Напоминание

"Я - художник"


Автор: Егорова Марина Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: КГБДОУ "Березовский детский сад"
Населённый пункт: п.Березовка, Красноярского края
Наименование материала: Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста
Тема: "Я - художник"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Программа

дополнительного образования

для детей старшего дошкольного возраста

«Я – художник»

Срок реализации: 1 год.

Автор-составитель

Егорова Марина Юрьевна

воспитатель КГБДОУ «Березовский детский сад»

п.Березовка, Красноярского края.

п. Березовка, 2020г.

Пояснительная записка

Развитие

движений

в

пальцах

кисти

помогает

развивать

интеллектуальные и мыслительные процессы. Что бы развивался ребенок и

его

мозг,

необходимо тренировать

пальцы

кистей

рук.

Так

утверждают

педагоги.

Мелкая

моторика

руки

развивается

как

на

занятиях,

так

и

в

самостоятельной

деятельности

детей.

Если

педагог

вместе

с

ребенком

возьмется за решение совместной задачи, продуктивность занятия возрастает.

Любые задания даются быстрее и проще, когда работа совершается вместе с

ребенком в игровой форме. Работу по развитию мелкой моторики рук нужно

начинать как можно раньше, тогда она быстрее принесет свои результаты.

Дети будут овладевать новыми умениями и знаниями. То есть, если у детей

будут развиваться пальцы рук, то будет развиваться речь и мышление.

Личность

ребенка формируется с

развитием у

него

разнообразных

способностей,

умений,

навыков,

которые

развиваются

в

продуктивной

художественной

деятельности.

Говоря

о

способностях,

Т.С.

Комарова

выделила

следующие

свойства

личности

человека,

определяющие

его

способность к деятельности: восприятие и формирующиеся на этой основе

представления,

воображение,

ручная

умелость,

эмоционально-

положительное отношение к деятельности. В процессе работы с различными

материалами эти качества личности ребенка можно развивать.

Познание мира детьми происходит с помощью действий с различными

предметами. Они узнают и изучают их свойства, при этом, познавая и свои

творческие

способности,

изменить

то,

к

чему

прикасаются.

Рисование

является одним из помощников ребенка в этом важнейшем для его развития

деле.

Рисование – одно из самых древних видов искусства. Оно является

важным средством всестороннего развития ребенка. У детей развиваются

мыслительные способности, осваиваются техники рисования, формируются

нравственно-волевые

качества

и

развивается

мелкая

моторика.

Стимулируется

интеллектуальное

развитие.

Приобщаются

к

народному

искусству,

развивается

творческий

потенциал

детей.

Совершенствование

трудовых навыков и умений происходит в едином процессе ознакомления

детей с творчеством, культурой и эстетическими ценностями своего народа.

Досуговая деятельность (рисование) приобщает старших дошкольников к

труду,

вырабатывается

индивидуальный

стиль

и

темп

деятельности.

Проводятся не только практические занятия, но и занятия познавательного

характера.

1.

Первый этап работы состоит из занятий, которые носят обучающий

характер.

Дети

знакомятся

с

элементарной

историей

русского

народного творчества, росписи посуды, игрушек, предметов быта, с

материалами и инструментами, с правилами техники безопасности при

работе с ними.

2.

На втором этапе закрепляются практические навыки и умения детей.

План работы составлен на основе книги «Волшебная кисть. рисование

для детей 5-7 лет» Ильиной Л.И. Программа предполагает изучение

способов и приемов рисования дошкольниками 5-7 лет. Она рассчитана

на 1 занятие в неделю с октября по апрель, продолжительностью по 25-

30 минут. Количество часов в год -26.

Занятия в

студии

рисования

позволяют

развивать

творческие

задатки

дошкольников, мелкую моторику пальцев рук; само утверждаться, проявляя

индивидуальность и получая результат своего художественного творчества.

У детей формируются навыки обращения с инструментами.

Условия реализации

Дидактический материал и техническое оснащение занятий

(на каждого ребенка)

Гуашь 12 (цв);

Акварель медовая 12 (цв);

Кисти: синтетика №1, №5; белка №2, №6; пони №4, №6; щетина

плоская №4;

Сангина

Уголь художественный

Пастель художественная 9 (цв)

Бумага акварельная

Бумага формата А4, А3.

Палитра

Баночка для воды.

Примеры и методы организации учебно-воспитательного процесса

В работе нашей студии рисования широко используются практические

методы обучения:

игровой метод;

упражнение (при освоении навыков рисования, захвата кисти);

моделирование (пооперационные карты).

Применяются наглядные методы и приемы:

показ образца;

рассматривание картин и рисунков на выставках, на занятиях клуба;

наблюдение;

показ способа вышивания и другие.

