Автор: Данилова Екатерина Михайловна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МКОУ "СОШ №6"
Населённый пункт: Арылах, Саха /Якутия/ , Мирнинский улус
Наименование материала: статья
Тема: "Смысловое чтение как средство обучения решению задач"
Раздел: среднее образование
Смысловое чтение как средство обучения решению задач
Данилова Екатерина Михайловна
МКОУ «СОШ №6» с. Арылах Мирнинский улус РС(Якутия)
Умение решать задачи является одним из основных
показателей уровня математического развития, глубины освоения
учебного материала. Поэтому
решение задач занимает в
математическом образовании большое значение. Исследования
проблемы обучения решению задач показывают, что одной из
основных причин несформированности у учащихся общих
умений и навыков является понимание смысла прочитанного.
Первые уроки математики в 5-х классах показывают разный
уровень
техники
чтения
и,
соответственно,
у
учащихся
наблюдается разный уровень осмысленного чтения. Таким
образом, актуальными задачами, стоящими перед учителем,
остаются такие задачи, как научить ребенка правильно работать
с текстом математической задачи,
развивать
читательскую
грамотность, т.е. формировать навыки смыслового чтения.
К составляющим смыслового чтения относят такие
универсальные учебные действия, как умения ориентироваться в
содержании текста, понимать его целостный смысл, находить
требуемую
информацию,
преобразовывать
текст
задачи,
используя различные схемы, графики, таблицы, формулы, решать
учебно-познавательные
задачи,
практико-ориентированные
задачи, требующие полного и критического понимания текста.
Для их формирования используются приемы смыслового чтения.
Решение любой текстовой задачи состоит из нескольких
этапов.
Стратегии
смыслового
чтения
очень
четко
прослеживаются в этапах решения текстовой задачи.
На каждом этапе решения задачи применяются разные приемы.
Такие приемы, как «Ключевые слова»,
«Тонкие и толстые
вопросы», «Краткая запись задачи», «Составление аналогичной
задачи»,
«Урок
одной
задачи»,
«Кластер»,
«Инсерт»,
«Синквейн»,
способствуют формированию умения работать с
любой информацией, предоставляют учащимся возможность
размышлять, формулировать и аргументировать свою точку
зрения, сопоставлять разные точки зрения, т.е. развивают их
критическое мышление.
Пример: Из двух городов отправились одновременно друг другу
два поезда со скоростями 48 км/ч и 54 км/ч. Найдите расстояние
между городами, если поезда встретились через 4 ч после начала
движения. (Работа в паре, в группах)
I этап: Наработка различных версий: как можно решить задачу.
Учащиеся составляют краткую запись задачи (схему, таблицу),
предлагают пути решения задачи. («Ключевые слова», «Краткая
запись задачи», «Тонкие и толстые вопросы»).
II этап: Предлагаются несколько простых задач на движение,
применение формул пути, времени, скорости.
(«Тонкие и
толстые вопросы», «Инсерт»).
III этап: Учащимся предлагается придумать задачу на движение,
записать ее условие, составить таблицу (схему) и решить ее.
(«Тонкие
и
толстые
вопросы»,
«Составление
аналогичной
задачи», «Кластер», «Синквейн»).
Применение различных приемов смыслового чтения помогает
учащимся не бояться решать задачи, доставляет им огромное
удовольствие их решать, способствует созданию ситуации, в
которой учащиеся вовлечены в процесс активной познавательной
деятельности.
Литература:
1.
Сметанникова Н.Н Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах:
как реализовать ФГОС. /М.:Баласс, 2011.-128 с.
2.
Фридман Л.М., Турецкий Е.Н. Как научиться решать задачи./
М.:Просвещение, 1989.-192 с.
3.
Куропятник
И.В.
Чтение
как
стратегически
важная
компетентность
для
молодых
людей//
Педагогическая
мастерская. Все для учителя. – 2012. – № 6.