Напоминание

"Формирование навыков правильного употребления предлогов через дидактические игры у детей с общим недоразвитием речи"


Автор: Маликова Татьяна Валентиновна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ детский сад комбинированного вида №13"Веснушки"
Населённый пункт: город Реутов Московская область
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование навыков правильного употребления предлогов через дидактические игры у детей с общим недоразвитием речи"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Формирование навыков правильного употребления предлогов через

дидактические игры у детей с общим недоразвитием речи

Большинство

детей

к

моменту

обучения

в

школе

уже

полностью

овладевают звуковой стороной речи, имеют развернутый словарный запас,

умеют грамматически правильно строить предложения. Однако не у всех

процесс овладения речью происходит одинаково. В ряде случаев он может

быть

замедленным,

и

тогда

у

детей

отмечаются

различные

отклонения,

нарушающие

нормальный

ход

речевого

развития.

Нарушения

речи

многообразны.

По данным А.Н. Гвоздева, к 3-3,5 годам в словаре детей представлены

все части речи (существительные, прилагательные, глаголы, местоимения,

наречия,

числительные,

служебные

слова,

предлоги,

союзы,

частицы

и

междометия).

В это же время в языке ребенка появляются грамматические формы,

отражающие не только изолированные предметы, действия и качества, но и

сложные

отношения

между

ними,

которые

выражаются

при

помощи

специальных средств - системы флексий, отдельных служебных слов и т.п.

К

5 годам ребенок с нормальным речевым развитием практически овладевает

основными законами морфологии и синтаксиса, правильно строит не только

простые, но и сложные предложения.

Однако в ряде случаев к старшему дошкольному возрасту при первично

сохранном

интеллекте

и

нормальном

слухе

уровень

сформированности

лексико-грамматических

средств

языка

может

значительно

отличаться

от

нормы.

. Как правило, недоразвитие лексических средств здесь сочетается с

несформированностью грамматического строя языка. В их высказываниях

наблюдаются специфические ошибки грамматического оформления, которые

принято

называть

аграмматизмами.

(Под

аграмматизмом

понимается

неумение грамматически правильно изменять слова и строить предложения, а

также недостаточное понимание значения грамматических форм).

Несмотря на различия в уровнях сформированности лексических и

грамматических

средств

языка,

во

всех

перечисленных

случаях

налицо

ограниченный словарный запас, своеобразие определенных отклонений в его

использовании и стойкий аграмматизм.

Дети, не накопив необходимого

набора словоизменительных элементов и не научившись передвигать слово

по

словоизменительной

шкале,

преждевременно

обращаются

к

воспроизведению

наиболее

обособленного

морфологического

элемента

-

предлога. Они длительно не замечают, что предлог и флексия связаны и их

сочетание представляет собой определенное единство.

В грамматическом оформлении речи таких детей отмечается низкий

уровень способности к построению предложений. Такие дошкольники часто

не могут повторить фразу, состоящую из четырех и более слов, искажают их

порядок и количество. В самостоятельной речи они используют простые

нераспространенные предложения.

Как было сказано выше, аграмматизмы чаще наблюдаются у детей с

ОНР

различного

генеза.

Как

показывает

практика,

дети

с

различными

нарушениями

речи

(ОНР,

ФФНР),

в

особенности

если

дефект

включает

дизартрический

компонент,

могут

испытывать

трудности,

связанные

с

ориентацией

в

окружающем

пространстве.

Отсюда

несформированность

пространственных

понятий

и,

следовательно,

трудности

формирования

навыков правильного употребления грамматических форм (существительных

с предлогами), выражающих эти отношения.

ФОРМИРОВАНИЕ

НАВЫКА

УПОТРЕБЛЕНИЯ

ПРЕДЛОГОВ

В

ОНТОГЕНЕЗЕ

В

логопедии

термином

онтогенез

речи

обозначается

период

становления

речи

человека

от

первых

его

речевых

актов

до

того

совершенного состояния, при котором родной язык становится полноценным

орудием общения и мышления.

Развитие всех сторон речи у детей происходит постепенно и в тесной

взаимосвязи друг с другом. Формирование речи ребенка связано, с одной

стороны, с развитием мышления и других психических процессов, а с другой

стороны, с развитием всех компонентов речи: фонетико-фонематического,

лексического и грамматического строя речи. Нормализация звуковой стороны

речи создает условия для дальнейшего её совершенствования. Формирование

морфологических обобщений составляет важнейший элемент этого процесса.

На

данной

основе

происходит

уточнение

значений

слов;

обогащение

словарного запаса; адекватное использование лексических средств языка в

целях

устного

общения;

развитие

и

совершенствование

грамматического

оформления речи .

В

работах

А.Н.Гвоздева

с

учетом

тесного

взаимодействия

морфологической и синтаксической системы языка выделяются следующие

периоды формирования грамматического строя речи.

1 период - период предложений, состоящих из аморфных слов-корней (от 1

года 3 мес. до 1 года 10 мес.). Этот период включает 2 этапа:

- этап однословного предложения (1г.3мес.-1г.8мес.);

- этап предложений из нескольких слов-корней (1г.8мес.-1г.10мес.)

2

период

-

период

усвоения

грамматической

структуры

предложения

(1г.10мес. - 3г.). Этот период состоит из трех этапов:

- этап формирования первых форм слов (1г.10мес. - 2г.1мес.);

-

этап

использования

флексийной

системы

языка

для

выражения

синтаксических связей слов (2г.1мес. - 2г.6мес.).