Все

методы

и

приемы

используются

в

комплексе,

чередуются

и

дополняют друг друга, позволяя педагогу донести детям знания, помочь

освоить

специальные умения и

навыки, развивать

внимание, мышление,

творческое воображение.

Ожидаемый результат

Дети

владеют

навыками

рисования

разными

художественными

инструментами, ориентируются на листе бумаги разного формата, способны

и не боятся создавать рисунок без образца. Могут контролировать свои

действия. Доводят начатое дело до конца.

Итогом реализации программы являются выставки детских работ.

Цель: Освоение детьми основных техник рисования, развитие творческих

способностей, фантазии, воображения и мелкой моторики детей.

Задачи:

Образовательные

Учить детей ориентироваться на листе бумаги разного размера,

правильно удерживать и захватывать художественные инструменты и

использовать художественные материалы.

Учить детей осваивать специальные трудовые умения и способы

работы красками, кистями, и другими художественными материалами.

Развивающие:

Развивать личностно-волевые качества: старательность, усидчивость,

трудолюбие, аккуратность.

Развивать художественный вкус.

Развивать чувство удовлетворения от выполненного дела и реализации

замысла.

Расширять представления о русском народном творчестве.

Развивать глазомер.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к рисованию.

Воспитывать умение доводить начатое дело до конца.

Особенности содержания программы

Набор детей в группу осуществляется независимо от способностей и

умений. Учитываются желания детей и их психофизические возможности.

Длительность продуктивной деятельности с детьми может варьироваться в

зависимости

от

ситуации

и

желания

детей.

Гибкая

форма

организации

детского

труда

в

досуговой

деятельности

позволяет

учитывать

индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень

овладения навыками, нахождение на определенном этапе замысла и другие

возможные факторы. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности,

начинает работу с того места где закончил.

План работы студии рисования на учебный год

№ занятия

Тема. Цель.

Октябрь

1 занятие

Тема: Беседа по ознакомлению дошкольников с живописью.

Цель: Знакомство детей с историей возникновения живописи,

вызвать интерес к рисованию, желание заниматься этим видом

творчества, провести инструктаж по технике безопасности при

работе кистями, художественным углем.

2 занятие

Тема: Просмотр видео «Рисование разными художественными

материалами»

Цель: Формирование знаний о художественных материалах:

гуашь

и акварель,

основных цветах, структуре, правильном

использовании и хранении.

3 занятие

Тема: Ознакомление с основными художественными

инструментами.

Цель: Знакомство детей с художественными инструментами,

их назначении, видами, правильными способами

использования, научить организовывать свое рабочее место.

4 занятие

Тема: «Радуга»

Цель: Обучение детей различать цвета, создавать цветовой

спектр. Развитие мелкой моторики, композиционных умений,

восприятия цвета. Закрепление умения работать аккуратно.

Ноябрь

1 занятие

Тема: «Эскиз»

Цель:

Обучение

детей

составлять

эскиз,

схематически

набросок

задуманного

изображения.

Развивать

умение

регулировать силу нажатия на карандаш.

2 занятие

Тема: Рассматривание материала

Цель: Формирование навыков последовательно рассматривать

и

изучать

картины

и

изображаемые

объекты

(обратить

внимание

на

изображенные

предметы,

приемы,

средства

изображения художником.

3 занятие

Тема: «Перспектива»

Цель:

Обучение

детей

изображать

предметы

«близко

и

далеко», развивать мелкую моторику, воображение, глазомер,

эстетический вкус, терпение в работе.

4 занятие

Тема: «Движение»

Цель:

Обучение

детей

изображать

предметы

(транспорт,

погодные

явления)

в

движении.

Развивать

фантазию,

мышление, мелкую моторику.

Декабрь

1 занятие

Тема: «Русское народное творчество»

Цель:

Знакомство

детей

с

вариантами

росписи

посуды,

предметов быта и игрушек русскими мастерами. Рассмотреть

репродукции

и

фотографии

с

основными

виды

росписи

и

узоров. Прививать любовь к народному творчеству и чувство

патриотизма.

2 занятие

Тема: «Волшебная гжель»

Цель:

Просмотр

видео.

Рассматривание

иллюстраций

с

изображением

гжельской

росписи.

Рассказать

историю

и

технику

выполнения

гжельских

узоров.

Научить

детей

изображать основные элементы и узоры гжельской росписи.

3 занятие

Тема: «Сказочная хохлома»

Цель:

Рассматривание

иллюстраций

с

изображением

хохломской

росписи.

Рассмотреть

технику

выполнения

хохломских

узоров.

Научить

детей

изображать

основные

элементы и узоры хохломской росписи.

4 занятие

Тема: «Зимние узоры»

Цель:

Знакомство

детей

со

способами

нетрадиционного

рисования при изображении снега, морозных узоров на окне.

