Автор: Якушева Алла Васильевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №10 "Щелкунчик"
Населённый пункт: р.п. Черёмушки Республика Хакасия
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности
Раздел: дошкольное образование
Добрый день, уважаемые коллеги! Посмотрите, пожалуйста, на свои руки и полюбуйтесь ими. Сколько тайн хранит в себе рука. Руке посвящали
стихи, писали оды. Народ придумывал загадки, пословицы, прибаутки, игры: «Двое белых лебедей – у каждого по пять детей», «У двух матерей по
пяти сыновей», «Лучше синица в руках, чем журавль в небе», «Рука руку моет, а две руки — лицо», «Глаза боятся, а руки делают».
1.
Что такое мелкая моторика и для чего она нужна?
Под выражением «мелкая моторика» понимается подвижность и ловкость мелких мышц на кистях рук, совершаемая под зрительным контролем
человека.
2.
Что развивает мелкая моторика?
Чем лучше развита моторика у ребенка, тем лучше будет у него память, логика, речь и мышление. Дело в том, что в коре головного мозга зоны,
отвечающие за движение пальцев рук и развитие речевого аппарата, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, в коре головного
мозга активизируются и те процессы, которые связаны с развитием интеллектуальных и речевых способностей.
3.
В каком возрасте нужно развивать мелкую моторику?
Развивать мелкую моторику рук нужно во всех возрастных группах детского сада. В младшем возрасте с помощью специальных игр и упражнений. В
старшем возрасте – готовить руку к письму.
4.
Где можно применять мелкую моторику?
В дошкольном возрасте дети развивают мелкую моторику на занятиях, в самостоятельной деятельности, индивидуальной работе с детьми, в
режимных моментах и дома с родителями.
5.
Как вы считаете, развивать мелкую моторику нужно? Почему?
Развитие у ребенка мелкой моторики важно еще и потому, что ему в дальнейшем потребуется использовать точные скоординированные движения:
одеваться и обуваться, рисовать и писать, держать в руках ложку, кисточку или карандаш. Мелкая моторика напрямую развивает такие необходимо
важные процессы, как воображение, внимание, наблюдательность, память (зрительную и двигательную), мышление, логику, словарный запас ребенка,
координация движений.
Задачи:
1. Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.
2. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук.
3. Улучшить общую двигательную активность.
4. Содействовать нормализации речевой функции.
5. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.
6. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
7. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.
8. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей младшего и среднего дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и
приемов.
У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Сейчас вся обувь у детей на
липучках, куртки на молниях.
Существует комплекс скоординированных действий, направленных на точное выполнение мелких движений пальцами и кистями рук и ног. В этом
принимают участие нервная, мышечная, костная и даже зрительная системы. К ней относятся разнообразные движения: от всех привычных жестов до
самых мелких с точки зрения анатомии, 1/3 двигательной проекции на коре головного мозга составляет именно проекция кисти, расположенная рядом
с речевой зоной. Поэтому, так важно развитие мелкой моторики у детей 3-4-5 лет: от неё будет зависеть формирование речевых навыков, успехи в
школьном обучении, благополучная социализация ребёнка.
А наша задача педагогов и родителей - помочь детям.
Предлагаю комплекс игр и упражнений по развитию мелкой моторики через разные виды деятельности.
Комплексно-тематическое планирование по развитию мелкой моторики пальцев рук
Ме
с.
№
Тема
Цель
Содержание
Материалы
Октябрь
1.
«Осень в гости к
нам пришла»
Раскрашивать в одном направлении
без пробелов, не выходя за контур;
правильно держать карандаш,
использовать нажим; закреплять
знания об осенних явлениях
природы.
Раскрашивание раскрасок с предметными
изображениями на осеннюю тематику.
Раскраски с
предметными
изображениями,
цветные карандаши
или восковые мелки.
2.
«Яблонька»
Продолжать учить приёмам
раскатывания и приплющивания
пальчиками; воспитывать бережное
отношение к природе.