- этап усвоения служебных слов для выражения синтаксических отношений

(2г.6мес. - 3г.).

3 период - период дальнейшего усвоения морфологической системы (от 3 до

7 лет).

Отмечается

следующая

последовательность

появления

частей

речи

в

развивающейся детской речи:

существительные --> глаголы --> прилагательные-->местоимения-->наречия--

>числительные-->служебные слова

Как

видим,

служебные

слова

(предлоги)

появляются

позже

всех

знаменательных частей речи. Так, на начальных этапах речевого развития в

детской речи отсутствуют предлоги (на столе - толе)

На этапе усвоения служебных слов ребенок правильно употребляет

простые предлоги и многие союзы, но при употреблении более сложных

предлогов

(из-за,

из-под

)

наблюдаются

аграмматизмы.

По

А.Н.Гвоздеву

отмечается следующая последовательность усвоения предлогов в онтогенезе:

в, на, под, над, из, около, за, у, с, из, перед, между, по, к, до и др.

ОСОБЕННОСТИ

НАРУШЕНИЯ

ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНЫХ

КОНСТРУКЦИЙ У ДЕТЕЙ С НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Нарушения употребления предложно-падежных конструкций являются

видом ошибок грамматического строя речи, которые проявляются в случае

несформированности операции грамматического структурирования (исходя

из

модели

порождения

речевого

высказывания

А.А.

Леонтьева

и

Т.В.

Ахутиной).

У

детей

с

тяжелыми

нарушениями

речи

часто

нарушена

дифференциация грамматических форм, выбор грамматической формы из

парадигматического ряда.

Следует отметить, что предложно-падежные конструкции обозначают

как местонахождение предмета, место действия, так и направление. Один и

тот

же

предлог,

употребляющийся

в

различных

предложно-падежных

конструкциях,

имеет

различные

значения

(например:

предлог

В

с

винительным падежом обозначает направление действия, а с предложным

падежом - местонахождение – «кладет в стол», но «лежит в столе»).

Нарушение

предложно-падежных

конструкций

проявляется

в

виде

следующих ошибок:

а) пропуск или замена предлогов. Чаще всего наблюдается опускание

предлогов В, ИЗ, отсутствие предлогов НАД, ОКОЛО, ПЕРЕД, ЗА, МЕЖДУ,

ЧЕРЕЗ. Замена предлогов НА и НАД, ПОД и ПО, НА и В по причине

смешения

их

и

в

импрессивной

речи

из-за

трудностей

понимания

грамматических значений этих предлогов («на столе» вместо «над столом»,

«по

книжке»

вместо

«под

книжкой»).

В

речи

детей

часто

отсутствуют

сложные предлоги ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД.

б) замена одной предложно-падежной конструкции другой (дом стоит

на реке).

в) неправильное употребление падежного окончания существительного

(Мальчик бежит с собака).

г)

неправильное

употребление

как

предлога,

так

и

падежного

окончания (Собака ест у миска).

Для правильной оценки нарушений в речи ребенка и для определения

наиболее

рациональных

путей

коррекции

логопед

проводит специальное

обследование.

ОБСЛЕДОВАНИЕ НАВЫКОВ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПРЕДЛОГОВ

Обследование

правильности

усвоения

предложно-падежных

конструкций детьми является одним из моментов исследования состояния

сформированности

грамматического

строя

языка,

необходимого

для

установления речевого диагноза и определения путей дифференциального

обучения.

Обследование ведется в двух направлениях.

1. Выявление понимания значения предлогов.

Установить, понимает ли ребенок предлоги, выражающие некоторые

пространственные

взаимоотношения

двух

предметов

(исключаются

показывающие ситуации).

а) На стол ставят коробку с крышкой. Ребенку дают плоский предмет,

например кружочек из картона, предлагают положить кружочек на коробку,

под коробку, в коробку, за коробку, перед коробкой.

б) На стол ставят две коробки с крышками. На глазах ребенка в одну из

коробок логопед кладет плоский предмет (кружок из картона). Другой такой

же плоский предмет кладет под вторую коробку. Логопед просит взять или

достать предмет:

- Возьми кружок из коробки.

- Возьми кружок из-под коробки.

Возможна следующая инструкция:

- Достань карандаш (кружок), который лежит в коробке.

- Достань карандаш (кружок), который лежит под коробкой.

в) Усложняя задание, можно предложить положить карандаш перед

коробкой, за коробку, между коробками.

2.

Обследование

правильности

употребления

предлогов

в

экспрессивной речи ребенка

Установить правильность употребления ребенком падежного окончания

и адекватного выбора предлога в данной грамматической конструкции.

а) Логопед предлагает ребенку ответить на вопросы по сюжетам картин

или демонстрируемым действиям. Вопросы можно задавать вразбивку таким

образом, чтобы ответ содержал разные падежные формы одного и того же

слова.

- Куда я положила карандаш? (в пенал).

-Откуда я достала карандаш? (из пенала).

б) Логопед предлагает ребенку самостоятельно составить предложение

по картинке.

Например:

- Чашка стоит на столе.

- Мяч перелетает через забор.

- Собака залезла в конуру.

- По дороге едет машина.

- У стола нет ножки.

в) Логопед произносит предложение по сюжетной картинке, намеренно

неправильно

используя

предлог.

Ребенку

необходимо

найти

ошибку

и

исправить её.

- Самолет летит под небу.

