Автор: Иванова Ольга Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Колобок"
Населённый пункт: Тюменская область, г. Ноябрьск
Наименование материала: Статья
Тема: "Использование интерактивной мнемотехники в ФЭМП"
Раздел: дошкольное образование
Статья
Использование интерактивной мнемотехники в ФЭМП
Инфографика или, по -другому, визуализация данных — относительно новая
технология подачи информации в виде визуальных образов.
Основная цель
инфографики – информирование, совершенствование процесса
восприятия информации, объяснение сложной информации простыми образами, а также
передача данных в кратком и необычном виде.
Принципы
создания инфографики: актуальность, лаконичность, образность,
последовательность и, конечно, эстетичность.
Использование наглядности в педагогическом процессе ДОУ способствует
обогащению и расширению чувственного опыта детей, структурирует их представления и
формирует
любознательность.
Принцип
наглядности
непосредственно
влияет
на
результативность и оптимизацию педагогической деятельности, поэтому актуально
использование инфографики в ДОУ.
Самая востребованная техника инфографики — мнемо, способствующая быстрому
запоминанию информации и ее воспроизведение путём образования ассоциаций. В ДОУ
педагоги часто используют мнемотехники для занятий по ФЭМП. Современные
информационно-коммуникативные
технологии
помогают
усовершенствовать
это
направление работы и способствуют созданию интерактивных плакатов. Интерактивные
мнемоматериалы очень яркие и эстетически оформлены, а интерактивность переходов или
подачи инфографики повышает мотивацию детей к обучению. Дети даже не замечают
времени на таких занятиях, потому что педагогический процесс проходит увлекательно,
зрелищно, в форме игры.
Мнемотехника, также известная как мнемоника – это особый набор методов и
приёмов, позволяющий превращать любую информацию, необходимую к запоминанию, в
чёткие
образы,
которые
надолго
откладываются
в
памяти
благодаря
некоему
ассоциативному ряду.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное
освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире,
эффективное
запоминание
структуры
рассказа,
сохранение
и
воспроизведение
информации, и конечно развитие речи.
Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое
словосочетание
придумывается
и
зарисовывается
или
выставляется
картинка
(изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы
– рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Если же превратить обучение в увлекательный рассказ с наглядными
демонстрациями или даже игру, результат способен превзойти все мыслимые
ожидания.
Плюсы и минусы для детей.
Яркий пример мнемоники – это знаменитая пословица об охотнике и фазане,
позволяющая научить малышей последовательности цветов радуги. При этом именно в
детском возрасте такая техника даёт максимум возможностей для разностороннего
развития ребёнка:
любая нужная информация запоминается без лишних усилий и хранится долго;
попутно упражнения тренируют память, позволяя лучше запоминать даже то, что не
облачено в наиболее запоминающуюся форму;
из-за большого количества метафор и ассоциативного мышления расширяется словарный
запас ребёнка, улучшается произношение, горизонты кругозора расширяются;
логика, воображение, творческие навыки и интеллект совершенствуются, со временем
позволяя обращать в мнемотехническую форму любые подаваемые знания;
большинство методик позволяют заниматься даже в домашних условиях, а также
подходят для детей с ОВЗ.
Распространённые
ошибки
при
построении
программы
выглядят
следующим
образом:
если обучение началось в весьма раннем возрасте, следует помнить, что словарный запас
и кругозор малыша пока невелик, потому некоторые ассоциации для него просто
недоступны, и слишком сложные материи просто затормозят развитие;
мнемоника – инструмент для запоминания довольно сложных вещей, не следует
использовать его для фиксации в памяти любой простейшей информации, поскольку
чрезмерное нагромождение ассоциаций только запутывает;
мнемотехника – лишь один из способов заучивания информации, её нельзя применить
абсолютно
в
любой
ситуации,
потому
полностью
отказываться
от
обучения
механическому заучиванию не стоит, поскольку оно тоже пригодится в жизни.
