Автор: Наталья Владимировна Варанкина
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Светлячок"
Населённый пункт: ХМАО-Югра, г.Лянтор
Наименование материала: Мастер-класс для родителей старших дошкольников
Тема: "Музыкальная импровизация-как средство развития творческих способностей страших дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Мастер-класс для родителей старших дошкольников
«Музыкальная импровизация - как средство развития творческих
способностей дошкольников»
Каждый шаг ребенка неотделим от творчества. Как помочь ребенку не
растерять, взять в будущую жизнь то лучшее, что есть в этом возрасте? От этого во
многом зависит, будет ли он творческим человеком. Готовить сегодня ребенка к
жизни — это значит, прежде всего, развивать у него потребность в творчестве, в
совершенствовании и реализации в общественно полезных делах всех своих
дарований и способностей.
Дошкольный возраст — период, который обуславливает особую легкость
обучения таким видам художественной деятельности, как балет, танец, музыка.
Организм ребенка в этот период отличается легкой податливостью к внушаемости
и подражательности. Ребенок играет для себя, а не для зрителей, поэтому,
перевоплощаясь в образ, он искренне переживает изображаемые события.
Врожденные артистические задатки детей, игру которых отличает «вера и правда»,
необходимо развивать.
Отечественные педагоги и психологи (Б.В. Афанасьев, Б.М. Теплов, Н.А.
Ветлугина и др.) неоднократно отмечали, что раннее вовлечение ребенка в
творческую деятельность полезно для общего художественного развития, отвечает
его естественным потребностям и возможностям. П.П. Блонский доказывал, что
ребенок по своей природе – «творец всяких, в том числе и эстетических
ценностей», поэтому в проявлении своего творчества он «сильно тяготеет к
хороводу, песням, танцам и драматизации».
С музыкальным творчеством тесно связана игра – такая же реальная и
необходимая часть жизни детей, как и музыка. Игровая деятельность, как
деятельность творческая, захватывает детей целиком и полностью: чувственное
восприятие, образное мышление, эмоции и интеллект, волю и воображение.
Наблюдения за дошкольниками показывает, что часто в процессе игры дети что-то
напевают, придумывают разнообразные танцевальные мотивы и движения,
увлекаются словотворчеством. Дети тем самым выражают свои чувства, эмоции,
настроение. Это говорит нам о том, что песенное и танцевальное творчество
неотделимо от игры ребенка и такое стремление к самовыражению необходимо
поощрять, побуждать ребенка искать новые выразительные средства музыкального
языка (интонации, тембры, ритмы, жесты, движения, образы) для того, чтобы дети
имели больше возможностей выразить свои собственные впечатления через
музыкальное искусство.
Согласно словарю, импровизация — особый вид художественного творчества,
при котором произведение создается непосредственно в процессе исполнения.
Цель импровизации — активизировать творчество детей.
Для использования на занятиях музыки в ДОУ можно рекомендовать такие виды
импровизации: речевые, инструментальные, игровые (чаще всего ритмические,
пластические и вокальные.
-А сейчас мы переходим к практической части. Я предлагаю игровые задания,
которые, по опыту моей работы с детьми дошкольного возраста, наилучшим
образом способствуют развитию детского песенного и танцевального творчества и
игровой деятельности.
ПРАКТИКА
Вокальное творчество.
1.Коммуникативная игра-танец : «Раз,два,три- Здравствуй, говори!»
(пригласить всех участников мастер-класса встать в пары, по тексту песенки
выполнять простые танцевальные движения)
2.«Музыкальное приветствие» Придумайте песенку – приветствие от имени
сказочного героя: Золушка, Дюймовочка, Великан, Мальчик – с пальчик, Баба Яга
и т.д., передать в пении характер персонажа с помощью определенных интонаций).
3.«Знакомство» Пропойте свое имя так, как вы хотели-бы, чтобы сегодня к вам так
обращались, передавая разные интонации, одновременно отхлопывая ритм имени.
(участники придумывают свою модель)
Музыкально – игровое творчество.
Формируется путем творческих заданий с постепенным их усложнением. Если в
старшей группе детям предлагают задания по воплощению характерных движений
отдельных персонажей, то в подготовительной группе можно предложить
подобрать выразительные движения, передающие различные образы. Например:
Игра «Снежинки, летайте», «Роботы и звездочки» Очень нравится ребятам игра
«Зеркало». Это упражнение развивает и обучает элементам техники
выразительных движений, эмоций, внимания и интереса. Сначала игру разучиваем
без музыки и только с одной парой играющих, остальные ребята оценивают
точность «зеркала» и фантазию актера. В последствии это упражнение усложняется
и дополняется разнохарактерными фрагментами музыкальных произведений.
Ребята произносят:
В доме есть у нас окно, Но волшебное оно.
