Автор: Синицына Любовь Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Структурное подразделение "Детский сад №4 комбинированного вида" МБДОУ "Детский сад "Радуга" комбинированного вида" Рузаевского муниципального района Республики Мордовия
Населённый пункт: РМ г. Рузаевка
Наименование материала: статья
Тема: "Нравственно- патриотическое воспитание детей в детском саду"
Раздел: дошкольное образование
Нравственно- патриотическое воспитание детей в детском саду
Синицына Любовь Николаевна
Воспитатель,
Структурное подразделение «Детский сад №4 комбинированного вида»
МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида»
Рузаевского муниципального района РМ
«Любовь к родному краю, родной культуре, к родному селу или городу, к
родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу.
Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к своей стране, к её
истории, её прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к
человеческой культуре».
Д.С. Лихачев
Президент Российской Федерации В.В. Путин обращает особое внимание на воспитание
патриотов нашей страны. В подписанном им Указе о совершенствовании государственной
политики в области патриотического воспитания говорится: «Мы должны строить своё
будущее и будущие своих детей.
Современная жизнь диктует необходимость возвращения к приоритетам любви к
Отечеству. Невозможно воспитать в подрастающем поколении полноценную личность,
без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике, к
своей семье, Должны формировать у детей первое представление об окружающем мире,
отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. Нельзя быть патриотом,
не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши
отцы и деды и прадеды.
Не зря гласит нам старинная мудрость: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает
ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать
полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением
относящегося к другим народам.
Нет сомнения в том, что уже в детском саду в результате
целенаправленной воспитательной, систематической работы у детей могут быть
сформированы элементы гражданственности и патриотизма. Мы в первую очередь
должны заботиться о том, чтобы маленький человек стал человеком с большой буквы,
чтобы он мог отличать плохое от хорошего, чтобы его желания и стремления были
направлены на самоопределение и развитие в себе тех качеств и ценностей, благодаря
которым мы твёрдо скажем о нём, что он патриот и гражданин своей Родины.
Учет возрастных особенностей важен при отборе содержания, форм и методов работы с
дошкольниками как средства патриотического воспитания. Именно в старшем
дошкольном возрасте дети более восприимчивы и любознательны, то и этот период
является благоприятным эмоциональным воздействием на ребёнка, потому что его образы
ярки и сильны. И в памяти остаются надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в
воспитании патриотизма. Задачи нравственно – патриотического воспитания должны быть
включены в программы образовательных учреждений.
Я считаю, наследуя нравственно - эстетические ценности родной культуры в
дошкольном возрасте это верный способ патриотического воспитания. Полученные на
тематических утренниках и в досуговых мероприятиях знания позволят подвести ребёнка
к пониманию неповторимости культуры своего народа.
Важнейшим условием эффективности работы по воспитанию патриотизма у
дошкольников является понимание родителей в необходимости патриотического
воспитания, их помощь педагогам в этой работе. А базой патриотического воспитания
является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание маленького
человека. В процессе такого разностороннего воспитания и зарождается тот фундамент,
на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему
Отечеству.
Библиографический список:
1.
Алешина, Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной
действительностью. Старшая и подготовительная группы. – М.: ЦГЛ, 2005.
2.
Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М.: ЦГЛ, 2005.
3.
Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. – М., 2004.
4.
Буре Р.С. Дружные ребята: воспитание гуманных чувств и отношений у
дошкольников. – М.: Просвещение, 2004.
5.
Позднякова Е.А. Гражданское воспитание в дошкольном образовательном
учреждении. – Волгоград: Учитель, 2008.
- Снег кружится белый-белый,
Наступают чудеса.
Новый год стучится в двери.
Ждем его, закрыв глаза...
В эти добрые мгновенья
Каждый думает о том,
Чтобы радость и веселье
Заглянули в каждый дом!
Чтобы сказочный волшебник
Всем подарочки принес,
Приходи уже скорее,
Добрый Дедушка Мороз!
1.Мы встречаем Новый год,
Украшаем елку.
Нарядили огоньками
Каждую иголку!
Написали мы письмо
Дедушке Морозу.
Новый год встречаем мы
Дружно и серьезно!
- Наступает Новый год
Радостный и яркий,
И ребята очень ждут
К празднику подарки!
Пусть Дед Мороз нам принесет,
Сладости, игрушки.
Новый год для всех ребят
Праздник самый лучший!
- На руках снежинки тают.
Новый год стучится в дом.
Все друг друга поздравляют
С этим добрым, светлым днем.
Пусть исполнятся желанья,
Воплотятся в жизнь мечты!
В этот праздник непременно
В чудеса поверишь ты!
- Мишурой украшу елку
И снежинками окно,
Маме помогу с уборкой,
Стол накрою заодно.
Расскажу я Дед Морозу
О больших своих делах.
То-то Деда удивится,
Восхищенно скажет: «Ах!»
И оставит мне подарок,
Тот, что жду я целый год.
Здорово, что очень скоро
Новый год к нам в дом придет!
-На руках снежинки тают.
Новый год стучится в дом.
