Напоминание

"Знакомство с историей Хлеба"


Автор: Котерева Оксана Федоровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС КВ №11
Населённый пункт: город Темрюк, Краснодарского края
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Знакомство с историей Хлеба"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение

детский сад комбинированного вида №11 «Теремок»

КОНСПЕКТ

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ПДД

В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

«Хлеб всему голова»

Подготовила: воспитатель старшей группы

Котерева Оксана Федоровна

,

г. Темрюк

2020 г.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие»,

«Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие»,

«Художественно- эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Задачи:

Речевое развитие:

- Обогащать словарь детей существительными- названиями профессий.

- Побуждать связному монологическому высказыванию, развивать слуховое

внимание.

- Развивать грамматический строй речи (образованию родственных слов к

слову «хлеб»)

- Обогащать словарь детей.

Познавательное развитие:

- Дать детям понятие, что хлеб является ежедневным продуктом питания.

- Познакомить с разнообразием хлебобулочных изделий.

- Закрепить знания о долгом пути хлеба от поля до стола.

Социально- коммуникативное развитие:

- Побуждать детей активно и доброжелательно взаимодействовать с

педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.

- Продолжать накапливать опыт доброжелательного отношения детей друг к

другу.

- Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.

Художественно- эстетическое развитие:

- Приобщать детей к словесному искусству.

- Продолжать развивать предпосылки ценностно- смыслового восприятия и

понимания стихотворений о хлебе.

Физическое развитие:

- Побуждать координировать речь с движениями, развивать творческое

воображение и подражательность.

Материал : набор картинок «Как выращивают хлеб», набор картинок «Что

такое хлеб?», «Хлебобулочные изделия», интерактивная доска, ноутбук.

Ход НОД

1.Загадка. Слайд № 1.

Воспитатель загадывает загадку:

Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый,

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый. (Хлеб)

- Сегодня мы с вами поговорим о хлебе. Какие хлебобулочные изделия вы

знаете?(хлеб, батон, булка, бублики, пирожки, сушки, печенье, сухари,

рогалики, слойки, ватрушки, торт и др.)

Слайды № 1-11.

2.Рассказ воспитателя.

Такое разнообразие хлебобулочных изделий было не всегда. Когда – то

человек пробовал жевать зерна, они показались ему очень вкусными.

Слайд № 12.

Затем люди научились растирать зерна камнями и получать муку, из муки

месить тесто. Хлеб был грубым и тяжелым, не таким вкусным, как сегодня.

Затем стали печь из заквашенного теста.

Без хлеба не обходилось ни одно застолье. Он всегда и везде пользуется

почетом и уважением. Гостя на Руси всегда встречали хлебом и солью.

Слайд № 13.

3.Пословицы о хлебе.

- «Хлеб- всему голова»;

- «Худой обед, коли хлеба нет»;

- «Будет хлеб- будет и обед»;

- «Хлеб на столе, так и стол- престол, а хлеба ни куска, то и стол- доска»;

- «Без хлеба куска везде тоска»;

- «Не красна изба углами, а красна пирогами».

4.Какой бывает хлеб?

Слайд № 14.

РЕКЛАМА

До наших дней сохранилась традиция встречать молодоженов с караваем.

Главным участником свадьбы выступал большой круглый каравай. Чем

больше каравай, тем счастливее будут жить молодожены.

Каравай.

Вот лежит каравай у меня на столе.

Черный хлеб на столе- нет вкусней на земле!

Слайд № 15.

Название «печенье» происходит от голландского слова «коекже»,

означающее малой или пирожок. Обычай выпекать большие печеньки или

коржики в виде человечков, звездочек и фигурок животных появился давно и

связан с традицией колядования.

Печенье.

Вот у бабушки печенье, лучше не найти.

Вновь и вновь прошу: Бабуля, вкусных испеки!

Слайд № 16

У калача своеобразный внешний вид, благодаря которому его легко выделить

среди других сортов белого хлеба. Он похож на замок с круглой дужкой.

Многие горожане покупали калачи на улице и там же ели, держась за ручку.

Калач.

Не плачь, не плачь- куплю калач,

Не плачь, дорогой, куплю другой.

Не плачь, не кричи, дам тебе три!

Слайд № 17

Раньше хлеб пекли ржаной (черный). Люди говорили: «Ржаной хлебушко-

калачу дедушка». О хлебе сложено много песен, пословиц и поговорок.

