Напоминание

Особенности устранения различных форм дислалии.


Автор: Уколова Юлия Васильевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ №20
Населённый пункт: Город Снежинск, Челябинская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Особенности устранения различных форм дислалии.
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Особенности устранения

«Особенности устранения

различных форм дислалии»

различных форм дислалии»

г. Снежинск

г. Снежинск

Одной из распространенных речевых патологий,

которая

диагностируется

преимущественно

в

детском

возрасте,

является

дислалия

это

неправильное произношение звуков.

Такое заболевание объединяет в себе различные

формы нарушения речи, при этом слух и иннервация

органов речи остаются сохранными.

У

многих

сложилось

ошибочное

мнение,

что

дислалия

является

переходящей

патологией,

которая

самостоятельно

исчезает

по

мере

взросления ребенка.

Причины дислалии

Все причины дислалии можно условно разделить на две группы:

1.Органические причины

Проблемы с произношением возникают в результате различных

аномалий в строении артикуляционного аппарата, которые могут быть

врожденного и приобретенного характера.

Чаще всего у пациентов диагностируются следующие аномалии:

-нарушение прикуса;

-отсутствие зубов;

-укороченная уздечка верхней губы;

-расщелина твердого неба;

-высокий свод неба.

2.Социально-биологические причины проявляются в

следующем:

-ребенок слышит неправильную речь в семье и подражает ей;

-родители не уделяют необходимого внимания ребенку и не

обращают внимания на его запущенную речь;

-присутствуют проблемы с фонематическим восприятием;

-снижение слуха;

-умственная отсталость у ребенка.

Формы дислалии

Специалисты выделяют следующие формы такой речевой

патологии:

1.Механическая (органическая) форма

Механическая (органическая) дислалия, может быть в любом возрасте,

возникает вследствие отклонений в строении периферического речевого

аппарата (челюсть, небо, язык, губы).

1. Нарушение зубного ряда – отсутствие зубов, искривление роста зубов,

формирование неправильного прикуса (прогения – челюсть вперед,

определяет ортодонт; прогнотия – челюсть назад). Открытый прикус –

образование большой щели между верхними и нижними передними

зубами. Боковой прикус – щель между боковыми зубами.

2.Укороченная уздечка (губно-зубные между губами и зубами,

подъязычная). Подрезание уздечки рекомендуется в процессе

коррекции.

С первого дня массаж ( натягивание языка «Д»).

3. Проблема строения языка: либо слишком толстый, либо маленький,

узкий.

4. Неправильное строение неба – узкое, готическое небо.

5. Губы – большие, пухлые.

Во всех случаях механических дислалий необходима консультация (а в

ряде случаев и лечение) хирурга и ортодонда.

Формы дислалии

2.Функциональная форма

Функциональной дислалией называется такой вид неправильного

звукопроизношения, при котором не имеется никаких дефектов

артикуляционного аппарата.

Нет никакой органической основы.

Причины функциональной дислалии:

-неправильное развитие речи ребенка в семье;

-по подражанию;

-двуязычие в семье;

-педагогическая запущенность;

-недоразвитие фонематического слуха;

-неумение ребенка удерживать язык в нужном положении или

быстро переходить от одного движения к другому.

Функциональная форма разделяется на следующие виды:

-акустико-фонематическая дислалия

В

основе

несформированность

фонематического

слуха.

Ребенок

не

распознает тот или иной акустический признак сложного звука, в котором

одна

фонема

противопоставлена

другой

(кора

вместо

гора).

Несформированность

операций

переработки

фонем

по

их

акустическим

параметрам

в

сенсорном

звене

механизма

восприятия

речи.

Но

содержательную форму фонемы ребенок понимает.

-артикуляторно-фонематическая дислалия

Нарушения

звукового

оформления

речи,

обусловленными

неправильно

сформировавшимися артикуляционными позициями. Характерно искажение

звуков.

Фонемы

родного

языка

произносятся

в

непривычных

вариантах

(аллафоны)

и

чаще

всего

неправильный

звук

ближе

по

своему

акустическому.

