Автор: Зарубина Ирина Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Новослободской детский сад
Населённый пункт: с. Новая Слобода
Наименование материала: конспект занятия – игры по правовому воспитанию "Путешествие в Простоквашино"
Тема: Использование ИКТ в соответствии с ФГОС
Раздел: дошкольное образование
Занятие
–
игра
по
правовому
воспитанию
"Путешествие
в
Простоквашино" для детей старшего дошкольного возраста
Цель: формирование основ правового сознания у детей старшего
дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные:
- продолжать знакомить детей с Конвенцией ООН о правах ребенка и с
Декларацией о правах человека;
- закрепить знакомые детям права ребенка и познакомить с правом на
личную собственность и неприкосновенность жилища; с правом на участие
ребенка в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его
возрасту,
свободно
участвовать
в
культурной
жизни
и
заниматься
искусством;
- учить детей самостоятельно находить и реализовывать права ребенка
в специально созданных проблемных ситуациях на основе рассказов Э.Н.
Успенского “Трое в Простоквашино”;
- обогащать словарь детей новыми словами: гражданство, личная
собственность,
неприкосновенность,
семейные
связи,
свидетельство
о
рождении, тайна корреспонденции.
Развивающие:
- способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных
представлений;
-развивать умения рассуждать, анализировать, делать выводы.
Воспитательные:
-
воспитывать
доброжелательные
контакты,
координацию
взаимодействия всех участников занятия – игры, умение выслушивать,
принимать
и
учитывать
мнение
других.
Ход занятия:
Зал украшен рисунками родителей и детей видения Конвенции о правах
ребенка. На центральной стене расположена эмблема “Конвенция о правах
ребенка”. Стулья расставлены в виде паровозика, на котором написано
«Полевской – Простоквашино».
Левый угол зала оформлен в виде избы: стол, на столе самовар, на
стенах фотографии дяди Федора, кота Матроскина, родителей дяди
Федора.
В правом углу зала: ширма с кассами железнодорожного вокзала.
Кот Матроскин сидит на подоконнике и ест бутерброд с колбасой.
Музыкальный руководитель сидит у рояля. Дети с воспитателем
заходят в зал и направляются к музыкальному руководителю.
Музыкальный руководитель: «Здравствуйте, дети! Сегодня на нашем
музыкальном занятии мы с вами разучим новую песенку…»
Матроскин (перебивает): «Мяу! Все занимаетесь, да занимаетесь. Не
устали?»
Воспитатель:
«Да, мы каждый день занимаемся и хотим иметь
большой запас знаний, чтобы потом нам было легче учиться в школе. Ведь
каждый человек имеет право на что, ребята?»
Дети: «На бесплатное образование»
Матроскин: «Когда – то я жил здесь по соседству, вон в том доме, что
из окна виден, на чердаке и часто приходил в ваш детский сад прогуляться, и
видел, как вы занимаетесь. Даже на прогулке вас чему-нибудь учили и
рассказывали так интересно, что я тоже слушал. А вы меня видели, ребята?
Нет? Я – кот, а фамилия моя – Матроскин. А вот я вас всех знаю (называет
детей по именам)»
Воспитатель: «Да, у каждого ребенка есть имя и фамилия. Ребята,
объясните коту Матроскину, почему?»
Дети: «Каждый ребенок с рождения имеет право на имя, фамилию и
гражданство»
Матроскин: «А что такое гражданство?»
Дети: «Это та страна, в которой ты родился»
Матроскин: «А где вы родились и живете?»
Дети: «В России»
Воспитатель:
«Да, мы все имеем российское гражданство. Мы –
граждане России, Российской Федерации»
Матроскин: «Какие вы умные, так много знаете. Это, конечно, хорошо
получать знания, чтобы потом стать полезным членом общества. Вот я
раньше, когда жил на чердаке, тоже был необразованный котом. А когда я
познакомился с дядей Федором, то он меня даже научил писать и читать. И
теперь – я самый умный кот в округе. И живу я сейчас в деревне
Простоквашино вместе с дядей Федором и Шариком в большом красивом
доме. Мы его сами выбрали, он ничей был. Помыли, покрасили, у нас даже
телевизор есть. А еще огород и корова с теленочком Гаврюшей. Дядя Федор
сказал, что у нас есть право на …, ой, забыл!»
Воспитатель: «Ребята, вы ведь тоже живете в своих квартирах, у вас
тоже есть свои личные вещи. Сережа, вот у тебя какие есть лично твои
вещи?»
Сережа: «Игрушки, книжки, моя кроватка, зубная щетка…»
Воспитатель: «А может кто-то чужой зайти в вашу квартиру и забрать
себе вашу игрушку?»
Дети: «Нет, потому что мы имеем право на личную собственность и
неприкосновенность жилища»
Матроскин: «Ой, как много нового я узнал, что немного даже устал.
Отдохнуть даже захотелось. Ой! Придумал!! А хотите поехать к нам в гости в
Простоквашино? У нас там такой экологически чистый воздух и продукты
свежие. А вы имеете право на отдых?»
Дети: «Да!»
Матроскин: «Вот здорово! Тогда пойдемте скорее на вокзал покупать
билеты на поезд»
Воспитатель и дети подходят к ширме «Кассы», слышится голос из
репродуктора: «Внимание! Скорый поезд «Полевской – Простоквашино!»
отправляется
с
4
перрона
через
5
минут».
Дети
и
воспитатель
рассаживаются на стульчики, звучит музыка, дети имитируют поездку в
поезде.
Матроскин: «Приехали! А вот и наш дом» (стучит в дверь)
Грачонок (игрушка в окне): «Кто там?»