- За угла выбежала собака.

- Над столе стоит стакан.

(Более сложный вариант - в предложении неправильно используется и

предлог и флексия.)

г) Следующий прием: подстановка ребенком недостающего предлога в

данное

предложение.

Нужный

предлог

может

отсутствовать,

или

обследуемому приходится выбирать его среди других предлогов.

- Лампа висит... столом.

- Коза стоит... забора.

- Ворона слетела... дерева

При

анализе

ошибок,

допущенных

детьми

при

употреблении

существительных

в

косвенных

падежах

с

различными

предлогами

необходимо учитывать как правильность употребления самих предлогов, так

и соответствие падежных окончаний, составленных детьми словосочетаний и

предложений используемым предлогам (т.е. выполняют ли предлоги свою

синтаксическую функцию).

СИСТЕМА

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ

РАБОТЫ

НАД

ПРЕДЛОЖНО-

ПАДЕЖНЫМИ КОНСТРУКЦИЯМИ

Методы

развития

различных

систем

языка

у

детей

широко

представлены в литературе. Многие из них логопеды используют, подбирая

для

занятий

соответствующий

дидактический

материал.

Для

достижения

лучших

результатов

в

работе

с

детьми

дошкольного

возраста

требуется

создать

хорошо

оснащенную

развивающую

среду,

необходимую

для

умственного и речевого развития каждого ребенка. Реализация предполагает

использование следующих форм работы: логопедических занятий, занятий по

развитию речи, закрепление пройденного материала в процессе режимных

моментов,

занятий

по

рисованию,

лепке,

физкультуре,

в

часы

досуга

(прогулок, экскурсий, игр и т.д.).

Работа

над

предлогами

включается

в

работу

по

формированию

словоизменения.

В

соответствии

с

онтогенетиче ским

принципом

с н ач а л а

отрабатываются

предлоги

В,

НА,

ПОД

с

ярко

выраженным

конкретным

значением, а позднее - предлоги НАД, ИЗ, ОКОЛО, ЗА, ПЕРЕД, МЕЖДУ, ПО

и др. При этом необходимо учитывать, что с предлогами употребляются

следующие падежные формы:

1 )

Р о д и т е л ь н ы й

п а д е ж

с

п р е д л о г о м У,

обозначающий

местонахождение,

с

предлогом С,

ИЗ,

ДО

со

значением

направления

действия (лежит у забора, берет с полки, из рюкзака);

2) Дательный падеж с предлогом П О (значение местонахождения), с

предлогом К (значение направления действия). Например: по дороге, к дому,

к машине и т.д.;

3)

Винительный

падеж

с

предлогами В,

НА,

ЗА,

ПОД

(значение

направления

действия).

Например: ставит на стол, кладёт на стол, под

стол, за стол.;

4)

Творительный

падеж

с

предлогами ЗА,

НАД,

ПОД,

ПЕРЕД

(значение местонахождения), обозначающий часть пространства, в пределах

которого совершается действие. Например: лежит за книгой, перед книгой;

5)

Предложный

падеж

с

предлогами В ,

НА,

обозначающие

местонахождение предмета (лежит на столе).

При

проведении

логопедической

работы

необходимо

уточнить

и

отдифференцировать различные значения одного и того же предлога.

Так, сначала нужно уточнить понимание и употребление предлога со

значением местонахождения (где?), а затем - тот же предлог, но со значением

направления действия (куда?).

В

большинстве

случаев

нарушение

понимания

и

употребления

предложных

конструкций

проявляется

в

неправильном

употреблении

не

только предлогов, но и падежных окончаний. В связи с этим проводится

работа

как

над

усвоением

значения

предлогов,

так

и

над

правильным

оформлением флексий в предложных конструкциях.

Употребление предложно-падежных конструкций целесообразно давать

в

приглагольных

словосочетаниях,

так

как

от

характера

глагола

зависят

значения предлога и падежная форма существительного. Например: лежит

(где?) в рюкзаке, кладет (куда?) в рюкзак.

Особенно

это

важно

в

конструкциях,

обозначающих

направление

действия. Употребление того или иного предлога со значением направления

действия

часто

определяется

в

словосочетании

характером

глагольной

приставки.

В

русском

языке

имеется

определенное

соответствие

в

использовании

глагольных

приставок

и

предлогов:

Входит

в

дом

(в-в),

выходит из дома (вы-из), подходит к дому (под-к), отходит от дерева (от-от).

Каждый предлог сначала отрабатывается отдельно от других предлогов.

Работа над предлогом проводится в двух направлениях: над уточнением его

конкретного значения и над падежной формой существительного, с которым

он употребляется. Значение предлога уточняется с помощью графической

схемы

Графическая схема предлогов

После изолированной работы над отдельными предлогами проводится

дифференциация нескольких предлогов.

Можно

представить

виды

заданий

на

начальном

этапе

работы

с

предлогами.

На первые занятия выносятся наиболее простые предлоги (например:

НА, ПОД), обозначающие место действия..

Работа

над

предлогами

проводится

поэтапно.

Сначала

уточняется

понимание

детьми

пространственного

расположения

предметов,

выраженного данными предлогами.

Например:

1. Логопед дает детям «усеченное» задание:

- Положи кружок... стол, а грибок... стул.

И спрашивает:

- Понятно, как надо выполнить действия? А теперь послушайте ещё

раз: «положи кружок на стол, а грибок под стул. - Одинаковые или разные

действия с предметами нужно выполнить? Чем они отличаются?

