Напоминание

Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности дошкольников


Автор: Кузяева Анна Александровна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ МО г.Краснодар "Детский сад №98"
Населённый пункт: Краснодарский край г.Краснодар
Наименование материала: статья
Тема: Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




1.1.3

Использование

здоровьесберегающих

технологий

в

музыкальной деятельности дошкольников

Одной из важнейших задач нашего общества является формирование

жизнеспособного, здорового подрастающего поколения. В условиях

неблагоприятной экологической обстановки, неустойчивых социальных

условий проблема здоровья детей является особенно актуальной, и начинать

решать эту важную проблему необходимо с самых первых дней жизни

ребенка. Именно в этот возрастной период закладываются основы здоровья

человека, вырабатывается сопротивляемость организма к неблагоприятным

воздействиям окружающей среды. Решение проблем здоровья детей и его

сбережения работа не одного дня и одного человека, а целенаправленная,

систематически спланированная деятельность всего коллектива

образовательного учреждения на длительный период в непосредственно

тесном контакте с родителями дошкольников.

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед

педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и

обучения. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в

детском саду. В этом деле нет мелочей. Вся жизнедеятельность ребёнка в

дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и

укрепление здоровья.

Оздоровительные занятия способствуют решению следующих задач:

1) Сохранению и укреплению здоровья детей;

2) Развитию сенсорных и моторных функций;

3) Формированию потребности в двигательной активности;

4) Профилактике нарушений опорно –двигательного аппарата, зрения,

простудных заболеваний;

5) Приобретению навыка правильного дыхания;

6) Развитию интеллектуальных функций (мышления, памяти, воображения,

внимания, восприятия, ориентировки в пространстве);

7) Развитию эмоционально–волевой сферы и игровой деятельности;

8) Формированию гармоничной личности (умения дружить, чувства

уважения, доброты, самокритичности и др.).

Важнейшая роль отводится музыке. Недаром немецкий композитор и

педагог Карл Орф говорил, что «разговаривать с детьми надо музыкой».

Научными исследованиями доказано: любой звук вызывает у человека

сокращение мускулатуры. Восприятие и понимание музыки заключается в

ощущении её связками, мышцами, дыханием, движением.

Музыкальный руководитель обязательно должен учитывать возрастные

особенности психического развития детей каждой возрастной группы.

Занятия следует проводить в просторном, хорошо проветренном, убранном

помещении. Одежда детей должна быть удобной, не стесняющей их

движений и не вызывающей перегрева, обувь - мягкой и хорошо укреплённой

на ногах.

Музыкальное воспитание может быть результативным, когда оно

опирается на комплекс различных видов и форм музыкальной деятельности,

тесно связанных между собой: пение, слушание музыки, музыкально –

ритмические движения, игра на детских инструментах.

Музыкально – ритмическая деятельность составляет примерно 40 -50%

объёма заданий каждого музыкального занятия, в первой части которой

выполняются упражнения, способствующие освоению определённых

танцевально – игровых элементов, тренирующих в чёткой ритмичной

передаче основных движений (ходьба, бег), помогающих ориентироваться в

выполнении различных построений. После пения и слушания музыки

проводятся игры, пляски, хороводы.

По тому, как ребёнок ходит, бегает, прыгает, можно судить о его

физическом развитии, умении координировать движения, эмоциональном

настроении. Если у ребёнка плохо развиты основные движения, то с ним

весьма трудно разучивать танцы и игры: все они включают ходьбу, бег или

прыжковые движения. Чем больше двигательный опыт ребёнка, тем больше

уверенности он приобретает. Кроме того, движения служат стимулом для

созревания нервных связей. Ограничение ребёнка в движении может явиться

одной из причин задержки его психического развития.

Музыкально - ритмические упражнения способствуют формированию:

1) опорно–двигательного аппарата;

2) хорошей осанки;

3) пластики, гибкости и растяжки;

4) умению двигаться согласованно с музыкой.

