Автор: Дедик Олеся Валерьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Центр развития ребёнка детский сад № 158"
Населённый пункт: г.Магнитогорск,Челябинская область
Наименование материала: Рекомендация для воспитателей
Тема: "Развитие детской самостоятельности в различных видах деятельности"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждения «Детский сад №158»
Рекомендация для воспитателей на тему:
«Развитие детской самостоятельности в различных
видах деятельности»
Выполнила: Дедик Олеся Валерьевна
воспитатель 1 категории
Рекомендация для воспитателей на тему «Развитие детской самостоятельности в
различных видах деятельности»
Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет знать все, он
смотрит вокруг на происходящее с восторгом и удивлением и открывает для себя
чудесный мир, где много интересного. Очень важным волевым качеством, необходимым
для будущей деятельности ребенка, является самостоятельность. В рамках данного
подхода считается ,что дети в процессе воспитания и обучения в детском саду должны
научиться самостоятельно , ставить цель и задачи своей деятельности, анализировать ее
условия, формировать проблемы и гипотезы, предположения о вариантах решения
проблемных ситуаций , находить для этого средства, преодолевать разногласия,
организовывать и корректировать ход как индивидуальной , так и совместной
деятельности, достигая положительного результата. Самостоятельность – независимость ,
свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней поддержки, помощи. Это
одна из волевых сфер личности. Проявлять свою самостоятельность ребенок может в
любом виде деятельности в любой образовательной деятельности. Каждый ребенок ждет,
чтобы его услышали, проявили интерес, поддержали. При делении становления
самостоятельности на этапы необходимо учитывать не только уровень развития ребенка,
его возраст, но и вид деятельности.
Развитие детской самостоятельности осуществляется в различных видах детской
деятельности:
- В игровой деятельности;
- В коммуникативной деятельности;
- В познавательно-исследовательской деятельности.
Игровая деятельность – для обеспечения эмоционального благополучия детей этого
возраста необходима, чтобы им была предоставлена широкая возможность. Наибольшие
возможности для игровой деятельности является во внеклассной работе, где дети могут
выбирать игры и занятия по интересам. Именно в игре проявляются и развиваются разные
стороны личности ребёнка, удовлетворяются многие его интеллектуальные и
эмоциональные потребности, складывается характер. С.А. Шмаков подчеркивал, что:
«Игра- это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и
усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется
самоуправление поведением». Основные проблемы связаны с нравственным воспитанием
дошкольников (коллективных взаимоотношений, личностных качеств ребенка-
дружелюбия, трудолюбия, целеустремленности, активности, формированием отношения к
труду).Решению этих вопросов в наибольшей степени способствуют сюжетно-ролевые ,
творческие игры.
Коммуникативная деятельность детей - основное назначение человеческой речи служит
средством общения между людьми. Коммуникативная самостоятельность у детей
проявляется в том, что они по собственному побуждению, желанию вступают в контакт с
окружающими, общаются с ними, используя при этом чаще всего невербальные средства
общения (несловесных сигналов, внешних телесных движений, которая помогает не
говорящему ребенку передать окружающим свои эмоции, настроение и др.).
Самостоятельная коммуникативная деятельность протекает в образовательной
деятельности в режиме дня : интегрированные занятия; игровые ситуации, игры с
правилами (словесные, настольно- печатные), подвижные, народные; творческие игры
(сюжетные, сюжетно-ролевые, театрализованные, конструктивные); беседы, речевые
ситуации, составление рассказов и сказок, отгадывание загадок, речевые тренинги.
Самостоятельная деятельность: индивидуальные и совместные творческие (сюжетно-
ролевые, театрализованные, режиссерские) игры; все виды самостоятельной деятельности,
предполагающие общение со сверстниками; самостоятельная деятельность в уголках
уединения, театральном уголке. Самостоятельное декламирование детьми коротких
стихотворений, рассказывание сказок и историй, рассматривание книг и журналов,
изготовление поделок, раскрашивание; развивающие настольно-печатные игры, пазлы, в
лабораторном уголке.
Создание условий для поддержки детской самостоятельности в исследовательской
деятельности приобрела осмысленность и развивающий эффект должны быть созданы
условия, необходимые для этого развития. Предметно-развивающая среда должна быть
разнообразна по своему содержанию; образовательная и игровая среда, должна
стимулировать развитие поисково-познавательной деятельности детей. Существенную
роль в этом направлении играет поисково-исследовательская деятельность дошкольников,
протекающая в форме экспериментальных действий ,в их процессе дети преобразуют
объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.
Немаловажное значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная,
насыщенная предметно-пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную
исследовательскую деятельность. Одна из главных задач, это научить детей, задавать
вопрос и самостоятельно находить, и искать на них ответы. В процессе
экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные
признаки свойства, явления или объекта природы .