Автор: Егорова Марина Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: КГБДОУ "Березовский детский сад"
Населённый пункт: п.Березовка, Красноярского края
Наименование материала: Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста
Тема: "Я - художник"
Раздел: дошкольное образование
Программа
дополнительного образования
для детей старшего дошкольного возраста
«Я – художник»
Срок реализации: 1 год.
Автор-составитель
Егорова Марина Юрьевна
воспитатель КГБДОУ «Березовский детский сад»
п.Березовка, Красноярского края.
п. Березовка, 2020г.
Пояснительная записка
Развитие
движений
в
пальцах
кисти
помогает
развивать
интеллектуальные и мыслительные процессы. Что бы развивался ребенок и
его
мозг,
необходимо тренировать
пальцы
кистей
рук.
Так
утверждают
педагоги.
Мелкая
моторика
руки
развивается
как
на
занятиях,
так
и
в
самостоятельной
деятельности
детей.
Если
педагог
вместе
с
ребенком
возьмется за решение совместной задачи, продуктивность занятия возрастает.
Любые задания даются быстрее и проще, когда работа совершается вместе с
ребенком в игровой форме. Работу по развитию мелкой моторики рук нужно
начинать как можно раньше, тогда она быстрее принесет свои результаты.
Дети будут овладевать новыми умениями и знаниями. То есть, если у детей
будут развиваться пальцы рук, то будет развиваться речь и мышление.
Личность
ребенка формируется с
развитием у
него
разнообразных
способностей,
умений,
навыков,
которые
развиваются
в
продуктивной
художественной
деятельности.
Говоря
о
способностях,
Т.С.
Комарова
выделила
следующие
свойства
личности
человека,
определяющие
его
способность к деятельности: восприятие и формирующиеся на этой основе
представления,
воображение,
ручная
умелость,
эмоционально-
положительное отношение к деятельности. В процессе работы с различными
материалами эти качества личности ребенка можно развивать.
Познание мира детьми происходит с помощью действий с различными
предметами. Они узнают и изучают их свойства, при этом, познавая и свои
творческие
способности,
изменить
то,
к
чему
прикасаются.
Рисование
является одним из помощников ребенка в этом важнейшем для его развития
деле.
Рисование – одно из самых древних видов искусства. Оно является
важным средством всестороннего развития ребенка. У детей развиваются
мыслительные способности, осваиваются техники рисования, формируются
нравственно-волевые
качества
и
развивается
мелкая
моторика.
Стимулируется
интеллектуальное
развитие.
Приобщаются
к
народному
искусству,
развивается
творческий
потенциал
детей.
Совершенствование
трудовых навыков и умений происходит в едином процессе ознакомления
детей с творчеством, культурой и эстетическими ценностями своего народа.
Досуговая деятельность (рисование) приобщает старших дошкольников к
труду,
вырабатывается
индивидуальный
стиль
и
темп
деятельности.
Проводятся не только практические занятия, но и занятия познавательного
характера.
1.
Первый этап работы состоит из занятий, которые носят обучающий
характер.
Дети
знакомятся
с
элементарной
историей
русского
народного творчества, росписи посуды, игрушек, предметов быта, с
материалами и инструментами, с правилами техники безопасности при
работе с ними.
2.
На втором этапе закрепляются практические навыки и умения детей.
План работы составлен на основе книги «Волшебная кисть. рисование
для детей 5-7 лет» Ильиной Л.И. Программа предполагает изучение
способов и приемов рисования дошкольниками 5-7 лет. Она рассчитана
на 1 занятие в неделю с октября по апрель, продолжительностью по 25-
30 минут. Количество часов в год -26.
Занятия в
студии
рисования
позволяют
развивать
творческие
задатки
дошкольников, мелкую моторику пальцев рук; само утверждаться, проявляя
индивидуальность и получая результат своего художественного творчества.
У детей формируются навыки обращения с инструментами.
Условия реализации
Дидактический материал и техническое оснащение занятий
(на каждого ребенка)
Гуашь 12 (цв);
Акварель медовая 12 (цв);
Кисти: синтетика №1, №5; белка №2, №6; пони №4, №6; щетина
плоская №4;
Сангина
Уголь художественный
Пастель художественная 9 (цв)
Бумага акварельная
Бумага формата А4, А3.
Палитра
Баночка для воды.
Примеры и методы организации учебно-воспитательного процесса
В работе нашей студии рисования широко используются практические
методы обучения:
игровой метод;
упражнение (при освоении навыков рисования, захвата кисти);
моделирование (пооперационные карты).
Применяются наглядные методы и приемы:
показ образца;
рассматривание картин и рисунков на выставках, на занятиях клуба;
наблюдение;
показ способа вышивания и другие.
