Напоминание

"Сказкотерапия в жизни дошкольников"


Автор: Курцева Дарья Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 65"
Населённый пункт: г. Новокузнецк, кем.обл
Наименование материала: статья
Тема: "Сказкотерапия в жизни дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Сказкотерапия в жизни дошкольников»

В настоящее время внимание многих педагогов во всём мире привлечено к проблемам

дошкольного детства. Это не случайно, так как обнаруживается, что эти годы жизни

являются периодом интенсивного развития, когда закладывается фундамент физического,

психического, нравственного здоровья ребёнка. От того, в каких условиях оно будет

протекать, во многом зависит его будущее.

Взрослые, конечно, делают всё, чтобы ребёнок становился всё умнее и умнее (покупают

развивающие игры, новые игрушки, обучают счёту и письму и т. д., но ещё хочется,

чтобы наши дети умели не только считать, писать, но и любить. Любить небо, ветер,

звёзды, деревья, землю, бабочку, птицу, - это очень важно. А ещё более важно, чтобы они

умели любить людей: всех вместе и каждого отдельного человека, который встретится на

их пути.

Занятия по сказкотерапии как раз и помогают нашим детям незаметно преодолеть

различные кризисные моменты дошкольного детства, не вынося в душе негативные

качества. Ведь дети такие разные приходят в детский сад. Они умеют и покапризничать, и

поупрямиться, и проявить агрессию, как уже крайнюю форму самозащиты. Занятия по

сказкотерапии помогают детям развиваться гармонично, - попадая в сказку, ребёнок

легко воспринимает «сказочные законы», нормы, правила поведения, которые с трудом

прививаются детям родителями и педагогами. А здесь сама «сказочная жизнь» побуждает

ребёнка действовать в соответствии с общепринятыми, общечеловеческими нормами и

правилами поведения. Путешествуя по сказочной стране, ребята понимают, что если они

не будут прислушиваться к своим друзьям, или будут с кем-то ссориться - сказка просто

исчезнет, а вместе с нею могут погибнуть и добрые сказочные герои, живущие в ней.

Поэтому осознание ответственности за свои поступки приходит к ребёнку

непосредственно из самой сказочной ситуации, а вовсе не по воле взрослого.

Что же это такое – сказкотерапия?

Сказкотерапия – это лечение сказками, это открытие тех знаний, которые живут в душе.

Сказкотерапия – занятие с помощью сказки, направленное на решение какой-либо

проблемы. Этот метод восходит к давним временам – еще наши пра-пра-бабушки за

проступок не бранили, а рассказывали сказку. Сказки знакомили детей с реальностью,

давали понять «что такое хорошо», а «что такое плохо». Поэтому занятия в детском саду

сказкотерапией – метод, успешно применяемый и достаточно уже давно. Действительно,

сказки пользовались и продолжают пользоваться популярностью у маленьких дошколят.

Ведь у детей преобладает абстрактное мышление – а это значит, что информация,

переданная посредством ярких образов, наиболее восприимчива.

Сейчас многие родители не читают детям сказки. А ведь это так важно! В сказках дети

находят частички своей души, отголоски своей жизни. Кроме того сказки вселяют в

ребенка надежду. Чем дольше ребенок верит в волшебного Деда Мороза, который

приносит подарки в новогоднюю ночь, тем оптимистичнее будут его взгляды на жизнь.

Дети сталкиваются с какими-нибудь проблемами, приходят к нам, взрослым, но чаще

всего способы, которые предлагаем мы, для них не подходят. Тогда они приходят к

выводу, что мы им помочь не можем. А куда же девать накопившуюся печаль,

раздражение, гнев или радость, которые уже переполняют ребенка? И здесь на помощь

может прийти сказкотерапия.

Умственное развитие детей от трех до шести лет характеризуется формированием

образного мышления, которое позволяет ребенку думать о предметах, сравнивать их в

уме даже тогда, когда он их не видит. Ребенок начинает формировать модели той

действительности, с которой имеет дело, строить ее описание. Делает он это с помощью

сказки. Четыре-пять лет - апогей сказочного мышления. Сказка - это такая знаковая

система, с помощью которой ребенок трактует окружающую действительность так, как

он её понимает.

У каждой группы сказок есть своя возрастная аудитория. Детям 3-5 лет наиболее понятны

и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом

возрасте дети часто сопоставляет себя с животными, легко перевоплощаются в них,

копируя их манеру поведения.

Начиная с 5 лет, ребенок сопоставляет себя преимущественно с человеческими

персонажами: Принцами, Царевнами, Солдатами и пр. Чем старше становится ребенок,

тем с большим удовольствием он читает истории и сказки о людях, потому что в этих

историях содержится рассказ о том, как человек познает мир. Примерно с 5-6 лет ребенок

предпочитает волшебные сказки.

Основной принцип подбора сказок – это направленность проблемной ситуации,

характерной для данного возраста, нравственный урок, который дает сказка, доступный

для осмысления детям дошкольного возраста.