Дошкольник пластичен, поэтому можно исправить все виды патологий. Но

можно и навредить. К сожалению, мы никак не отойдём от практики

затягиваний, например, весьма продолжительное чтение стихов на

празднике. Длительная статика категорически вредна. Больше 1 – 1,5 минут

нельзя сидеть или стоять в одной позе. Вредны длительные упражнения,

дающие большую нагрузку на опорно – двигательный аппарат. Нельзя

перегружать локоть, лодыжки, коленки, пяточную кость. Следует до конца

выпрямляться после наклонов, поворотов; постоянно следить за дыханием.

Работая с детьми над ритмическими упражнениями, педагог должен

добиваться точного выполнения движений, следить за правильностью

осанки. Нарушения осанки сказываются не только на внешнем виде ребёнка,

но и на его здоровье: неправильное положение тела ведёт к сужению грудной

клетки и искривлению позвоночника, что затрудняет работу сердца и лёгких.

Основные требования к осанке заключаются в следующем: плечи опущены и

отведены несколько назад, голова приподнята, спина прямая, грудная клетка

выступает вперёд, живот подтянут. Профессор Крестовников в своей книге

«Очерки о физиологии физических упражнений» писал, что движения,

совершаемые под музыку, выполняются легче, дыхательный аппарат работает

более энергично, увеличивается глубина дыхания, повышается поглощение

кислорода.

Пение является основным средством музыкального воспитания. Дети

любят петь и охотно поют. При соблюдении гигиенических условий, то есть

при проведении занятия в проветренном чистом помещении, пение

способствует развитию и укреплению лёгких и всего голосового аппарата. По

мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики.

Голосовой аппарат отличается от голосового аппарата взрослого. Гортань с

голосовыми связками в 2-3 с половиной раза меньше, чем у взрослого.

Голосовые связки тонкие, короткие. Звук, образовавшийся в гортани, - очень

слабый. Он усиливается резонаторами. Различают верхний головной

резонатор (полости глотки, рта и носа) и нижний, грудной (полости трохей и

бронхов). У детей грудной резонатор развит слабо, преобладает головной.

Поэтому детский голос очень лёгкий, не сильный, но часто звонкий.

Диапазон (объём голоса) от нижнего до верхнего звука очень небольшой.

Наиболее лёгкие, естественные, ненапряжённые звуки, так называемые

«примарные», обнаруживаются у всех детей при тихом пении в среднем

регистре в пределах ми1 – си1. Нижний звук до1 звучит напряжённо и надо

избегать давать его детям.

При обучении дошкольников пению надо следить за тем, как дети сидят,

стоят, держат корпус, голову, как открывают рот. Во время пения дети 5-6 лет

должны сидеть прямо, не прислоняясь к спинкам стульев, т.к. в таком

положении у них лучше работают дыхательные мышцы. При слушании

музыки дети могут прислоняться к спинкам стульев. Дети 2-3-4 лет могут

сидеть, опираясь на спинки стульев, ноги ставят прямо на пол, руки кладут на

колени, ближе к туловищу. Голову держат прямо, не напрягая и не вытягивая

шею. Рот надо открывать вертикально, а не в ширину во избежание

крикливого, «белого» звука. Нижняя челюсть должна быть свободна, губы –

подвижны, упруги. Разучивают песни дети всегда сидя. Разученные песни

следует петь стоя, т.к. при этом дыхательные мышцы, даже у трёхлетних

детей, работают лучше и звучность пения заметно улучшается. При пении

стоя голова держится прямо, руки опущены. При пении надо чередовать

положения «сидя», «стоя». Постоянное пение стоя утомляет детей, мешает

созданию спокойной удобной обстановки. Длительное пение сидя так же

вредно, т.к. вызывает застой крови, главным образом в нижней части тела.

