Напоминание

"Эмоциональное здоровье обучающихся начальных классов."


Автор: Аникина Александра Владимировна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ-СОШ № 3
Населённый пункт: города Аркадака Саратовской области
Наименование материала: статья
Тема: "Эмоциональное здоровье обучающихся начальных классов."
Раздел: среднее образование





Назад




Эмоциональное здоровье обучающихся начальных

классов

Младший школьный возраст является значимым периодом жизни, влияющим на

становление эмоционального мира личности. Критические эмоциональные оценки

деятельности

ученика

порождают

у

школьников

состояния

эмоционального

перенапряжения, что в дальнейшем проявляется в том или ином образе жизни и стиле

поведения. На мой взгляд, целесообразно основной целью в начальной школе, ставить

именно становление эмоционального здоровья младшего школьника.

Термин «эмоциональное здоровье» был впервые применён Л.В. Тарабакиной (д.п.н.,

профессор) и определяется ей как составная часть психологического здоровья человека;

эмоциональное здоровье позволяет сохранять целостное эмоциональное отношение к

себе и к миру, преобразовывать отрицательные эмоции и порождать положительно

окрашенные переживания…» Эмоции и чувства пронизывают всю жизнь человека. От них

во многом зависит наше отношение к людям, оценка собственных действий и поступков.

Они могут оказывать совершенно противоположные действия: с одном стороны,

активизировать поведение и деятельность, повышать продуктивность, с другой -

тормозить, рассогласовывать деятельность, подавлять или угнетать. Эмоции влияют на

функции органов и тканей организма, а следовательно, сказываются на нашем здоровье.

Для того, чтобы узнать какие эмоции испытывают обучающиеся начальных классов в

школе, дома и кругу друзей (сверстников), было проведено исследование на тему

«Эмоциональное состояние младших школьников», и получены следующие результаты:

для 80% детей в школе и дома свойственны благоприятные состояния (радость, веселье,

спокойствие). Однако остальная часть учащихся отмечает, что нередко испытывает такие

состояния, как грусть, печаль, страх, обида. Ко второму классу на первом месте по-

прежнему остаются состояния радости, спокойствия, но часть детей выделяет такие

присущие им состояния, как грусть, обида.

Состояния агрессии и страха, как отмечают учащиеся, им свойственны редко. У младших

школьников, обучающихся в третьем и четвертом классах с большим преимуществом

лидируют состояния радости и спокойствия, далее состояния располагаются в

следующей последовательности: грусть, агрессия, обида, страх. Проанализировав

результаты можно сделать вывод, что причины возникновения неблагоприятных

эмоциональных состояний лежат как в сфере отношений «ребенок—учитель» (у 37%

детей), так и в системе отношений «ребенок-сверстник» (у 18% школьников) и «ребенок—

родители» (у 45% учащихся).

Опрос детей на тему «Мой личный способ изменить плохое

настроение»

Подойдите и посмотрите на себя в зеркало. Пусть это будет всего несколько секунд,

но даже этого вполне достаточно. С улыбкой скажите себе что-нибудь приятное и

жизнерадостное. «Ты молодец, ты просто умница! Я тебя обожаю!» Попробуйте, и

вы сами убедитесь, как это поднимет вам настроение.

Подумать о том, что (или кто) приносит тебе радость, улучшает настроение

(мороженое, игра на компьютере, родной человек, летний отдых и т.п.).

Отвлечься, заняться другим делом. Например, заняться спортом, поговорить с

друзьями, вымыть посуду, почитать книгу, пойти поспать и т.п.

Для того, чтобы твое настроение улучшилось, попробуй выразить то, что с тобой

происходит. Например, нарисовать с помощью линий, символов, различных цветов и

т.п. свое настроение на бумаге.

Хороший способ - вести дневник, где можно записывать события, произошедшие за

день, мысли и чувства по поводу этих событий. Тогда ты заметишь, почему

изменяется твое настроение и поведение.

Когда поймешь причины плохого настроения и неуверенности в себе, тебе будет легче

изменить свое поведение, ты поймешь, с чем тебе надо «работать».

Думайте о хорошем, и Вы, вероятно, станете чувствовать себя счастливыми.

Шоколад поднимает настроение.

Делайте комплименты и вы получите вознаграждение.

Потопайте ногами (Вы дадите физический выход своей отрицательной энергии,

вместе с ней уйдет и злость.)

Выскажите свои чувства. (Расскажите кому-нибудь о своем плохом настроении:

родственникам, подруге, другу, собаке, кошке, кукле.)

