Напоминание

"Смысловое чтение как средство обучения решению задач"


Автор: Данилова Екатерина Михайловна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МКОУ "СОШ №6"
Населённый пункт: Арылах, Саха /Якутия/ , Мирнинский улус
Наименование материала: статья
Тема: "Смысловое чтение как средство обучения решению задач"
Раздел: среднее образование





Назад




Смысловое чтение как средство обучения решению задач

Данилова Екатерина Михайловна

МКОУ «СОШ №6» с. Арылах Мирнинский улус РС(Якутия)

Умение решать задачи является одним из основных

показателей уровня математического развития, глубины освоения

учебного материала. Поэтому

решение задач занимает в

математическом образовании большое значение. Исследования

проблемы обучения решению задач показывают, что одной из

основных причин несформированности у учащихся общих

умений и навыков является понимание смысла прочитанного.

Первые уроки математики в 5-х классах показывают разный

уровень

техники

чтения

и,

соответственно,

у

учащихся

наблюдается разный уровень осмысленного чтения. Таким

образом, актуальными задачами, стоящими перед учителем,

остаются такие задачи, как научить ребенка правильно работать

с текстом математической задачи,

развивать

читательскую

грамотность, т.е. формировать навыки смыслового чтения.

К составляющим смыслового чтения относят такие

универсальные учебные действия, как умения ориентироваться в

содержании текста, понимать его целостный смысл, находить

требуемую

информацию,

преобразовывать

текст

задачи,

используя различные схемы, графики, таблицы, формулы, решать

учебно-познавательные

задачи,

практико-ориентированные

задачи, требующие полного и критического понимания текста.

Для их формирования используются приемы смыслового чтения.

Решение любой текстовой задачи состоит из нескольких

этапов.

Стратегии

смыслового

чтения

очень

четко

прослеживаются в этапах решения текстовой задачи.

На каждом этапе решения задачи применяются разные приемы.

Такие приемы, как «Ключевые слова»,

«Тонкие и толстые

вопросы», «Краткая запись задачи», «Составление аналогичной

задачи»,

«Урок

одной

задачи»,

«Кластер»,

«Инсерт»,

«Синквейн»,

способствуют формированию умения работать с

любой информацией, предоставляют учащимся возможность

размышлять, формулировать и аргументировать свою точку

зрения, сопоставлять разные точки зрения, т.е. развивают их

критическое мышление.

Пример: Из двух городов отправились одновременно друг другу

два поезда со скоростями 48 км/ч и 54 км/ч. Найдите расстояние

между городами, если поезда встретились через 4 ч после начала

движения. (Работа в паре, в группах)

I этап: Наработка различных версий: как можно решить задачу.

Учащиеся составляют краткую запись задачи (схему, таблицу),

предлагают пути решения задачи. («Ключевые слова», «Краткая

запись задачи», «Тонкие и толстые вопросы»).

II этап: Предлагаются несколько простых задач на движение,

применение формул пути, времени, скорости.

(«Тонкие и

толстые вопросы», «Инсерт»).

III этап: Учащимся предлагается придумать задачу на движение,

записать ее условие, составить таблицу (схему) и решить ее.

(«Тонкие

и

толстые

вопросы»,

«Составление

аналогичной

задачи», «Кластер», «Синквейн»).

Применение различных приемов смыслового чтения помогает

учащимся не бояться решать задачи, доставляет им огромное

удовольствие их решать, способствует созданию ситуации, в

которой учащиеся вовлечены в процесс активной познавательной

деятельности.

Литература:

1.

Сметанникова Н.Н Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах:

как реализовать ФГОС. /М.:Баласс, 2011.-128 с.

2.

Фридман Л.М., Турецкий Е.Н. Как научиться решать задачи./

М.:Просвещение, 1989.-192 с.

3.

Куропятник

И.В.

Чтение

как

стратегически

важная

компетентность

для

молодых

людей//

Педагогическая

мастерская. Все для учителя. – 2012. – № 6.



В раздел образования