным. Выступивший по телевидению президент рассказал о новых

указах. Выращенные в теплице овощи менее полезны, чем грунтовые. Учебники, полученные в

начале года, должны быть сданы на перерегистрацию.

2.2.Входной контроль.

Спишите предложения, обозначьте причастные обороты.

Дорога затенённая деревьями извивается около горы. Марья Кирилловна взволнованная свиданием

с Дубровским возвращается из сада. Недавно расчищенная дорожка скоро вывела нас из липовой

рощи. Книга прочитанная с увлечением содержит много интересного.

УЭ 3.Постановка цели и задач модуля.

УЭ 4. Изучение нового материала.

4.1. Лингвистическое наблюдение.

Однажды Маша разбила вазу.

Но когда пришел папа и спросил, кто это сделал, Маша закричала: «Ваза разбилась сама!»

Образуйте от глагола причастия:

разбившаяся ваза и разбитая девочкой ваза

В первом случае ваза разбилась сама. Во втором – ее разбила девочка.

Разбившаяся – это действительное причастие

Разбитая – это страдательное причастие.

Действительное причастие – от слова «действовать» – обозначает признак, который возник в

результате действия самого предмета.

Апельсины, лежащие на столе – те, которые лежат, –действительное причастие.

Апельсины, положенные на стол - те, которые положены кем-то,- страдательное причастие.

К действительным причастиям в тексте легко подставить слово «сам» (или «сама», «само», «сами»).

А вот страдательные причастия ничего сами делать не хотят. За них все делают существительные

творительного падежа, которые легко к ним присоединяются.

Увидевший - увиденный; несущий – принесённый.

Причастие

Настоящее время

Прошедшее время

Действительное

-УЩ-, -ЮЩ-

- АЩ- , -ЯЩ-

-ВШ-

-Ш-

Страдательное

-ОМ-, -ЕМ-, -ИМ-

-НН-, -Т-, -ЕНН-

4.2. Изучение теоретического материала учебника с.38

4.3. «Найди лишнее»

1.Увядающий,формирующий,колотый,надеющийся.

2.Присевший,притихший,думавший,скрываемый.

3.Выполняемый,взволнованный,повисший,читаемый.

4.Подгоняемый, задетый, озаренный, рисующий.

4.4. Объяснительный диктант.

Спишите предложения, обозначьте причастные обороты, укажите разряд причастий.

После брызнувшего утром дождя я впервые почувствовал аромат леса. Ребята увидели Петю

бежавшего вверх по улице. Между шкафов были проходы заваленные грудами книг. Перед нами

расстилалась степь усеянная искрами. Послышались звуки грузовика пробирающегося по посёлку.

Разбитое ветром поле льда двинулось к югу.

4.5.Упражнение 73 (устно)

4.6. Изучение теоретического материала учебника с.40-41

4.7. Упражнение 78

4.8. Упражнение 79 (орфоэпия)

Ж.р. кратких стр. прич. ударение на окончание

4.9. Диктант-преобразование.

Д С

Тучка, закрывающая солнце. Мальчик, поймавший рыбу. Человек, разрезающий ленту.

Девочка, забывшая игрушку. Учитель, проверяющий тетрадь. Садовник, вырывший яму. Ученик,

выполнявший работу.

Подведение итогов модуля.

Рефлексия.

Оценивание

Домашнее задание.

§10,11+с.42 слова

Б.у.- упр.77

П.у.- упр.71

В.у.- упр.80,упр.72(задание 3)

Действительные и страдательные причастия.

Полные и краткие формы причастий.

1. Входной контроль.

Спишите предложения, обозначьте причастные обороты.

Дорога затенённая деревьями извивается около горы. Марья Кирилловна взволнованная свиданием

с Дубровским возвращается из сада. Недавно расчищенная дорожка скоро вывела нас из липовой

рощи. Книга прочитанная с увлечением содержит много интересного.

2. Работа со схемой

Причастие

Настоящее время

Прошедшее время

Действительное

-УЩ-, -ЮЩ-

- АЩ- , -ЯЩ-

-ВШ-

-Ш-

Страдательное

-ОМ-, -ЕМ-, -ИМ-

-НН-, -Т-, -ЕНН-

3. Задание «Найди лишнее»

1.Увядающий,формирующий,колотый,надеющийся.

2.Присевший,притихший,думавший,скрываемый.

3.Выполняемый,взволнованный,повисший,читаемый.

4.Подгоняемый, задетый, озаренный, рисующий.

4.Объяснительный диктант.

Спишите предложения, обозначьте причастные обороты, укажите разряд причастий.

После брызнувшего утром дождя я впервые почувствовал аромат леса. Ребята увидели Петю

бежавшего вверх по улице. Между шкафов были проходы заваленные грудами книг. Перед нами

расстилалась степь усеянная искрами. Послышались звуки грузовика пробирающегося по посёлку.

Разбитое ветром поле льда двинулось к югу.

5. Диктант-преобразование.

Д С

Тучка, закрывающая солнце. Мальчик, поймавший рыбу. Человек, разрезающий ленту.

Девочка, забывшая игрушку. Учитель, проверяющий тетрадь. Садовник, вырывший яму. Ученик,

выполнявший работу.



В раздел образования