Напоминание

"Формирования профессиональных компетенций обучающихся"


Автор: Шкробко Евгений Геннадьевич
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГПОУ Топкинский технический техникум
Населённый пункт: город Топки, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Формирования профессиональных компетенций обучающихся"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Формирования профессиональных компетенций обучающихся.

Е.Г. Шкробко, преподаватель

Государственное профессиональное образовательное учреждение

Топкинский технический техникум

Кемеровская обл., г. Топки

Одной из современных задач в образовании является подготовка рабочих

кадров,

конкурентоспособных

на

рынке

квалифицированного

труда.

В

настоящее

время

традиционные

способы

обучения

не

позволяют

сформулировать требуемый уровень подготовки рабочих кадров. Связано это со

значительным

расширением

спектра

профессиональных

задач,

а

также

повышением требований к результативности профессиональной деятельности.

В

современных

требованиях

работодатели

должное

внимание

уделяют

коммуникабельности,

способностям

к

практическому

решению

задач,

возникающих в процессе профессиональной деятельности.

В этой связи

перед нами возникли задачи в отношении содержания и

способов

обучения,

способствующих

формированию

профессиональных

компетенций.

Такой

подход

к

подготовке

современных

рабочих

будет

способствовать

повышению

уровня

профессиональной

мобильности,

конкурентоспособности

в

профессиональной

деятельности.

В

преподавание

междисциплинарного курса «Устройство, техническое обслуживание и ремонт

автомобилей»

внесли

изменения.

Пересмотрели

содержание

лекционных,

практических

занятий

в

соответствии

с

ФГОС

СПО

по

подготовке

квалифицированных рабочих, служащих по профессии Автомеханик. Обучение

направлено

на

отработку

профессиональных

умений,

формирование

профессиональных

компетенций

у

обучающих

ПК

1.1.

Диагностировать

автомобиль, его агрегаты и узлы, ПК 1.2. Выполнять работы по различным

видам технического обслуживания, ПК 1.3. Разбирать, собирать узлы и агрегаты

автомобиля, ПК 1.4. Оформлять отчетную

документацию по техническому

обслуживанию.

При

формировании

у

обучающихся

профессиональных

компетенций

применениям активные и интерактивные формы и методы обучения. Одним из

таких способов обучения является коллективный способ обучения. Практика

обучения

при

коллективном

способе

в

учебном

процессе

показывает,

что

именно

такая

форма

обучения

«ученик-ученик»,

учебное

сотрудничество

способствует повышению эффективности обучения.

На уроках, практических занятиях в зависимости от типа выполняемого

задания

и

характера

организационной

деятельности

выделяем

несколько

способов работы, это взаимодействие обучающихся в малых группах, парах

сменного состава. Производственные ситуации для обучающихся планируем на

практических

занятиях,

уроках

при

закреплении

учебного

материала

и

проверке знаний и умений, как один из видов практических работ. Задания, по

анализу производственных ситуаций обучающиеся выполняют индивидуально

или

малыми

группами,

а

затем

коллективно

обсуждают

выводы.

Важным

условием

формирования

профессионального

интереса

является

практика

обучающихся

непосредственно

на

производстве,

в

рабочих

коллективах,

с

разбором конкретных производственных ситуаций.

При коллективном способе обучения меняется

роль педагога, который

выступает

в

роли

организатора,

менеджера,

координатора

совместной

деятельности:

ведь

ему

нужно

всех

обучающихся

настроить,

организовать,

чтобы

у

них

появился

коллектив

-

вначале

образовательный,

а

потом

и

самообразовательный.

Последнее,

пожалуй,

является

главной

целью

коллективного способа обучения.

Главный

критерий

технологии

коллективного

способа

обучения

-

все

обучающиеся учатся, только с разными темпами обучения и на разных уровнях:

одни обладают только базовым уровнем, другой продвигаются на повышенный,

а кому-то удается освоить высокий уровень. Разные уровни – это нормальное

явление

при

коллективном

способе

обучения,

где

главным

становится

не

оценка, а качественное усвоение учебного материала. Обучающийся может

прекрасно его изложить, доказать, применить на практике и перейти на более

высокий уровень.

Применение коллективного способа обучения на уроках и практических

занятиях

обеспечивает

повышение

эффективности

обучения,

овладение

способами организации совместной деятельности. Приближает обучающихся к

будущей

профессиональной

деятельности,

обеспечивает

моделирование

в

процессе учебной деятельности производственных отношений и формирование

умения

разрешать

возможные

производственные

конфликты.

В

группе

создается благоприятный микроклимат.

Планируем и организуем совместно внеурочную деятельность, обращаемся к

таким формам работы, как проведение классных часов по профессиональной

направленности,

встречи

с

работниками

базовых

предприятий,

встречи

с

выпускниками

техникума,

посещение

выставки,

участие

в

конкурсе

профессионального

мастерства,

предметных

неделях.

Активное

участие

обучающихся

в

различных

видах

внеурочной

деятельности

способствует

развитию

профессиональных

интересов

и

способностей,

формированию

самоопределения и является условием для самовыражения в профессиональном

выборе.

Под

профессиональной

компетентностью

автомеханика

понимается

характеристика,

определяющая

способность

решать

его

профессиональные

задачи с использованием знаний, умений и практического опыта технического

обслуживания, ремонта автомобилей.

Мы считаем, взаимодействия преподавателя специальных дисциплин и

мастера

производственного

обучения

обеспечивают

решения

вопросов,

связанных

с

реализацией

ФГОС,

формированием

профессиональных

компетенций обучающихся.

Список литературы

1.

Дьяченко В. К. Коллективный способ обучения. Дидактика в диалогах – М:

«Народное образование», 2004

2.

Иванов А. И., Сидоров И. Б. Петров Константинов М.А. Педагогика – М:

«Академия», 2006



В раздел образования