Раскатывать пальчиками мелкие шарики (яблочки) и
прилеплять, приплющивая к веточкам яблони.
На зелёном картоне
изображение яблони,
пластилин, дощечки.
3.
«Грузовик»
Продолжать учить аккуратно
пользоваться клеем, использовать
предложенный материал;
расширять знания о профессиях.
Намазывать клеем изображение груза в грузовике и
засыпать его гречкой.
На белом картоне
изображение
грузовика, гречка,
клей, кисти.
4.
«Перчатки»
Учить самостоятельно надевать
перчатки.
Надевая перчатки, попадать каждому пальчику в свой
«домик».
Разноцветные
детские перчатки.
Ноябрь
5.
«Камушки»
Закреплять счёт до10. Развивать
творческое воображение.
1. «Посчитай камушки».
2. «Выложи узор».
3. «Выложи какой-либо предмет»
4. «На что похожи камушки»
Камушки, розетки,
дощечки.
6.
«Выложи что
хочешь»
Использовать в играх разные
пальцы руки по одной и двумя
одновременно. Развивать
воображение и конструктивные
способности.
1.Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе
резьбой вверх. Это – «лыжи». Указательный и средний
пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах»,
делая по шагу на каждый ударный слог:
Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы.
То же самое можно попробовать проделать двумя
руками одновременно.
2.Выкладывание из пробок башен разной величины и
высоты.
Корзина с
разноцветными
пробками.
7.
«Чудо-прищепки»
Учить самомассажу ногтевых
фалангов с помощью прищепки.
Развивать воображение.
1.Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах,
чтобы она не была слишком тугой) поочередно
«кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к
Силуэты предметов,
прищепки, розетки.
мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:
Сильно кусает котенок-глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!»
2. Игровые упражнения «Наряди ёлочку», «Надень
ёжику иголки», «Помоги солнышку собрать свои
лучики» и т.д.
8.
«Красивые
резиночки»
Задействовать в играх все пальцы
рук. Развивать ловкость пальцев рук
и координацию пальчиков.
1.Между указательным и средним пальцами натянуть
тонкую канцелярскую резинку. Перебирать эту
резинку (как струны гитары) указательным и средним
пальцами другой руки.
2. «Карусель». Крутить резинку на разных пальцах
обеих рук.
3. «Гусли». На картонную коробку с отверстиями в
крышке натягиваются тонкие резинки. Ребёнок,
перебирая пальцами, играет на «гуслях».
4. «Колечки». Надевать резиночки на пальцы, каждый
раз перекручивая перекрёстно.
Набор резинок,
розетки.
Декабрь
9.
«Разноцветные
стекляшки»
Формировать ориентировку на
листе бумаги. Знакомить детей с
разными видами сенсорных
эталонов. Формировать умение
сравнивать предметы по основным
свойствам (цвету, форме, размеру).
Работать над дифференциацией
цветов. Упражнять в счете.
Развивать сложные
координированные движения рук и
моторику пальцев. Развивать
память, внимание и логическое
мышление у детей. Развивать
фантазия и творческое мышление у
детей.
1.Сделай рисунок по образцу.
2.Укрась полянку.
3.Выложи любимую игрушку.
4.Составь узор.
5.Выложи свою букву.
6.Выложи фрукты, овощи.
7.Выложи по контуру.
8. Найди все большие, все маленькие, все синие,
розовые ит.д.
Карточки со
схематическими
заданиями, камушки
Марблс.
10.
«Чудесные
рисунки»
Обводить картинки по трафарету,
не сдвигая его с места.
Закрашивать, не оставляя пробелов.
Рисование с использованием трафаретов.
Пластмассовые
трафареты, цветные
карандаши, листы
Учить составлять из изображений
сюжетную картинку.
бумаги.
11.
«Золушка»
Использовать простой приём
классификации. Развивать
внимательность.
Насыпать фасоль цветную и белую (или разные виды
макарон) в одну и ту же емкость и попросите ребенка
отделить одно от другого.
