Напоминание

Приемы и методы работы с детьми с ОВЗ на уроках естественнонаучного цикла в Центре психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи


Авторы: Алексеева Галина Васильевна, Захарова Вера Васильевна
Должность: учитель математики, учитель математики, физики, химии
Учебное заведение: КОУ ВО "Семилукский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи""
Населённый пункт: г. Семилуки
Наименование материала: статья
Тема: Приемы и методы работы с детьми с ОВЗ на уроках естественнонаучного цикла в Центре психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи
Раздел: среднее образование





Назад




КОУ ВО «Семилукский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной

помощи»

Захарова В.В. – учитель математики

Алексеева Г.В. – учитель математики

Приемы и методы работы с детьми с ОВЗ на уроках естественнонаучного цикла в

Центре психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи

Контингент нашего Центра состоит в основном из детей семей социального риска,

неполных семей, находящихся в сложной жизненной ситуации, многие дети имеют статус

детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Уроки естественнонаучного

цикла (в частности, математики, физики и химии) являются сложными для восприятия и

в обычной школе, а тем более в условиях нашего Центра, что также усложняет нашу

педагогическую задачу.

В настоящее время остро стоит вопрос

включения учащихся с особыми

образовательными потребностями

в повседневный учебный процесс.

Инклюзия

вызывает много споров, приводятся самые разные аргументы «за» и «против». В

условиях

нашего учреждения, специфика которого заключается в том, что

оно

одновременно является общеобразовательным и оздоровительным, работа с детьми,

имеющими статус ОВЗ, приобретает особую специфику.

Приоритетным в таком случае становится личностно-ориентированный подход, с учетом

психофизиологического состояния ребенка. Не дети с

особыми

образовательными

потребностями, дети с ОВЗ приспосабливаются к учебному процессу, а учебный процесс

подстраивается под их потребности, которые учитель должен принимать и учитывать.

Для

налаживания

положительного

психологического

контакта

«ученик-учитель»

необходимо отработать

методы и приемы работы с детьми с ОВЗ,

организовать

соответствующее оборудование и материалы, выработать систему правил для работы с

такими детьми.

Учителю необходимо выработать особые методы работы с детьми с ОВЗ. Следует

помнить, что необходимо внятное разъяснение этапов задания, последовательность его

выполнения, неоднократное

повторение инструкции к заданию, предоставление

дополнительного времени для завершения работы. Нельзя забывать о чередовании

учебных занятий и двигательных пауз во время уроков.

Для облегчения восприятия задания рекомендуется использовать задания с бланками

ответов тестового типа, требующие минимального заполнения, использовать печатные

варианты заданий, написанных на доске, облегченные варианты задач и примеров,

рекомендована краткая демонстрация уже выполненного задания в качестве модели

решения. У детей с ОВЗ более развито зрительное восприятие, поэтому не лишним будет

использование интерактивных методов и приемов во время урока: демонстрация клипов,

видеофильмов, презентаций обучающего характера.

В процессе урока

детям с ОВЗ рекомендована

перемена

видов деятельности,

предоставление альтернативных заданий, использование накопительной шкалы оценок в

соответствии с затраченными усилиями и полученными успехами. Рекомендуется дать

не справившемуся с заданием ребенку возможность перерешать невыполненное задание,

дать ему еще шанс для получения положительного результата.

В работе с детьми с ОВЗ

необходимо также регулярно применять

прием

«психологического поглаживания», демонстрируя заинтересованность в успехе ребенка.

Это может быть выражено как интонацией, словами ободрения, так и выражением

уверенности в его успехе. Со школьниками следует устанавливать теплые, доверительные

отношения также через тактильные ощущения – дружеское поглаживание по плечу, по

голове, по руке. Дети охотно отзываются на ласковый, дружелюбный, ровный тон

учителя. В некоторых, особо сложных случаях, можно применить прием отвлечения

(рисование, лепка, музыкальная пауза).

Подобные приемы позволяют учителю добиться положительной динамики в учебе даже в

таких сложных учебных сферах как математика, физика, химия. Требуется немало

предварительной работы по созданию

банка дифференцированных заданий разного

уровня сложности, разработки заданий тестового типа, разработку демонстрационных

алгоритмов решений задач и примеров, но в повседневной педагогической практике,

имея все эти материалы под рукой, учитель

в состоянии наделить полноценными

знаниями детей с особыми образовательными потребностями.

Дети с

ограниченными возможностями здоровья

составляют неоднородную

группу, т.к. различными являются причины и степень выраженности отставания в их

развитии. В связи с этим трудно построить психолого-педагогическую классификацию

детей с ОВЗ. Общим для детей данной категории являются недостаточность внимания,

гиперактивность, снижение памяти, замедленный темп мыслительной деятельности,

трудности регуляции поведения. Однако стимуляция деятельности этих детей, оказание

им своевременной помощи позволяет выделить у них зону ближайшего развития,

которая в несколько раз превышает потенциальные возможности умственно отсталых

детей того же возраста. Поэтому дети с ОВЗ, при создании им определенных

образовательных

условий,

способны

овладеть

программой

основной

общеобразовательной школы и в большинстве случаев продолжить образование.



В раздел образования