2.

Постепенно

задания

усложняются:

в

ряду

«маленьких

слов»

надо

выделить, например, слова ПОД или НА. Услышав их, например, в ряду: на,

из, под, на, около, между, над, на, ребенок должен хлопнуть в ладоши.

На

этом

этапе

происходит

ориентация

на

формальные

признаки

звукового образа предлога.

3.

Затем

детям

предлагается

задание

на

понимание

обобщенного

значения предлогов НА, ПОД: Книга лежит на столе. А где ещё может лежать

книга? ( На столе, на полке, на диване и т.д.) Мяч упал под стол. Куда он ещё

может закатиться? (под кресло, под кровать, под стул и т.д.).

Правильность усвоения навыка контролируется заданиями на выбор

предлога, соответствующего заданной ситуации, например: Яблоки лежат

ПОД

столе,

кошка

сидит

НА

столом.

Какие

«маленькие»

слова

надо

изменить?

Можно использовать и такой вид работы: раздать детям по 2 предмета

(мяч

и

машинка,

пенал

и

карандаш

и

т.д.),

предложить

самостоятельно

продумать, а затем продемонстрировать ряд действий с использованием этих

предметов. Затем предложить им составить предложение так, чтобы в нем

обязательно было одно из «маленьких» слов - НА, ПОД.

Развитие грамматического строя речи, особенно словообразования и

словоизменения, тесно связано с развитием лексики. В связи с этим многие

игры

и

задания

по

развитию

лексики

могут

быть

использованы

и

для

развития грамматического строя речи.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ

НАВЫКОВ ПРАВИЛЬНОГО УПОТРЕБЛЕНИЯ ПРЕДЛОГОВ

С

целью

уточнения

понимания

предлогов

в

импрессивной

речи

рекомендуются такие задания:

1.

Предлагаются

картинки

с

различным

пространственным

расположением

предметов

(ложка

в

чашке,

ложка

на

чашке,

ложка

под

чашкой), а также вопросы к ним: «Где ложка в чашке? Где ложка на чашке?

Где

ложка

под

чашкой?»

Ребенок

должен

показать

соответствующую

картинку.

2.

Выполнить

действия

с

предметами

в

соответствии

с

заданиями

логопеда.

Сначала

отрабатывается

понимание

предлогов,

связанных

со

знакомой ситуацией, например: «Положи карандаш в пенал, под пенал, на

пенал», т.д.

3. Упражнение на дифференциацию предлогов ( В-НА, ПОД - ИЗ-ПОД,

ИЗ - ОТ, ОКОЛО - ЗА). На стол ставят две одинаковые коробки, в одну из

которых кладут карандаш; такой же карандаш кладут под крышку другой

коробки. По просьбе логопеда ребенок подает тот карандаш, который просит

взрослый: «Возьми, карандаш, который лежит В пенале (на пенале, около)».

4. Игра «Правильно подними карточку».

Логопед называет словосочетания с предлогами (например, с предлогами НА,

В, ПОД, НАД и др.) Дети поднимают карточку с соответствующей схемой

предлога.

Для

закрепления

правильного

употребления

предлогов

в

самостоятельной речи предлагаются следующие игры и упражнения.

Каждая игра, упражнение должны нести коррекционную направленность:

реализовать не только основную задачу (формирование предложно-падежных

конструкций и пространственных представлений), но и помогать развивать

речь, зрительные функции и другие задачи, которые ставятся на

логопедических занятиях.

1. «Маленькое слово»

Цель: дать детям понятие о значении предлога (например, НА) в речи.

Логопед вызывает одного из детей и дает ему задание: « Положи кубик на

стол.

(Ребенок

выполняет

задание).

Положи

кубик...стул.

(Ребенок

не

выполнил задание). Почему ты не положил кубик? Ты не знаешь, куда его

положить,

т.

к.

я

пропустила

маленькое,

но

очень

важное

слово.

Дети,

догадайтесь, какое слово я потеряла». - «НА».

Аналогично даются понятия и о значении других предлогов.

2. Игра «Куда села пчела?»

Цель: закрепление навыка правильного употребления существительных

с предлогом НА.

Логопед

держит

в

руке

игрушку-пчелу

и

сажает

её

на

различные

предметы, а дети отвечают на вопрос: «Куда села пчела?».

Например, на стол, на картину, на полку, на цветок, и т.д.

3. «Придумай предложение»

Цель: учить детей составлять предложение с заданным предлогом по

двум опорным картинкам:

Взрослые предлагают ребенку внимательно посмотреть на картинки,

соединенные

стрелкой,

и

составить

по

ним

предложение

с

«маленьким

словом» (например, на ). При составлении предложений полезно добиваться

их вариативности, например:

Птица => ветка

(Птица на ветке. Птица свила гнездо на ветке.

Птица сидит на ветке и поёт и т.п.)

Необходимо контролировать, чтобы в предложении ребенка были оба

опорных слова, а также предлог.

4.Цель: учить ребенка выделять в тексте предлоги (напр., НА

Взрослый четко, внятно читает стихи, уже

не акцентируя голосом

предлог НА. Задача ребенка - выделить в каждом коротком стихотворении

“маленькое слово НА”, то есть произнести его утрированно.

На полянке возле речки загорали огуречки .

Пели песенку, что скоро загорят, как помидоры.

Воробей сидел на ветке у окна,

Ну а я - на табуретке у окна.