-артикуляторно-фонетическая дислалия

Несформированность

операции

отбора

фонем

по

артикуляторным

параметрам

(гора

тара).

Изменяется

местоположение

языка.

Отсюда

несформированность

артикуляционной

базы.

Замена

простейших

звуков

всегда

говорит,

что

фонематический

слух

не

сформирован.

Это

всегда

приводит к смешению звуков по моторному признаку.

Дислалия

сложная

в произношении

отмечается пять и

более дефектных

звуков

простая

в произношении

отмечается до четырех

дефектных звуков

Прежде чем осуществить коррекционную

работу необходимо провести обследование:

1. строения и подвижности артикуляционного

аппарата;

2. звукопроизношения;

3. фонематического слуха.

При обследовании артикуляционного

аппарата важно помнить!

Что правильное произношение звуков во многом определяется

сохранностью каждой из частей периферического речевого

аппарата:

- ротовой и носовой полостей;

- глотки и носоглотки.

Проверяя строение языка, зубов, губ, неба, челюстей,

необходимо выявить, соответствует ли их строение норме, а

если нет, то каков характер нарушения.

В процессе обследования подвижности артикуляционного аппарата

ребенку предлагается по подражанию выполнить ряд упражнений:

— открыть и закрыть рот;

— удержать широко распластанный язык на нижней губе (2— 3 сек.);

— облизать широким языком верхнюю, нижнюю губу (по подражанию,

по инструкции);

— произвести круговые движения широко распластанным языком по

верхней и нижней губам;

— удерживать кончик языка у правого, левого углов рта (2— 3 сек.);

— пощелкать языком (3—5 раз);

— пощелкать языком («погонять лошадок»);

— вытянуть губы вперед «трубочкой», а затем растянуть их в улыбке (2

—3 раза);

— вызвать вибрацию губ, произнося кучерское «тпру»;

— надуть щеки;

— имитировать языком положение «трубочки»;

— произвести 2—3 движения из перечисленных попеременно.

При выполнении вышеперечисленных

упражнений надо обратить внимание на:

— четкость артикуляционных движений;

— быстроту и плавность их воспроизведения;

— умение быстро переключаться с одного

артикуляционного уклада на другой.

При обследовании звукопроизношения

необходимо!

Выяснить, как ребенок произносит проверяемый звук

изолированно в:

- словах;

- слогах;

- предложениях;

- текстах, используя соответствующий дидактический

материал.

При обследовании фонематического слуха выясняется,

как дети на слух различают фонемы родного языка.

Используются приемы, направленные на:

— узнавание, различение и сравнение простых фраз;

— выделение и запоминание заданных слов в ряду сходных по

звуковому составу;

— различение отдельных звуков в звуковом ряду, в слогах, словах;

— запоминание и повторение слоговых рядов, состоящих из 2— 4

элементов.

Исследуется способность к восприятию ритмических структур

различной сложности, воспроизведению ритмических рисунков и т.п.

Особое внимание обращается на различение свистящих — шипящих,

шипящих — аффрикат, глухих — звонких пар звуков.

Анализ всех полученных данных позволит определить характер и

причину дислалии и обозначить направление исправления

дефектов звукопроизношения.

Основной целью логопедического воздействия при

дислалии является формирование умений и навыков

правильного воспроизведения звуков речи.

Чтобы правильно воспроизводить звуки речи (фонемы),

ребёнок должен уметь:

-узнавать звуки речи и не

смешивать

их в восприятии

(т.е. отличать один звук от другого по акустическим

признакам);

-отличать нормированное произнесение звука от

ненормированного;

-принимать правильные артикуляторные позиции,

обеспечивающие нормированный эффект

произносимого звука;

-безошибочно использовать звук во всех видах речи.

Сроки преодоления недостатков произношения зависят

от ряда факторов:

-степени сложности дефекта;

-индивидуальных и возрастных особенностей ребёнка;

-регулярности занятий, помощи со стороны родителей.