Структура занятия на основе сказкотерапии содержит обязательный ритуал «входа в

сказку» (настрой), основную часть, где используются приемы работы со сказкой, приемы

и упражнения для развития вербального воображения ребенка, и ритуал «выхода из

сказки». Подобная структура занятия создает атмосферу «сказочного мира», настрой на

работу с метафорой.

Работа со сказкой строится следующим образом:

1) чтение или рассказ самой сказки; ее обсуждение. Причем, в обсуждении ребенок

должен быть уверен, что он может высказывать любое свое мнение, т.е. всё, что он ни

говорит не должно подвергаться осуждению.

2) рисунок наиболее значимого для ребенка отрывка;

3) драматизация, т.е. проигрывание сказки в ролях. Ребенок интуитивно выбирает для

себя "исцеляющую" роль. И здесь надо отдавать роль сценариста самому ребенку, тогда

проблемные моменты точно будут проиграны. Но это можно делать не в один приём.

Что могут дать такие сказки для детей?

Во-первых, ребенок понимает, что взрослых интересуют его проблемы, что мы - взрослые

на его стороне.

Во-вторых, он усваивает следующий подход к жизни: "ищи силы для разрешения

конфликта в себе самом, ты их обязательно найдешь и победишь трудности", т.е. мы

проживаем нашу жизнь так, как мы ее для себя строим.

В-третьих, истории показывают, что выход из любой ситуации есть всегда, надо только

его поискать.

В сказочных историях можно выделить следующие группы тем, которые они поднимают:

1. Трудности, связанные с общением (со сверстниками и родителями).

2. Чувство неполноценности. Практически все агрессивное поведение - результат

ощущения собственной «малозначимости» и попытки таким способом доказать

обратное.

3. Страхи и тревоги по самым различным поводам.

4. Проблемы, связанные со спецификой возраста. Дошкольник сталкивается с

необходимостью обходиться без мамы, быть самостоятельным.

В результате сказкотерапии, ребенок чувствует поддержку взрослых, которая ему так

необходима. Также в сказке и через восприятие сказочного мира можно создать

необходимые условия для развития эмоциональной сферы дошкольника, обогатить

образами и представлениями, формирующими воображение.

Приемы сказкотерапии вполне могут освоить родители. Однако им необходима наша

помощь, т. е. помощь педагогов, консультации, рекомендации. Можно рассказать им

следующее: если вы заметили, что у вашего ребёнка есть какая-то эмоциональная

проблема (например, он раздражителен, груб, капризен или агрессивен), нужно

придумать сказку, где герои, их похождения и подвиги будут помогать вашему малышу

эту проблему решить. Сначала, мы описываем героя, похожего на ребенка по возрасту и

характеру (придуманная нами сказка может даже начинаться со слов: "Жил-был мальчик,

очень похожий на тебя..."). Далее, показываем жизнь героя в сказке так, чтобы ребенок

сам увидел сходство со своей жизнью (ведь сказкотерапия - это индивидуальные сказки

для конкретного человека, надо чтобы малыш мог видеть в главном герое себя). Затем,

выдуманный нами герой попадает в проблемную ситуацию, похожую на реальную

ситуацию ребенка (он тоже чего-то боится, чувствует себя одиноким и. т. п.) и

приписываем герою все переживания малыша (конечно, по сюжету должно появиться

много возможностей и способов для преодоления этих препятствий). Потом, сказочный

герой (а с ним и ребёнок) начинает искать выход из создавшегося положения и, конечно,

находит его.

Художественные сказки тоже очень полезны. Например, ребёнку, любящему приврать по

пустякам, стоит почитать сказку "Заяц-хвастун", легкомысленному и шаловливому

"Приключения Незнайки", эгоистичному и жадному малышу будет полезно послушать

сказку "О рыбаке и рыбке", а робкому и пугливому - "О трусливом зайце". В этом случае

не стоит явно указывать на сходство героя с ребёнком - малыш сделает выводы сам.

Просто обсудите сказку вместе. Здесь придут на помощь почти все методы арттерапии:

цветотерапия (можно рисовать свои впечатления от сказки), игротерапия (придумать игру

по сказке или инсценировать любимый отрывок), и даже музыкотерапия (подобрать

мелодии подходящие по настроению тому или иному сюжету). Это поможет малышу

лучше усвоить извлеченный из сказки опыт, а родителям - лучше понять своего ребенка.

Благодаря занятиям по сказкотерапии мы учимся преодолевать разные трудности, учимся

общаться с миром, друг с другом, заботиться друг о друге, сочувствуя и сопереживая

героям. А воспитание сочувствия, сопереживания, отзывчивости, гуманности является

наиважнейшей частью правильного воспитания. Если ребёнок понимает чувства другого,

активно откликается на переживания окружающих людей, либо героев сказки, стремится

оказать помощь, попавшему в беду, в трудную ситуацию, он не будет проявлять

враждебность и агрессивность.



В раздел образования