Посидели, посмотрели, покачались, полетели:

Воробей на крышу с ветки,

А я на пол с табуретки

Белые снежинки на веточках висели,

Белые снежинки от ветра полетели:

На машины, на дорожку, на смешную нашу кошку,

На высокие дома…

Значит, к нам пришла зима!

Аналогично проводится работа над другими предлогами.

5. Игра «Кто где живёт?»

Цель:

закрепление

формы

предложного

падежа

существительных

с

предлогом В)

Дети подбирают пары картинок, отвечая на вопрос логопеда: «Кто где

живёт?».

- Лиса живёт в норе.

- Медведь живёт в берлоге.

- Белка живет в дупле.

- Птица живёт в гнезде.

6. Игра «Что в чём?» на тему: « Посуда»

Цель:

закрепление

формы

предложного

падежа

существительных

с

предлогом В).

На доске выставляются картинки с изображением посуды. Логопед

задает вопросы. Дети отвечают, выбирая нужную картинку.

- В чём варят суп?

- Суп варят в кастрюле.

- В чем хранят соль?

- Соль хранят в солонке.

7. Игра «Где что растет?»

Цель: закрепление навыка употребления существительных с предлогом.

На доске слева - картинки с изображением огорода, сада, леса, луга,

поля, болота; справа - картинки с изображением овощей, фруктов, деревьев,

травы, пшеницы, клюквы и др. Логопед говорит:

-

Растения

сбежали

со

своих

мест

и

заблудились.

Помогите

им

вернуться на свои места туда, где они растут. Где растут овощи? (Овощи

растут в огороде). Картинка с овощами располагается около изображения

огорода. И т.д.

8. Цель: уточнить для ребенка пространственное расположение

предметов, выраженное предлогом ПОД; учить выделять предлог ПОД в

предложении и составлять предложения с этим предлогом. При этом можно

использовать сказку В. Сутеева «Под грибом» (см. Приложение)

Взрослые рассказывают малышу сказку, после этого просят повторить,

кто

оказался

под

грибом,

называя

каждое

животное.

После

можно

предложить

ребёнку

подумать,

под

чем

(деревом,

кустом)

могли

бы

спрятаться от дождя животные

После того как малыш правильно составит несколько предложений и в

каждом из них выделит голосом «маленькое слово ПОД», можно повторить и

заучить правило: Маленькое слово ПОД появляется тогда, когда предмет

находится внизу.

9. «Игра в поезд»

Цель:

закрепление

предложно-падежных

конструкций,

дифференциация

предлогов В, НА, ПОД.

На доске выставляется макет поезда.

Логопед говорит:

- Пассажиры везут в поезде разные вещи. В первом вагоне везут вещи, про

которые можно составить предложение со словом В. Во втором вагоне -

вещи,

про

которые

можно

придумать

предложение

со

словом

НА,

а

в

третьем - со словом ПОД.

Логопед

показывает

картинки.

Дети

придумывают

предложение

и

помещают картинки в соответствующие «вагоны». Например, картинка «Мяч

лежит на полке» помещается во второй вагон, а картинка «Сапоги стоят под

стулом» - в третий вагон.

10.

Цель:

учить

детей

вставлять

в

предложение

пропущенный

предлог.

Взрослый просит ребенка вспомнить, какие «маленькие слова» он уже

знает (НА и ПОД) и когда каждое из них появляется в предложении ; затем

предлагает

внимательно

послушать

предложения,

которые

составил

Незнайка, и если надо, добавить нужное «маленькое слово»:

Бабочка села … цветок.

Дедушка лежит …диване.

…грядке выросли огурцы.

…подоконнике стоят красивые цветы.

Дети играли… детской площадке.

…окном растет куст шиповника.

Ласточки свили гнездо…крышей.

Мама хранила стиральный порошок… раковиной.

11. «Отгадай загадки»

Цель: закрепление конструкций родительного падежа существительных

с предлогом У).

Детям

необходимо

ответить

на

вопросы

логопеда

полным

предложением. Вопросы можно задавать в зависимости от лексической темы.

Например:

- У кого рога?

- У кого мягкие лапки?

- У кого гребешок?

- У чего усы? И т.д.

12. Игра «Кто (Что) с чем?»

Цель: закрепление формы творительного падежа существительных с

предлогом С).

1 вариант: Детям предлагаются картинки, например: овца с ягнёнком,

чашка с блюдцем, миска с клубникой, корзина с яблоками, ваза с цветами,

кувшин с молоком. Логопед предлагает детям назвать, что с чем изображено

на картинке.

2 вариант: Детям предлагается ответить на вопросы логопеда полным

предложением, выделяя голосом предлог С.

- С чем ведро, если в нём...(вода, молоко,снег...)?

- С чем кастрюля, если в ней...(суп, борщ, картошка...)?

13. Вспомни сказку «Репка»

Цель: учить детей правильно употреблять форму творительного падежа

существительных в единственном числе с предлогом ЗА.

Я предлагаю использовать русскую народную сказку «Репка». Сказку можно

пересказать,

используя

настольный

театр

(фигурки

персонажей

можно

вырезать из картона или плотной бумаги, раскрасить и приклеить к втулкам

от туалетной бумаги) или иллюстрации книжки. Предварительно вспомнить

порядок следования героев сказки.

Ребенок составляет предложение о каждом персонаже в отдельности,

четко выделяя окончания существительных в творительном падеже, а также

предлог ЗА.

14. « Игра в неделю»

Цель: закрепление падежных конструкций с предлогами ПЕРЕД, ЗА.