При пении сидя недостаточно расширяется грудная клетка, слабо работают

дыхательные мышцы, что ведёт за собой ослабленное поверхностное

дыхание. Смена положений при пении является своего рода разрядкой и

снижает утомление, если таковое появляется. Музыкальный руководитель,

воспитатели должны не только знать репертуар детских песен, владеть

методикой пения, но и уметь беречь детский голос. Они следят за тем, чтобы

дети пели естественным голосом, не форсируя звука, не говорили слишком

громко, и сами не должны громко говорить с детьми. Заботясь о создании

спокойной обстановки, об уменьшении шума в группе, воспитатель тем

самым оберегает детский голос. Крик, шум портит голос, притупляет слух

детей и отрицательно влияет на их нервную систему.

Для закрепления певческих навыков нужно, чтобы песня звучала не только

в стенах детского сада, но и в домашней обстановке. Поэтому воспитатели,

музыкальные руководители должны проводить соответствующую работу с

родителями, показывая им рекомендованные детские песни, объясняя вред

крикливого детского пения, громкого разговора, особенно на улице в сырую

холодную погоду. Надо указать родителям и на то, чтобы они не позволяли

детям, во избежания простуды, пить холодную воду и есть мороженое в

разгорячённом состоянии. Не следует поощрять пение детьми песен для

взрослых с большим диапазоном, которые они слышат по телевизору, радио.

Пение таких песен, особенно громкое их исполнение, наносит вред слабым

голосовым связкам ребёнка.

Ведущими целями «Программы воспитания и обучения в детском саду»

под редакцией М. Васильевой, В. Гербовой, Т.Комаровой является создание

благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком

дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности,

всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с

возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребёнка к

жизни в современном обществе. Составители программы основывались на

важнейшем дидактическом принципе – развивающем обучении и научном

положении Л.С. Выготского о том, что правильно организованное обучение

«ведёт» за собой развитие. Именно это я постаралась положить в основу

своей работы.

В «Методике музыкального воспитания» Н. Ветлугина пишет, что пение

развивает голосовой аппарат, речь, укрепляет голосовые связки, регулирует

дыхание. Ритмика улучшает осанку ребенка, координацию, уверенность

движений. Таким образом, музыка – это одно из средств физического

развития детей. Музыкальное развитие ребенка в аспекте физического свою

давнюю историю.

Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует на общее

состояние человека, вызывает реакции, связанные с изменением

кровообращения, дыхания. В.М. Бехтерев доказал, что музыка может

вызывать и ослаблять возбуждение организма. П.Н. Анохин сделал вывод о

положительном влиянии мелодического и ритмического компонентов музыки

на работоспособность или отдых человека.

Положительное влияние музыки на здоровье человека отмечалось и в

исторических трудах великих ученых. Аристотель считал музыку средством

воздействия на психику человека. Его учение раскрывало представления о

внутреннем мире человека и возможностях влияния на него при помощи

искусства. Пифагор разработал понятие-учение об эвритмии, которая

понималась как – «способность человека находить верный ритм во всех

жизненных проявлениях»- не только в пении, танце и игре на музыкальных

инструментах, но и в мыслях, поступках, речах. Именно от Пифагора пошла

традиция сравнивать, общественную жизнь с музыкальным ладом,

оркестром, где каждому человеку, подобно инструменту в оркестре отведена

своя роль. Великий Платон считал, что «сила государства находится в прямой

зависимости от того в каких ладах и ритмах в нем звучит музыка.

Итак, музыка благоприятна для организма в целом, она является одним из

средств физического воздействия на организм человека, (в дошкольном

учреждении на физическое развитие ребенка.) Здоровьесберегающие

технологии (дыхательная гимнастика, пальчиковые и речевые игры,

ритмопластика) используемые на музыкальных занятиях развивают не только

музыкальные способности, но и помогают развивать и укреплять здоровье

ребенка.

Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование

на каждом музыкальном занятии здоровьесберегающих технологий.

1) валеологические песенки-распевки

Песенки-распевки проводятся в начале занятия, поднимают настроение,

задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают

эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению. Каждое

музыкальное занятие начинается с таких песенок–распевок, Любая веселая

мелодия поднимает детям настроение, улучшает эмоциональный настрой.

