Автор: Карева Ирина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №137"
Населённый пункт: город Рязань, Рязанская область
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: Сергей Есенин – наш земляк
Раздел: дошкольное образование
Сергей Есенин – наш земляк
Конспект комплексного занятия для детей старшей группы.
Автор: Карева Ирина Александровна, воспитатель логопедической группы
МБДОУ «Детский сад №137», г. Рязань.
Цель: познакомить детей с биографией и творчеством Сергея Есенина;
воспитывать любовь к Родине, к родному краю.
Задачи: знакомить детей с поэтическим творчеством рязанского поэта;
воспитывать патриотические чувства, любовь к родному краю, природе на
основе его поэзии; развивать интерес у детей к произведениям Сергея Есенина;
закрепить приемы рисования деревьев красками.
Предварительная работа: беседы о родном крае, чтение произведений поэта –
земляка.
Оборудование: портрет С. Есенина, листы белой бумаги формата А-4, краски,
кисти, ватные палочки, баночки с водой, картинки с изображением березы в
разное время года.
Ход занятия.
Воспитатель: В центре России, на рязанской земле, на правом берегу реки Оки,
среди лесов и полей находится село старинное Константиново. В центре села
стоит обычный деревянный домик и мемориальная доска, на которой написано:
«Здесь родился и жил известный русский поэт Сергей Есенин» (Показать детям
портрет поэта). Ребята, а какое время года сейчас? (Осень)
Воспитатель: Правильно. 125 лет назад, 21сентября (3 октября) 1895 г. В
крестьянской семье Есениных родился сын Сережа. Отец – Александр Никитич
Есенин, мать – Татьяна Федоровна Титова. Были у поэта две сестры Катя и
Шура. Любил он их сильно. Катя – рассудительная девочка, Сережа часто брал
у нее советы. Вторую сестру он ласково называл Шуренок, Шуревна, хотя
между ними разница в возрасте – шестнадцать лет.
Когда Сереже исполнилось два года, маме пришлось уехать в Рязань на
заработки. Маленького поэта стал воспитывать дед Титов Федор Андреевич. Он
был умным и богатым, читал церковные книги. У деда были три сына, которые
научили Сережу плавать, лазать по деревьям, скакать на лошади. Бабушка
любила внуку рассказывать сказки, петь песни.
Сергей Есенин начал писать стихи с 9 лет. Его стихи – о России, родном крае.
Он очень сильно любил свою Родину и называл ее по-старинному – Русью. В
своих произведениях поэт воспевал красоту русской природы. Вот например,
роща золотая, белая береза, кудрявый клен, рябина красная, голубое небо,
летний дождь, цветущая черемуха.
Сейчас послушайте стихотворение «Черемуха»:
Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
Черемуха душистая
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.
Ручей волной гремучею
Все ветки обдает
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поет.
Каждое стихотворение Есенина – картина, в которой он описывает чудеса.
Послушайте:
Нивы сжаты, рощи голы
От воды туман и сырость
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
Или вот, например:
Ах, и сам я в чаще звонкой
Увидал вчера в тумане
Рыжий месяц жеребенком
Запрягался в наши сани.
Воспитатель: Ребята, давайте сделаем физ. минутку под стихи Сергея Есенина:
Загорелась зорька красная (поднимаем голову и смотрим вверх)
В небе темно-голубом,
Полоса явилась ясная (маршируем)
В своем блеске золотом.
Лучи солнышка высоко (руки вверх, шаг вправо-влево)
Отразили в небе свет.
И рассыпались далеко (приседаем)
От них новые в ответ.
Лучи ярко-золотые (наклоны в стороны)
Осветили землю вдруг.
Небеса уж голубые
Расстилаются вокруг.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, какое дерево – символ России? (Береза)
Воспитатель: Да, правильно. Береза – символ России. Нет столько берез ни в
одной стране, как у нас. Наш народ очень любит белоствольную, стройную
березу. А сколько много сложено песен о любимом дереве. И у рязанского
поэта есть стихотворение «Береза»:
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
Воспитатель: Ребята, мы с вами стали маленьким художниками. Я вам
предлагаю нарисовать символ нашей Родины – березку, кто –то нарисует ее в
«серебре», кто – то в «весеннем наряде», кто – то в «летнем платье», а может
кто – то хочет ее изобразить в «желто – золотом». А листья на березе
изобразите с помощью ватной палочки.
Самостоятельная художественная деятельность детей (звучит тихая музыка).
Воспитатель: Ребята, вы все молодцы. А теперь расскажите то, что вам на
занятии понравилось. (Дети рассказывают о своих впечатлениях)
Воспитатель: Ребята, я очень хочу , чтобы вы, вместе со своими родителями,
посетили село Константиново – родину Сергея Есенина. Наше занятие
заканчивается. Любите, читайте, наслаждайтесь поэзией Есенина. До свидания.
Литература:
1.
Гусев В. А. С. Есенин: авторский фотоальбом. -Рязань: ГУП РО
«Рязанская областная типография», 2012. Твердая обложка,
суперобложка, - 224 стр.