Автор: Шкробко Евгений Геннадьевич
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГПОУ Топкинский технический техникум
Населённый пункт: город Топки, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Формирования профессиональных компетенций обучающихся"
Раздел: среднее профессиональное
Формирования профессиональных компетенций обучающихся.
Е.Г. Шкробко, преподаватель
Государственное профессиональное образовательное учреждение
Топкинский технический техникум
Кемеровская обл., г. Топки
Одной из современных задач в образовании является подготовка рабочих
кадров,
конкурентоспособных
на
рынке
квалифицированного
труда.
В
настоящее
время
традиционные
способы
обучения
не
позволяют
сформулировать требуемый уровень подготовки рабочих кадров. Связано это со
значительным
расширением
спектра
профессиональных
задач,
а
также
повышением требований к результативности профессиональной деятельности.
В
современных
требованиях
работодатели
должное
внимание
уделяют
коммуникабельности,
способностям
к
практическому
решению
задач,
возникающих в процессе профессиональной деятельности.
В этой связи
перед нами возникли задачи в отношении содержания и
способов
обучения,
способствующих
формированию
профессиональных
компетенций.
Такой
подход
к
подготовке
современных
рабочих
будет
способствовать
повышению
уровня
профессиональной
мобильности,
конкурентоспособности
в
профессиональной
деятельности.
В
преподавание
междисциплинарного курса «Устройство, техническое обслуживание и ремонт
автомобилей»
внесли
изменения.
Пересмотрели
содержание
лекционных,
практических
занятий
в
соответствии
с
ФГОС
СПО
по
подготовке
квалифицированных рабочих, служащих по профессии Автомеханик. Обучение
направлено
на
отработку
профессиональных
умений,
формирование
профессиональных
компетенций
у
обучающих
ПК
1.1.
Диагностировать
автомобиль, его агрегаты и узлы, ПК 1.2. Выполнять работы по различным
видам технического обслуживания, ПК 1.3. Разбирать, собирать узлы и агрегаты
автомобиля, ПК 1.4. Оформлять отчетную
документацию по техническому
обслуживанию.
При
формировании
у
обучающихся
профессиональных
компетенций
применениям активные и интерактивные формы и методы обучения. Одним из
таких способов обучения является коллективный способ обучения. Практика
обучения
при
коллективном
способе
в
учебном
процессе
показывает,
что
именно
такая
форма
обучения
«ученик-ученик»,
учебное
сотрудничество
способствует повышению эффективности обучения.
На уроках, практических занятиях в зависимости от типа выполняемого
задания
и
характера
организационной
деятельности
выделяем
несколько
способов работы, это взаимодействие обучающихся в малых группах, парах
сменного состава. Производственные ситуации для обучающихся планируем на
практических
занятиях,
уроках
при
закреплении
учебного
материала
и
проверке знаний и умений, как один из видов практических работ. Задания, по
анализу производственных ситуаций обучающиеся выполняют индивидуально
или
малыми
группами,
а
затем
коллективно
обсуждают
выводы.
Важным
условием
формирования
профессионального
интереса
является
практика
обучающихся
непосредственно
на
производстве,
в
рабочих
коллективах,
с
разбором конкретных производственных ситуаций.
При коллективном способе обучения меняется
роль педагога, который
выступает
в
роли
организатора,
менеджера,
координатора
совместной
деятельности:
ведь
ему
нужно
всех
обучающихся
настроить,
организовать,
чтобы
у
них
появился
коллектив
-
вначале
образовательный,
а
потом
и
самообразовательный.
Последнее,
пожалуй,
является
главной
целью
коллективного способа обучения.
Главный
критерий
технологии
коллективного
способа
обучения
-
все
обучающиеся учатся, только с разными темпами обучения и на разных уровнях:
одни обладают только базовым уровнем, другой продвигаются на повышенный,
а кому-то удается освоить высокий уровень. Разные уровни – это нормальное
явление
при
коллективном
способе
обучения,
где
главным
становится
не
оценка, а качественное усвоение учебного материала. Обучающийся может
прекрасно его изложить, доказать, применить на практике и перейти на более
высокий уровень.
Применение коллективного способа обучения на уроках и практических
занятиях
обеспечивает
повышение
эффективности
обучения,
овладение
способами организации совместной деятельности. Приближает обучающихся к
будущей
профессиональной
деятельности,
обеспечивает
моделирование
в
процессе учебной деятельности производственных отношений и формирование
умения
разрешать
возможные
производственные
конфликты.
В
группе
создается благоприятный микроклимат.
Планируем и организуем совместно внеурочную деятельность, обращаемся к
таким формам работы, как проведение классных часов по профессиональной
направленности,
встречи
с
работниками
базовых
предприятий,
встречи
с
выпускниками
техникума,
посещение
выставки,
участие
в
конкурсе
профессионального
мастерства,
предметных
неделях.
Активное
участие
обучающихся
в
различных
видах
внеурочной
деятельности
способствует
развитию
профессиональных
интересов
и
способностей,
формированию
самоопределения и является условием для самовыражения в профессиональном
выборе.
Под
профессиональной
компетентностью
автомеханика
понимается
характеристика,
определяющая
способность
решать
его
профессиональные
задачи с использованием знаний, умений и практического опыта технического
обслуживания, ремонта автомобилей.
Мы считаем, взаимодействия преподавателя специальных дисциплин и
мастера
производственного
обучения
обеспечивают
решения
вопросов,
связанных
с
реализацией
ФГОС,
формированием
профессиональных
компетенций обучающихся.
Список литературы
1.
Дьяченко В. К. Коллективный способ обучения. Дидактика в диалогах – М:
«Народное образование», 2004
2.
Иванов А. И., Сидоров И. Б. Петров Константинов М.А. Педагогика – М:
«Академия», 2006