Спойте бодрую песенку, спляшите быстрый танец.

Набейте злостью шарик. (Надуйте шарик, завяжите и бросьте его в воздух - с ним

ваше плохое настроение улетит далеко.)

Заведите журнал благодарности. Записывайте все, что вы сделали хорошее в жизни

и что хорошее получили от неё. В минуты, когда вам необходимо поднять

настроение, вы сможете обратиться к своим записям.

Проведите время с друзьями и семьей. Наиболее остро чувство любви и счастья

человек испытывает находясь в кругу близких людей.

Плохое настроение, это повод побаловать себя. Сделайте что-нибудь для себя,

просто потому, что вы заслужили это.

Запишите на листе бумаги красными чернилами или маркером всё плохое, что вас

тревожит, все поводы, которые привели к плохому настроению, всё чем вы не

довольны в жизни, скомкайте этот листок бумаги и бросьте в реку. На следующий

день вам станет легче.

Обнимите кого-нибудь, физический контакт усиливает положительные эмоции, вы

осознаете, что не одиноки во вселенной.

Почаще улыбайтесь. Радостные эмоции помогают любить жизнь, повышают силу

жизненных процессов: дыхание становится глубоким, пульс ровным, проходит усталость.

Врачи

говорят:

«Оптимисты

быстрее

выздоравливают».

Ведь общее стремление к поддержанию в себе и окружающем мире положительного

эмоционального состояния — это залог здоровья, бодрости, красоты и счастья. Будьте

оптимистами и не забывайте, что ключи к здоровью находятся в ваших руках.

Быть весёлым – значит быть здоровым

Семья является одним из важнейших факторов, влияющих на эмоциональную сферу

ребенка. Основными факторами, влияющими на эмоциональные нарушения, являются:

природные особенности (тип темперамента), социальные факторы (тип семейного

воспитания, отношение учителя, отношения окружающих. Таким детям требуется

доброжелательное и понимающее общение, игры, рисование, подвижные упражнения,

музыка, а самое главное – внимание к ребенку Понять. Принять. Помочь. Именно такими

я вижу воспитательные цели как семьи, так школы. Под пониманием я подразумеваю

умение видеть ребёнка изнутри, умение взглянуть на мир одновременно с двух точек

зрения: своей и ребёнка. Принятие означает, безусловно, положительное отношение к

ребёнку, независимо от того радует он взрослых в данный момент или нет, признание его

уникальности. Помощь заключается в праве ребёнка на решение тех или иных проблем.

А роль взрослого поддержать его при этом. Помочь значит свести к минимуму риск,

сгладить, а не подчеркнуть различия. Помочь значит суметь отыскать в человеке

источник его собственных сил и затем действовать в соответствии с ним.

Вывод: Таким образом, эмоциональное здоровье – это именно та категория, без которой

трудно понять происхождение способностей преодолевать трудности, преобразовывать

негативные эмоции, сохранять стабильность своей жизни. В школьные годы становление

эмоционального опыта напрямую зависит от организации учебно-воспитательного

процесса. Поэтому каждый ребенок вправе рассчитывать на школу и семью как на место,

где его научат быть победителем, верить в себя. Целью воспитательной системы в

начальных классах можно определить как сохранение и укрепление эмоционального

здоровья

детей.

Задачами

является

обучение

младших

школьников

техникам

“жизнетворчества”, то есть таких значимых изменений в себе, как расширение спектра

эмоциональных реакций, понимание своих эмоций и свободное их выражение; как:

1.

понимание эмоций других людей, принятие их;

2.

эмоциональное реагирование на эмоции других людей, способствующее

взаимопониманию;

3.

осознание неадекватности некоторых своих эмоциональных реакций;

4.

коррекция и творческое преобразование негативных эмоций.

Если ребёнок, очарованный красотой полей, мерцанием звёзд, бесконечной песнью

кузнечиков и запахом полевых цветов, слагает песню, значит, он находится на вершине

этой гармонии тела и духа”.

Литература:

1.

Ш.А. Амонашвили “Как живете, дети?”

2.

Новолодская Е. Г. Уроки здоровья // Нач. шк., №5, 2001.

3.

Н.В.Самоукина “Игры в школе и дома”, - М.; Новая школа, 1993.

4.

Л.В. Тарабакина “Эмоциональное здоровье школьника в образовательном

пространстве” - Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2000.

5.

Щелчкова Л. А. Наша программа здоровья // Нач. шк., №10, 2007



В раздел образования