Напоминание

Использование ИКТ на уроках химии в соответствии с ФГОС


Автор: Болотина Валерия Вячеславна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 5 им. А.М. Дубинного
Населённый пункт: г. Пятигорск.
Наименование материала: статья
Тема: Использование ИКТ на уроках химии в соответствии с ФГОС
Раздел: полное образование





Назад




РАЗНОУРОВНЕВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ХИМИИ ДЛЯ 8 КЛАССА

Тема №1. Первоначальные химические понятия

Задание №1. Физические тела и вещества.

I

группа

Заполни таблицу, распределив перечисленное по группам: ручка, вода, парафин,

карандаш, свеча, медь, железо, пластмасса, линейка, книга, пенал.

Тела

Вещества

II

группа

Заполни таблицу своими примерами.

Тело

Вещества, из которых можно

изготовить данное тело

Вещество

Тела, которые можно

изготовить из данного

вещества

III

группа

Заполни таблицу, используя для этого справочный материал.

Свойства

Железо

Сера

Задание №2. Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей.

I

группа

Заполни таблицу, распределив перечисленное по группам: лёд, сахар, морская вода,

воздух, железо, молоко, сера, поваренная соль, чай, фруктовый сок.

Чистые вещества

Смеси

II

группа

Заполни логическую схему своими примерами.

↓ ↓

смеси

неоднородные

однородные

↓ ↓

III

группа

1. Предложи способы последовательного разделения смеси, состоящей из железных

опилок, древесных опилок, песка и воды. К какому виду смесей относится данная

смесь?

2. Игра «Третий лишний». Вычеркни в каждом ряду лишнее слово.

А) медь, морская вода, сера,

Б) алюминий, кровь, краска,

В) воздух, золото, железо.

Задание №3. Химические элементы. Чистые вещества и смеси.

I

группа:

Определи по таблице, где смесь, химическое соединение или химический элемент.

Из найденных букв получи название химического элемента.

Название

Химический

элемент

Химическое

соединение

Смесь

Магний

Г

Д

Ж

Воздух

З

К

Е

Вода

П

Р

С

Оксид натрия

Т

М

Н

Железо

А

Б

В

Молоко

Г

О

Н

Сульфид цинка

Х

И

К

Кислород

Й

Л

М

II

группа:

Игра в «Крестики и нолики». Найди и выпиши выигрышные пути на следующих

таблицах, если выигрышный путь составляет:

А) чистое вещество,

Б) чистое вещество,

В) смесь,

Г) смесь.

А) Б)

III

группа:

Распредели предложенные вещества и смеси в таблицу и, используя их, составь 2

таблицы для игры в «крестики и нолики» (смотри задание для II группы), укажи

выигрышный путь:

А) чистые вещества,

Б) смеси.

Водород, песок, сульфид железа, вода морская, молоко, воздух, кислород, цинк,

краска, золото, глина, лимонад, спирт, серебро, нефть, пыль, медь.

Чистые вещества

смеси

А) Б)

Задание №4. Физические и химические явления. Признаки химических

реакций.

I

группа:

Установи соответствие.

Ржавление гвоздя. ФИЗИЧЕСКИЕ

ЯВЛЕНИЯ

Таяние снега.

Гниение листьев.

Почернение изделий из серебра. ХИМИЧЕСКИЕ

ЯВЛЕНИЯ

Плавление железа.

Кипение воды.

II

группа:

Заполни фреймы своими примерами.

III

группа:

1. Приведи примеры химических явлений с характерными признаками.

Выделение

тепла

Изменение

окраски

Появление

запаха

Образование

осадка

Выделение газа

2. Заполни таблицу:

Явления

Значение этих явлений в жизни человека и народном

хозяйстве

1.

Физические:

а)

б)

в)

2.

Химические:

а)

б)

в)

Задание №5. Атомы и молекулы. Простые и сложные вещества. Смеси .

I

группа:

1. Вставь пропущенные слова («атом» или «молекула»).

А) В состав сложного вещества сульфида железа входят …. железа и серы.

Б) ….. кислорода в 2 раза тяжелее …. кислорода.

В) В состав воздуха входят ….. кислорода и …. азота.

Г) Под действием электрического тока …. воды распадаются на … водорода и

…. кислорода.

2. Распредели перечисленное в таблицу: кислород, оксид меди, оксид серы, водород,

железо, оксид меди, сера, сульфид железа, азот.