Все
методы
и
приемы
используются
в
комплексе,
чередуются
и
дополняют друг друга, позволяя педагогу донести детям знания, помочь
освоить
специальные умения и
навыки, развивать
внимание, мышление,
творческое воображение.
Ожидаемый результат
Дети
владеют
навыками
рисования
разными
художественными
инструментами, ориентируются на листе бумаги разного формата, способны
и не боятся создавать рисунок без образца. Могут контролировать свои
действия. Доводят начатое дело до конца.
Итогом реализации программы являются выставки детских работ.
Цель: Освоение детьми основных техник рисования, развитие творческих
способностей, фантазии, воображения и мелкой моторики детей.
Задачи:
Образовательные
Учить детей ориентироваться на листе бумаги разного размера,
правильно удерживать и захватывать художественные инструменты и
использовать художественные материалы.
Учить детей осваивать специальные трудовые умения и способы
работы красками, кистями, и другими художественными материалами.
Развивающие:
Развивать личностно-волевые качества: старательность, усидчивость,
трудолюбие, аккуратность.
Развивать художественный вкус.
Развивать чувство удовлетворения от выполненного дела и реализации
замысла.
Расширять представления о русском народном творчестве.
Развивать глазомер.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к рисованию.
Воспитывать умение доводить начатое дело до конца.
Особенности содержания программы
Набор детей в группу осуществляется независимо от способностей и
умений. Учитываются желания детей и их психофизические возможности.
Длительность продуктивной деятельности с детьми может варьироваться в
зависимости
от
ситуации
и
желания
детей.
Гибкая
форма
организации
детского
труда
в
досуговой
деятельности
позволяет
учитывать
индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень
овладения навыками, нахождение на определенном этапе замысла и другие
возможные факторы. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности,
начинает работу с того места где закончил.
План работы студии рисования на учебный год
№ занятия
Тема. Цель.
Октябрь
1 занятие
Тема: Беседа по ознакомлению дошкольников с живописью.
Цель: Знакомство детей с историей возникновения живописи,
вызвать интерес к рисованию, желание заниматься этим видом
творчества, провести инструктаж по технике безопасности при
работе кистями, художественным углем.
2 занятие
Тема: Просмотр видео «Рисование разными художественными
материалами»
Цель: Формирование знаний о художественных материалах:
гуашь
и акварель,
основных цветах, структуре, правильном
использовании и хранении.
3 занятие
Тема: Ознакомление с основными художественными
инструментами.
Цель: Знакомство детей с художественными инструментами,
их назначении, видами, правильными способами
использования, научить организовывать свое рабочее место.
4 занятие
Тема: «Радуга»
Цель: Обучение детей различать цвета, создавать цветовой
спектр. Развитие мелкой моторики, композиционных умений,
восприятия цвета. Закрепление умения работать аккуратно.
Ноябрь
1 занятие
Тема: «Эскиз»
Цель:
Обучение
детей
составлять
эскиз,
схематически
набросок
задуманного
изображения.
Развивать
умение
регулировать силу нажатия на карандаш.
2 занятие
Тема: Рассматривание материала
Цель: Формирование навыков последовательно рассматривать
и
изучать
картины
и
изображаемые
объекты
(обратить
внимание
на
изображенные
предметы,
приемы,
средства
изображения художником.
3 занятие
Тема: «Перспектива»
Цель:
Обучение
детей
изображать
предметы
«близко
и
далеко», развивать мелкую моторику, воображение, глазомер,
эстетический вкус, терпение в работе.
4 занятие
Тема: «Движение»
Цель:
Обучение
детей
изображать
предметы
(транспорт,
погодные
явления)
в
движении.
Развивать
фантазию,
мышление, мелкую моторику.
Декабрь
1 занятие
Тема: «Русское народное творчество»
Цель:
Знакомство
детей
с
вариантами
росписи
посуды,
предметов быта и игрушек русскими мастерами. Рассмотреть
репродукции
и
фотографии
с
основными
виды
росписи
и
узоров. Прививать любовь к народному творчеству и чувство
патриотизма.
2 занятие
Тема: «Волшебная гжель»
Цель:
Просмотр
видео.
Рассматривание
иллюстраций
с
изображением
гжельской
росписи.
Рассказать
историю
и
технику
выполнения
гжельских
узоров.
Научить
детей
изображать основные элементы и узоры гжельской росписи.
3 занятие
Тема: «Сказочная хохлома»
Цель:
Рассматривание
иллюстраций
с
изображением
хохломской
росписи.
Рассмотреть
технику
выполнения
хохломских
узоров.
Научить
детей
изображать
основные
элементы и узоры хохломской росписи.
4 занятие
Тема: «Зимние узоры»
Цель:
Знакомство
детей
со
способами
нетрадиционного
рисования при изображении снега, морозных узоров на окне.