Обучение по возрастным группам
- начинать первые занятия по мнемонике с малышами можно в возрасте примерно трёх
лет,
важно просто расширить его словарный запас, а для этого нужно, чтобы
изучаемые понятия для него были как можно менее абстрактными. Так, выучив слово
«осень», трёхлетний малыш может не понимать его значения и вовсе забыть его за год, но
простая картинка (их называют мнемоквадратами) с изображением жёлтого листа или
дерева с пожелтевшей кроной уже станет для него чёткой ассоциацией, которая улучшит
запоминание и не позволит ошибиться при определении текущего времени года.
- К 4–5 годам мозг ребёнка развит достаточно, чтобы переходить к мнемодорожкам – тем
же картинкам, которые поделены на три-четыре последовательных изображения и
описывают понятие с разных сторон. Так, мнемодорожка может последовательно
показывать пожелтевшее дерево, жёлтый лист и клин улетающих птиц. Даже если всё это
показано схематично, такие подсказки позволяют малышу добыть из глубин своей
памяти то, что он уже знает, но слегка подзабыл. Размытое понятие осени становится
более осмысленным, ребёнок уже готов дать типично детское определение этой поре года,
которое может показаться наивным и не совсем точным, однако, всё же указывает на
чёткое понимание происходящего.
- С возраста 6 лет можно давать малышам для обучения мнемотаблицы. Это те же
мнемодорожки, только здесь картинок ещё больше, они могут идти в два ряда и зачастую
передают не только какое-то одно понятие, но и целый сюжет, пусть и небольшой. Задача
педагогов на этом этапе развития – провести обучение рассказыванию, когда ребёнок
пересказывает сюжет любимой детской книги или учит стих. Здесь объём запоминаемой
информации
уже
довольно
значителен,
потому
ребёнку
придётся
подключать
ассоциативный ряд, чтобы правильно подать сюжет. Заодно тренируется и манера речи,
правильность изложения.
Чтобы улучшить ассоциативное мышление, в виде мнемотаблицы может быть
подан и ребус, а впоследствии задание можно существенно усложнить, предложив
ребёнку по такой таблице придумать собственный рассказ.
Собственно, мнемоквадраты, мнемодорожки и мнемотаблицы и являются основными
приёмами обучения детей – важно лишь выстроить их в правильном порядке.
Мнемоквадрат – это графическое или частично графическое изображение предмета,
явления природы, персонажа сказки и т. д.
Мнемодорожка – суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое
словосочетание придумывается изображение; таким образом, весь текст разрисовывается
схематично. Глядя на эти рисунки – схемы ребёнок легко воспроизводит текстовую
информацию.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. В качестве
символов-заместителей используются:
- предметные картинки,
- силуэтные изображения,
- геометрические фигуры.
Специфика применения.
Чтобы мнемотехника дала достойные плоды, следует соблюдать некоторые простые
правила.
- от простого к сложному,
- дошкольнику тяжело запомнить много информации сразу,
- смысл мнемотехники состоит в том, чтобы изначально не самую интересную
информацию сделать увлекательной,
- обучение должно доставлять им удовольствие.
- нельзя заставлять учиться здесь и сейчас, если он не проявляет к этому интереса – от
этого будет только хуже,
- их интерес легко поддерживать, постоянно давая нечто новое.
Задачи мнемотехники:
- совершенствование восприятия, зрения, слуха, тактильных ощущений , обоняния;
- формирование у детей навыков запоминания, научить детей управлять своим
вниманием, сделать его «послушным»;
- стимулирование интелектуального развития ребёнка;
- учит запоминанию любой информации.
Методы мнемотехники:
- метод крокирования (схема, набросок),
- метод, использующий образное мышление (эйдотехника),
- метод ассоциативных цепочек (метод «чепухи),
- метод трансформации (превращения),
- метод Цицерона (увязка информации в пространстве),
- метод опор ( число – буквенный метод).
Использования мнемотехники:
- позволяет сделать НОД более интересным,
- погружает детей в предмет изучения,
- повышает детскую мотивацию к ОД,
- активизирует познавательную деятельность,
- помогает успешному усвоению материала.