Напоминание

" Сказки веселого язычка"


Автор: Перегон Светлана Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №33
Населённый пункт: р.п. Гремячево
Наименование материала: Мастер-класс для родителей
Тема: " Сказки веселого язычка"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

детский сад №33 «Дельфин» комбинированного вида

Мастер-класс для родителей

«Сказки веселого язычка»

(обучение выполнению

артикуляционной

гимнастики)

Цель: познакомить родителей с основными упражнениями

артикуляционной гимнастики.

Оборудование: зеркала (по количеству присутствующих)

1.

Приветствие. Игра «Комплимент».

Участники, передавая друг другу мяч, представляются

(называют свое имя и на первую букву своего имени говорят

комплимент) «Здравствуйте, меня зовут Светлана- симпатична»

1.

Знакомство с темой. Тема нашего мастер - класса

«Проведение артикуляционной гимнастики в домашних

условиях».

2.

Определение понятия, научный аспект.

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей

подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык,

губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Все речевые органы состоят

из мышц. Если можно тренировать мышцы рук, ног, спины и т. д.,

значит можно тренировать и мышцы органов артикуляции. Для

этого существует специальная гимнастика, которая называется

артикуляционной. Она помогает укрепить мышцы органов

артикуляции и подготовит базу для чистого звукопроизношения.

Артикуляционная гимнастика представляет собой комплекс

упражнений, направленных на выработку полноценных

движений и определенных положений органов

артикуляционного аппарата, необходимых для правильного

произношения звуков.

Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком

положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и

ноги находятся в спокойном положении.

Для того чтобы ребёнок нашёл правильное положение языка,

например, облизал верхнюю губу, намажьте губу вареньем,

шоколадом или мёдом в зависимости от того, что любит ваш

ребёнок.

Занятия должны проходить в игровой форме, ведь это основная

деятельность детей. Можно привлечь любимую игрушку: «Давай

покажем кукле, как правильно выполнять гимнастику для

язычка». Можно подобрать к каждому упражнению картинку –

образ. Картинка служит образцом для подражания какому-либо

предмету.

Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое

лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность

выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время

проведения артикуляционной гимнастики должны находиться

перед настенным зеркалом. Также ребенок может

воспользоваться небольшим ручным зеркалом, но тогда

взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Работа организуется следующим образом:

1.

Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении,

используя игровые приемы.

2.

Показывает его выполнение.

3.

Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует

выполнение.

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен

следить за качеством выполняемых ребенком движений:

точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость,

переход от одного движения к другому. Также важно следить,

чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись

симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В

противном случае артикуляционная гимнастика не достигает

своей цели.

3.Презентация «Веселая артикуляционная гимнастика»

Сейчас я предлагаю вам попробовать выполнить некоторые

упражнения артикуляционной гимнастики. Для этого вам

понадобятся зеркала. Располагаем их так, чтобы вам хорошо

была видна нижняя часть лица.

Упражнение «Заборчик»

Цель: Развивать умение удерживать зубы сжатыми;

совершенствовать круговые мышцы губ.

Описание: улыбнуться, показать верхние и нижние зубы.

Методические указания: зубы сомкнуты; мышцы щёк, губ сильно

напряжены; необходимо следить, чтобы ребёнок не морщил нос;

удерживать положение на счёт до 5.

Упражнение «Окошко»

Цель: Развивать круговые мышцы губ.

Описание: исходное положение «Заборчик», далее - медленно

открыть рот.

Методические указания: верхние и нижние зубы хорошо видны;

мышцы щёк, губ сильно напряжены; удерживать положение на

счёт до 5.

Положение «Заборчик» и «Окошко» является исходным для

всех остальных упражнений.

Упражнение «Трубочка», «Хоботок»

Цель: Развивать подвижность губ.

Описание: из положения «Заборчик» губы с напряжением

вытянуть трубочкой («Хоботок» - то же, но губы слегка

приоткрыть).

Методические указания: губы плотно сомкнуты так, чтобы в

центре не было дырочки; зубы сомкнуты; круговая мышца

собирается в морщинки.

Упражнение «Лопаточка»

Цель: Развивать умение расслаблять мышцы языка и

удерживать его в таком положении длительное время.

Описание: из положения «Заборчик» перейти в положение

«Окошко» положить широкий кончик языка на нижнюю губу.

Методические указания: язык должен быть спокойным (если не

получается расслабить язык, можно его пошлёпать губами: «пя-

пя-пя») и широким (его края касаются рта); нижняя губа не

должна подворачиваться; верхняя губа должна обнажать зубы;

удерживать на счёт до 5.