2) логоритмические распевки и упражнения

Логоритмика- комплексная методика, включающая средства логопедического,

музыкально – ритмического и физического воспитания – один из разделов

лечебной ритмики, созданной на основе методики музыкально–ритмического

воспитания Э.Жак-Далькроза.

Комплекс распевок и упражнений логопедической ритмики направлен на

преодоление речевых нарушений путем развития и коррекции двигательной

сферы в сочетании со словом, музыкой, движением.

В связи с тем, что у детей с каждым годом идет тенденция к снижению

уровня речевого развития, а это напрямую связано с музыкальным

воспитанием (правильная артикуляция), то мной создана картотека

логоритмических распевок, игр, речевых игр. Широко используются

материалы таких авторов, как М. Картушина, Т. Овчинникова, К. Орф, Е.

Макшанцева.

Например, в средней группе мною используются упражнения на основе

фольклора – это потешки: «Солнышко», «Огуречик», «Зайка», «Мыши» и др.

В старшей группе используются речевые упражнения: «Осенины», «В доме

моем тишина», «Ворона», «Солнышко-колоколнышко», «Герасим –

грачевник», «Шире круг» и др.

Ряд других логоритмических упражнений созданы мной на основе

динамических пауз с добавлением мелодий и используются, как

разновидность распевок с движением. Например, «Огород», «Кошка»,

«Облако», «Утром гномы», и др. Картотека создана на основе гимнастики в

стихах из журналов «Дошкольного воспитания».

В подготовительной группе используются игры и упражнения М.

Картушиной «Быть здоровыми хотим», а также упражнения из картотеки –

«Зимние развлечения», «Поспи и попляши», «На грядке и на ветке»,

«Подарки», «Липы», «В огороде», «Коровушка», «Динь – дон»,

«Закружились, завертелись» и т.д.

3) дыхательная гимнастика

Дыхательная гимнастика положительно влияет на обменные процессы,

играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;

способствуют восстановлению центральной нервной системы; улучшает

дренажную функцию бронхов; восстанавливает нарушенное носовое

дыхание;

Очень часто встречаются нарушения дыхательной функции (подъем грудной

клетки вверх и втягивание живота на вдохе, слишком большой вдох,

учащенность дыхания, укороченность выдоха, неумение делать незаметный

добор воздуха). Суть дыхательной гимнастики – в осознанном управлении

всеми фазами акта дыхания через тренировку дыхательных мышц и

регулировку работы дыхательного центра. Это упражнения Беляковой Л.И. ,

Семеновой Н., Стрельниковой А.Н. и др., которые отобраны мной в картотеку

и систематизированы для поэтапного использования. Например, старшая

группа: сентябрь – упражнение «Зоосад», октябрь – «Знакомство», ноябрь –

«Веточка», декабрь – «Певец», январь – « Снежинка», февраль – «Свечи»,

март – «Шарик», апрель – «Аист», май – «Ракета».

4) психогимнастика и театральные этюды

Начиная со второй младшей группы, на занятиях используются

вышеназванные технологии для создания положительного эмоционального

фона, когда помимо изучения самих эмоций, происходит: развитие

эмоциональной сферы, сплочение коллектива, развитие нравственности,

ответственности, сопереживания другим людям, более тонкое чувствование

внутреннего мира других людей, развитие творчества, внимания,

самоконтроля и т. д.. Для каждой возрастной группы создана картотека на

основе журналов «Дошкольное воспитание» таких авторов, как Чистякова,

Сорокина и др.. Например, подготовительная группа: сентябрь – «Круглые

глаза», «Карлсон», октябрь – «Раздумье», «Негаданная радость», ноябрь –

«Битва», «Грязь», декабрь – «Ласка», «Тише», январь – «Два клоуна»,

«Разъяренная медведица», февраль – «Кривляка», «Разное настроение», март

–«Гадкий утенок», «Чунга – Чанга», апрель – «Три характера», «»Удивление»,

май – «Страх», «Валерка».