Все друг друга поздравляют
С этим добрым, светлым днем.
Пусть исполнятся желанья,
Воплотятся в жизнь мечты!
В этот праздник непременно
В чудеса поверишь ты!
- Звезды, шарики, игрушки,
Сладкий стол и мишура,
Фейерверки и салюты,
И на елочке звезда!
Мы под руку с Дед Морозом
Водим дружно хоровод,
Огоньки горят на окнах,
Здравствуй, здравствуй, Новый год!
- День, когда стихи читает
Дед Морозу детвора,
Огоньки на пышной елке
Зажигают на «ура».
Ждут нас радость, смех, веселье,
Волшебство и чудеса,
Танцы, сладости, подарки.
С Новым годом всех! Ура!
- Снег мелькает за окном,
В воздухе кружится,
И под ноги нам ковром
Ровно он ложится.
К детям Дед Мороз спешит,
Опоздать боится,
Снег под валенком скрипит,
Но совсем не злится.
-Зиму я люблю за санки,
За снежинки и за лед,
А еще люблю за праздник
Самый лучший — Новый год!
В Новый год приходит сказка,
Дед Мороз приходит тоже,
Все ребята пляшут в масках,
Друг на друга не похожи.
-Возле елки хоровод
Вместе водят дружно.
Если скоро Новый год,
То грустить не нужно!
В декабре спросила мама:
«Что за праздник к нам идет?»
Я сказал: «Ты что, не знаешь?
Это праздник ― Новый год!»
-За окошком все укрыто
Снежно-белым серебром.
Это день, который пахнет
Счастьем, радостью, добром.
Дед Мороз на санках мчится,
Всем подарки он везет.
Праздник в дом уже стучится
Самый лучший — Новый год!
-Вокруг елочки нарядной
Мы закружим хоровод.
Бусы, шарики, гирлянды...
Ждем тебя мы, Новый год!
Все деревья в белых шубках,
Мягкий падает снежок,
В окнах огоньки сверкают —
Наступает Новый год!
- Даже елочку мы с мамой
Приодели в свой наряд.
Пусть красавица лесная
Ослепляет каждый взгляд!
Будем петь и веселиться,
Водить дружный хоровод.
Самым чудным и волшебным
Будет этот Новый год!
- Жду я очень Новый Год,
Ведь волшебник к нам придет,
Он подарит мне мечту,
Тот подарок, что так жду.
Может, стих ему прочту,
Или даже я спляшу,
Целый год тебя так ждал,
Много кушал, мирно спал,
Слушал старших, не шалил.
Вот и праздник наступил.
Хорошо себя я вел,
Дед Мороз ко мне пришел!
-1 Старый год уходит, помахав рукой,
И спешит к нам новый, праздничный такой.
Мы к нему готовы, ждем его давно.
Елку нарядили и глядим в окно.
Вдруг все услыхали колокольный звон,
Из завесы снежной появился ОН,
В теплой красной шубе, в ледяных санях,
Кони молодые на крылах летят.
Дедушку Мороза все встречать бежим,
В радостном восторге дружно окружим.
Значит, будет праздник, будет Новый год,
У огромной елки яркий хоровод!
- Если в Новый год смеяться,
Веселиться, улыбаться,
Петь и много танцевать,
Всех на свете поздравлять,
То, тогда весь Новый год
Очень радостно пройдет!
- Елочка зеленая радует ребят —
Огоньки на елочке весело горят.
Заглянул на праздник к нам Дедушка Мороз,
И мешок подарочков малышам принес.
Снег лежит повсюду, а на речке лед.
Мы тебя, дедуля, ждали целый год.
Праздничный надели, дедушка, наряд,
Получать подарки выстроились в ряд.
Мы стихи расскажем, спляшем от души,
Скажут мамы даже, как мы хороши:
Старшим не перечим, знаем много цифр.
Мы с утра до вечера — просто молодцы.
- Волшебный праздник Новый год:
Он с чудесами к нам идет,
Он все на свете исполняет,
Он в чудо верить позволяет...
Открой ему навстречу дверь
И в радость яркую поверь,
И сбудутся твои мечтанья,
Исполнятся твои желанья...
Новый год! Новый год!
Всюду иней, всюду лед,
Но не мерзнет здесь никто:
В нашей комнате тепло,
В нашем доме, и не только,
Распустилась чудо-елка,
Огоньки на ней зажглись!
Новый год, мы заждались!
Я про подарок долго думал,
И знаете, что я решил?
Я попрошу сестренке куклу,
К авто для папы пару шин.
А маме надо мясорубку,
А деду ― новые часы.
А мне бы ― маленького брата,
Я б сам себе его растил.
Мы с ним росли бы очень дружно,
И были б «не разлей вода».
Ты, дед Мороз, меня послушай,
Одна надежда ― на тебя...
С Новым годом поздравляю!
И волненья не тая,
Откровенно заявляю:
Всем желаю счастья я!
Только в счастье верить нужно,
Верить в сказку, в чудеса,
И тогда средь зимней стужи
То найдешь ты, что искал.