У детей дошкольного недостатки преодолеваются быстрее,

чем у детей школьного возраста.

При правильной организации логопедической

работы положительный эффект достигается

при всех видах дислалий. При механической

дислалий в ряде случаев успех достигается в

результате совместного логопедического и

медицинского воздействия.

Этапы логопедического воздействия

при дислалии

1 этап – Подготовительный.

Основными его задачами являются:

а) развитие слухового внимания, слуховой памяти и

фонематического восприятия;

б) устранение недостаточности развития речевой

моторики, проведение подготовительных

артикуляционных упражнений для развития

подвижности органов периферического речевого

аппарата.

В зависимости от формы дислалий эти задачи могут

решаться параллельно или последовательно.

При артикуляторных формах (фонематической и

фонетической) в тех случаях, когда нет нарушений в

восприятии,

они

решаются

параллельно.

Формирование

рецептивных

умений

может

быть

сведено к развитию осознанного звукового анализа и

контролю за собственным произношением.

При

акустико-фонематической

форме

дислалий

главная задача заключается в том, чтобы научить

детей

различать

и

узнавать

фонемы

с

опорой

на

сохранные функции.

Не решив эту задачу, нельзя перейти к формированию

правильного произношения звуков. Чтобы работа над

правильным

произношением

звука

принесла

успех,

ребенок

должен

уметь

его

слышать,

так

как

регулятором нормированного употребления является

слух

Работа над формированием восприятием звуков

речи строится с учетом характера дефекта.

В

одних

случаях

работа

направляется

на

формирование

фонематического

восприятия

и

на

развитие слухового контроля.

В

других

в

ее

задачу

входит

развитие

фонематического восприятия и операций звукового

анализа.

В

третьих

ограничивается

формированием

слухового контроля как осознанного действия.

При этом нужно учитывать следующие положения.

• Умение опознавать и различать звуки речи как осознанные. Это требует от

ребенка перестройки отношения к собственной речи, направленности его

внимания на внешнюю, звуковую сторону, которая ранее им не осознавалась.

Ребенка нужно специально обучать операциям осознанного звукового анализа,

не полагаясь на то, что он спонтанно им овладевает.

• Исходными единицами речи должны быть слова, так как звуки — фонемы

существуют лишь в составе слова, из которого путем специальной операции они

выделяются при анализе. Лишь после того ими можно оперировать как

самостоятельными единицами и проводить наблюдения за ними в составе

слоговых цепочек и в изолированном произнесении.

• Операции звукового анализа, на основе которых формируются умения и навыки

осознанного опознания и дифференциации фонем, проводятся в начале работы

на материале с правильно произносимыми ребенком звуками. После того как

ребенок научится узнавать тот или иной звук в слове, определять его место

среди других звуков, отличать один от другого, можно перейти к другим видам

операций, опираясь на умения, сложившиеся в процессе работы над правильно

произносимыми звуками.

• Работу по формированию восприятия неправильно произносимых звуков нужно

проводить так, чтобы собственное неправильное произношение ребенка не

мешало ему. Для этого в момент осуществления операций звукового анализа

нужно ребенка максимально ограничивать или исключить собственное его

проговаривание, перенеся всю нагрузку на слуховое восприятие материала.

• Проговаривания ребенка желательно подключать на последующих занятиях, когда

возникает необходимость сравнения его собственного произношения с

нормированным.

При дислалии нет грубых моторных нарушений. У ребенка с

дислалией не сформированы некоторые специфические для

речи произвольные движения органов артикуляции. Процесс

формирования артикуляционных движений осуществляется как

произвольный и осознанный: ребенок учится производить их и

контролировать

правильность

выполнения.

Необходимые

движения сначала формируются по зрительному подражанию:

логопед

перед

зеркалом

показывает

ребенку

правильную

артикуляцию

звука,

объясняет,

какие

движения

следует

произвести,

предлагает

ему

повторить.

