Автор: Сорокина Татьяна Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Радость" Детский сад №121
Населённый пункт: город Нижний Тагил, Свердловская область
Наименование материала: Комплект дидактических игр
Тема: "Дидактические игры для развития речевой активности и правильного звукопроизношения"
Раздел: дошкольное образование
"Дидактические игры для развития речевой активности
и правильного звукопроизношения"
«Чудесный сундучок»
Цель игры: Уточнить и активизировать словарь по теме.
Материалы и оборудование: Игрушечные машины: автобус, грузовик, легковая
машина, самолет, кораблик и сундучок.
Программное содержание: Воспитатель по одной достает машины из сундучка.
Вместе с ребёнком рассматривает и обговаривает внешний вид машины
(грузовика, автобуса, цвет, материал, назначение). Уточняется название частей
машины, их окраска и форма.
«Фрукты или овощи?»
Цель игры: Учить группировать овощи и фрукты, закрепить их названия.
Активизировать речь у детей.
Материалы и оборудование: магнитная доска с изображениями дерева и грядки,
плоскостные фигурки яблока, апельсина, груши, картофеля, капусты, лук или
других фруктов или овощей.
Программное содержание: Воспитатель объясняет, что яблоки, груши и
апельсины – вкусные, сладкие. Это – фрукты. Фрукты растут на дереве.
Картофель, капуста, лук не сладкие, но очень полезные. Это – овощи. Овощи
растут на грядке. Затем предлагает ребенку фрукты поместить на дереве, а овощи
на грядке.
Малыш выполняет задание, а воспитатель активизирует его речь с помощью
вопросов: «Что это? Повтори. Где растут фрукты? (на дереве)»
«Вот она! Моя улица»
Цель
игры: Развитие
речи.
Познакомить
детей
с
улицей,
развивать
представления об окружающих предметах, развивать наблюдательность
Материалы и оборудование: Машина игрушечная, кукла, одетая в шапку,
игрушка- собака, кирпичики и кубики.
Программное
содержание: Предварительно
на
прогулке
воспитатель
на
прогулке вместе с детьми рассматривают: улицу: дома, дорогу, по дороге едет
машина, кукла Вика идет, собака бежит. На занятии дети вспоминают, что они
видели на прогулке. Затем воспитатель вместе с детьми строят улицу: из кубиков
– дома, из кирпичиков – дорожку узкую и широкую. Затем дети играют.
Во
время
всех
действий
воспитатель
отрабатывает
навык
речевой
активности в употреблении общепринятых слов (машина едете, кукла идет).
«Самый внимательный»
Цель игры: Развивать остроту слуха, умение правильно воспринимать словесную
инструкцию независимо от силы голоса, которым ее произносят.
Материалы и оборудование: Кукла, игрушечный мишка, машинка.
Программное содержание: Воспитатель сидит около стола, на котором лежат
игрушки. Ребенок находится на расстоянии 2-3 метров от него. Воспитатель
предупреждает ребенка: «Я буду говорить шепотом, поэтому сидеть надо тихо,
чтобы было слышно. Будь внимательней!» Затем говорит:
- Возьми мишку и посади в машину.
- Возьми мишку из машины.
- Посади в машину куклу.
- Покатай куклу машине.
Ребенок должен услышать, понять и выполнить эти поручения.
Задания нужно давать краткие и простые, а произносить их тихо, но очень
четко.
«Угадай игрушку»
Цель игры: Формирование умения находить предмет, ориентируясь на его
признаки и действия. Развитие понимания речи взрослого
Материалы и оборудование: 3-4 игрушки: заяц, мишка, лиса, утенок
Программное содержание: Воспитатель показывает детям игрушки.
Надо сразу научить детей правильно называть предмет.
Воспитатель, рассказывает о каждой игрушке, называя их внешние признаки, а
дети должны угадать эту игрушка
.
«Профессии»
Цель игры: Развитие речи.
Материалы и оборудование: Картинки или фотографии с изображениями людей
разных профессий (Строитель, учитель, капитан и тд.).
Программное содержание: Взрослый задает вопросы, дети отвечают.
- Кирпичи кладет он в ряд,
Строит садик для ребят
Не шахтер и не водитель,
Дом нам выстроит... (Строитель)
-Кто пропишет витамины?
Кто излечит от ангины?
На прививках ты не плачь
Как лечиться, знает... (Врач)
-Учит вежливости нас,
Почитает вслух рассказ.
Не учитель, не писатель.
Это няня,... (Воспитатель)
-Стук летит из-под колес,
Мчится вдаль электровоз.
Поезд водит не таксист,
Не пилот, а... (машинист)
-Он от всех родных вдали
Водит в море корабли.
Повидал немало стран
Наш отважный... (Капитан)
- Когда вы станете взрослыми, каждый из вас будет иметь какую-то профессию.
Все они очень важны, будь это профессия хлебороба, пекаря, аптекаря, портного,
продавца, почтальона или строителя. Но главное, кем бы ты ни стал,- хорошо и
честно трудиться