Простые вещества

Сложные вещества

II

группа:

1. Заполни фреймы своими примерами.

2. Закончи предложения:

А) Простые вещества состоят из …..

Б) Сложные вещества состоят из ……

В) Смеси состоят из ….

III

группа:

1. Как можно доказать, что соединения железа или ртути с кислородом – сложные

вещества?

2. Допиши предложения, вставив слова «молекула», «атом».

А) Вещества состоят из …..

Б) При кипении воды, из неё вырываются отдельные … воды, которые состоят из

…. кислорода и водорода.

В) Смеси состоят из … разных веществ.

Г) Молекулы сложных веществ состоят из … разных видов.

Задание №6. Химические элементы. Относительная атомная масса химических

элементов.

I

группа:

1. Заполни пустые клетки русскими названиями химических элементов:

А) Ag, Br, Fe, H, I, O, Sn.

О

О

О

О

О

О

О

Б) 1.C, 2.O, 3. AI, 4. N, 5. Zn, 6. I, 7. P, 8. H, 9. Pb.

Ключевым словом является фамилия великого русского учёного, одного из

создателей атомно-молекулярного учения.

2. Oпредели относительные атомные массы перечисленных химических элементов.

II

группа:

1. Запиши с помощью знаков химических элементов и коэффициентов:

А) три атома кислорода,

Б) пять атомов серы,

В) девять атомов железа,

Г) два атома меди.

2. Из каких элементов состоят молекулы:

А)воды,

Б) сахара,

В) оксида магния?

3. Во сколько раз относительная атомная масса серы больше относительной атомной

массы кислорода и меньше относительной атомной массы меди?

III

группа:

1. Заполни таблицу.

Отличительные свойства

Металлы

Неметаллы

Сходные свойства металлов и неметаллов

2. Из найденных букв получи название химического элемента.

Названия

Химический

элемент

Химическое

соединение

Смесь

Магний

Г

Д

Ж

Воздух

З

К

Е

Вода

П

Р

С

Оксид ртути (II)

Т

М

Н

Железо

А

Б

В

Молоко

Г

О

Н

Сульфид цинка

Х

И

К

Кислород

И

Л

М

Задание №7. Химические формулы. Относительная молекулярная масса

вещества. Расчёты по химическим формулам.

I

группа:

1. Определи число атомов водорода в следующих соединениях:

CO, CO

2

, N

2

O

3

, CaSO

4

, P

2

O

5

, P

4

O

6

, Mn

2

O

7

.

2. Определи относительные массы предложенных веществ:

А) AlCl

3

Б) HNO

3

В) Na

2

CO

3

II

группа:

1. Напиши химические формулы веществ, в состав которых входят:

А) 1 атом цинка и 2 атома хлора,

Б) 2 атома фосфора и 3 атома кислорода,

В) 3 атома водорода, 1 атом фосфора и 4 атома кислорода.

Вычислите относительные молекулярные массы этих веществ.

2. Запишите формулы веществ, используя химические знаки, коэффициенты и

индексы:

А) 2 атома цинка,

Б) 1 молекула кислорода, состоящая из 2 атомов,

В)3 молекулы воды.

3. Вычисли массовые отношения элементов в оксиде натрия, химическая формула

которого Na

2

O.

III

группа:

1. Какое из следующих чисел соответствует относительной молекулярной массе

мела, формула которого CaСO

3

:

А) 68,

Б) 84,

В) 100.

2. Вычисли массовые доли всех элементов в следующих соединениях:

А)KMnO

4

,

Б)K

2

MnO

4

.

3. Водород соединяется с серой в массовых отношениях 1:16. Используя данные об

относительных атомных массах этих элементов, выведи химическую формулу

сероводорода.

Задание №8. Валентность химических элементов. Составление формул по

валентности. Определение валентности по формуле.

I

группа:

1. Распредели химические элементы в таблицу в соответствии с валентностью:

H, Ca, N, Na, Fe, Al, Cl, Mg, K, O, Cu, Zn, C, Ba, S, Li, Br, Be, B, P.

Постоянная валентность

Переменная

валентность

I

II

III

Запомни валентности!

2. Составь формулы веществ по валентности:

II III I IV

NO, NO, NO, NO.

3. Определи валентность хлора по формулам:

Cl

2

O

3

, Cl

2

O, Cl

2

O

7

, Cl

2

O

5

.

II

группа:

1. Какая из нижеприведённых формул составлена неправильно:

MgO, Cr

2

O

3

, Mg

3

N

2

, P

2

O

5

?