В игре принимают участие семеро детей. Каждый из них получает «имя»

одно из дней недели. Логопед предлагает детям встать друг за другом так, как

идут дни недели. Затем логопед задает, например такие вопросы: «Вторник,

скажи, кто идет за тобой? А кто перед тобой? Среда, кто приходит раньше

тебя? А кто позже тебя? Можно раздать карточки с напечатанным названием

недели каждому ребёнку.

15. «Что без чего»

Цель:закрепление конструкции родительного падежа существительных

с предлогом БЕЗ).

Предлагаются

картинки

с

изображением

предметов,

которые

надо

починить. Логопед задает вопрос: «Что без чего?»

- Стул без ножки.

- Стул без спинки.

- Кастрюля без ручки.

- Платье без рукава.

- Кофта без пуговиц.

- Ботинки без шнурков.

- Машина без колеса.

- Шуба без воротника.

- Чайник без носика.

- Расческа без зубчиков.

- Грузовик без фары.

И т.д.

Дети отвечают на вопрос логопеда выделяя голосом предлог БЕЗ.

16. Игра «Где мы были, что видели?»

Цель: закрепление употребления предлогов (В, НА, ПОД, У и др.)

В процессе игры используются сюжетные картинки «Огород», «Сад»,

«Лес», «Зоопарк».логопед обращается к детям с вопросами: «Где ты был?

Что видел?»

- Я был в огороде. Видел много помидоров, огурцов, кабачков...

17. Игра «Сделай, не ошибись».

Цель: закрепление употребления предлогов и предлогов-наречий.

Логопед предлагает детям выполнить задание и ответить на вопросы.

Используются предлоги, обозначающие пространственные отношения (выше,

ниже, справа, слева, между, перед, сзади и др.)

- Положи мяч справа от куклы. Куда ты положил мяч?

- Поставь пирамидку между куклой и мячом. Куда ты поставил пирамидку?

- Нарисуй кружок, сверху кружка нарисуй крестик. Где нарисован крестик?

- Посади мишку сзади куклы. Куда ты посадил мишку?

- Положи эту вещь между двумя другими предметами. Где она?

18. «Солнечный зайчик»

Цель: учить детей пользоваться в речи предлогами.

Оборудование: зеркальце.

Логопед показывает детям солнечный зайчик и читает стихотворение-

считалку про солнечный зайчик.

Скачет зайчик по стене

И подмигивает мне.

Перепрыгнул на картинку,

Задержался на ботинке,

Поплясал на потолке,

Притаился в уголке.

Вот он спрятался в кроватке,

С нами он играет в прятки.

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы идем его искать.

Логопед говорит детям: «Ищите зайчика, а найдете - ответьте, куда он

спрятался». Образец ответа: «Зайчик на потолке. Зайчик в углу»

19. «Скажи, куда мы положили?»

Цель: закрепление употребления в речи предлогов.

Один ребенок выходит из комнаты. Остальные дети прячут игрушки (мелкие

предметы). По сигналу ребенок возвращается в комнату и ищет предмет.

Когда

он

отыщет

предмет,

он

говорит,

где

тот

находился.

Играющие

договариваются, что будут в начале подсказывать, куда положили предмет,

например: «мяч под...,мяч за... « и т. д.

20. Игра «Исправь ошибки»

Цель: закрепление предложно-падежных конструкций.

Логопед говорит:

- «Жил человек «рассеянный на улице Бассейной...». Кто написал про

этого рассеянного человека? (С. Я Маршак)

Один такой рассеянный человек читал книгу и перепутал все слова.

Помогите

ему

правильно

прочитать

и

понять

предложения.

Вот

как

он

прочитал:

- Дед в печи, дрова на печи». Исправьте его.

- На столе сапожки, под столом лепёшки. А как надо сказать?

- Овечки в речке, караси у речки». А как правильно?

21. «Дополни»

Цель: учить детей пользоваться в речи предлогами В, НА, С, ИЗ, ПОД,

и различать их.

Оборудование: избушка, дерево, скамейка, птичка, кошка, садик, дед,

бабка (реквизит и игрушки кукольного театра).

Дети

сначала

называют

предметы.

Логопед

расставляет

их

на

столе:

посередине

избушка,

перед

ней

-

садик,

в

садике

дерево,

под

деревом

скамейка.

Он

рассказывает

коротенькую

историю,

а

дети

при

этом

договаривают предложения, начатые педагогом, с помощью вопросов: «Дед

вышел

(откуда?)

из

избушки

и

сел

(куда?)

на

скамейку

(под

чем?)

под

деревом.

На

дереве

сидела

птичка.

Птичка

пела.

Услышала

ее

кошка,

прыгнула (за кем?) за птичкой ( куда?) на дерево. Но птичка улетела и села

(куда?) на крышу избушки. Кошка полетела за ней, но птичка улетела.

Вышла (откуда?) из избушки бабушка, и дедушка ей обо всем рассказал.

Бабушка рассердилась ( на кого?) на кошку, прогнала ее ( куда?) на чердак

ловить мышей. Потом бабушка (с кем?) с дедушкой пошли (куда?) в избушку

обедать».

22. Запомнить все «маленькие» слова (предлоги) в тексте.

Под, прятаться, береза, заяц.

В, лес, красиво!

23.. Цель: учить детей составлять предложения с предлогами по трем

опорным словам.