Матроскин: «Галчонок, это я! А со мной мои друзья. Проходите,
пожалуйста, в дом, располагайтесь поудобнее»
Воспитатель: «Матроскин, а где же твои друзья?»
Матроскин: Шарик ушел в лес с ружьем на фотоохоту, а дядя Федор
уехал в гости в город к своим родителям. Скучно без него. Вот я, лично, не
хотел его отпускать, потому что мне скучно. В следующий раз он соберется,
а я его не отпущу к его родителям»
Воспитатель:
«Дети, правильно поступит кот Матроскин, если не
отпустит дядю Федора?»
Дети: «Нет, неправильно»
Воспитатель:
«Конечно, неправильно. Ребенок не должен быть
разлучен со своими мамой и папой, потому что он имеет право на семейные
связи. Ребенок должен расти на попечении и под ответственностью своих
родителей в атмосфере любви. Ребята, а ваши папы и мамы вас любят. Как
вы чувствуете любовь, как она проявляется по отношению к вам?»
Дети:
«Заботятся о нас, целуют нас на ночь, покупают одежду,
игрушки»
Матроскин:
«Меня тоже дядя Федор любит, он мне расчесывает
шерсть, кормит рыбкой и колбаской»
Воспитатель:
«У каждого человека, помимо прав, есть еще и
обязанности
перед
родителями.
Какие
это
обязанности?
Кто
может
ответить?»
Дети: «Слушаться и не огорчать плохим поведением родителей, не
разговаривать с мамой и папой грубо, помогать маме по дому, хорошо
учиться в школе, а когда будем уже взрослыми, то тоже о них заботиться,
потому что они уже будут старенькими»
Раздается стук в дверь.
Галчонок: «Кто там?»
Печкин: «Это я, почтальон Печкин, принес вам письмо от дяди Федора
для кота Матроскина. У вас документы есть?»
Матроскин: «Вот мои документы – усы, лапы и хвост»
Печкин: «На документе печать должна быть. А где у тебя печать?»
Печкин замечает детей.
Печкин: «Я извиняюсь, а вы кто такие будете? А документы у вас
есть?»
Дети: «Да»/«Нет»
Воспитатель:
«Каждому человеку с момента рождения выдается
документ – свидетельство о рождении (показывает свидетельство о
рождении). А потом, когда ребенок подрастет, ему исполнится 14 лет, ему
выдается вот такой документ (показывает свой паспорт) Дети, а вы знаете,
как называется этот документ?»
Дети: «Паспорт»
Воспитатель: «Это паспорт гражданина Российской Федерации, здесь
есть фотография и печать» (показывает и детям и Печкину)
Печкин: «Да, печать есть, ну тогда получите письмо»
Воспитатель берет письмо из рук Печкина.
Воспитатель: «Давайте поскорее распечатаем письмо и узнаем, что
пишет дядя Федор. Давайте откроем. Ну, что? Открываем?»
Дети: «Да»/«Нет»
Матроскин: «Неправильно делаете, неправильно! Это письмо не вам
адресовано, а мне. Каждый имеет право на тайну корреспонденции. И я –
тоже»
Воспитатель: «А ведь правильно Матроскин говорит. Извини нас,
пожалуйста, и возьми свое письмо»
Матроскин распечатывает конверт.
Матроскин: «Здравствуйте мои дорогие кот Матроскин и Шарик! Мне
так грустно без вас, я сильно скучаю, но приехать не смогу. А почему, вы
сможете узнать, если правильно сложите этот пазл».
Матроскин достает из конверта пазл. Дети складывают пазл и видят
картинку, на которой дядя Федор изображен с градусником.
Дети: «Дядя Федор заболел, наверное, он простудился»
Матроскин: «А как же можно помочь ему побыстрее выздороветь?»
Дети: «Выпить горячее молоко с медом, вызвать врача, сделать укол,
выпить таблетку, поставить горчичники и т.п.»
Воспитатель: «Да, дети, вы правильно говорите. Каждый имеет право
на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения
и средствами лечения болезней и восстановления здоровья»
Входит бабушка ребенка.
Бабушка:
«Здравствуйте!
Еле
добралась
из
детского
сада
до
Простоквашино. Можно мне забрать мою внучку? У нее сегодня генеральная
репетиция в кружке танцев»
Воспитатель: «Конечно, можете. Ребенку должна быть обеспечена
полная возможность игр и развлечений. Ребенок имеет право участвовать в
играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту,
свободно участвовать в культурной и творческой жизни и заниматься
искусством»
Ребенок прощается и уходит с бабушкой.
Матроскин: Вот и наш Шарик осваивает искусство фотографировать
красивые пейзажи и зверей. А у вас, ребята, какие развлечения проводятся в
садике? (ответы детей). У меня тоже есть любимая игра, давайте поиграем?»
Проводится игра на внимание “Усы, хвост, лапы”.
Воспитатель: «Нам очень понравилось у тебя в гостях, но нам пора
возвращаться в детский сад. Спасибо за гостеприимство. До свидания!»
Матроскин: «Погодите, ребята! А давайте дружить все вместе»
Воспитатель: «Ребята, давайте теперь мы всех пригласим к нам в
детский сад: и дядю Федора, когда он выздоровеет, и Шарика, и кота
Матроскина»
Матроскин:
«С удовольствием! Я так люблю ходить в гости.
Пригласите меня, когда у вас на обед рыба, а я для вас молочка свеженького
прихвачу»
Дети и воспитатель прощаются, садятся на стульчики поезда и под
музыку возвращаются в детский сад, идут в свою группу.