2. Составь формулы веществ, образованных:

А) алюминием и кислородом,

Б) магнием и серой,

В) алюминием и хлором,

Г) калием и серой.

3. Вычисли относительную молекулярную массу оксида железа (III).

III

группа:

Учитывая, что валентность углерода равна IV, проставьте индексы в формулах

следующих веществ: CO, CH, CS, CF, NaC.

2. Игра «Третий лишний». Выпиши лишний элемент в каждой группе:

А) H, Ca, K,

Б) O, Mg, Fe,

В) Fe, Cu, Al,

Г) Fe, Al, Na,

Д) C, Fe, Pb.

Задание №9. Уравнения химических реакций. Типы химических реакций.

I

группа:

1. Расставь коэффициенты в уравнениях следующих химических реакций:

Ba + O

2

→ BaO

Al + Cl

2

→ AlCl

3

Al + O

2

→ Al

2

O

3

P + O

2

→ P

2

O

5

2. Перепиши приведённые ниже схемы уравнений реакций, вместо знака вопроса

напиши формулы соответствующих веществ, расставь коэффициенты и укажи тип

каждой химической реакции:

Zn + ? → ZnO

Al(OH)

3

→ Al

2

O

3

+

?

Al + CuCl

2

→ AlCl

3

+ ?

HCl + NaOH → NaCl + ?

II

группа:

1. Расставь коэффициенты в следующих схемах химических реакций:

Fe

2

O

3

+

H

2

→ Fe + H

2

O

Al

2

O

3

+ H

2

SO

4

→ Al

2

(SO

4

)

3

+ H

2

O

AlCl

3

+ NaOH → Al(OH)

3

+ NaCl

Na + H

2

O → NaOH + H

2

2. К какому типу химических реакций нужно отнести следующие реакции? Из букв,

соответствующих правильным ответам, получишь название химического элемента.

Уравнение реакции

соединение

разложение

замещение

Zn + 2HCl → ZnCl

2

+ H

2

Ц

Ч

Ф

2Na + S → Na

2

S

Е

Ё

Ю

CaCO

3

→ CaO + CO

2

Т

Р

К

N

2

+ 3H

2

→ 2NH

3

М

Н

О

2Fe(OH)

3

→ Fe

2

O

3

+ 3H

2

O

Ш

И

Х

Mg + CuCl

2

→ MgCl

2

+ Cu

Л

Н

Й

3. Вместо точек напиши формулы соответствующих веществ и расставь

коэффициенты в следующих химических реакциях:

… + O

2

→ ZnO

… + Cl

2

→ FeCl

3

P + … → P

2

O

5

Fe

2

O

3

+ HNO

3

→ Fe(NO

3

)

3

+ …

Mg + N

2

→ …

K + P → …

III

группа

:

1. Заверши схемы химических уравнений следующих реакций:

Na + S →

Al + I

2

Ca + O

2

2. Допиши уравнения реакций и расставь коэффициенты. Определи типы

химических реакций. Из букв, соответствующих правильным ответам, получишь

название химического элемента.

Уравнение реакции

соединение

разложение

замещение

Сu + … → CuS

Ф

Г

А

Al + HCl → AlCl

3

+ …

Е

З

Р

Na + … → NaCl

А

М

И

Ag

2

O

→ … + …

О

Н

Н

Mg + O

2

→ …

Ц

Ж

Е

NH

3

→ N

2

+ …

Т

И

К

Ca + HCl → … + H

2

Ф

А

Й

3. В состав горючего газа, используемого в быту, в основном входит органическое

вещество пропан – С

3

Н

8

. Составьте уравнение реакции пропана с кислородом.

Задание №10.

I

группа:

1. Вычислите количество молекул воды в 10 молях.

2. Определите молярную массу оксида алюминия.

3. Вычислите молярную массу вещества, если 4 моль его весит 320 г.

II

группа:

1. Продолжи по образцу (образец: 1 моль Н

2

О

содержит 6,02 ∙ 10

23

молекул):

А) 1,5 моль Al coдержит…

Б) 0,5 моль Au содержит…

В) 3 моль Cl

2

содержит…

2. Вырази в молях:

А) 12,04 ∙ 10

23

атомов железа,

Б) 3,01 ∙ 10

23

атомов водорода,

В) 6,02 ∙ 10

22

атомов углерода.