В каждой возрастной группе разучиваются коммуникативные танцы и игры

на развитие соответствующего качества, что напрямую связано с развитием

эмоциональной сферы. Например, в средней группе – «Здравствуй, друг!», в

старшей – «Потанцуй со мной, дружок!», в подготовительной - «Хоровод

дружбы» и др.

5)

артикуляционная гимнастика

Основная цель артикуляционной гимнастики – выработка качественных,

полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному

произнесению фонем. Упражнения способствуют тренировке мышц речевого

аппарата, ориентированию в пространстве. В результате этого повышаются

показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются

музыкальная память, внимание.

Сюда же относится и мимическая гимнастика. На занятиях используются

упражнения из книги Абелян Л. «Как Рыжик научился петь», а также из

сборника Арсеневской О. «Система музыкально-оздоровительной работы в

детском саду».

6)

оздоровительные и фонопедические упражнения

Разработки В. Емельянова, М. Картушиной способствуют развитию носового,

диафрагмального, брюшного дыхания, стимулированию гортанно-глоточного

аппарата и деятельности головного мозга. В работе используются

оздоровительные упражнения вышеназванных авторов. Например, такие

упражнения, как «Наше оружие», «Весенние голоса», «Метель», «Резиновая

игрушка», «Страшная сказка» и др.. Такие оздоровительные упражнения, как

всевозможные тренинги, физкультпаузы способствуют развитию

осмысленности, обогащению воображения, созданию позитивного

психосоматического состояния, ценностного отношения к своим и чужим

психическим и физическим возможностям, осознания их значимости и

уникальности. Наиболее эффективны такие тренинги, как «Я - доктор»,

«Преодоление трудностей», «Я все могу», «Лепим руку».

7)

игровой массаж

Тысячи лет назад тибетские врачеватели установили: нам приятно хлопать в

ладоши, ходить босиком, т. к. это бессознательно посылает положительные

сигналы внутренним органам. Делая самомассаж определенной части тела,

ребенок воздействует на весь организм в целом.

Обучение простейшим массажным приемам происходит в игре. На

музыкальных занятиях массаж проводится под музыку, либо песенку, либо

под стихотворение,либо просто под текст. Наиболее эффективными являются

массажи биологически активных зон в периоды неблагоприятных природных

условий, особенно – это осень – весна. Очень нравятся детям

коммуникативные массажи, такие, как «Дружок», «Твои ручки хороши, а у

соседа лучше». Детям младшего возраста предлагаются массажи «Дождик»,

«Вот они, ручки». И плавно переходим к пальчиковым играм, как одному из

компонентов массажа вообще. Игровой массаж — нормализует

вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата. Снижается

частота заболеваний верхних дыхательных путей.

8)

пальчиковые игры

Важное место на музыкальных занятиях занимают пальчиковые игры и

упражнения, которые исполняют как стихи или под музыку. Игры развивают

речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные

способности пальцев рук. Упражнения на развитие мелкой моторики -

«Барабанщики», «Молоточек и топорик», «Цветочек», «Стирка»,

«Фонарики», «Веселые брызги» и многие другие (автор Е. Рогожина) –

выполняются без слов, только под музыку. По словам немецкого философа

Канта: «Рука – это выведенный наружу мозг». Работа мелких мышц руки

аналогична работе высших отделов коры головного мозга, обеспечивающих

работу мысли и функций речи. Этой задаче подчинены и пальчиковые игры,

используемые мной, как физкультурные паузы, поскольку они очень нравятся

детям, потому что привлекательны по тексту. Например, «На блины»,

«Утречко» и многие другие из созданной картотеки.

Пальчиковые игры позволяют разминать, массировать пальчики и ладошки,

благоприятно воздействуя на все внутренние органы, развивают речь ребенка,

двигательные качества, повышают координационные способности пальцев,

формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного русского

народного творчества.

9) речевые игры.

Использование на занятии речевых игр развивает музыкальный слух, речевой

слух. Основой служит детский фольклор. В речевых играх текст поется или

декламируется хором, соло или дуэтом.