В

результате

нескольких

проб,

сопровождаемых

зрительным

контролем,

ребенок добивается нужной позы. При затруднениях логопед

помогает

ребенку

шпателем

или

зондом.

На

последующих

занятиях можно предложить выполнить движение по устной

инструкции без опоры на зрительный образец Правильность

выполнения

ребенок

в

дальнейшем

проверяет

на

основе

кинестетических ощущений. Артикуляция считается усвоенной,

если

она

выполняется

безошибочно

и

не

нуждается

в

зрительном контроле.

При работе по формированию правильного произношения

необходимо избегать упоминаний о том звуке, над которым

ведется работа.

Логопед в ходе выполнения задания ребенком проверяет,

правильно ли он выбрал позу для произношения нужного звука.

Для этого он просит ребенка произвести выдох («сильно

подуть»), не изменяя позы. При сильном выдохе возникает

интенсивный шум. Если шум будет соответствовать

акустическому эффекту нужного глухого согласного, значит,

поза принята правильно. Если нет, тогда логопед просит

ребенка-несколько изменить позу органов артикуляции (чуть-

чуть поднять, опустить, продвинуть язык) и снова подуть.

Поиски наиболее удачной позы проводятся до тех пор, пока не

будет получен положительный результат.

В ряде случаев, прислушиваясь к производимому шуму, ребенок

отождествляет его с нормированным звуком и даже пытается

самостоятельно включить в речь. Поскольку это не всегда

приводит к положительным результатам, логопеду следует в

таких случаях отвлечь внимание от звука, переключив на

другой объект

При дислалии нет необходимости в обилии

упражнений для органов артикуляции, достаточно

тех, в результате которых окажутся

сформированными необходимые движения.

Работа ведется над отдельными собственно

речевыми движениями, которые не сформировались

у ребенка в процессе речевого развития.

Требования, которые необходимо предъявлять к проведению артикуляционных

упражнений:

1. Выработать умения принимать требуемую позу, удерживать ее, плавно

переключаться с одной артикуляционной позы на другую.

2. Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна

включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на

развитие динамической координации речевых движений.

3. Необходимы упражнения на сочетание движений языка и губ, так как при

произношении звуков эти органы включаются в совместные действия,

взаимно приспосабливаясь друг к другу (это явление носит название).

4. Занятия должны проводиться кратковременно, но многократно, чтобы

ребенок не утомлялся. В паузах можно переключить его на другой вид

работы.

5. Уделять внимание формированию кинестетических ощущений,

кинестетического анализа и представлений.

6. По мере овладения движением, необходимым для реализации звука, логопед

переходит к отработке движений, обязательных для других звуков.

2 этап

Формирование произносительных умений и

навыков.

Цель данного этапа заключается в том, чтобы сформировались

у ребенка первоначальные умения правильного произнесения

звука на специально подобранном речевом материале.

Конкретными задачами являются: постановка звуков,

формирование навыков правильного их использования в речи

(автоматизация умений), а также умений отбирать звуки, не

смешивая их между собой (дифференцировать).

Необходимость решения указанных задач в процессе

логопедической работы вытекает из закономерностей

онтогенетического

овладения

произносительной

стороной речи.

При постановке правильного произношения звуков

пользуются тремя основными способами.

Первый способ основан на подражании.

Пользуясь слухом, зрением, тактильно-вибрационными и мышечными

ощущениями, ребенок воспринимает звучание и артикуляцию фонемы и

сознательно

пытается

воспроизвести

требуемые

движения

речевых

органов,

требуемое

звучание.

При

этом

непосредственное

слуховое

восприятие звучания, восприятие видимых речевых движений, в том

числе

собственных

помощью

зеркала),

ощущение

рукой

струи

выдыхаемого

воздуха,

вибрации

гортани

могут

быть

дополнены

восприятием

работы

речевых

органов,

отображенной

с

помощью

различных пособий.