III

группа:

1. Одинаковое ли количество вещества содержится в 320г метана (СН

4

) и 320г

кислорода?

2. Вычисли массу и количество вещества сульфида алюминия, образующегося из

4,5г алюминия, по следующему уравнению химической реакции: 2Al; + 3S = Al

2

S

3

.

Задание №11.

I

группа:

1. Определи массу кислорода О

2

, который потребуется для получения оксида магния

MgO массой 8г. Cхема уравнения химической реакции: …Mg + O

2

= …MgO.

II

группа:

1. Какое количество вещества сульфида железа (II) может быть получено, если в

реакцию с серой вступило 7г железа? Схема уравнения химической реакции: Fe + S

= FeS.

III

группа:

1. Какое количество вещества и масса водорода могут быть получены при

разложении 0,2 моль воды?

Задание №12. Проверка знаний по теме «Первоначальные химические

понятия».

I

группа,

II

группа,

III

группа:

1. Какое из нижеприведённых веществ является простым веществом:

А) алмаз,

Б) вода,

В) поваренная соль?

2. Сложные вещества состоят из разных:

А) химических элементов,

Б) простых веществ,

В) сложных веществ.

3. В каком из нижеперечисленных случаев кислород выступает как химический

элемент:

А) поддерживает дыхание и горение,

Б) является одним из составных компонентов воздуха,

В) Входит в состав воды и оксида углерода (IV)?

4. Чистое вещество состоит из частиц:

А) одного и того же химического элемента,

Б) разных химических элементов,

В) или одного и того же химического элемента, или разных химических

элементов.

5. В каком из нижеперечисленных случаев углерод выступает как простое вещество:

А) образует несколько простых веществ,

Б) входит в состав многих минералов,

В) при взаимодействии с кислородом в зависимости от условий образует или

угарный газ СО, или углекислый газ СО

2

.

6. Смесь состоит из:

А) только простых веществ,

Б) только сложных веществ,

В) разных простых, разных сложных веществ, их комбинаций.

7. Фильтрованием можно разделить смеси, которые состоят из:

А) нерастворимых одна в другой жидкостей,

Б) жидкости и нерастворимого в ней твёрдого вещества,

В) жидкости и растворимого в ней твёрдого вещества.

8. Какое из нижеперечисленных явлений относится к химическим:

А) образование инея,

Б) испарение воды,

В) разложение воды при пропускании через неё электрического тока?

9. Отстаивание применяют для разделения смесей веществ с водой в тех случаях,

когда нерастворимые в воде вещества отличаются от неё по:

А) температуре кипения,

Б) плотности,

В) массовой доле в смеси.

10. Какая из записей обозначает наибольшее число молекул кислорода:

А) О

2

,

Б) О

3

,

В) 2О

2

,

Г) 3О?

11. Какая из нижеприведённых формул составлена неправильно:

II II

А) MgO,

III II

Б) Cr

2

O

3

,

III II

В) P

2

O

5

?

12. Для проведения реакции соединения необходимо взять как минимум:

А) одно исходное вещество,

Б) два исходных вещества,

В) более двух исходных веществ.

13. В каком из следующих уравнений реакций коэффициенты поставлены не

полностью:

А) 2Na + S = Na

2

S,

Б) SO

2

+ O

2

= 2SO

3

,

В) 2Al + 6HCl = 2AlCl

3

+ 3H

2

?

14. В ходе реакции разложения может образоваться:

А) одно вещество,

Б) два вещества,

В) два и более веществ.

15. При реакции замещения:

А) число исходных веществ всегда больше числа продуктов реакции,

Б) число исходных веществ всегда меньше числа продуктов реакции,

В) число исходных веществ всегда равно числу продуктов реакции.

Литература:

1.

Н. Нурахметов, К. Сарманова, К. Жексембина, Химия 8 класс, Алматы,

Мектеп, 2004г.

2.

Г. Рудзитис, Ф. Фельдман, Химия 8 класс, Москва, Просвещение, 2005г.

3.

А. Тыльдсепн, В. Корк, Мы изучаем химию, Москва, Просвещение, 1988г.

4.

Журнал Химия в школе.

5.

А.К. Баженова, Н.Ф. Пфлюк, К.У. Сабиева, Роль домашних заданий по химии

в организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся,

Петропавловск, СКИПКиППК, 2006г.

6.

Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы по химии для 8

класса, составитель Н.М.Торшина, Петропавловск, ИПКиППК, 1998г.



В раздел образования