2 ёмкости, розетки,
фасоль разного
цвета.
12.
«Ладушки-
ладошки»
Учить массировать карандашом
межпальцевые зоны.
Способствовать овладению
тонкими движениями пальцев,
улучшать трофику тканей и
кровоснабжение пальцев рук.
Обрисовка тупым концом карандаша ладони, лежащей
на столе. Положить ладонь на стол. Широко
раздвинуть пальцы. Обвести несколько раз каждый
палец тупым концом карандаша. Затем обвести
ладошку карандашом и украсить колечками
Листок бумаги,
простой карандаш,
цветные карандаши
или восковые мелки.
Январь
13.
«Зимушка-зима»
Раскрашивать в одном направлении
без пробелов, не выходя за контур;
правильно держать карандаш,
использовать нажим; закреплять
знания о зимних явлениях природы.
Раскрашивание раскрасок с сюжетными
изображениями на зимнюю тематику.
Раскраски с
сюжетными
изображениями,
цветные карандаши
или восковые мелки.
14.
«Зайчик
беленький сидит»
Продолжать учить аккуратно
пользоваться клеем, использовать
предложенный материал;
расширять знания о жизни диких
животных зимой.
Намазывать клеем изображение зайца и приклеивать на
силуэт кусочки ваты.
На голубом картоне
силуэт зайца, клей,
кисти, вата.
15.
«Послушные
пальчики»
Повторять за воспитателем
движения в соответствии с текстом.
Развивать воображение.
Способствовать речевому развитию.
Пальчиковые игры.
Пальчиковые игры с
текстом.
16.
«Волшебные
фасолинки»
Использовать в играх все пальцы
руки одновременно и поочерёдно.
Развивать координацию пальцев
рук. Массаж.
1.«Месим тесто».
Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
Будут-будут из печи
Булочки и калачи.
Погружать руки ребенка в миску с этими материалами
и делать вид, что месите тесто, ищем маленькие
игрушки.
2.Пересыпайте фасоль из одной емкости в другую с
помощью ложки. Ложка должна быть глубокая, чтобы
Фасоль, розетки,
небольшие
бутылочки, мелкие
игрушки
(«киндеры»)
не рассыпать материалы.
3. «Кто больше соберет фасоли?» — собрать фасоль в
бутылочку.
4.Насыпаем в розетку фасоль. Ребенок на каждый
ударный слог перекладывает фасолинки по одной в
другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя
руками одновременно, попеременно большим и
средним пальцами, большим и безымянным, большим
и мизинцем. Четверостишия подбираются любые.
Февраль
17.
«Поиграем со
счётными
палочками»
Развивать координацию пальцев
рук, умение доводить начатое до
конца.
1.Ребенок собирает счетные палочки одними и теми же
пальцами разных рук (подушечками): двумя
указательными, двумя средними и т.д.
2.Строим «сруб» из счетных палочек. Чем выше и
ровнее сруб, тем лучше.
3.Выкладывание геометрических фигур.
4.Составление узоров.
5.Выкладывание предметов.
Образцы со
схематическими
изображеними,
счётные палочки.
18.
«Волшебная
мозаика»
Развивать внимательность,
сообразительность и творческие
способности.
1.Выложить несколько столбиков из пластинок одного
цвета.
2.Выложить рисунок из мозаики, имея перед глазами
образец.
3.Составить свой рисунок, основываясь на прошлом
опыте.
Разные виды
мозаики, образец:
трава, небо, домик.
19.
«Кто быстрее
развяжет узелки»
Развивать в пальчиках силу,
ловкость, умение добиваться цели.
1.Распутать узелки, «случайно» завязавшиеся на
шнурке (не сильно затянутые). Можно устроить
соревнование «Кто быстрей развяжет узелок».
2.Свяжите несколько шнурков вместе и завяжите на
каждом из них узелки. Предложите ребенку их все
отыскать.