Упражнение «Иголочка»

Цель: Развивать умение напрягать боковые мышцы языка и

длительное время удерживать его в таком положении.

Описание: из положения «Заборчик» перейти в положение

«Окошко» высунуть язык наружу, сделать его напряжённым,

острым, как иголка.

Методические указания: необходимо следить, чтобы кончик

языка не загибался вверх; удерживать на счёт до 5.

Упражнение «Часики»

Цель: Развивать боковые мышцы языка и координацию

движений (справа - налево).

Описание: из положения «Заборчик» перейти в положение

«Окошко», а затем в положение «Иголочка» кончик языка

переводить под счёт «раз – два» (тик-так), от одного уголка рта

к другому (считает взрослый).

Методические указания: нижняя челюсть остаётся

неподвижной; рука под подбородком, чтобы контролировать

неподвижность нижней челюсти.

Упражнение «Качели»

Цель: Упражнять в быстрой смене движений кончика языка;

отрабатывать координацию движений кончика языка (вверх—

вниз).

Описание: из положения «Заборчик» перейти в положение

«Окошко», а затем в положение «Лопаточка» широкий кончик

языка поочерёдно упирать то за верхние, то за нижние зубы.

Методические указания: движения чередовать 5 - 6 раз в темпе

заданном взрослым; нижняя челюсть остаётся неподвижной

(рука под подбородком, чтобы контролировать неподвижность

нижней челюсти).

Упражнение «Накажем непослушный язычок»

Цель: Разрабатывать подвижность кончика языка.

Описание: из положения «Заборчик» перейти в положение

«Окошко», а затем спокойно положить язык на нижнюю губу и:

- пошлёпывая его зубами, произносить звуки «та-та-та»;

- пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя».

Методические указания: нижнюю губу не следует подворачивать

и натягивать на нижние зубы. Язык должен быть широким, края

его касаются уголков рта. Похлопывать язык зубами (губами)

надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребенок

не задерживал при этом выдыхаемый воздух.

Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко

рту ребенка, если тот делает упражнение правильно, она будет

отклоняться.

Упражнение «Лошадка

Цель: Учить растягивать подъязычную связку языка.

Описание: из положения «Заборчик» перейти в положение

«Окошко», а затем щёлкать языком.

Методические указания: выполнить 5-6 раз; нижняя челюсть

остаётся неподвижной; рука под подбородком, чтобы

контролировать неподвижность нижней челюсти.

Упражнение «Чашечка»

Цель: Активизировать мышцы языка.

Описание: из положения «Заборчик» перейти в положение

«Окошко», а затем в положение «Лопаточка» широкие края

языка слегка загнуть вверх; удерживать на счёт до 5.

Методические указания: нижняя губа не должна натягиваться на

нижние зубы; губы остаются в положении «Забор».

Упражнение «Маляр»

Цель: Разрабатывать подвижность языка в верхнем положении.

Описание: из положения «Заборчик» перейти в положение

«Окошко», а затем в положение «Лопаточка» широкий кончик

языка продвигать по нёбу вперёд-назад; выполнить 4-5 раз.

Методические указания: язык не выходит из полости рта; рука

под подбородком, чтобы контролировать неподвижность

нижней челюсти.

Упражнение «Грибок»

Цель: Учить растягивать подъязычную связку языка.

Описание: из положения «Заборчик» перейти в положение

«Окошко», а затем «приклеить» (присосать) язык к нёбу;

удерживать на счёт до 5.

Методические указания: если не получается, можно медленно

пощёлкать языком («Лошадка»); почувствовав, как язык

«присасывается» к нёбу, оставить его там; губы остаются в

положении «Улыбка»; рука под подбородком, чтобы

контролировать неподвижность нижней челюсти.

Упражнение «Гармошка»

Цель: Развивать движения широкого кончика языка в верхнем

положении. Учить растягивать подъязычную связку языка.

Описание: из положения «Грибок» не отпуская язык, с усилием

опускать и поднимать нижнюю челюсть; повторить 5-6 раз.

Методические указания: необходимо следить, чтобы язык не

«отклеивался»; губы остаются в положении «Заборчик»;

верхние и нижние зубы хорошо видны.

Таким образом, эти нехитрые упражнения способствуют

развитию мышц артикуляционного аппарата, что

подготавливает ребенка к произношению отсутствующих

звуков, способствуют коррекции неверного звучания

Можно сопровождать гимнастику текстом: сказкой или

стихотворением. Например, сказкой о Веселом язычке.

4.Инсценировка авторских сказок



В раздел образования