Развивать мелкую моторику, прививать любовь к рисованию,
побуждать детей к проявлению творчества и инициативы.
Январь
1 занятие
Тема: «Натюрморт»
Цель: Знакомство детей с «натюрмортом». Учить правильно,
изображать и располагать предметы на листе бумаги, с учетом
переднего,
заднего
плана.
Развивать
умение
мысленно
«переносить изображаемые объекты на бумажную плоскость»
2 занятие
Тема: «Натюрморт»
Цель:
Закрепление
умений
и
навыков
изображения
натюрморта. Развивать любознательность, мышление.
3 занятие
Тема: «Портрет»
Цель: Знакомство детей с «Портретом», с видами портретов.
Научить
правильно,
изображать
части
тела
человека,
с
сохранением
пропорций.
Побуждать
детей
к
рисованию
близких людей по памяти. Развитие наблюдательности, памяти,
воображения.
4 занятие
Тема: «Портрет»
Цель: Закрепление навыков изображения портрета, основных
частей,
пропорций.
Просмотр
видео
с
изображением
репродукций картин с портретами людей.
Февраль
1 занятие
Тема: «Пейзаж»
Цель: Знакомство детей с пейзажной живописью. Просмотр
видео
о
пейзажах.
Формировать
умение
рисовать
под
музыкальное сопровождение. Развивать фантазию.
2 занятие
Тема: «Природный пейзаж»
Цель:
Обучение
детей
изображать
природу, природные
и
погодные
явления,
использовать
кисти
разной
фактуры
и
толщины. Закрепление основных этапов изображения пейзажа.
3 занятие
Тема: «Городской пейзаж»
Цель:
Обучение
детей
изображать
городской
пейзаж,
правильно
прорисовывать
здания,
постройки.
Соблюдать
пропорции
и
точность
линий.
Развитие
усидчивости
и
внимательности.
4 занятие
Тема: «Черно-белый пейзаж»
Цель: Знакомство детей с техниками изображения пейзажа в
черно-белой
гамме
используя
художественный
уголь.
Повторение
правил
работы
углем,
правильного
растушовывания и акцентирования деталей рисунка. Развивать
стремление работать аккуратно.
Март
1 занятие
Тема: «Штамповка»
Цель:
Знакомство
детей
с
нетрадиционной
техникой
рисования,
нанесение
оттисков
при
помощи
губки,
мятой
бумаги
и
тд.
Учить
детей
создавать
фактуру
рисунка
и
необычные эффекты.
2 занятие
Тема: «Набрызг»
Цель: Обучение детей рисовать в технике «набрызг», выделяя
необходимые элементы рисунка, оттеняя необходимые детали.
Формировать умение работать аккуратно, соблюдать порядок
на рабочем месте. Развитие мелкой моторики.
3 занятие
Тема: «Рисование по сырому»
Цель: Знакомство и обучение детей рисовать акварелью по
сырому
листу.
Формирование
умений
и
навыков
контролировать степень влажности при создании
«мокрого»
фона. Развивать фантазию детей.
4 занятие
Тема: «Рисование солью»
Цель: Обучение детей создавать рисунки с использованием
нетрадиционных
материалов.
Развивать
умение
креативно
мыслить и подходить с выполнению работы творчески.
Апрель
1 занятие
Тема: «Сангина»
Цель: Знакомство детей с новым художественным материалом
–
сангиной.
Рассмотреть
картины
и
рисунки
выполненные
данным
художественным
материалом.
Развивать
интерес
к
работе с данным материалом, аккуратность и бережность в
использовании.
2 занятие
Тема: «Сангина»
Цель:
Закрепление
навыков
работы
с
сангиной,
создание
рисунков без опоры на образец. Развитие мелкой моторики,
воображения и стремления проявлять творчество и инициативу.
3 занятие
Тема: «Пастель»
Цель: Знакомство детей с новым художественным материалом
– пастелью. Развивать интерес к работе с данным материалом,
аккуратность и бережность в использовании.
4 занятие
Тема: «Пастель»
Цель:
Закрепление
навыков
работы
с
пастелью,
создание
рисунков без опоры на образец. Развитие мелкой моторики,
воображения и стремления проявлять творчество и инициативу
Список литературы:
1.
ИльинА Л.И. Волшебная кисть. Рисование для детей 5-7 лет.
Ярославль, Академия развития 2016г.
2.
Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и
развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». – М.:ИД «Цветной мир»,
2011г.
3.
Леонова Н.Н. Нетрадиционное рисование как креативная
здоровьесберегающая технолгия. – СПб.: Детство-пресс, 2008г.
4.
Полунина В.Н. Исскуство и дети. – М.: Юный художник, 2001г.