10)

музыкотерапия

Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет ребенка,

снижает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль,

восстанавливает спокойное дыхание. Музыкотерапия очень эффективна в

коррекции нарушений общения, она помогает установлению эмоционального

диалога часто даже в тех случаях, когда другие способы исчерпаны.

Пользуясь своим опытом работы, я позволила себе отобрать к применению на

практике из огромного предложенного программами музыкального материала

только те музыкальные произведения, которые отвечают вышепоставленным

задачам. Произведения предпочтительно исполнять «вживую», кроме,

конечно, оркестровой музыки.

Наиболее удачными в музыкотерапии считается прослушивание следующих

произведений – Бетховен «Лунная соната», «К Элизе», Огинский «Полонез»,

Грибоедов «Вальс». Именно эта музыка используется во время релаксации на

занятиях. У нас музыка звучит утром, в течение всего дня. Дети в группе

играют и слушают музыку.

11) музыкально – оздоровительные досуги

(проводятся один раз в квартал для всех групп)

Это также практическое применение здоровьесберегающих технологий, но в

виде развлечения и как своеобразный очередной этап в музыкально-

оздоровительной работе в детском саду.

К задачам данных досугов относятся:

- способствовать сохранению и укреплению здоровья дошкольников;

- формировать у детей позицию признания ценности здоровья, чувства

ответственности за его укрепление, расширять знания и навыки по

гигиенической культуре;

- развивать музыкальные и творческие способности, физические качества

детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями;

- проводить в игровой форме профилактику заболеваний верхних

дыхательных путей, заболеваний опорно – двигательного аппарата, зрения,

слуха и т.д.;

- улучшить эмоциональное благополучие каждого ребенка.

План музыкально-оздоровительных досугов - это проект, рассчитанный на

три года (для данного детского сада).

Первый год: «В гости к дядюшке Ау», «Зимнее путешествие Колобка»,

«Зимние олимпийские игры», «Вокруг света».

Второй год: «Репка», «Семеро козлят», «Про куклу», «В гостях у Водяного».

Третий год: «Тит и Варфоломей», «Путешествие в джунгли»,

«Морское царство», «Птичий праздник».

При разработке сценариев досугов мною используются оздоровительные

сценарии М.Ю. Картушиной. Естественно, каждый сценарий адаптируется,

проводится подготовка и детей (каждая группа разучивает песню на тему

здоровья, гигиены, спорта и т. д.), и взрослых (в каждом досуге участвует

какой-либо сказочный персонаж). В проведении музыкально-

оздоровительных досугов используются все вышеизложенные

здоровьесберегающие технологии в той или иной комплектации. Многие

досуги планируются и проводятся совместно с родителями.

Музыкальные занятия с использованием технологий здоровьесбережения

эффективны при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого

ребенка, его интересов. Успех занятий невозможен без совместной

деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который активно

помогает, организует самостоятельное музицирование в группе.

Перспективу в реализации своей работы вижу в успешном решении

поставленных задач, а это возможно при условии комплексного

использования форм организации музыкальной деятельности и

оздоровительной работы всего педагогического коллектива МБДОУ,

родителей.

В качестве материала в работе использовался диск mp3 диск

«Артикуляционная гимнастика под музыку», гимнастика в картинках

«Приключения Музика», дыхательная гимнастика, пальчиковые игры и

упражнения, диалоги в картинках.

Список использованной литературы:

1. А.Е. Чибрикова – Луговская . Ритмика. Москва, 1998г.

2. Г. Франио. Роль ритмики в эстетическом воспитании детей. Москва,

1989г.

3. Н. Метлов . Песни для детского сада. Москва, 1965г.

4. Л. Абелян. Как Рыжик научился петь. Москва, 1989г.

5. М.Ю. Картушина. Оздоровительные занятия с детьми 6 -7 лет. Москва,

2008г.

Муз.руководитель А.А.Кузяева

Заведующий Л.А. Абаева

Старший воспитатель Г.Г.Бережная



В раздел образования