Логопед

предлагает

смотреть

на

схему

предлогов

(см.приложение)

и

слушать отдельные слова, например: « Лена - идти - школа»

Затем просит составить по этим словам предложения и обязательно

включить в него «маленькое слово». Аналогично происходит составление

предложений с включением предлогов по следующим опорным словам:

Лиса - лезть - нора. Коля - сидеть - стул. Дедушка - спать - диван. Жук -

спрятаться - лист. Лебеди - плавать - пруд. Студентка - идти - зонт. Котенок -

играть - ковер. Гриб - расти - елка. Пловцы - соревноваться - бассейн.

После составления каждого предложения дети обязательно называют то

«маленькое слово», которое они использовали.

24. Игра « Скажи наоборот»

(закрепление

дифференциации

предлогов,

обозначающих

направление движения: В - ИЗ, НА - С, К - ОТ).

Логопед называет предложение и просит детей сказать наоборот.

- «Мальчик положил мяч в коробку» - «Мальчик вынул мяч из коробки».

- «Девочка налила воду в стакан». -....

- «Мама положила яблоки на стол». -....

- «Машина подъехала к дому». -....

- «Дедушка подошел к забору». -....

25. Игра «Часы»

Цель: закрепление понимания и использования различных предлогов.

Для

проведения

игры

необходим

диск

«часы»

с

картинками.

Логопед

объясняет детям: «Этот диск разделен на две части. В верхней половине

размещены схемы «маленьких слов» (предлогов). Одна стрелка указывает на

схему, а вторая - на пустой кружок внизу. На этот кружок надо поместить

картинку, называя которую, мы используем «маленькое слово», на которое

показывает

верхняя

стрелка».

Ребенок

подбирает

нужную

картинку

и

придумывает предложение.

26. Печатная игра

«Ребусы»

Цель:

учить

разгадывать

ребусы,

развивать

логическое

мышление,

любознательность, пытливость, тренировать внимание и память, обогащать

речь.

1.Изображённые на рисунках предметы и живые существа читаются как

слова в именительном падеже и единственном числе.

2.Запятые перед картинкой указывают, сколько букв нужно удалить с начала

слова.

3. Перевёрнутые запятые после картинки указывают, сколько букв нужно

удалить с конца слова.

4. Если над словом стоят перечёркнутые буквы-нужно убрать все эти буквы

из слова.

5. Если представлены перечёркнутые номера букв слова, необходимо буквы с

этими номерами из слова вычеркнуть.

6.Если присутствуют цифры, например 1, 3,5, это означает, что из слова

необходимо взять только буквы под номерами 1,3,5.

7. Перевёрнутый рисунок означает, что слово нужно читать наоборот.

8.Знак равенства между буквами означает замену определённой буквы ( или

сочетания букв). Вместо знака равенства может быть использована стрелка.

9. Буквы могут быть изображены внутри, над, под и за другими буквами. В

таких случаях необходимо понять, в каких пространственных отношениях

состоят изображённые буквы, и использовать соответствующий предлог при

разгадывании слова.

10. Перечисленные приёмы могут объединиться друг с другом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и

родителям. - Спб, 2001.

2. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М., 1961.

3.

Диагностика

нарушений

речи

у

детей

и

организация

логопедической

работы

в

условиях

дошкольного

образовательного

учреждения:

Сб.

методических рекомендаций. /Сост. РГПУ им. Герцена. - СПб,2000.

4.

Жукова

Н.С.,

Мастюкова

Е.М.,

Филичева

Т.Б.

Преодоление

общего

недоразвития речи у дошкольников. - М., 1990.

5. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у

дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) - Спб, 1999.

6.

Лопатина

Л.В.,

Серебрякова

Н.В.

Преодоление

речевых

нарушений

у

дошкольников. - Спб, 2001.

7.Митропольская О.Н. Правильно называем предлоги.-М., Творческий центр

Сфера,2011

8. Селиверстов В.И. Игры в логопедической работе с детьми. - М., 1981.

9.

Спирова

Л.Ф.,

Ястребова

А.В.

Обследование

лексического

запаса

и

грамматического

строя

языка.

/Под

ред.

Власенко

И.Т.

//Методы

обследования речи у детей. - М., 1992.

10. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит.- СПб, 1997.

11. Ткаченко Т.А. В первый класс - без дефектов речи. - СПб, 1999.

12.

Ткаченко

Т.А.

Логопедическая

тетрадь:

формирование

лексико-

грамматических представлений. - СПб, 1999.

13.Яцель О.С. Учимся правильно употреблять предлоги в речи: конспекты

занятий по обучению детей с ОНР в старшей и подготовительной группах-

М.:Издательство Гном и Д»,2011

Приложение

Теремок

Русская народная сказка

тоит в поле теремок. Бежит мимо мышка-норушка. Увидела теремок, остановилась и

спрашивает:

— Терем-теремок! Кто в тереме живет? Никто не отзывается. Вошла мышка в

теремок и стала там жить.

Прискакала к терему лягушка-квакушка и спрашивает:

— Терем-теремок! Кто в тереме живет?

— Я, мышка-норушка! А ты кто?

— А я лягушка-квакушка.

— Иди ко мне жить! Лягушка прыгнула в теремок. Стали они вдвоем жить.

Бежит мимо зайчик-побегайчик. Остановился и спрашивает:

— Терем-теремок! Кто в тереме живет?

— Я, мышка-норушка!

— Я, лягушка-квакушка!

— А ты кто?

— А я зайчик-побегайчик.

