Автор: Серова Анна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 48
Населённый пункт: г. Апатиты, Мурманская обл.
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование семейных ценностей дошкольников в духовно-нравственном воспитании"
Раздел: дошкольное образование
Формирование семейных ценностей дошкольников в духовно-
нравственном воспитании
Ориентация на семейные ценности является важной частью духовно - нравственного
развития и воспитания личности дошкольников. Семья является непреходящей ценностью
для развития каждого человека, играет важную роль в жизни государства, в воспитании
новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса. В материалах
стандартов,
впервые
в
нормативных
документах,
регламентирующих
организацию
образовательного процесса, встречаются такие понятия как «ориентация на принятие
ценностей семьи, нравственных устоев семьи, ответственности перед семьей».
Система семейных ценностей, определяющих уклад жизни семьи, является основным
средством воспитания нравственности как комплекса жизненных и семейных ценностей.
Данное средство обеспечивает приобщение к ценностям семейной культуры. Важными
элементами системы являются:
-ценности, на основе которых строятся отношения между членами семьи, такие как:
чувство значимости и необходимости; важно, чтобы каждый член семьи знал, что его любят,
ценят и в нем нуждаются.
Гибкость в решении семейных проблем — путь к счастью и ощущению комфорта.
Уважение. Важно привить членам семьи чувство уважения друг к другу.
Честность образует глубокую связь между членами семьи.
Умение прощать. Необходимо научиться прощать людей, которые обидели вас.
Щедрость — давая, не думая о том, что вы получите взамен.
Общение — отдельное искусство. Передача информации, чувств — важный элемент
становления семейных отношений
Ответственность. Все мы хотим казаться для других ответственными людьми. Некоторые из
нас более ответственные, другие — менее ответственные. Чувство ответственности не
требует много подталкивания, чтобы выполнить работу вовремя и правильно.
Любовь - это тепло, нежность, радость. Это главная движущая сила развития человечества,
то ради чего существуем все мы.
Семейные традиции, задающие и сохраняющие основные семейные ценности;
Круг семейных событий и праздников, порождающих ценностные приоритеты семьи;
Идеал семейной жизни, определяющий ценностно-смысловую направленность семьи.
Каждый из нас должен иметь четкие представления о тех семейных ценностях, которые
способствуют укреплению фундамента для создания крепкой и дружной семьи. Знание
моральных и нравственных устоев играет важную роль в укреплении доверия и повышения
уверенности к каждому члену семьи.
Семья и дошкольное учреждение – это два социальных института, от согласованности
действий, которых зависит эффективность процесса воспитания ребёнка. Никто не
сомневается, что влияние семьи на ребёнка сильнее, чем влияние дошкольного учреждения,
школы. Однако в тоже время семья не может обеспечить в полном объёме воспитание
активной, нравственной и творческой личности. Необходимость и важность сотрудничества
семьи и детского сада никогда не ставилось под сомнение. Ни детский сад, школа без семьи,
ни семья без детского сада, школы не способны справиться с тончайшими и сложнейшими
задачами становления человека. Взаимоотношения всех участников учебно-воспитательного
процесса, положительные жизненные примеры и духовные ценности, способствуют
становлению личности.
Семья
–
уникальный
первичный
социум,
дающий
ребенку
ощущение
психологической
защищенности,
«эмоционального
тыла»,
поддержку,
безусловного
принятия. В этом непреходящее значение семьи для человека вообще, а для дошкольника в
особенности.
Семья для ребенка - это ещё и источник общественного опыта. Здесь он находит
примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим
1
вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»:
детский сад, семья, общественность.
После бесед с детьми, мы выяснили, что дети очень мало знают о жизни своих
родителей, об их детстве. Выход из этой ситуации нашли в составлении семейных историй.
Эту работу дети могут выполнить только с помощью взрослых членов своей семьи. Дети
собирали материалы о своих родных и близких, среди которых были фото-архив, сама
история, рассказанная ребёнком со слов родителей, ромашка имён («Как меня называют
дома»), генеалогическое древо семьи, герб семьи. После этого в группе каждый ребёнок
рассказал о своей семье, своих родителях.
Семейные праздники – особые дни в жизни ребёнка, они несут заряд радости
эмоциональный подъём, обещают приятные каждому сердцу подарки и открытое общение с
близкими людьми. Старались подвести родителей к пониманию того, что необходимо
привлекать детей к посильному участию в праздниках. Задача родителей – помочь ребёнку
выбрать подарок, придумать интересное поздравление, оформить комнату и праздничный
стол. Еще убедили родителей в том, что одним из самых эффективных и доказанных
способов укрепить семью – это определить один вечер в неделю «семейным вечером».
Хороший семейный вечер – это или общая игра, или ужин всей семьёй, или прогулка.
Пользуются успехом у нас в группе такие формы работы, как «Фото-коллажи», «Папа,
мама, брат (сестра ) и я- здоровая семья!» и т.д.; ежемесячные выпуски тематических
«Семейных журналов»: « Традиции моей семьи», « Самый интересный семейный
выходной», « Самая дружная семья – моя!» и др.
Литература:
1. Скоролупова О.А. Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса
в ДОУ. Часть I. – М.: ООО Издательство «Скрипторий 2003», 2008.
2. Скоролупова О.А. Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса
в ДОУ. Часть II. – М.: ООО Издательство «Скрипторий 2003», 2008.
3. Дыбина О.В. Технологии формирования у ребенка направленности на мир семьи:
практико-ориентированная монография /Анфисова.С.Е., Еник О.А.,Пенькова Л.А.,
Щетинина В.В./-Ульяновск,2010.
4. Дыбина О.В., Пенькова Л.А., Реализация технологий формирования у ребенка
направленности на мир семьи.- Тольятти: ТГУ,2010.
5. Бардинова Е. Социальное развитие детей в ДОУ: методическое пособие / Бардинова Е.,
Иванова Н.,Калинина А./ серия Приложения к журналу « Управление ДОУ» - М.:
Сфера,2008.