Кто к нему подойдет- Тот себя в окне найдет
Ведущий выполняет движения очень медленно, чтоб живое «зеркало» успело все
отразить.
-Также к игровому творчеству можно отнести и игры со звуками или со
звучащими жестами.
Звучащие жесты (ЗЖ) – это игра звуками человеческого тела. Инструменты,
которые всегда «с собой», позволяют организовать и украсить музицирование в
отсутствие любых других инструментов.
Идея использовать ритмизованную речь в обучении детей музыке принадлежит
К.Орфу. Речь и движение – 2 корня музыки. У речи и музыки 10 общих
выразительных средств. Речевое музицирование – это большой выигрыш! Т.К.
маленький человек если петь возможно совсем не умеет, но говорить уже может, а
значит и может музицировать. В речевом музицировании можно активно
применять ЗЖ и игру на музыкальных инструментах, на наших занятиях это
называется «украшение» речи. На пример: «Ключи от буфета» « Веселый
старичок» «Сказки-шумелки»
«Вышли мышки»
На стене часы висели -( хлопки)
Тик-так, тик-так - (шлепки)
Тараканы стрелки съели
Тик-так, тик-так
Мыши гири оторвали
Тик-так, тик-так
И часы ходить нее стали
Тик-так, тр-ррр-р-р-р-р-р-р.
Игры с пением и движением(пантомима-
импровизация, ритмо-двигательные каноны).Одной из самых увлекательных форм
музыцирования является ритмо-двигательный канон. Ритмо-двигательный канон –
это канон, в котором есть речевой канон и канон движений. Музыкального канона
нет т.к. мелодии короткие, как формулы. Впоследствии дети должны сами
придумывать движения и мелодии.
Технология ролведения ритмо-двигательного канона «В пустыне»:
Показ иллюстрации
Разучивание текста и мелодической попевки канона
Разучавание движений
Исполнение канона по группам
Пески: Хр-п-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-
Верблюды: Хам-були –були були, хам –були були…..
Погонщики: Ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла…
Импровизация на детских музыкальных инструментах
Проявляется в умении детей придумать свою музыкальную фразу для
предложенного инструмента, составить небольшую «партитуру» для оркестра:
после прослушивания пьесы дети предлагают отдельные части исполнить на тех
или иных инструментах, проявляя при этом индивидуальность.
Сейчас мы с вами озвучим сказку «В лесу». Эту игру нужно проводить на
нескольких занятиях, вместе с детьми мы продумываем какими инструментами
можно изобразить каждого персонажа, затем на следующем занятии пытаемся
изобразить персонажей рассказа, обсуждаем, что было сделано правильно и не
правильно. Проводя эту игру на последующих занятиях, ребята меняются ролями,
тем самым совершенствуют навыки импровизации на шумовых музыкальных
инструментах.
«В лесу»
«Раннее утро в лесу. Тишина. Все звери еще спят. Только слышится шелест
листьев - это деревья шепотом разговаривают. Где-то далеко закуковала кукушка.
Все выше поднимается над лесом теплое солнышко.
Проснулись лесные жители. Послышались чьи-то шаги, и из лесной чащи
вышел медведь. Он прошел через полянку и скрылся за деревьями. Из-за кустов
осторожно стали выглядывать зайчики – один, другой, третий….
Выбежали они на полянку повеселиться. Хрустнула ветка – зайчики испугались
и спрятались за кусты. Это возвращался медведь. Не заметил он зайчат, ушел, и
они вновь запрыгали на полянке. Но вот наступил жаркий полдень. Всем
захотелось отдохнуть. И в лесу снова стало тихо.»
-Также детям очень нравится обыгрывать стихи.
Стихотворение «Весенний лес»
Встрепенулся лес весенний, (румба)
Зашумел, защебетал. (свистулька, дудочка)
Зимние оковы лени,
Скинул, сбросил, разметал.
Со всех склонов и пригорков,
Побежали вниз ручьи, (трубочки, вода)
Лёд в пруду стал тонкой коркой, (колокольчики)
Возвратились в лес грачи.
Солнцем залиты поляны, (металлофон)
Сосны, ёлки, деревца.
Эти солнечные ванны.
Признак зимнего конца.
Заключение
Творчески развиваться ребенок может только в атмосфере доверия,
доброжелательности и взаимного уважения. Важно, чтобы дети не теряли интереса
к занятиям музыкальной деятельности. Все упражнения, которые предлагаются
детям для овладения определенными знаниями, умениями и навыками должны
носить игровую форму. Здесь важно чувство меры, вариативность, чередование
воспроизводящих и творческих действий детей, слушание музыки. Используя
игровые приемы и единый сюжет, можно выстроить целостное музыкальное
занятие.