Представить жизнь современного человека, который может приготовить себе

множество различных блюд, без хлеба невозможно.

Вот он- хлебушко душистый.

Вот он- теплый, золотистый.

В каждый дом, на каждый стол-

Он пожаловал, пришел.

В нем- здоровье, наша сила,

В нем- чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

(В.Орлов)

5. Физминутка. Слайд № 18.

Мы печем пшеничные

Пироги отличные. («Пекут пироги»)

Кто придет к нам пробовать

Пироги пшеничные? (Разводят руки в стороны, пожимают плечами)

Мама, папа, бра, сестра,

Пес лохматый со двора. (Поочередно загибают пальцы на обеих руках

одновременно)

И другие, все, кто может.

Пусть приходят с ними тоже. (Делают манящие движения руками)

Тесто замесили мы. («Месят тесто»)

Сахар не забыли мы. («Посыпают сахар»)

Пироги пшеничные («Пекут пироги»)

В печку посадили мы. (Разворачивают руки ладонями вверх)

Печка весело горит, (Попеременно ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь)

Наша мама говорит: (Грозят указательным пальцем)

- Крошки, что останутся, воробью достанутся. («Посыпают крошки»)

6.Как выращивают хлеб?

Каждую осень хлеборобы заботятся о будущем урожае.

Под зиму трактористы пашут землю, чтобы она была мягкая, рыхлая.

Слайд № 19.

А весной, когда снег растает, земля наберет сполна талой воды. Слайд № 20.

Агрономы размечают поля под посевы. Слайд № 21.

Рано весной землю рыхлят, вносят удобрения и засевают зерном.

Слайд №22,23,24.

Появляются первые всходы, они питаются дождями и яркими лучами солнца,

растут под привольным ветром все лето. Слайд № 25.

Но вот налились колосья, созрели, стали крепкими и тяжелыми. Новые

заботы у хлебороба- как бы не сломились колосья и не полегли. Слайд № 26.

С утра до ночи работают хлеборобы в горячую пору уборки урожая.

Слайд № 27. Упустишь время- осыплется зерно, пропадет урожай.

От комбайнов тянутся вереницей грузовики, везут зерно на элеваторы. Там

оно может храниться долго. Слайд № 28.

На элеваторе зерно перерабатывают. Слайд № 29.

Получается мука. Слайд № 30.

Длинный путь хлеба от поля до нашего стола. Действительно, сколько рук

прикоснулось к нему, чтобы он стал хлебом. Слайд № 31.

Руки человека.

Склонила тяжелую голову рожь.

Спасибо вам, солнце и ласковый дождь!

Спасибо земле, что была моим домом,

И сильным рукам, моим старым знакомым!

- Люди каких профессий участвуют в длинном пути колоска от поля до

стола?

(Тракторист, агроном, комбайнер, шофер, грузчик, мельник, пекарь,

кондитер, продавец и т. д.)

7.Дидактическая игра «Семейка»

Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки и предметы по теме.

Затем читает предложения и просит закончить их.

- Хлеб ласково называется… (хлебушек)

- Посуда для хлеба называется… (хлебница)

- Вкусный квас из хлеба называется… (хлебный)

- Человек, который выращивает хлеб называется… (хлебороб)

- Завод, где выпекают хлеб, называется… (хлебзавод)

- Прибор для резки хлеба называется…(хлеборезка)

8. Итоги занятия.

- Сегодня мы с вами узнали много нового и интересного, проследили весь

путь хлеба от поля до стола. А теперь еще раз проследите этот путь.

Дети читают стихотворения- воспитатель показывает слайды на

мультимедеопроекторе. Слайды № 20- 30.

Снег растает в поле чистом, схлынет талая вода-

Побежит за трактористом к синей речке борозда.

Выйдут сеялки потом- засевать поля зерном.

И черны, как из печи, провожают их грачи.

Слышен летом до заката гул комбайнов у реки.

И везут на элеватор урожай грузовики.

По дорожкам пыль клубится- едет в кузове пшеница,

Кукуруза едет, рожь…Урожай у нас хорош!

Убран хлеб, и тихо стало. Мелят мельницы зерно.

Поле- полюшко устало. И под снегом спит оно.

В.Степанов



В раздел образования