Разноцветные
шнурочки.
20.
«Помоги друзьям
найти друг друга»
Развивать внимательность,
координацию пальцев рук,
воображение.
Проследовать пальчиком по дорожке определённого
цвета от объекта к объекту.
Образцы с
запутанными
дорожками 4 цветов
(от объекта к
объекту)
Март
21.
«Бусы»
Тренировать пальчики. Развивать
сообразительность.
Нанизывание разных видов макарон на шнурочек и
завязвывания на узелок.
Макароны с
крупными
отверстиями,
цветные шнурки.
22.
«Весна-красна»
Раскрашивать в одном направлении
без пробелов, не выходя за контур;
правильно держать карандаш,
использовать нажим; закреплять
знания о весенних явлениях
природы.
Раскрашивание раскрасок с сюжетными
изображениями на зимнюю тематику.
Раскраски с
сюжетным
рисунком, цветные
карандаши или
восковые мелки.
23.
«Красивые
узоры»
Учить выполнять работу
последовательно, аккуратно,
добиваясь цели. Радоваться своей
умелости.
Выкладывание фасолью различных силуэтов.
Фасоль, ёмкости,
силуэты
изображений на
листе.
24.
«Подводный мир»
Учить работать коллективно, не
мешая друг другу. Расширить
знания детей о морских обитателях.
Раскрашивание морских обитателей на одном полотне.
Полотно с морскими
обитателями,
восковые мелки.
Апрель
25.
«Шустрые
пузырьки»
Развивать силу в пальчиках, умение
добиться желаемого результата.
Лопать пузырьки большим и указательным или
средним пальцами.
Полотна с
лопающими
пузырьками.
26.
«Нарисуй что
хочешь»
Пользоваться разнообразными
материалами для рисования.
Развивать творческое воображение,
фантазию. Уметь работать сообща,
в сотворчестве со сверстниками.
Рисование цветными мелками на асфальте.
Цветные мелки.
27.
«Волшебные
карандаши»
Учить самомассажу рук. Улучшать
координацию движений кисти.
«УТЮЖОК»
Прокатывание карандаша по поверхности стола.
Возьми толстый карандаш. Положи его на
стол. «Прогладь» карандаш сначала одной ладонью,
потом другой. Покатай карандаш по столу
Карандаш я покачу
Вправо-влево – как хочу.
«ДОБЫВАНИЕ ОГНЯ»
Прокатывание карандаша между ладонями.
Положи карандаш на одну ладошку, прикрой её
другой. Прокатывай карандаш между ладонями
сначала медленно, а потом быстрее, от кончиков
пальцев к запястьям. А теперь попробуй сделать это
сразу с двумя карандашами. Получилось?
Карандаши
шестигранные.
«ДОГОНЯЛОЧКА»
Вращение карандаша вокруг своей оси пальцами обеих
рук.
Возьми карандаш всеми пальчиками. Покрути его.
Пусть пальчики бегут по карандашу, догоняя друг
друга.
Пальчики бегут вперёд,
И никто не отстаёт.
«КАЧЕЛИ»
Прижимание попеременно указательным и
безымянным пальцами концов карандаша к
поверхности стола.
Положи тонкий короткий карандаш на средний палец
прижатой к столу ладони. Указательным и
безымянным пальцами попеременно нажимай на
концы карандаша.
Покачаю вверх и вниз –
Крепче, карандаш, держись!
«ВОЛЧОК»
Вращение карандаша на столе указательным и
большим пальцами.
Вращай карандаш на столе двумя пальцами сначала
одной руки, а потом другой. Попробуй сделать то же
большим и средним пальцами.
По столу круги катаю,
Карандаш не выпускаю.
28.
«Су-Джоки»
Стимулировать активные точки,
расположенные на пальцах рук.
Способствовать оздоровительному
воздействию на весь организм,
нормализации мышечного тонуса.
Смотреть картотеку игр с шариком «Су-Джок»
Су-Джок.
Итого: 28 занятий