Развивать мелкую моторику, прививать любовь к рисованию,

побуждать детей к проявлению творчества и инициативы.

Январь

1 занятие

Тема: «Натюрморт»

Цель: Знакомство детей с «натюрмортом». Учить правильно,

изображать и располагать предметы на листе бумаги, с учетом

переднего,

заднего

плана.

Развивать

умение

мысленно

«переносить изображаемые объекты на бумажную плоскость»

2 занятие

Тема: «Натюрморт»

Цель:

Закрепление

умений

и

навыков

изображения

натюрморта. Развивать любознательность, мышление.

3 занятие

Тема: «Портрет»

Цель: Знакомство детей с «Портретом», с видами портретов.

Научить

правильно,

изображать

части

тела

человека,

с

сохранением

пропорций.

Побуждать

детей

к

рисованию

близких людей по памяти. Развитие наблюдательности, памяти,

воображения.

4 занятие

Тема: «Портрет»

Цель: Закрепление навыков изображения портрета, основных

частей,

пропорций.

Просмотр

видео

с

изображением

репродукций картин с портретами людей.

Февраль

1 занятие

Тема: «Пейзаж»

Цель: Знакомство детей с пейзажной живописью. Просмотр

видео

о

пейзажах.

Формировать

умение

рисовать

под

музыкальное сопровождение. Развивать фантазию.

2 занятие

Тема: «Природный пейзаж»

Цель:

Обучение

детей

изображать

природу, природные

и

погодные

явления,

использовать

кисти

разной

фактуры

и

толщины. Закрепление основных этапов изображения пейзажа.

3 занятие

Тема: «Городской пейзаж»

Цель:

Обучение

детей

изображать

городской

пейзаж,

правильно

прорисовывать

здания,

постройки.

Соблюдать

пропорции

и

точность

линий.

Развитие

усидчивости

и

внимательности.

4 занятие

Тема: «Черно-белый пейзаж»

Цель: Знакомство детей с техниками изображения пейзажа в

черно-белой

гамме

используя

художественный

уголь.

Повторение

правил

работы

углем,

правильного

растушовывания и акцентирования деталей рисунка. Развивать

стремление работать аккуратно.

Март

1 занятие

Тема: «Штамповка»

Цель:

Знакомство

детей

с

нетрадиционной

техникой

рисования,

нанесение

оттисков

при

помощи

губки,

мятой

бумаги

и

тд.

Учить

детей

создавать

фактуру

рисунка

и

необычные эффекты.

2 занятие

Тема: «Набрызг»

Цель: Обучение детей рисовать в технике «набрызг», выделяя

необходимые элементы рисунка, оттеняя необходимые детали.

Формировать умение работать аккуратно, соблюдать порядок

на рабочем месте. Развитие мелкой моторики.

3 занятие

Тема: «Рисование по сырому»

Цель: Знакомство и обучение детей рисовать акварелью по

сырому

листу.

Формирование

умений

и

навыков

контролировать степень влажности при создании

«мокрого»

фона. Развивать фантазию детей.

4 занятие

Тема: «Рисование солью»

Цель: Обучение детей создавать рисунки с использованием

нетрадиционных

материалов.

Развивать

умение

креативно

мыслить и подходить с выполнению работы творчески.

Апрель

1 занятие

Тема: «Сангина»

Цель: Знакомство детей с новым художественным материалом

сангиной.

Рассмотреть

картины

и

рисунки

выполненные

данным

художественным

материалом.

Развивать

интерес

к

работе с данным материалом, аккуратность и бережность в

использовании.

2 занятие

Тема: «Сангина»

Цель:

Закрепление

навыков

работы

с

сангиной,

создание

рисунков без опоры на образец. Развитие мелкой моторики,

воображения и стремления проявлять творчество и инициативу.

3 занятие

Тема: «Пастель»

Цель: Знакомство детей с новым художественным материалом

– пастелью. Развивать интерес к работе с данным материалом,

аккуратность и бережность в использовании.

4 занятие

Тема: «Пастель»

Цель:

Закрепление

навыков

работы

с

пастелью,

создание

рисунков без опоры на образец. Развитие мелкой моторики,

воображения и стремления проявлять творчество и инициативу

Список литературы:

1.

ИльинА Л.И. Волшебная кисть. Рисование для детей 5-7 лет.

Ярославль, Академия развития 2016г.

2.

Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и

развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». – М.:ИД «Цветной мир»,

2011г.

3.

Леонова Н.Н. Нетрадиционное рисование как креативная

здоровьесберегающая технолгия. – СПб.: Детство-пресс, 2008г.

4.

Полунина В.Н. Исскуство и дети. – М.: Юный художник, 2001г.



В раздел образования