Авторы: Алексеева Галина Васильевна, Захарова Вера Васильевна
Должность: учитель математики, учитель математики, физики, химии
Учебное заведение: КОУ ВО "Семилукский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи""
Населённый пункт: г. Семилуки
Наименование материала: статья
Тема: Приемы и методы работы с детьми с ОВЗ на уроках естественнонаучного цикла в Центре психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи
Раздел: среднее образование
КОУ ВО «Семилукский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной
помощи»
Захарова В.В. – учитель математики
Алексеева Г.В. – учитель математики
Приемы и методы работы с детьми с ОВЗ на уроках естественнонаучного цикла в
Центре психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи
Контингент нашего Центра состоит в основном из детей семей социального риска,
неполных семей, находящихся в сложной жизненной ситуации, многие дети имеют статус
детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Уроки естественнонаучного
цикла (в частности, математики, физики и химии) являются сложными для восприятия и
в обычной школе, а тем более в условиях нашего Центра, что также усложняет нашу
педагогическую задачу.
В настоящее время остро стоит вопрос
включения учащихся с особыми
образовательными потребностями
в повседневный учебный процесс.
Инклюзия
вызывает много споров, приводятся самые разные аргументы «за» и «против». В
условиях
нашего учреждения, специфика которого заключается в том, что
оно
одновременно является общеобразовательным и оздоровительным, работа с детьми,
имеющими статус ОВЗ, приобретает особую специфику.
Приоритетным в таком случае становится личностно-ориентированный подход, с учетом
психофизиологического состояния ребенка. Не дети с
особыми
образовательными
потребностями, дети с ОВЗ приспосабливаются к учебному процессу, а учебный процесс
подстраивается под их потребности, которые учитель должен принимать и учитывать.
Для
налаживания
положительного
психологического
контакта
«ученик-учитель»
необходимо отработать
методы и приемы работы с детьми с ОВЗ,
организовать
соответствующее оборудование и материалы, выработать систему правил для работы с
такими детьми.
Учителю необходимо выработать особые методы работы с детьми с ОВЗ. Следует
помнить, что необходимо внятное разъяснение этапов задания, последовательность его
выполнения, неоднократное
повторение инструкции к заданию, предоставление
дополнительного времени для завершения работы. Нельзя забывать о чередовании
учебных занятий и двигательных пауз во время уроков.
Для облегчения восприятия задания рекомендуется использовать задания с бланками
ответов тестового типа, требующие минимального заполнения, использовать печатные
варианты заданий, написанных на доске, облегченные варианты задач и примеров,
рекомендована краткая демонстрация уже выполненного задания в качестве модели
решения. У детей с ОВЗ более развито зрительное восприятие, поэтому не лишним будет
использование интерактивных методов и приемов во время урока: демонстрация клипов,
видеофильмов, презентаций обучающего характера.
В процессе урока
детям с ОВЗ рекомендована
перемена
видов деятельности,
предоставление альтернативных заданий, использование накопительной шкалы оценок в
соответствии с затраченными усилиями и полученными успехами. Рекомендуется дать
не справившемуся с заданием ребенку возможность перерешать невыполненное задание,
дать ему еще шанс для получения положительного результата.
В работе с детьми с ОВЗ
необходимо также регулярно применять
прием
«психологического поглаживания», демонстрируя заинтересованность в успехе ребенка.
Это может быть выражено как интонацией, словами ободрения, так и выражением
уверенности в его успехе. Со школьниками следует устанавливать теплые, доверительные
отношения также через тактильные ощущения – дружеское поглаживание по плечу, по
голове, по руке. Дети охотно отзываются на ласковый, дружелюбный, ровный тон
учителя. В некоторых, особо сложных случаях, можно применить прием отвлечения
(рисование, лепка, музыкальная пауза).
Подобные приемы позволяют учителю добиться положительной динамики в учебе даже в
таких сложных учебных сферах как математика, физика, химия. Требуется немало
предварительной работы по созданию
банка дифференцированных заданий разного
уровня сложности, разработки заданий тестового типа, разработку демонстрационных
алгоритмов решений задач и примеров, но в повседневной педагогической практике,
имея все эти материалы под рукой, учитель
в состоянии наделить полноценными
знаниями детей с особыми образовательными потребностями.
Дети с
ограниченными возможностями здоровья
составляют неоднородную
группу, т.к. различными являются причины и степень выраженности отставания в их
развитии. В связи с этим трудно построить психолого-педагогическую классификацию
детей с ОВЗ. Общим для детей данной категории являются недостаточность внимания,
гиперактивность, снижение памяти, замедленный темп мыслительной деятельности,
трудности регуляции поведения. Однако стимуляция деятельности этих детей, оказание
им своевременной помощи позволяет выделить у них зону ближайшего развития,
которая в несколько раз превышает потенциальные возможности умственно отсталых
детей того же возраста. Поэтому дети с ОВЗ, при создании им определенных
образовательных
условий,
способны
овладеть
программой
основной
общеобразовательной школы и в большинстве случаев продолжить образование.