В практике применяются разнообразные пособия, начиная с простой

полоски

бумаги,

отклоняющейся

под

действием

струи

выдыхаемого

воздуха,

и

кончая

различными

электроакустическими

приборами,

преобразующими

звук

или

вибрации

частей

речевого

аппарата

в

зрительные сигналы.

В тех случаях, когда не удается получить нужную артикуляцию по

подражанию

целиком,

приходится

сначала

довольствоваться

воспроизведением отдельных ее элементов. Иногда малоподвижность

или

недостаточная

управляемость

речевых

органов

вынуждает

прибегать

к

целой

системе

подготовительных

артикуляционных

упражнений.

Второй способ механический основывается на внешнем,

механическом воздействии на органы артикуляции специальными

зондами или шпателями. Логопед просит ребенка произнести

звук, повторить его несколько раз, и во время повторения он при

помощи зонда несколько меняет артикуляционный уклад звука. В

результате

получается

другой

звук:

например,

ребенок

произносит несколько раз слог са, логопед помещает шпатель

или зонд под язык и слегка приподнимает его в направлении

верхних альвеол, слышится шипящий, а не свистящий звук. При

данном способе ребенок сам не осуществляет поиск, его органы

артикуляции

только

подчиняются

действиям

логопеда.

После

длительных тренировок он без механической помощи принимает

необходимую позу, помогая себе шпателем или пальцем.

Третий способ смешанный основывается на совмещении двух

предыдущих.

Ведущую

роль

в

нем

играют

подражание

и

объяснение. Механическая помощь применяется в дополнение:

логопед объясняет ребенку, что нужно сделать, чтобы получить

нужный звук, например, поднять кончик языка (в тех случаях,

если данное движение выполнено ребенком не совсем так, как

это нужно для нормированного звука). При этом способе ребенок

оказывается активным, а приобретенная им с помощью логопеда

поза

фиксируется

в

его

памяти

и

легко

воспроизводится

в

дальнейшем без механической помощи.

По мере того как звук оказывается поставленным в

одной из слоговых позиций, ведется работа по его

включению в речь, или автоматизации.

Процесс автоматизации звука заключается в

тренировочных упражнениях со специально

подобранными словами, простыми по фонетическому

составу и не содержащими нарушенных звуков.

Работа над дифференциацией звуков способствует

нормализации операции их отбора.

При работе над дифференциацией звуков

одновременно подключаются не более пары звуков,

если для работы необходимо большое количество

звуков одной артикуляторной группы, их все равно

объединяют попарно.

3 этап

Формирования коммуникативных умений и

навыков.

Цель его — сформировать у ребенка умения и навыка

безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях

общения.

На занятиях широко применяются тексты, а не отдельные

слова,

используются

различные

формы

и

виды

речи,

используются творческие упражнения, подбирается материал,

насыщенный

теми

или

иными

звуками.

Подобный

материал

больше подходит для занятий по автоматизации звуков. Но

если

на

данном

этапе

ребенок

будет

работать

только

на

специально

подобранном

материале,

то

он

не

овладеет

операцией

отбора,

так

как

частотность

этого

звука

в

специальных текстах превышает нормальное их распределение

в естественной речи. А ребенок должен научиться оперировать

ими.

Таким образом, содержание логопедической работы по

устранению дислалии у дошкольников является:

• педагогический процесс, в котором реализуются задачи

корригирующего обучения и коррекционно-воспитательного

характера.

• основной целью логопедического воздействия при дислалии

является формирование умений и навыков правильного

воспроизведения звуков речи.

• осуществлять слуховой контроль за собственным произнесением

и оценивать качество воспроизводимых в собственной речи

звуков;

• принимать необходимые артикуляторные позиции,

обеспечивающие нормированный акустический эффект звука;

варьировать артикуляционные уклады звуков в зависимости от

их сочетаемости с другими звуками в потоке речи;

• безошибочно использовать звук во всех видах речи.

Коррекционная работа будет строиться с учетом формы

нарушения и определения структуры речевого дефекта.

Спасибо за

Спасибо за

внимание!

внимание!



В раздел образования