— Иди к нам жить! Заяц скок в теремок! Стали они втроем жить.

Идет мимо лисичка-сестричка. Постучала в окошко и спрашивает:

— Терем-теремок! Кто в тереме живет?

— Я, мышка-норушка.

— Я, лягушка-квакушка.

— Я, зайчик-побегайчик.

— А ты кто?

— А я лисичка-сестричка.

— Иди к нам жить! Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить.

Прибежал волчок-серый бочок, заглянул в дверь и спрашивает:

— Терем-теремок! Кто в тереме живет?

— Я, мышка-норушка.

— Я, лягушка-квакушка.

— Я, зайчик-побегайчик.

— Я, лисичка-сестричка.

— А ты кто?

— А я волчок-серый бочок.

— Иди к нам жить!

Волк влез в теремок. Стали они впятером жить. Вот они в теремке живут, песни поют.

Вдруг идет медведь косолапый. Увидел медведь теремок, услыхал песни, остановился и

заревел во всю мочь:

— Терем-теремок! Кто в тереме живет?

— Я, мышка-норушка.

— Я, лягушка-квакушка.

— Я, зайчик-побегайчик.

— Я, лисичка-сестричка.

— Я, волчок-серый бочок.

— А ты кто?

— А я медведь косолапый.

— Иди к нам жить!

Медведь и полез в теремок. Лез-лез, лез-лез — никак не мог влезть и говорит:

— А я лучше у вас на крыше буду жить.

— Да ты нас раздавишь.

— Нет, не раздавлю.

— Ну так полезай! Влез медведь на крышу и только уселся — трах! — развалился

теремок.

Затрещал теремок, упал набок и весь развалился. Еле-еле успели из него выскочить

мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побе-гайчик, лисичка-сестричка, волчок-

серый бочок — все целы и невредимы.

Принялись они бревна носить, доски пилить — новый теремок строить.

Лучше прежнего выстроили!

Русская народная сказка «Репка»

Посадил дед репку и говорит:

— Расти, расти, репка, сладка! Расти, расти, репка, крепка!

Выросла репка сладка, крепка, большая-пребольшая.

Пошел дед репку рвать: тянет-потянет, вытянуть не может.

Позвал дед бабку.

Бабка за дедку,

Дедка за репку —

Тянут-потянут, вытянуть не могут.

Позвала бабка внучку.

Внучка за бабку,

Бабка за дедку,

Дедка за репку —

Тянут-потянут, вытянуть не могут.

Позвала внучка Жучку.

Жучка за внучку,

Внучка за бабку,

Бабка за дедку,

Дедка за репку —

Тянут-потянут, вытянуть не могут.

Позвала Жучка кошку.

Кошка за Жучку,

Жучка за внучку,

Внучка за бабку,

Бабка за дедку,

Дедка за репку —

Тянут-потянут, вытянуть не могут.

Позвала кошка мышку.

Мышка за кошку,

Кошка за Жучку,

Жучка за внучку,

Внучка за бабку,

Бабка за дедку,

Дедка за репку —

Тянут-потянут — и вытянули репку.

В.Г. Сутеев

Как-то застал Муравья сильный дождь.

Куда спрятаться?

Увидел Муравей на полянке маленький грибок, добежал до него и

спрятался под его шляпкой.

Сидит под грибом - дождь пережидает.

А дождь идёт всё сильнее и сильнее...

Ползёт к грибу мокрая Бабочка:

- Муравей, Муравей, пусти меня под грибок! Промокла я - лететь не

могу!

- Куда же я пущу тебя? - говорит муравей. - Я один тут кое-как

уместился.

- Ничего! В тесноте, да не в обиде.

Пустил Муравей Бабочку под грибок.

А дождь ещё сильнее идёт...

Бежит мимо Мышка:

- Пустите меня под грибок! Вода с меня ручьём течёт.

- Куда же мы тебя пустим? Тут и места нет.

- Потеснитесь немножко!

Потеснились - пустили Мышку под грибок.

А дождь всё льёт и не перестаёт...

Мимо гриба Воробей скачет и плачет:

- Намокли перышки, устали крылышки! Пустите меня под грибок

обсохнуть, отдохнуть, дождик переждать!

- Тут места нет.

- Подвиньтесь, пожалуйста!

- Ладно.

Подвинулись - нашлось Воробью место.

А тут Заяц на полянку выскочил, увидел гриб.

- Спрячьте, - кричит, - спасите! За мной Лиса гонится!..

- Жалко Зайца, - говорит Муравей. - Давайте ещё потеснимся.

Только спрятали Зайца - Лиса прибежала.

- Зайца не видели? - спрашивает.

- Не видели.

Подошла Лиса поближе, понюхала:

- Не тут ли он спрятался?

- Где ему тут спрятаться!

Махнула Лиса хвостом и ушла.

К тому времени дождик прошёл - солнышко выглянуло. Вылезли все

из-под гриба - радуются.

Муравей задумался и говорит:

- Как же так? Раньше мне одному под грибом тесно было, а теперь

всем пятерым место нашлось!

- Ква-ха-ха! Ква-ха-ха! - засмеялся кто-то.

Все посмотрели: на шляпке гриба сидит Лягушка и хохочет:

- Эх, вы! Гриб-то...

Не досказала и ускакала.

Посмотрели все на гриб и тут догадались, почему сначала одному под

грибом тесно было, а потом и пятерым место нашлось.

А вы догадались?



В раздел образования